Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ'

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-профессиональная коммуникация / личностная готовность / потребности в учебно-профессиональной коммуникации / академическое письмо / текст. / educational and professional communication / personal readiness / needs for educational and professional communication / academic writing / text

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунько Т.Ю., Рязанцев В.И.

Статья посвящена изучению проблемы личностной готовности студентов к академическому письму в процессе обучения учебно-профессиональной коммуникации на уровне высшего образования. Выполнен краткий обзор исследований в области личностных профессиональных качеств студентов в процессе учебно-профессиональной коммуникации. Описаны результаты смешанного эмпирического исследования готовности студентов-дефектологов к академическому письму на онлайн выборке добровольцев (N=61). Получены слабо отрицательные связи между категорией личностной готовности студентов-дефектологов, категорией выделяемых трудностей в учебно-профессиональной коммуникации, категорией использования научных текстов и других средств языка при обучении академическому письму по результатам контент-анализа. Результаты свидетельствуют о том, что личностная готовность студентов-дефектологов к академическому письму определяет успешность учебно-профессиональной коммуникации на основе такой высшей единицы как текст. Полученные данные объясняют индивидуальные различия в личностной готовности к академическому письму студентов-дефектологов и представляются авторами в контексте коммуникативно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сунько Т.Ю., Рязанцев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL COMMUNICATION: PERSONAL READINESS OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS FOR ACADEMIC WRITING

The article is devoted to the study of the problem of students' personal readiness for academic writing in the process of teaching educational and professional communication at the level of higher education. A brief review of research in the field of personal professional qualities of students in the process of educational and professional communication is carried out. The results of a mixed empirical study of the readiness of defectology students for academic writing on an online sample of volunteers (N=61) are described. Weakly negative connections were obtained between the category of personal readiness of students-defectologists, the category of identified difficulties in educational and professional communication, the category of the use of scientific texts in teaching academic writing, as well as other means of language based on the results of content analysis. The results indicate that the personal readiness of students-defectologists for academic writing determines the success of educational and professional communication based on such a higher unit as text. The obtained data explain individual differences in the personal readiness for academic writing of students-defectologists and are presented by the authors in the context of communicative-activity and text-centric approaches.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ»

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ Сунько Т.Ю. (Москва, МГППУ), Рязанцев В.И. (Москва, МГУ) tasunko@yandex.ru, vir220497@gmail. com

Аннотация. Статья посвященаизучению проблемы личностной готовности студентов к академическому письму в процессе обучения учебно-профессиональной коммуникации на уровне высшего образования. Выполнен краткий обзор исследований в области личностных профессиональных качеств студентов в процессе учебно-профессиональной коммуникации. Описаны результаты смешанного эмпирического исследования готовности студентов-дефектологов к академическому письму на онлайн выборке добровольцев (N=61). Получены слабо отрицательные связи между категорией личностной готовности студентов-дефектологов, категорией выделяемых трудностей в учебно-профессиональной коммуникации, категорией использования научных текстов и других средств языка при обучении академическому письму по результатам контент-анализа. Результаты свидетельствуют о том, что личностная готовность студентов-дефектологов к академическому письму определяет успешность учебно-профессиональной коммуникации на основе такой высшей единицы как текст. Полученные данные объясняют индивидуальные различия в личностной готовности к академическому письму студентов-дефектологов и представляются авторами в контексте комму-никативно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: учебно-профессиональная коммуникация, личностная готовность, потребности в учебно-профессиональной коммуникации, академическое письмо, текст.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL COMMUNICATION: PERSONAL READINESS OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

FOR ACADEMIC WRITING SunkoT.Yu. (Moscow, MGPPU), Riazantsev V.I. (Moscow, MSU) tasunko@yandex.ru, vir220497@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of students' personal readiness for academic writing in the process of teaching educational and professional communication at the level of higher education. A brief review of research in the field of personal professional qualities of students in the process of educational and professional communication is carried out. The results of a mixed empirical study of the readiness of defectology students for academic writing on an online sample of volunteers (N=61) are described. Weakly negative connections were obtained between the category of personal readiness of students-defectologists, the category of identified difficulties in educational and professional communication, the category of the use of scientific texts in teaching academic writing, as well as other means of language based on the results of content analysis. The results indicate that the personal readiness of students-defectologists for academic writing determines the success of educational and professional communication based on such a higher unit as text. The obtained data explain individual differences in the personal readiness for academic writing of stu-dents-defectologists and are presented by the authors in the context of communicative-activity and text-centric approaches.

