Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия: География. Том 23 (62). 2010 г. № 1. С.97-108.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
УДК379.85 (477.75)
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ Багрова Л.А.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина,
E-mail: bagrovaCatnu. crimen, na
Рассматриваются особенности проведения учебных и научных экскурсий, подчёркивается их значение при формировании экологической культуры населения. Характеризуются информационно-познавательные ресурсы Крымского полуострова и возможности использования накопленного опыта проведения полевых экскурсий на географическом факультете ТНУ.
Ключевые слова: туристско-экскурсионная деятельность, информационно-познавательные ресурсы, экологическое развитие.
ВВЕДЕНИЕ
Крымский полуостров издавна манил к себе путешественников. Памятники истории, культурного наследия, своеобразие природы Крыма всегда давали пищу их пытливому уму. Трудно чётко определить, что больше всего их привлекало. Очевидно, удивительное сочетание прошлого и современного, первозданно-естественного и антропогенно-преобразованного, хорошо известного и еще не познанного составляют тайну негаснущей притягательности полуострова.
По Крыму путешествовали Карл Иванович Таблиц, Петр Симон Паллас, Василий Васильевич Докучаев, Николай Алексеевич Головкинский, Дмитрий Иванович Щербаков, Борис Федорович Добрынин и многие другие естествоиспытатели, ученые, художники, писатели, общественные деятели. Писатель Максим Горький так выразил свои впечатления о пребывании в Крыму в начале XX века: «Я шел в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли, ласкаемого морем». Е.Л.Марков в 1902 году в «Очерках Крыма» писал: «Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому еще время...» [1].
Крым представляет исключительно богатые возможности для ознакомления с самыми различными ландшафтами. Недаром его любят кинематографисты, снимающие здесь пейзажи Греции и Италии, Австралии и Африки, Азии и Америки, называющие его «музеем природы под открытым небом». Большую роль в изучении полуострова играли научные путешествия, в частности, И.И. Пузанова, H.H. Клепинина, А.Е. Ферсмана, H.A. и др. Многие из ученых-естествоиспытателей внесли большой вклад не только в изучение природы полуострова, но и в научное просветительство, составляя популярные описания маршрутов научный путешествий, принимая участие в составлении туристских карт, путеводителей, справочников.
С тех пор многое изменилось в облике Крымского полуострова, в научном объяснении ряда природных процессов и явлений. Значительно вырос образовательный и культурный уровень путешествующих, расширились познавательные потребности населения. Все это делает актуальным широкое развитие туристско-экскурсионной деятельности на полуострове, его научно-методическое и практическое обеспечение.
В 70-80-е годы, когда в Крыму ежегодно бывало более 7-8 млн. приезжающих на отдых людей, значительно расширилась сеть туристских и экскурсионных маршрутов, стали издаваться туристские справочники, путеводители, картосхемы маршрутов путешествий. В основном они были рассчитаны на тех, кто приезжал на полуостров в санатории, пансионаты, дома отдыха, на турбазы. Значительно беднее была представлена информация для самостоятельно путешествующих по Крыму и для иностранных туристов. Во многом это было связано с тем, что на полуострове находилось немало военных объектов с особым режимом секретности, что ограничивало распространение подробной географической информации.
После ощутимого спада в 90-е годы притока отдыхающих сейчас вновь отмечается большой интерес к Крыму. Расширяется сеть туристско-экскурсионных учреждений, развивается рекреационная инфраструктура, появилось много путеводителей, карт, буклетов и другой печатной туристской продукции. Наряду с традиционной для Крыма лечебно-оздоровительной функцией всё большее развитие получает туризм - познавательный, спортивный, экологический, „зелёный", деловой, конгрессный и др.
Стоит подчеркнуть, что привлекательность Крыма для проведения конференций, семинаров, съездов (особенно в весенние и осенние месяцы) была известна всегда. Так, здесь проводились:
- Научный симпозиум Комиссии по использованию земель XXIII Международного Географического конгресса, 1976 г.
