УДК 378.048.2
УЧЕБНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ
Прокофьева Н.В.
В статье рассматривается учебно-ролевая игра как эффективны!! метод интерактивного обучения научно-педагогических кадров в аспирантуре. Автор анализирует учебно-ролевую игру «Защита диссертации», которая проводилась в аспирантуре технического вуза в рамках курса «Психология и педагогика высшего школы».
Ключевые слова: научно-педагогическая подготовка аспирантов; аспирантура; психология; педагогика; интерактивное обучение: учебно-ролевая игра; защита диссертации; кандидат наук.
TRAINING ROLE-PLAYING GAME AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING GRADUATE STUDENTS
Prokofeva N. V.
The article considers the role-plaving game as an effective method of interactive teaching ofscientific and pedagogical staffin postgraduate study. The author analyzes the role-playing game "Defense of the dissertation ", which was held in the graduate school of a technical university within the framework of the course "Psychology and pedagogу of higher school".
Keywords: scientific pedagogical training for postgraduate students; postgraduate department; psychology: pedagogy; interactive learning; training role-playing game; defense of the dissertation; PhD.
Введение
Одним из приоритетных направлений развития аспирантуры на протяжении последних лет является внедрение активных и интерак-
тивных технологий и методов обучения в образовательный процесс. В связи с этим растёт стремление наиболее активной части профессорско-преподавательского состава повысить свою квалификацию в этом направлении.
Как справедливо утверждает В.В. Воронов, «недостатка в рекомендациях по использованию активных, интерактивных, инновационных методов обучения нет» [1, с. 95]. Проблема заключается в другом. «В литературе почти нет анализа конкретной практики, эмпирических исследований, подтверждающих заявленную результативность, условия применения, ограничения в работе с этими методами» [1, с. 96]. Это противоречие и обусловило актуальность темы нашего исследования, проблема которого заключается в поиске и апробации инновационных образовательных методик применительно к системе послевузовского профессионального образования с целью установления их эффективности.
Цель исследования - теоретико-эмпирический анализ возможностей использования учебно-ролевых игр как средства активизации учебно-познавательной и исследовательской деятельности аспирантов.
Объектом исследования является процесс обучения аспирантов технических вузов психологии и педагогики высшей школы.
Предметом исследования является учебно-ролевая игра (УРИ) как один из эффективных методов обучения.
Гипотеза исследования: использование на занятиях с аспирантами системы учебно-ролевых игр будет эффективным, если: определить номенклатуру учебных вопросов курса, которые целесообразно использовать при проведении учебно-ролевых игр; разработать методическое обеспечение ролевой игры, опираясь на андрагогические принципы обучения взрослых.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие основные задачи: изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, касающуюся различных аспектов использования в учебном процессе высшей школы и аспирантуры активных и интерактивных
методов обучения; разработать методические основы УРИ с целью активизации учебно-познавательной и исследовательской деятельности аспирантов; определить учебные вопросы курса «Психология и педагогика высшей школы», при изучении которых целесообразно использовать УРИ; экспериментально проверить эффективность разработанной УРИ.
Материалы и методы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция деятельностного подхода; основы методики преподавания психологии и педагогики высшей школы; исследования по методике использования активных и интерактивных методов обучения в высшей школе и аспирантуре; теория игровой деятельности; ан-драгогические основы технологии обучения взрослых.
Для решения задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок; экспериментальные - педагогический эксперимент.
Результаты исследования
Огромным потенциалом для внедрения интерактивных методов обучения с применением информационных технологий обладает дисциплина «Психология и педагогика высшей школы», которая является обязательной для аспирантов всех направлений подготовки. Эта дисциплина обычно изучается аспирантами на втором курсе. Она направлена на подготовку аспирантов к работе в вузе, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте в виде общепрофессиональной компетенции, которая формулируется как «Готовность к преподавательской деятельности по программам высшего образования».
