ББК 74.580.20
О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев Учебно-методический комплекс дисциплины как эффективное средство формирования педагогической составляющей профессионально-педагогической компетентности будущих мастеров профессионального обучения
O.M. Kuzevanova, G. V. Lavrentyev
The Educational-Methodical Complex as an Effective Means to Form the Pedagogical Element of Professional-Pedagogical Competence of the Vocational Training Masters
Рассматриваются содержание и эффективность использования учебно-методического комплекса учебной дисциплины в процессе формирования педагогической составляющей профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, учебно-методический комплекс дисциплины, эффективность учебно-методического комплекса.
We consider the contents and efficiency of educational-methodical complex of the discipline in a process of forming the professional-pedagogical competence of the vocational training masters.
Key words: professional-pedagogical competence, educational-methodical complex of discipline, effect of educational-methodical complex of discipline.
Любое общество предъявляет к специалистам в области образования требования, адекватные целям своего социального развития, так как от педагогических кадров зависят перспективы прогресса во всех сферах жизни государства. В России в связи с основными преобразованиями осуществляется трансформация образовательной парадигмы с технократической на гуманистическую. Естественно, это влечет за собой и смену приоритетов в профессиональном педагогическом образовании. При подготовке кадров для учреждений образования основные усилия направлены не только на усвоение будущими педагогами (мастерами) определенного объема знаний и умений, необходимых для воспитания и обучения подрастающего поколения, но и на формирование свободной, ответственной личности, обладающей общей культурой, мировоззренческим кругозором, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать ответственные решения и обеспечивать процессы саморазвития.
Новое поколение ФГОС СПО призвано обеспечить не только уровень и качество среднего профессионального образования, но и создать условия для постоянного обновления содержания образования с учетом запросов личности, потребностей склады-
вающегося рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами. В пси-холого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное.
Педагогическая составляющая является одной из важных элементов профессионально-педагогической компетентности (ППК) мастеров профессионального обучения. Формирование этой составляющей в силу интегративного характера деятельности мастеров профессионального обучения должно осуществляться комплексными интегративными средствами, одним из которых является учебно-методический комплекс (УМК).
Интеграционные процессы, будучи одной из тенденций современного мира, характерны для всех сфер социальной жизни - экономики, культуры, науки образования, производства. Деятельность мастера профессионального обучения носит ярко выраженный интегративный характер: в его деятельности интегри-
Учебно-методический комплекс дисциплины как эффективное средство..
руются обязанности не только преподавателя и мастера, но и преподавателя-организатора и методиста учебного заведения, педагога дополнительного образования, инструктора по подготовке кадров, инструктора по профессиональной адаптации, менеджера в области образования [1].
Понятие «интеграция в учебном процессе» в науке описывается неоднозначно.
Нам ближе определение педагогической интеграции И.П. Яковлева, который рассматривает ее как процесс и результат объединения элементов содержания образования для повышения уровня целостности системы ЗУН (знания - умения - навыки) обучаемых. И.П. Яковлев акцентирует внимание на том, что следует обучать студентов не отдельным предметным знаниям и умениям, а на основе связи обучения, науки и производства формировать единую научную картину мира [2].
Разработанный нами УМК дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» интегрирует содержание образования в трех аспектах:
• как интеграцию содержания обучения;
• как интеграцию способов деятельности;
• как интеграцию ценностно-смысловых отношений.
Идея реализовать содержание учебной дисциплины в рамках УМК была выдвинута В.П. Беспалько, а затем развита в работах Е.А. Машбиц, Ю.Т. Татура, В.Л. Шатуновского, а с введением в обучение ЭВМ идея стала оформляться как электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК). Принципы формирования УМК и ЭУМК описаны в работах Б.С. Гершунского, Г.В. Лаврентьева, О.П. Околелова, П.И. Образцова, В.А. Стародубцева и др. Однако в системе среднего профессионального образования проблема формирования УМК дисциплин практически не рассматривалась.