- Всесоюзная сессия Научного Совета АН СССР по проблемам биосферы «Охрана и рациональное использование курортных и рекреационных ресурсов Крыма, 1982 г.
- Второй Всесоюзный съезд океанологов, 1982 г.
- Советско-французский полевой географический симпозиум «Альпы -Восточные Пиренеи - Крым - Западный Кавказ», 1984 г.
- V съезд Географического общества УССР, 1985 г.
- Международный рабочий семинар «Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия в Крыму», Гурзуф, 1997 г.
- Международный Украинско-Швейцарский семинар «Решение экологических конфликтов в территориальном планировании на локальном и региональном уровне в Швейцарии и Крыму, Украина» - 2007 г.
- Международная научная конференция «Ноосферология: наука, образование, практика. NOUS 2008», посвященная 145-летию со дня рождения В.И.Вернадского - 2008 г. и мн. др.
Почти все подобные мероприятия сопровождаются рабочими или обзорными выездами или выходами непосредственно «в природу». К экскурсионному
обслуживанию участников подобных встреч привлекались сотрудники Симферопольского (Таврического) университета, Никитского ботанического сада, Крымской горно-лесной опытной станции, Института минеральных ресурсов и мн. др. Ими накоплен большой опыт проведения научных экскурсий, часть материала которых опубликована в специальных изданиях. Большая работа краеведческой направленности всегда проводилась в школах и высших учебных заведениях. Стоит лишь вспомнить организацию ежегодных «звездных походов» и туристских слетов школьников в 60-80-е годы XX в.
Без преувеличения можно отметить, что огромный, неоценимый опыт для организации учебно-научных экскурсий накоплен в Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского (Симферопольском госуниверситете в прошлом) на факультетах естественных наук, историческом, географическом и др.
На географическом факультете, который в 2009 году отметил 75-летие, значительную долю учебного процесса занимают учебные полевые практики. Прививая студентам навыки практических исследований в природной обстановке, такие работы почти всегда включают элементы научных экскурсий. Составляются общие описания и подробные характеристики природы разных территорий, изучаются их географические особенности, закономерности формирования почвенно-растительного покрова, климата, геолого-геоморфологического своеобразия, проводится оценка современного состояния ландшафтов, степени их изменённости, устойчивости и т.п. В последние 15 лет в связи с созданием кафедры геоэкологии расширилась тематика учебных практик и экскурсий экологической направленности. Многолетнее проведение таких полевых практик со студентами позволило не только дать им соответствующие практические знания и навыки, но и собрать большую научную информацию [2, 3]. Сами студенты в процессе написания своих курсовых и дипломных работ проделали огромную работу по разработке и описанию новых туристских маршрутов. Всю накопленную информацию можно и нужно использовать не только в туристско-экскурсионной деятельности, но и более широко - для воспитания эколого-географической культуры разных групп населения. Развивающийся кризис во взаимоотношениях человеческого общества и природы ставит на повестку дня проблему экологической образованности населения, повышения его экологической культуры. Не случайно ООН, понимая важность этих вопросов, объявило 2005-2014 годы «Десятилетием образования для устойчивого развития».
Добавим, что на протяжении многих лет в Крым на полевые практики и учебные экскурсии приезжали студенты разных институтов и университетов из Москвы, Киева, Харькова, Львова, Тбилиси, Волгограда, Одессы, Винницы, Польши, Чехословакии. Со временем на полуострове возникли базы таких практик, например, база Московского геолого-разведочного института в окрестностях поселка Научный. Таврический университет в разные годы своей истории имел базы полевых практик в Гурзуфе, Краснолесье, в районе пос. Куйбышево Бахчисарайского района, на Карадаге. Намечаются предпосылки для создания на базе Таврического национального университета им. В.И.Вернадского общей
полевой базы практик студентов географов и экологов всех вузов Украины и сопредельных территорий.
