Математика как средство формирования исследовательской компетенции
бакалавра экономики (Mathematics as a means of formation of the research competence of the
bachelor of Economics)
Шушерина Ольга Анатольевна профессор кафедры «Управление качеством и математические методы
экономики» экономического факультета ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет»
г. Красноярск e-mail: о [email protected] Черепанова Светлана Александровна доцент кафедры фундаментальной подготовки ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет»
Лесосибирский филиал г. Лесосибирск e-mail: cherepanova077 @mail.ru
Аннотация: В статье обосновано содержание понятия
«исследовательская компетенция студента». Описана практика формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров экономики средствами математики. Представлена критериальная схема оценивания уровня проявления исследовательской компетенции студентов вуза.
Abstract: In the article justified the content of the notion «the research competence of the student.» Describes the practice of formation of the research competence of the future bachelors economy means of mathematics. Presented criterion scheme of estimation of the level of the manifestation of the research competence of students of the University.
Ключевые слова: исследовательская компетенция, будущий бакалавр экономики, математика как средство формирования, учебно-исследовательская деятельность студента, научно-исследовательская деятельность студента.
Keywords: research competence, the future bachelor of Economics,
mathematics as a means of formation, teaching and research activities of the student, scientific-research activities of the student.
Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность является важной задачей высшего профессионального образования. Необходимо дать студенту не только комплекс знаний и умений, но и сформировать у будущего специалиста мотивацию к непрерывному расширению и углублению знаний, умений. Если во время учебы в вузе студент будет самостоятельно приобретать объективно и субъективно новые знания, то он будет стремиться действовать так же в будущей профессиональной деятельности. Поэтому перед профессиональным образованием стоит задача подготовки обучающихся, способных к самостоятельному мотивированному поиску информации, ее интерпретации, обработке и анализу. Это позволит сохранить известные в мире отечественные научные школы, вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Экономика» признается приоритетной способность специалиста решать профессиональные задачи в различных видах профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской. К ним относится: поиск информации по полученному заданию, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; обработка массивов экономических данных; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; проведение статистических обследований, опросов, анкетирования, первичная обработка их результатов и другое [1].
Таким образом, в настоящее время необходимо подготовить студента, обладающего исследовательской компетенцией как неотъемлемой характеристикой качественного выполнения им своих профессиональных
функций.
В своей работе мы придерживаемся определения понятия «компетенция», данного А.В. Хуторским: это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [2, с. 141].
Понятие «исследование» рассматривается в словарях как процесс выработки (формирования) новых знаний, один из видов познавательной деятельности; как творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом; основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний [3].
Анализ и интеграция понятий «компетенция» и «исследование» позволили считать определить исследовательскую компетенцию как совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Исследовательские умения, считает О.В. Ушакова, включают в себя умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования [4].
Исследовательская компетенция любого специалиста является составной частью профессиональной компетентности и обеспечивает ее эффективность. Начальный этап пути формирования исследовательской компетенции осуществляется в процессе обучения студента в вузе, когда закладываются её основы. В полной мере эта компетенция формируется в магистратуре, в системе послевузовского образования (аспирантуре, при подготовке к защите диссертации). Определенный этап своего дальнейшего развития исследовательская компетенция получает в процессе
профессиональной деятельности. Такой путь будет успешным, если был удачным период формирования исследовательской компетенции будущего специалиста при обучении в вузе.
Поставленная задача важна и для педагогов вуза, поскольку связана с осознанием ими необходимости формирования исследовательской компетенции студента, разработки педагогического обеспечения данного процесса, средств оценки сформированности компетенции с учетом перехода на федеральные государственные образовательные программы. Чтобы развивать исследовательские способности студентов, формировать у будущего бакалавра готовность и способность к исследовательской деятельности, современному преподавателю вуза самому нужно уметь принимать нестандартные решения, активно участвовать в инновационных исследовательских работах.
Мы полагаем, что исследовательская компетенция студента вуза может развиваться на уровне учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности и формироваться разнообразными средствами, в процессе изучения любых дисциплин.
Объем математической подготовки бакалавров направления подготовки «Экономика» составляет в ФГОС 15-20% от общей трудоемкости основной образовательной программы. К базовым математическим дисциплинам, которые изучают бакалавры экономики в вузе, относятся «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений», к вариативным - «Финансовая математика», «Исследование операций в экономике». Разнообразие математических дисциплин дает возможность будущему специалисту расширения и углубления знаний, умений и навыков, позволяет ему получить такие компетенции, которые будут способствовать успешной профессиональной деятельности и/или продолжению профессионального образования в магистратуре. Все это в целом говорит о необходимости пристального внимания к математическому компоненту подготовки будущих
бакалавров экономики в условиях компетентностного подхода. При этом ученые и педагоги вузов справедливо считают, что математика обладает значительными потенциальными возможностями в развитии профессиональнозначимых качеств личности будущего специалиста [5]. Все сказанное позволяет актуализировать проблему поиска путей и условий формирования исследовательской компетенции студента вуза средствами математики.