Отметим основные проблемы преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» относительно аспирантов техниче-
ских вузов. Во-первых, этот курс изначально многими аспирантами воспринимается как предмет для общего развития. Это связано с тем, что аспиранты не планируют работать в высшей школе. Во-вторых, аспиранты имеют «весьма расплывчатое представление о психологии и педагогики как о науках» [2, с. 6]. В-третьих, весьма невелик объём часов, отводимый на курс «Психология и педагогика высшей школы» учебным планом. Например, в очной аспирантуре СарФТИ НИЯУ МИФИ на него отводится 36 аудиторных часов и 72 часа на самостоятельную работу аспирантов.
Эти обстоятельства, а также анализ психолого-педагогической литературы и содержания заявленного курса убеждают нас в целесообразности включения в учебный процесс системы учебно-ролевых игр исследовательского характера. Заметим, что в нашем случае основным методом обучения аспирантов в рамках дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» является проблемная лекция. Ролевые игры целесообразно проводить на завершающем этапе учебного курса.
Под учебно-ролевой игрой мы будем понимать интерактивный метод обучения, предусматривающий воссоздание обучаемыми различных жизненных и профессиональных ситуаций и последующий их анализ. Учебно-ролевая игра всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих и психологических задач. В ней всегда есть результат. Она отличается высокой степенью свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени под руководством ведущего (преподавателя).
По мнению Л.С. Юровой, УРИ представляет собой «косвенный метод воздействия, когда обучающийся является полноправным субъектом деятельности; имеет двойную направленность: диагностирующую и обучающую; активизирует процесс самодиагностики, самопознания, самовоспитания; дает возможность приобретения опыта субъект-субъектного общения и формирования гуманистической установки, расширяет функции общения; обеспечивает реализацию личностных потребностей обучающихся; выполняет психотерапевтическую функцию, формирует творческие способ-
ности, развивает внимание, мышление, интуицию и т. д.; является средством социализации личности; показывает возможности использования коммуникативных умений, формирует новый стиль общения и поведения» [3, с. 168].
Обратимся к краткой аннотации авторской учебно-ролевой игры «Защита диссертации» (см. таблицу).
Таблица.
Аннотация учебно-ролевой игры
Название УРИ Защита диссертации
Автор УРИ Канд. пед. наук Прокофьева Надежда Викторовна
Участники УРИ Преподаватель курса «Психология и педагогика высшей школы» Н.В. Прокофьева и аспиранты СарФТИ НИЯУ МИФИ по следующим направлениям подготовки: 01.06.01 «Математика и механика»; 03.06.01 «Физика и астрономия»; 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника»
Место проведения УРИ СарФТИ НИЯУ МИФИ; адрес: 607186, Нижегородская область, г. Саров, ул. Духова, д. 6
Цель УРИ Активизация учебно-познавательной и исследовательской деятельности аспирантов
Задачи УРИ (относительно обучающихся) • формирование интереса к изучаемой дисциплине; • освоение основных идей, понятий и категорий учебного курса; • повышение интереса к деятельности преподавателя и научной деятельности; • объективное осознание мотивов собственной научной деятельности; • развитие коммуникативных навыков и умений; • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; • «погружение» в атмосферу защиты кандидатской диссертации; • ознакомление с особенностями публичных выступлений соискателя, научного руководителя, официального оппонента и членов диссертационного совета; • активизация ранее полученных знаний по дисциплине «Методика и методология научных исследований» и перевод их в деятельно стный контекст; • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Окончание табл.
Кол-во участников УРИ 15
Продолжительность УРИ 1ч 20 мин
Средства обучения, необходимые для организации и проведения УРИ Персональный сайт преподавателя, ноутбук в связке с проектором и экраном, кафедра, комплект методических материалов, бумага, ручки, часы.