Неугасающее стремление людей к познанию и устойчивая тенденция продолжающегося географического изучения территории полуострова крымскими исследователями являются залогом несомненного, после некоторого временного спада, всплеска учебно-научного туризма.
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ
Начало организованным экскурсиям по Крыму было положено еще Крымским горным клубом, организованным в Одессе в конце XIX века. Затем эту работу перенесли в Ялту, где было создано одно из старейших в стране Ялтинское бюро путешествий и экскурсий. С 1905 г. в экскурсионную работу вовлекаются и другие территории за пределами Крыма и туристско-экскурсионное объединение стало называться Крымско-Кавказским горным клубом.
Одна из первых научных географических экскурсий была проведена со студентами Новороссийского университета профессором H.A. Головкинским в 1876 г. В 1894 г. им был издан «Путеводитель по Крыму» (его научные исследования по Крыму и большая просветительская работа продолжались и после переезда на постоянное жительство в Алушту).
В конце XIX и начале XX вв. в помощь путешествующим и изучающим Крым был издан ряд путеводителей. Среди них «Практический путеводитель по Крыму» Г.Г.Москвича, выдержавший до 20 изданий, «Геологический очерк окрестностей Симферополя» H.H. Клепинина (1916 г.), «Крым. Путеводитель» (1914 г.). В 1890 г. Ф.Ф. Дашковым был издан путеводитель по Симферополю, представлявший собой отчет о разработанной и проведенной краеведческой экскурсии с учащимися Симферопольской мужской гимназии.
В 20-е годы, когда началось создание государственной системы рекреационных учреждений, туризм и экскурсии приобретают в основном спортивно-оздоровительный характер и в меньшей степени познавательный. При этом последние носили характер познавательно-эмоциональный, «первооткрывательский», так как были связаны с посещением интересных мест полуострова. Их организацией занимались Бюро рабочих экскурсий, Крымское экскурсионное бюро, акционерное общество курортных и междугородных сообщений «Крымкурсо», «Советский турист», Общество пролетарского туризма и др.
В первой половине XX в. экскурсионные маршруты пролегали часто по тем территориям, которые позже были закрыты из-за включения их в состав заповедников: например, путь на Южный берег через Бешуйские копи, по верховьям р. Альма, через Козъмодемъяновский монастырь, по Бабуган-яйле и спуск через В.Массандру.
Популярность многих экскурсионных объектов усиливалась благодаря рекламе, сравнивавшей Крым с известными зарубежными аналогами. Так, в путеводителе по Крыму 1929 года отмечается, что маршрут из Бахчисарая в Ялту через Ай-Петри по
величию дикой красоты не уступает Военно-Грузинской дороге и «далеко оставляет более однотонный Сен-Готтардский перевал или дорогу из Интерлакена в Люцерн». Выветрившиеся конгломераты горного массива Демерджи «образуют целый ряд высоких башен и столбов, напоминающих Саксонскую Швейцарию».
Важно отметить, что к составлению многих путеводителей привлекались ученые-специалисты геологи, географы, почвоведы, зоологи, ботаники: Е.Ф. Вульф, ИИ. Пузанов, A.A. Яната, A.B. Вознесенский, H.H. Клепинин, С.А. Зернов, Н.И. Андрусов и др. В путеводителе 1914 года, например, только геологический очерк Крыма занял 30 страниц, отпечатанных мелким убористым шрифтом. Путеводители содержали богатый иллюстративный материал (таблицы и диаграммы по климату, рисунки и фотографии видов растений и животных, подробные карты и планы городов). В путеводителе 1927 года помещен уникальный профиль Южного берега Крыма от мыса Сарыч до Ялты.