Особенности осуществления исследовательской деятельности бакалавров экономики средствами математики заключаются в том, что:
- учебно-исследовательская работа студента может проводиться только на 1-2 курсах (что не ограничивает преподавателя и студента при выборе форм и средств);
- преподаватель индивидуально определяет требования к учебноисследовательской деятельности студента и критерии ее оценки;
- появляется возможность участия студента в разнообразных научноисследовательских конкурсах, что позволяет реализовать его потребность в самоутверждении;
- учебно-исследовательская деятельность студента создает дополнительное общение с преподавателем-руководителем.
Учебно-исследовательская компетенция студента включает умения поставить задачу, проанализировать имеющуюся информацию и условия, выбрать методы, спланировать эксперимент. Научно-исследовательская компетенция предполагает активную деятельность студентов, обеспечивающую приобретение необходимых навыков творческой исследовательской деятельности, которая завершается самостоятельным решением студентами задач, уже разработанных в науке [4].
Пупынина И.А. обозначает четыре компонента исследовательской компетенции - когнитивный, мотивационный, ориентировочный, операционный. Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний и понятий, которые необходимы студенту, чтобы формулировать и решать исследовательские задачи в учебно-профессиональной деятельности.
Мотивационный компонент понимается как смысл, который исследовательская деятельность имеет для каждого студента. Ориентировочный компонент включает в себя множество умений, которые обеспечивают потребность студента в определенных знаниях и построение пути, как они могут быть получены в данных условиях. Операционный или технологический компонент
- это умения студента выполнять действия, предназначенные для решения исследовательских профессионально направленных задач в процессе учебной деятельности.
В Сибирском государственном технологическом университете наработан богатый опыт формирования исследовательской компетенции средствами математики при выполнении учебно-исследовательской и научноисследовательской деятельности. На занятиях по математике ставится задача формирования у студентов всех названных выше компонентов исследовательской компетенции, в первую очередь, умения сформулировать задачу, проанализировать имеющуюся информацию, выбрать методы решения.
Формирование когнитивного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров экономики предполагает развитие умения работать с первоисточниками, справочной литературой, систематизировать материал, выбирать методы и способы практической деятельности. Непосредственно это происходит при изучении всех разделов дисциплин «линейная алгебра», «математический анализ» «теория вероятностей и математическая статистика», когда студенты знакомятся с основными понятиями и определениями, учатся выбирать из множества адекватные методы решения, учитывая имеющиеся условия.
Мотивационный компонент исследовательской компетенции предполагает личную мотивацию студента для изучения данного раздела математической дисциплины. Формирование мотивационного компонента исследовательской компетенции студента особенно проявляется во время занятий по теории вероятностей и математической статистике, например, по теме «нормальный закон распределения». В начале занятия студентов информируют о сути и
значимости нормального закона распределения случайных величин и условиях его возникновения. Студенты на реальном практическом примере экономического характера (данные банковских процентных ставок, значений себестоимости продукции, прибыли предприятия) вычисляют числовые характеристики выборки, строят гистограммы и полигоны частот, проверяют гипотезу о нормальном законе распределения случайной величины.
Технологический компонент формируется у студентов при выполнении практических операций, например, при отработке умения проводить из генеральной совокупности выборку объектов относительно определенного ими самими количественного признака и др.
При изучении математической статистики студентами Лесосибирского филиала СибГТУ была исследована многокомпонентная связь между качеством общего среднего образования и успешностью обучения в вузе студентов трех специальностей (с объемами выборок более 100). В качестве количественных признаков рассматривались: итоговые средние баллы школьного аттестата, средние баллы по гуманитарным и точным дисциплинам в отдельности, средние баллы по русскому языку, математике и физике, которые являются профилирующими при поступлении в ЛФ СибГТУ. Результаты исследования показали, что с достоверностью 0,95 наблюдается значимая положительная корреляция между исследуемыми признаками. Студентами также проверялось правильность мнения специалистов из Академии наук Великобритании, что физические параметры человека (рост, длина пальцев руки) отражаются на скорости реакции человека, быстроте его мышления, даже на успешности профессиональной деятельности [7].
При изучении курсов «Методы принятия оптимальных решений», «Исследование операций в экономике» будущим бакалаврам экономики предлагалось учебно-исследовательское задание. Пользуясь печатным или электронным источником, нужно отыскать экономическую ситуацию, в которой описывается конфликтная ситуация с участием двух заинтересованных сторон. Представить ситуацию как матричную игру - антагонистическую или в
условиях неопределенности и риска. Задавались предполагаемые размеры платежной матрицы (т > 3 и п >3). Задача заключалась в формализации конфликтной ситуации: 1) описать все возможные стратегии обоих игроков; 2) составить таблицу (если интересы игроков противоположны) или две (если интересы игроков не совпадают), в которых вербально описываются выигрыши игроков в каждой из ситуаций; 3) обоснованно перейти к количественному описанию выигрышей игроков, записать полученный результат; 4) сформулировать критерий оптимальности стратегий игроков и записать его математически; 5) обосновать возможные методы нахождения оптимальных стратегий; 6) найти оптимальные стратегии ЛПР (лица, принимающего решение), дать им экономическую интерпретацию; 7) проанализировать полученное решение.
