Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378.147+517
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ
ДЛЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
О. А. Шушерина, Е. В. Буркова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Описан опыт включения учебно-профессиональных задач в содержание математических дисциплин для будущих бакалавров инженерного профиля.
Ключевые слова: учебно-профессиональные задачи, математические дисциплины, бакалавры-инженеры.
EDUCATIONAL-PROFESSIONAL TASKS IN MATHEMATICAL COURSES
FOR FUTURE ENGINEERS
О. А. Shusherina, E. V. Burkova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article describes the experience of including educational and professional tasks in the content of mathematical disciplines for future bachelors of engineering profile.
Keywords: educational and professional tasks, mathematical disciplines, bachelors-engineers.
Введение. Ориентация на целевые компоненты современного высшего образования указывает на значимость включения в образовательный процесс подготовки бакалавров-инженеров учебно-профессиональных задач. Они обладают предметным и социально-профессиональным потенциалом: моделировать профессиональную деятельность, ставить будущих инженеров в позицию специалиста, тем самым способствуя формированию общепрофессиональных компетенций, профессиональному становлению будущих инженеров.
В соответствии с теорией знаково-контекстного обучения А. А. Вербицкого [1] нами выделены в содержании дисциплин основные типы учебно-профессиональных задач, которые введены в состав учебно-методических комплексов математических дисциплин [2; 3].
Вспомогательные профессионально-ориентированные математические задачи направлены на выявление студентами профессиональных условий в содержании задач, принятии ответственного решения. Необходимо подводить обучающихся к пониманию, что быть Специалистом с большой буквы -это всегда нести ответственность за принимаемые решения.
При разработке профессионально подобных математических задач для конкретного инженерного, экономического, технологического и других направлений подготовки бакалавров акцентируют внимание на формировании умения профессиональной интерпретации полученного результата. Такие задания предполагают, что обучающийся, изучая учебный материал,
не просто усваивает новую предметную (математическую) информацию, но пытается на ее основе включиться в профессионально подобные ситуации.
Ученые отмечают необходимость поэтапного обучения студентов решению учебно-профессиональных задач. Многолетний опыт научно-педагогической деятельности в вузе показал, что процесс включения студентов в решение математических учебно-профессиональных задач проходит последовательно -от постановки простых профессионально-ориентированных вопросов к более сложным, а далее -к решению многоэтапных задач профессиональной направленности. Например, перед будущими бакалаврами экономики при изучении математического анализа ставится учебно-профессиональная задача: «Возрастающими или убывающими являются функции, описывающие зависимость спроса от цены товара? Выскажите свое мнение, приведите примеры». В результате совместного обсуждения предлагаемых студентами вариантов принимается аргументированное общее решение.
При изучении теории вероятностей и математической статистики студентам предлагаются расчетные профессионально-ориентированные интегрированные задания: провести математическую обработку реальных данных, полученных ими во время учебной практики на предприятии, в банке, в фирме, других организациях. При достаточно высокой заинтересованности студентов к таким заданиям около трети студентов не смогли дать четкую производственно-экономическую интерпретацию полученным статистическим результатам.
Решетневские чтения. 2018
На занятиях дисциплине «Методы оптимальных решений» по теме «Задачи в условиях риска и неопределенности» студентам предлагается исполнить роли руководства предприятия (директора, технолога, экономиста, начальника цеха) и принять оптимальное решение, сравнив по известным им математическим критериям несколько вариантов стратегий (отремонтировать оборудование силами заводских специалистов, вызвать специальную бригаду ремонтников, заменить оборудование новым). Каждое решение, в зависимости от состояния оборудования, требовало определенных материальных затрат. Выявились неразвитые умения второкурсников быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства, профессионально общаться, прогнозировать возможное решение.
На учебных занятиях по математическим дисциплинам предлагаются квазипрофессиональные ситуации с множеством решений, истолкование каждого означает определенный моральный и материальный риск. Важно убеждать будущих инженеров, что в профессиональной реальности ситуации не всегда дают единственное правильное решение, поэтому надо учиться видеть множество всевозможных решений, каждое из которых можно считать наилучшим по своему критерию.
Таким образом, решение студентами математических учебно-профессиональных задач, участие в предметно-социальных ситуациях, деловых и учебных играх, выполнение профессионально направленных заданий при изучении математики способствуют формированию общепрофессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению будущих инженеров.
Библиографические ссылки
1. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 55 с.
2. Шушерина О. А. Учебно-профессиональные задачи и ситуации в профессиональной подготовке студента вуза // Современное образование в условиях
реформирования: инновации и перспективы : материалы Ш Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, Университет Российской Академии образования, 2012. 356 с.
3. Шушерина О. А., Буркова Е. В. Учебно-профессиональные задачи по математическим дисциплинам в контексте компетентностного подхода // Системы оценки качества образования : Всерос. науч-но-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск: СибГАУ, 2016. С. 37-42.
References
1. Verbitskiy A. A. Pedagogicheskiye tekhnologii kontekstnogo obucheniya [Pedagogical technologies of contextual learning]. Moscow, RITs MGGU im. M. A. Sholokhova, 2010. 55 p.
2. Shusherina О. А. Uchebno-professionalnyye zada-chi i situatsii v professionalnoy podgotovke studenta vuza [Educational and professional tasks and situations in professional training of a University student] // Sovre-mennoye obrazovaniye v usloviyakh reformirovaniya: innovatsii i perspektivy : Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / [Modern education in the conditions of reforming: innovations and prospects : Materials of III all-Russian scientific-practical conference]. Rrasnoyarsk, NOU VPO "Universitet Rossiyskoy Akademii obrazovaniya", 2012. P. 278-283. (In Russ.)
3. Shusherina О. А., Burkova Е. V. Uchebno-professionalnyye zadachi po matematicheskim distsipli-nam v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Educational and professional tasks in mathematical disciplines in the context of the competence approach] // Sistemy otsenki kachestva obrazovaniya : Vseros. nauchno-prakt. konferentsiya s mezhdunar. uchastiyem. [Education quality assessment systems : Vseros. scientific practice. conference with international participation, 2016]. Ю-asnoyarsk, SibSAU, 2016. P. 37-42. (In Russ.)
© Шушерина О. А., Буркова Е. В., 2018