В разработке горных маршрутов по Крыму большое участие принимали врачи-климатологи В.Н. Дмитриев, С.П. Боткин, Ф.Н. Штангеев. Ими сделано очень многое не только по изучению лечебных свойств южнобережного климата, но и по климатолечебному использованию туристско-экскурсионных маршрутов в горном Крыму (благодарные потомки до сих пор называют некоторые разработанные ими туристские тропы «боткинской», «штангеевской», «курчатовской»),
С 60-х годов вместе с бурным ростом рекреационных потребностей населения и туристским бумом, охватившим страну, расширяется экскурсионно-туристская деятельность в Крыму, увеличивается количество маршрутов, издается много печатной туристской продукции. Однако в то время «массовость», как основной показатель, привел к снижению ее научного уровня. Многие путеводители страдали схематизмом, общими рассуждениями, часто перемежающимися с «рапортами о достижениях». Сократилась картографическая обеспеченность и утратилась их научно-познавательная ценность. Появившееся представление об уже полной изученности природы Крыма отодвигает на второй план чисто научные объяснения и проблемы. Популяризируются оптимистические штампы о «щедром солнце», «чистом море», «всесоюзной здравнице», «богатых черноземах», «несметных богатствах полуострова» и т.п.
В 80-е годы при содействии экскурсионных бюро Евпатории, Севастополя, Керчи, Ялты, Феодосии, Симферополя, Алушты Судака по Крыму ежегодно путешествовало более 13 млн. туристов. Однако, до полного удовлетворения потребностей огромного потока любознательных путешественников еще очень далеко.
Новое переосмысление человечеством своего места в природе в эпоху глобального экологического кризиса вновь обратило внимание общества к природной среде, к природным объектам и процессам, к их значимости не только в потребительском смысле.
Крымский полуостров снова становится научным полигоном-лабораторией для рассмотрения разносторонних научных проблем - экологических, географических, геофизических, сейсмических, лесоводческих, природоохранных, рекреационных, мелиоративных и др. Все это ставит на повестку дня целенаправленное развитие
учебно-научного туризма и расширение научного просветительства. Формированию жизненно необходимой экологической культуры каждого человека должно способствовать (наряду со многими другими способами) широкое распространение идей экологического туризма [4]. Для успешного проведения такой работы на полуострове достаточно ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Теория и методика проведения экскурсий достаточно хорошо разработаны специалистами, занимающимися организацией экскурсионной деятельности, а также учителями, проводящими эту работу со школьниками. Общие принципы, безусловно, известны, они выверены временем, от их грамотного использования зависит эффективность проведения экскурсий. Вместе с тем, каждый тип экскурсий имеет свою специфику, которую необходимо понимать и реализовывать.
Учебно-научный туризм - это не просто лекция, вынесенная «на природу». Помимо всего прочего, он ставит перед собой более многогранные задачи совмещения экскурсионно-туристской деятельности с познавательно-информационными, исследовательскими, учебно-практическими целями.
Так, при организации научных экскурсий требуется тщательно определить характер предоставляемой информации, который варьирует в зависимости от научной специализации туристской группы, степени ее квалификации, поставленных научных целей. Часто научно-исследовательские экскурсии включают в себя элементы обсуждения, споров и научных дискуссий, вовлекающих каждого участника группы. Это повышает требования к достоверности излагаемых фактов и кондиционности предлагаемой информации, что, соответственно, требует высокой квалификации организаторов научной экскурсии.
Так как часто увлекающиеся представители науки могут излагать информацию в размерах, превышающих пределы психологического восприятия (хочется рассказать «как можно больше»), то важно заранее ограничить объем словесной информации. Это можно сделать на подготовительном этапе за счет ее перевода в так называемую «раздаточную» для каждого участника информацию: основные справочные сведения и некоторые фактические данные легко представить в виде схем, кратких описаний, карт и др. В процессе экскурсии при необходимости на них делается ссылка - таким образом, объем информации не уменьшается, но происходит ощутимая экономия времени. Такой подготовленный заранее справочный и аналитический материал значительно облегчает записи по ходу маршрута, которые всегда ведут «в поле» научные специалисты, и позволяет больше увидеть и спросить.
Исследованиями психологов установлено, что активность усвоения сведений меняется в зависимости от формы ее предоставления: если обычно человек усваивает 10% прочитанного, 25% услышанного, 30% увиденного, то при сочетании этих способов получения информации - 50%.