Решение математических задач, возникающих из реальных экономических ситуаций, играет в обучении важную роль, поскольку способствует активизации исследовательской деятельности студентов, является необходимым условием формирования исследовательской компетенции. Это мотивирует студентов на применение теоретических знаний на практике и побуждает к более глубокому изучению математики в высшем техническом учебном заведении.
В организации исследовательской деятельности студентов преподаватель играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у студентов активность, самостоятельность и инициативу. Особую роль в успешности формирования исследовательской компетенции играет сильная мотивация достижения успеха. Студенты с высоким уровнем мотивации активнее ищут информацию, более решительны, инициативны и чаще проявляют творческие и исследовательские способности.
Таким образом, на практических занятиях по математическим дисциплинам у студентов происходит формирование различных видов исследовательской компетенции: работа с нормативной документацией,
наблюдение и анализ явлений и фактов, выявление проблемы и ее решение,
разработка и проведение исследования, обработка и обобщение результатов, формулировка общих выводов.
Многолетний опыт научно-педагогической работы в вузе показывает, что исследовательская компетенция и математические компетенции будущего бакалавра экономики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Данное положение послужило методологической основой для оценки уровня проявления исследовательской компетенции при изучении математических дисциплин будущими бакалаврами экономики. Как считает Ю.Г. Татур, компетенция (в том числе и исследовательская) имеет сложную компонентную структуру и включает в себя гностический компонент (знания обучающегося как основу компетенции), функциональный компонент (умения обучающегося выполнять определенные действия), ценностно-этический компонент, опирающийся на личностные качества обучающегося и характеризующий его отношение к осуществляемой деятельности. Первые два компонента - это потенциал компетенции, а третий определяет степень его реализации в практической деятельности [8].
Ориентируясь на предложенный Ю.Г. Татуром тарификатор для диагностики результатов обучения, заданных с помощью компетенций, была разработана авторская критериальная схема (О.А. Шушерина, С.А. Черепанова) оценки уровня проявления элементов формируемой компетенции студентов вуза (рисунок 1).
Базовый уровень
I
(1-4 балла)
Умения и навыки
учебно-исследовательской деятельности, инициируемой преподавателем:
работы со справочной литературой - видеть структуру найденного материала
анализировать данные - систематизировать материал
определить цели и задачи исследования - сравнивать, сопоставлять
оценивать свои действия - анализировать полученный результат
Учебно-исследовательский уровень (5-7 баллов)
Научно-исследовательский) уровень (8-10 баллов)
Умения и навыки Умения и навыки
исследовательской деятельности под самостоятельной исследовательской
руководством преподавателя: * С#» ‘11/1^І/И//Іі/»С. І і/1И/И ІСІ/І/ОіІІІ V \9Иіі/И деятельности:
■ формулировать гипотезу ■ увидеть и сформулировать проблему
■ сравнивать, сопоставлять ■ анализировать ситуацию
■ провести поисковый эксперимент ■ теоретически обосновать выбор
■ мысленно соединять части явлений методов
и устанавливать их взаимосвязи ■ находить способы решения
■ теоретически обосновать выбор проблемы
методов ■ уточнить гипотезу
■ оценивать свои действия ■ самоконтроль завершенности
■ ориентирования в действий
профессиональной литературе ■ использовать методы исследования,
■ применять компьютерные средства применяемые в смежной науке
для решения задачи ■ самоанализ полученного результата
■ умение презентовать полученный ■ логически верно, аргументировано и
результат ясно излагать процесс действий
■ анализировать проделанную работу ■ формулировать обобщающие
с целью выявления наиболее выводы в соответствии с
существенных ее результатов поставленными целями, задачами и
■ интерпретировать полученные результатами их выполнения
результаты ■ оценить результаты исследования с
точки зрения их достоверности и
практической значимости
■ интерпретировать полученные
результаты
Рисунок 1 - Критериальная схема оценки уровня проявления исследовательской
компетенции студентов вуза
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 2009.
2. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
3. Современный толковый словарь. В 3-х томах. / Т.Ф. Ефремова. - Изд-во АСТ, Астрель, Харвест. 2006.
4. Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий (на примере химии) / авт.-сост. О.В. Ушакова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 43 с.
5. Шушерина, О.А. Ответственность - профессионально значимое качество будущего специалиста: педагогический аспект: монография / О.А. Шушерина // Красноярск : СибГТУ, 2002. - 186 с.
6. Пупынина, И.А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа / Пупынина И.А.; Режим доступа: Ы!р:/Л^йуа1.1september.ru/articles/584510/
7. Черепанова С.А. К вопросу о нормальном законе распределения / С.А. Черепанова, А.В. Рубцов, Т.П. Мерзлякова // Современные проблемы математики и механики. ВМНК. - Томск : изд-во Том. ун-та, 2010. - С. 177-179.
8. Татур, Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 2010. -№ 5. - С. 22-31.