Ожидаемые результаты УРИ (относительно обучающихся) • формирование научных, системных, осознанных, прочных методологических и психолош-педагогических знаний и умений; • опыт субъект-субъектного общения, публичных выступлений, написания научного доклада и создания научной презентации; • устранение «разрыва» между теоретическими знаниями и практикой их использования в реальных ситуациях; • развитие коммуникативных качеств личности; • установка на профессиональное и личностное саморазвитие.
Сюжет и структура УРИ Сюжет УРИ: упрощённый процесс защиты кандидатской диссертации. Действующие лица: диссертант, председатель совета, официальный оппонент, члены диссертационного совета, научный руководитель. Научный руководитель - преподаватель курса. Оптимальное кол-во участников УРИ: 12-18 чел. Основные этапы УРИ: организационно-подготовительный, игровой, аналитический.
Примерные темы исследований (для диссертантов) 1. Виды и особенности публичных выступлений. 2. Современная стратегия модернизации высшего образования. 3. Аюуальные проблемы современной дидактики высшей школы. 4. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы. 5. Инновационные подходы к проектированию рабочих программ по учебным дисциплинам. 6. Проблема готовности аспирантов к преподавательской деятельности. 7. Профессиональное выгорание преподавателей вузов: сущность, диагностика, профилактика.
Методы определения эффективности УРИ Анкетирование участников УРИ, собеседования с аспирантами, внедрение в УРИ приглашённого эксперта, экзамен по изучаемой дисциплине.
Рассмотрим подробнее основные этапы УРИ «Защита диссертации».
Органнзацнонно-подготовнтелънът этап. Преподавателю важно определить, сколько занятий целесообразно провести в игровой форме. То есть УРИ не должна проводиться единожды. Именно система учебно-ролевых игр обеспечивает «работу над ошибками» и положительную динамику. В нашем случае было проведено семь ролевых игр, что позволило каждому аспиранту сыграть главную роль (либо диссертанта, либо официального оппонента).
На вводной лекции по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы» преподавателю следует провести «настройку» на игру. То есть сообщить аспирантам, что кульминацией учебного курса станет УРИ «Защита диссертации», вернее, система ролевых игр. Учебно-ролевая игра, с одной стороны, является примером интерактивного метода обучения, а, с другой стороны, эффективным и «безопасным тренажёром» перед предстоящей защитой диссертации. Данная игра имитирует реальный процесс защиты кандидатской диссертации. Её целью является активизация учебно-познавательной и исследовательской деятельности аспирантов.
Именно на первом занятии среди аспирантов распределяются роли и темы исследований, заполняется календарный план учебно-ролевых игр, обговариваются условия взаимодействия всех участников УРИ, выдаются памятки по УРИ, рассматриваются требования к написанию доклада и созданию презентации. Необходимое методическое обеспечение УРИ (аннотация, сценарий, план и правила УРИ, характерные особенности действующих лиц, инструкции для каждого участника УРИ, тематика докладов и рекомендуемая литература) должно быть размещено на персональном сайте преподавателя. Консультации аспирантов с преподавателем также могут осуществляться посредством этого сайта.
Игровой этап - процесс игры (имитация реальной защиты кандидатской диссертации в упрощённом виде).
Аналитический этап - этап анализа проведённой «защиты» всеми участниками игры. Преподавателю важно отметить грамотность формулировок основных компонентов исследования; логику выступления диссертанта и оппонента, убедительность их рассуждений;
соблюдение требований к оформлению презентации; культуру речи, жестов, мимики, поведения всех участников «защиты»; оригинальность мышления, лаконичность и чёткость формулировок вопросов и ответов всех участников игры.
Анализ анкет обучающихся позволил нам выявить основные достоинства УРИ. Во-первых, эта игра помогает аспирантам подготовиться к будущей защите кандидатской диссертации. Иногда, даже меняет их представление об особенностях взаимодействия с научным руководителем, а также о многочисленных организационных вопросах, связанных с защитой. Во-вторых, данный метод обучения подкупает своей новизной. Аспирантам интересно «примерить на себя» новые роли. В-третьих, такой формат занятий облегчает понимание учебного курса и позволяет «вскрыть» реальные трудности и насущные вопросы аспирантов.