Учебные экскурсии также требуют учета уровня подготовленности, психологических особенностей усвоения информации студентами или учащимися разных возрастов, другими специалистами. Как правило, должны быть четко сформулированы и объяснены учебные цели. Больший эффект достигают экскурсии не просто иллюстрирующие какое-либо положение учебной программы, а включающие в себя элементы практической, исследовательской и даже «первооткрывательской» работы.
«Рассказ» в процессе учебной экскурсии не должен резко преобладать над «показом», и в каждый данный момент экскурсии рассказ должен вестись «не вообще», а о тех объектах и процессах, которые непосредственно наблюдают участники.
Учебные экскурсии должны учить «чтению» природы. Ведь многие природные процессы протекают медленно и не заметны для «простого глаза» или для передвигающегося на транспорте путешественника. Задачи учебных экскурсий -расшифровать следы природных процессов и явлений, проиллюстрировать динамические свойства природно-территориальных комплексов наблюдаемыми различиями, например, в пространственном их размещении, продемонстрировать характер взаимоотношений природы и человеческой деятельности, научить методам полевого описания и исследования и т.п.
3. ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
В условиях повышения ценности знаний о природе, окружающей среде, экологической культуры и образования значительно растёт и значимость информационно-познавательных объектов Крыма. Они не просто позволяют организовывать разнообразные учебно-научные географические экскурсии, но и переходят в ранг ресурсов - ресурсов рекреационной отрасли.
В настоящее время высокие качества природной среды - это главный рекреационный ресурс лечебных местностей - средообразующие геосистемы, выполняющие восстанавливающие, очищающие, климатообразующие функции, рассматриваются как «производственно-экономические цеха, которые производят среду» и признаются ресурсами для жизнеобеспечения (по аналогии с тем, как полезные ископаемые считаются ресурсом для производства) [5]. На такой же уровень ценности для обеспечения туристско-экскурсионной деятельности должны быть поставлены информационно-познавательные ресурсы.
Переосмысление ценности свободного времени, произошедшее в последние десятилетия, привело к тому, что оно стало рассматриваться не только как время для восстановления физических сил и оздоровления, но и как время формирования и развития интеллекта человека. А это ставит иные задачи при организации рекреационной деятельности людей, в частности, более широкого, чем ранее, введения в циклы занятий всех ТРС экскурсионно-туристских занятий, усиления их познавательной направленности и, следовательно, более активного использования информационно-познавательных (аттрактивных) ресурсов.
В отличие от общеизвестных и «узаконенных» бальнеологических, грязевых, климатических и других ресурсах, представление об информационно-познавательных четко не сформировалось. Помимо разнообразной природной информации, территория полуострова насыщена сведениями этнографического, социально-культурного, экономического, политического и другого характера. Классификация информационно-познавательных ресурсов может строиться по степени насыщенности информацией, по характеру преобладающей информации (природные, исторические, археологические и др.), по целям информации (иллюстрирующие, объясняющие, исследовательские), по привлекательности и т.п. Степень информативной насыщенности природно-территориального комплекса, объекта, компонента достаточно точно устанавливается по тематическим картам. Ценность их информационных свойств может определяться новизной, полнотой, сложностью, разнообразием, уникальностью содержащихся сведений [6]. Рассмотрим конкретнее, что можно отнести к данному виду ресурсов.
Чаще всего познавательный интерес вызывают объекты экзотические, редкие, уникальные. Для жителей нашей бывшей страны, и для граждан СНГ, сейчас посещающих Крымский полуостров, такими необычными, притягательными, аттрактивными объектами являются: Большой каньон Крыма, грязевые вулканы Керченского полуострова, карстовые ландшафты горного Крыма, потухший древний вулкан Карадаг, пещерные города в Крымском предгорье, первая в стране солнечная электростанция на Керченском полуостров, музей Севастопольская панорама, Генуэзская крепость в Судаке, штормовой бассейн МГФИ в пос. Кацивели и др.