Keywords: educational and professional communication, personal readiness, needs for educational and professional communication, academic writing, text.

Введение

Коммуникация в учебно-профессиональной сфере выполняет функции общения, сообщения, воздействия, необходимые в процессе речевого взаимодействия студентов в

устной и письменной формах. Проблема личностной готовности студентов-первокурсников к учебно-профессиональной коммуникации на основании теории самодетерминации Э. Дейси и Р. Райана затрагивает мотивацию внутреннюю и внешнюю (Deci, Ryan, 2001, с. 932). Поскольку внутренняя мотивация опирается на собственные желания, а для внешней мотивации важны желания других, то личностная готовность студентов может формироваться через абстрактный, произвольный, мотивированный план письменной речи и перестраиваться в уже сложившуюся психологическую систему устной речи. Анализ исследования Н.Н. Нечаева показал, что рост коммуникативных компетентностей у студентов-лингвистов ведет за собой развитие профессиональной идентичности (Нечаев, 2017, с. 130). О становлении личностных профессиональных качеств педагогов-психологов для успешного обучения в магистратуре и их профессиональной пригодности через профессиональную идентичность, эмпатию, коммуникативность заявляют М.Е. Ермолаева и др. (Ермолаева, Исаев, Лубовский, 2020, с. 230). Поэтому изучение личной готовности студентов-дефектологов к академическому письму в учебно-профессиональной коммуникации стало целью проведенного эмпирического исследования. А выстраивание предположения о взаимосвязи таких категорий, как личностная готовность студентов-дефектологов к академическому письму, трудности в процессе учебно-профессиональной коммуникации, выбор языковых средств обучения на уровне высшего образования осуществлялось на основании ранее полученных результатов пилотного исследования затруднений у студентов-дефектологов в процессе письменной речи (Сунько, 2021, с. 400). В работе под личностью готовностью студентов-дефектологов понимаются и внутренние и внешние мотивы коммуникативной деятельности в процессе освоения академического письма. Полученные результаты позволят установить значимость различий переменных, связанных с готовностью к академическому письму на основе коммуникативно-деятельностного подхода в учебно-профессиональной коммуникации.

Методы

Исследование личностной готовности студентов-дефектологов первого курса к академическому письму проводилось в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в апреле 2021 года. В качестве инструмента исследования выступила составленная онлайн анкета, 15 вопросов преимущественно закрытого типа которой опирались на выводы, сделанные в ходе предшествующего онлайн анкетирования «Затруднения в речевой коммуникации» (Сунько, 2021, с. 84).

В исследовании приняли добровольное участие 61 респондент, среди которых были 2 юношей и 59 девушек в возрасте от 17 лет до 21 года, получающие высшее образование по программе бакалавриата первого года обучения в очной форме. Вопросы анкеты заключали сведения в первой части о готовности студентов к академическому письму, во-второй - о возникающих трудностях в учебно-профессиональной коммуникации и использовании научного текста как средства обучения академическому письму (ссылка на анке-

ту:https://docs.google.com/forms/d/1pjuwjwwtlDMjzPMc3jE0jmEs7kSG_EEOr8UxKJVfaE/edi t). Обработка результатов анкетирования проводилась с помощью непараметрических методов и контент-анализа, в процессе которого количественные данные уточнялись при обобщении ответов респондентов. Дизайн эмпирического исследования представляется смешанным с количественной основой.