Подводя итог очередной игры, один из аспирантов заметил: «Это успех! Удалось соединить неизбежное с полезным, превратив в игру».
Отметим «минусы» УРИ «Защита диссертации».
1. Данная УРИ является достаточно сложной по сценарию и содержанию.
2. Для организации и проведения полноценной УРИ преподавателю необходимо много времени и сил.
3. От аспирантов требуется серьезная подготовка к УРИ.
Обсуждение
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система ролевых игр может быть использована в образовательной практике аспирантуры.
В рамках данной статьи не отражен вопрос о критериях оценки «работы» аспирантов в ходе учебно-ролевых игр.
Заключение (выводы)
Резюмируя сказанное выше, подчеркнём, что внедрение в учебный процесс системы ролевых игр - это, с одной стороны, интересный пример инновационной деятельности преподавателя, а, с другой стороны, попытка педагога активизировать учебно-познавательную и исследовательскую деятельность аспирантов. Включенный в сюжет ролевой
игры учебный проект (подготовка доклада и презентации диссертантом) является его смысловой основой. При этом УРИ приобретает статус «исследовательской». В ходе игры аспиранты имеют возможность продемонстрировать не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. К тому же УРИ является для обучающихся «безопасным тренажёром» перед защитой реальной диссертации.
Информация о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Благодарности. Автор выражает признательность к.пед .н. М.И. Коньковой за помощь в проведении эксперимента по проблеме исследования.
Список литературы
1. Воронов В.В. Опыт активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. №1. С. 94-102.
2. Пшеничная В.В. О проблемах преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре [Электронный ресурс] //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. URL: http://www.apriori-joumal. ru/serial/l-2016/Pshenichnaya.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
3. Кононенко И.М. Ролевая игра как средство развития социально-психологической компетентности будущего специалиста // Вестник АГТУ 2007. №5 (40). С. 164-170.
4. КазашваА.Г. Интерактивные методы об\чсния в системе послевузовского профессионального образования//В-к МГУКИ. 2013. №2. С. 184-190.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
References
1. Voronov V.V. Opyt aktivizacii uchebno-poznavaternoj dejaternosti stu-dentov [Expérience of intensification of educational activity of students].
Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika. 2016. №1, pp. 94-102.
2. Pshenichnaja V.V. [The issues of teaching «psychology and pedagogy of higher school» to post-grade students]. APRIORI. Serija: Gumani-tarnye nauki. 2016. № 1. Available at: http://www.apriori-journal.ru/se-ria 1/1 -2016/Pshenichnaya.pdf. (accessed 20.01.2017).
3. Kononenko I.M. Rolevaja igra как sredstvo razvitija sociarno-psiho-logicheskoj kompetentnosti budushhego specialista [A role game as a means of the development social and psychological competence of a future expert], Vestnik AGTU. 2007. №5 (40), pp. 164-170.
4. Kazakova A.G. Interaktivnye metody obuchenija v sisteme poslevu-zovskogo professionarnogo obrazovanija [Interactive teaching methods in the system of postgraduate professional education], Vestnik MGUKI. 2013. №2, pp. 184-190.
5. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technology. Active learning]. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. 192 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Прокофьева Надежда Викторовна, доцент кафедры высшей математики, кандидат педагогических наук Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» ул. Дтова, 6, г. С аров. 607186, Российская Федерация prokofeva-n(a)yandex. ги ORCID: 0000-0002-1560-5673
DATA ABOUT THE AUTHOR
Prokofeva Nadezhda Viktorovna, Associate Professor of Department of Higher Mathematics, Candidate of Pedagogical Sciences
Sarovskу physics and technology institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute) 6. Dukhov Str., Sarov, 607186, Russian Federation prokofeva-n(a)yandex. ru ORCID: 0000-0002-1560-5673