Этот список могут дополнить объекты не столь уникальные, но относительно редко встречающиеся. Некоторые из них уже отнесены к памятникам природы:
Джангульское оползневое побережье на Тарханкутском полуострове, роща сосны судакской в Новом Свете, горы-отторженцы Южного берега Крыма - Кошка, Парагильмен и др.
Наряду с ними огромной познавательной ценностью обладают и другие многочисленные объекты окружающей нас среды, которых в разной степени коснулась деятельность человека. Среди них:
1 - территории с малоизмененными ландшафтами, являющиеся своего рода эталоном естественных, зональных, типичных природных условий. Среди них: петрофитные лугостепи Крымского предгорья, гидроморфные равнины с комплексом засоленных почв Присивашья, эрозионно-оползневые низкогорья с дубово-можжевеловым редколесьем Южного берега, широколиственные буковые и грабовые леса среднегорья и т.п.
2 - территории с антропогенно преобразованными природно-территориальными комплексами: горные склоны с искусственными лесонасаждениями на террасах, вторичные шибляковые сообщества на месте былых пастбищ, равнины степного Крыма с рисовыми чеками, виноградниками, садами.
3 - искусственно созданные объекты: пруды и водохранилища, парки, берегоукрепительные сооружения, буны, набережные, жилые и производственные строения.
Содержание познавательной информации весьма объемно и разносторонне. Все компоненты природы - земная кора, почвы, гидрологические объекты, растительный покров, животный мир - обладают высокой информативностью. Приведем некоторые примеры.
Так, история геологического развития полуострова отражается в геологических памятниках: известняковых горах-отторженцах, красно-бурых нагромождениях «массандровской» свиты на Южнобережъе, перемятых складках глинистосланцевых таврических отложений, например, берегового уступа вблизи с. Лазурное около Алушты или в овражных склонах юго-восточной части горного Крыма, интрузивных массивах, приуроченных к разломным зонам тектонических структур, оригинальном местонахождении в Симферопольском водохранилище древней глыбы пермских известняков.
О скорости геоморфологических процессов выветривания свидетельствуют южные обрывы куэстовых гряд в Крымском предгорье и каменные останцы «грибы» на склонах балки Сотера. О мощи гравитационных и оползневых процессов свидетельствуют каменный хаос массива Демерджи, оползни-потоки Южного берега Крыма - Форосский, Черный Бугор, Кучук-Койский, Фасбурла и др.
Многие ботанические объекты несут в себе богатую познавательную информацию о былых связях Крымского полуострова с Малой Азией, Балканским полуостровом (например, рощи можжевельника высокого), о климатических условиях прошлых эпох (сохранившаяся березовая роща около водопада Головкинского - реликт плейстоценового похолодания), о длительном периоде изолированного развития Крымского полуострова (высокий эндемизм видов растений и животных). Флористическое разнообразие горного Крыма является уникальным - это один из хорошо сохранившихся участков Восточного Средиземноморья с многочисленными вариантами субтропических ландшафтов. На его примере можно изучать особенности природы всего Средиземноморья, которые представлены ботаническими объектами. Так, фитоценозы, включающие вечнозеленые растения (земляничник мелкоплодный, иглица понтийская, ладанник крымский), леса из сосны крымской и можжевельника высокого с вечнозеленым подлеском являются индикаторами средиземноморского климата с типичным для него зимним максимумом осадков.
Естественное географическое распространение вечнозеленых
средиземноморских растений Крыма имеет индикационное значение для определения районов культуры экзотических декоративных и других ценных растений. Примеры большого информационно-познавательного значения растительного покрова территории полуострова многочисленны.
Среди наиболее информативных гидрологических объектов можно отметить: лиманные мелководные озера с целебными грязями и рапой, горные источники в местах выхода карстовых вод на поверхность, акватории Черного и Азовского морей.
На этом не исчерпываются возможности получения интересных сведений самого разного характера при ознакомлении с природными объектами и их изучении в процессе туристско-экскурсионной деятельности.