Результаты

Полученные эмпирические данные онлайн анкетирования были сгруппированы в рамках контент анализа по категориям готовности к академическому письму, возникающим трудностям в учебно-профессиональной коммуникации и использования научных текстов как средств обучения академическому письму. Экспертная оценка, проведенная как самими студентами-дефектологами, так и авторами исследования, выделяет имеющуюся недостаточную личностную готовность студентов-дефектологов к академическому письму при наличии определенных затруднений в понимании особенностей организаци-

онных форм взаимодействия в учебно-профессиональной коммуникации, незнании средств и способов ведения учебно-профессиональной коммуникации и неумении использовать научный текст как средство обучения академическому письму.

Для определения статистической значимости различий между готовностью студентов к академическому письму и другими выделенными переменными, связанными с учебно-профессиональной коммуникацией, был применен непараметрический корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице.

Таблица

Статистическая значимость различий между категориями (N=61)_

№п/п Категории Частота встречаемости категории, N (%) Значимость (двусторонняя) по Пирсону

1 Готовность к академическому письму 23 (37,7 %) 1

2 Трудности в учебно-профессиональной коммуникации 24 (39,3 %) ,995*

3 Текст как средство обучения в учебно-профессиональной коммуникации 32 (52,5%) ,957*

Примечание: «*» - p<0.05.

Интерпретируя представленные в таблице данные, определяем небольшую отрицательную корреляцию между выделенными категориями в учебно-профессиональной коммуникации. Категория личностной готовности связана с категорией трудностей в учебно-профессиональной коммуникации ф=0,995, соответственно, p<0.05) и связана с категорией использования научного текста как средства обучения академическому письму ф=0,957, соответственно, p<0.05). Вместе с тем, 23 (37,7%) студента выражают готовность к академическому письму; при этом испытывают трудности учебно-профессиональной коммуникации 24 (39,3%) респондента; научный текст как единицу обучения академическому письму выбирают 32 (52,5%) человека. Следовательно, личностную готовность студентов-дефектологов к академическому письму на основе применения коммуникативно-деятельностного подхода в академической среде при понимании способов организации учебно-профессиональной коммуникации определяет эмпатий-ность, коммуникативность в процессе обучения на уровне высшего образования.

Выводы и заключение

1. Категории, выделенные в результате контент-анализа, позволяют утверждать о недостаточности личностной готовности студентов-дефектологов к академическому письму и использованию научных текстов как средства обучения в процессе учебно-профессиональной коммуникации.

2. В ходе проведения статистического анализа установлена взаимосвязь между категориями личностной готовности студентов-дефектологов к академическому письму, испытываемыми ими трудностями в учебно-профессиональной коммуникации и выбором научного текста как средства обучения академическому письму.

Интерпретация полученных результаты эмпирического исследования и последующие выводы представляются с учетом имеющихся ограничений, касающихся гендерных особенностей респондентов и использования нестандартизированной онлайн-анкеты. Дальнейшее проведение эмпирического исследования, результаты первого этапа которого представлены в статье, требует увеличения количества студентов для участия в онлайн стандартизированного анкетирования с применением других методов психологической диагностики и точных количественных методик измерения результатов.

Литература

1. Ермолаева М.В., Исаев Е.И., Лубовский Д.В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. Т. 25. 2020. № 2. C. 33-43. DOI:10.17759/pse.2020250203.

2. Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. Т. 19. 2017. № 3. С. 120-141. DOI:10.17853/1994-5639-2017-3-120-141.

3. Сунько Т.Ю. Учебно-профессиональная коммуникация: пилотное исследование затруднений в письменной речи студентов-дефектологов // Вестник практической психологии образования. Т. 18. 2021. № 1. С. 81-89. DOI:10.17759/bppe.2021180109.

4. Сунько Т.Ю. Текст как единица обучения и коммуникации // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты:сб. ма-тер.ГМеждунар.науч.конф. М, 2021. С. 398-402.

5. Deci, E.L., Ryan, R.M., Gagne, M., Leone, D.R., Usunov, J., Kornazheva, B.P. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former eastern bloc country // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol. 27. P. 930-942. DOI:10.1177/0146167201278002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.