Так, природно-территориальные комплексы (ландшафты) могут служить иллюстрацией и доказательством смены разных форм природопользования на протяжении длительного исторического периода. Они несут в себе следы древних технологий обработки земли, хранят фрагменты разных систем водоснабжения, свидетельствуют об интенсивности хозяйственного освоения (например, формирование «бедлендов» в юго-восточной части горного Крыма и безлесие яйлинских платообразных вершин подтверждают широкое и длительное использование горного Крыма для выпаса скота).
Об особых методах освоения в прошлом горных склонов свидетельствуют чаиры - бывшие садовые участки на террасированных склонах, в ныне -сенокосные лесные поляны с куртинами и одиночными экземплярами одичавших деревьев и кустарников. Сохранившиеся естественные и вырубленные пещеры в предгорье («пещерные» города Чуфут-Кале, Мангуп, Бакла, Эски-Кермен и др.) содержат массу познавательных сведений о средневековых населенных пунктах и их жизни.
Особенно необходимо подчеркнуть, что многие природные объекты несут достаточно обширную информацию о таких географических закономерностях, как
- высотная ландшафтная поясность (на Главной горной гряде),
- экспозиционные солярные различия (повсеместно, но особенно четко в предгорье),
- барьерная роль гор в формировании климатических различий северного и южного макросклонов Главной горной гряды,
- проявление азональных факторов (в частности, влияние карбонатной литогенной основы на ландшафты,
- нарастание континентальности климата в запада на восток, что проявляется в смене растительных сообществ на более аридные, а также в изменении ряда метеорологических показателей (уменьшение годовой суммы атмосферных осадков с 600 до 300 мм, смещение максимума их выпадения с зимнего на летний, увеличение амплитуды суточных и годовых температур, изменение ветрового режима и др.).
Многие внешне не броские объекты несут в себе весьма интересную познавательную информацию о природных процессах - оползнях, селях, землетрясениях, сходе снежных лавин, смещении горных пород, карстовых процессах. В этом отношении высокой информационно-познавательной ценностью обладают дельтовые конуса выноса селеопасных рек (Шелен, Ворон и др.), лавинные «коридоры» на склонах массива Чатыр-Даг, оползневые потоки Южного берега Крыма и др.
Таким образом, практически все природные и социально-экономические объекты потенциально являются источниками познавательных сведений, т.е. служат информационно-познавательными ресурсами. А одной из специфических черт этого
вида ресурса является их повсеместность, непрерывность (континуальность). Еще одной особенностью информационно-познавательных ресурсов является то, что их использование возможно без непосредственного изъятия ресурса или его трансформации, так как его «потребление» происходит как бы «со стороны», путем осмотра. Хотя и они достаточно уязвимы при антропогенном прессе. Поэтому, несмотря на огромный объем информационно-познавательных ресурсов, они нуждаются в бережном использовании и сохранении. Сохранение любых памятников природы (в том числе и познавательных) связано с необходимостью сохранения условий их существования.
Значимость и важность информационно-познавательных ресурсов во многом определяется потребностями общества, его подготовленностью к восприятию подобной информации. Отношение людей к окружающей их среде в сфере досуга эволюционирует, оно как бы повторяет в некотором смысле историю использования среды в материальном производстве - от вещественно-энергетического к ресурсно-сырьевому, познавательно-информационному, эмоционально-эстетическому. Б.Б.Родоман [7] выделяет ряд общественно-личностных уровней в использовании окружающей среды:
1. Добыча пищи и сырья
2. Использование среды как «арены-убежища»
3. Намеренное потребление физических рекреационных ресурсов
4. Преодоление расстояний и трудностей
5. Выборочный осмотр отдельных объектов
6. Восприятие ландшафта как единого целого.
Мировой экологический кризис конца XX в. убедительно показал, что во многом он связан с экологической неграмотностью, экологическим бескультурьем населения. И так же, как учат грамотности письменной, экономической, политической, наступил период ликвидации экологической безграмотности. При этом очень важно не просто призывать людей к переходу на более высокие ступени-уровни отношений к окружающей среде, но и подготавливать для этого соответствующую ресурсную базу.
В этом отношении особенно велика информационно-познавательная ценность Крымского полуострова, которая определяется значительным разнообразием его ландшафтов, их частой сменой на небольших расстояниях и относительно легкой доступностью. В Крыму благодаря особому сочетанию географических факторов при миниатюрности и компактности территории полуострова на относительно небольшой его площади сосредоточены совершенно разные природные объекты, а на небольших расстояниях можно наблюдать такие различия, для которых в других местах надо преодолеть огромные расстояния.
Следует подчеркнуть, что до конца еще не осознана эффективность использования свободного времени и, соответственно, организации рекреационной деятельности по удовлетворению познавательного «спроса» отдыхающих. Усвоение познавательной информации усиливается эмоциональностью самого процесса
отдыха и увеличивает эффективность рекреационного просветительства. И хотя информационно-познавательные богатства Крымского полуострова необычайно велики, но используются они недостаточно.
Список литературы
1. Марков E.J1. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы / Е.Л.Марков. - Симферополь - Москва: Таврия, 1994. - 544 с.
2. Багрова J1.A., Гаркуша Л.Я., Драган Н.А. Учебная экскурсия на Битакский останец (Крымское предгорье) / Л.А.Багрова, Л.Я.Гаркуша, Н.А.Драган // Природа, Симферополь: 1996, № 3-4. - С. 27-32.
3. Багрова Л.А., Гаркуша Л.Я. Учебная географическая экскурсия в окрестностях Бахчисарая / Л.А.Багрова, Л.ЯГаркуша//Природа, Симферополь: 2001, № 1. - С. 21-27.
4. Багрова Л.А., Боков В.А., Гаркуша Л.Я., Лычак А.И., Позаченюк Е.А. Пути экологизации туризма // Ученые записки Таврического университета, том 15 (54), № 2, География. - Симферополь: ТНУ, 2002. - С. 19-28.
5. Позаченюк Е.А. Природные ландшафты как аналоги производственных систем / Е. А.Позаченюк // Перспективы создания Единой природоохранной сети Крыма. -Симферополь: Крымучпедгиз, 2002. - С. 46-50.
6. Багрова Л. А. Информационно-познавательные и эстетические ресурсы Крыма / Л.А.Багрова // Культура народов Причерноморья. - Симферополь: 2001, № 22.
7. Родоман Б.Б. Уровни использования окружающей среды и общение людей в сфере досуга / Б.Б.Родоман // Рекреация и охрана природы. Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту: 1981. - С. 15-21.
Багрова Л.О. Учбово-науковий туризм / Багрова ЛО. // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. ВХВернадського. Сер1я: Географ1чш науки. - 2010. - Т. 23 (62). - № 1. - С.97-108.
Розглядаються особливосп проведения учбових та науков1х екскурсш, шдкреслюеться 1х значения для формування еколопчно! культури населения. Приводяться шформацшно-шзнавальш ресурси Кримського твострова та спроможносп накопиченого досввду проведения польових екскурсш на географ1чному факультета Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. ВХВернадського.
Kmoneei слова: туристсько-екскурсюна д1яльшсть, шформащйно-тзнавальш ресурси, еколопчний розвиток.
Bagrova L.A. Studying-scientific tourism / Bagrova L.A. // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Geographical Sciences. - 2010. - Vol. 23 (62). - No. 1. - P.97-108.
Features of carrying out of educational and scientific excursions are considered. Their value is emphasized for formation of ecological culture of the population. Information-cognitive resources of the Crimean peninsula are characterized. The store knowledge and experience during student's field excursions at geography faculty of TVNU are of great value for tourism development.
Key words: tourism and excursion activity, information-cognitive resources, ecological development.
Поступила e редакцию 24.12.2009 г.