При создании УМК мы учитывали, что студент является реальным субъектом процесса своего учения, а это требует от него новой компетентности -умения учиться, организовывать свою самостоятельную работу. Разработанный УМК подготовлен нами с таким расчетом, чтобы облегчить обучаемым усвоение программы по общей и профессиональной педагогике, чтобы подбор заданий различной степени сложности обусловил рост познавательной самостоятельности и комплексности их учебно-познавательных умений, успешное формирование педагогической составляющей ППК.
В учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» мы включили: учебную программу, курс проблемных лекций, сборник наглядных материалов для изучения учебной дисциплины «Средства когнитивной визуализации», «Сборник практических и самостоятельных работ», рабочие тетради (в традиционном и элек-
тронном видах) для самостоятельной работы и самоконтроля, комплекты контроля знаний, дневники индивидуального саморазвития, экзаменационно-ау-дитивные карты для аттестации, гностико-атте-стационное заключение.
Все методические материалы отвечают требованиям компетентностного подхода и носят интегрированный характер.
В основу разработки содержания УМК мы положили следующие принципы системно-деятельностного подхода: комплексность и последовательность, дополнительность и вариативность, субъект-субъектное воздействие, сферность. Реализация этих принципов предопределила специфику нашего УМК.
Во-первых, комплекс рассчитан на активную самостоятельную работу студентов, что потребовало создания банка задач и упражнений, заданий для самопроверки и самоконтроля знаний («Сборник практических и самостоятельных работ») [3].
Во-вторых, появилась необходимость в разработке дневника индивидуального саморазвития студента и аудитивных карт, так как необходимо расширять личные представления обучающихся о себе и развивать его рефлексивные умения.
В-третьих, для минимизации образовательных рисков мы опирались на теорию когнитивных затруднений и барьеров, возникающих у студентов. Это привело к разработке набора схем и заданий по их продуктивному преодолению. При изучении всех тем курса предусмотрены задания разных типов затруднений (мотивационных, коммуникативных, познавательных, информационных). Потребность снять затруднения в деятельности, преодолеть проблемы выводит человека в рефлексивное пространство, развивает готовность делать над собой усилия и достигать значительных результатов.
В-четвертых, курс «Общая и профессиональная педагогика» представлен в рисунках, таблицах и схемах, так как способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством педагога. Следовательно, в процессе обучения на основе средств когнитивной визуализации мы формируем такие элементы профессионального мышления, как систематизация, концентрация, выделение главного в содержании, прослеживание связей между частями. Чтобы добиться глубокого понимания сущности новой информации и перевести ее в долговременную память, мы разработали учебное пособие «Общая и профессиональная педагогика» в схемах, таблицах и других средствах когнитивной визуализации, а также рабочие тетради по курсу с применением таких средств.
Для определения эффективности использования УМК учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» на формирование педагогической со-
ставляющей ППК будущих мастеров профессионального обучения проведена опытная работа в Алтайском государственном колледже и Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова.
Наше исследование показало, что занятия с использованием «Сборника практических и самостоятельных работ», «Сборника средств когнитивной визуализации», рабочих тетрадей, дневника и ауди-тивных карт повышают интерес у студентов к изучению дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»: 78,4% студентов колледжа и 86,9% студентов вуза ответили, что их наличие делает обучение комплексным; 56,8% респондентов колледжа и 60,8% вуза считают, что содержание пособий носит практико-ориентированный характер; 50,98% (колледж) и 56,5% (вуз) - полагают, что сборники способствуют формированию устойчивого инте-
реса к проблемам образования и собственной профессиональной позиции. 35,3% (колледж) и 43,5% (вуз) - значительная часть студентов в достаточной степени освоила трансформированное содержание учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» как целостного продукта деятельности, сосредоточенного в УМК, и тем самым сделала первые шаги к освоению интегративной культуры специалиста в целом. Овладение комплексными операционными умениями в структуре деятельности мастера профессионального обучения, по мнению самих студентов, способствовало выработке их психологической готовности к перемене профессиональной деятельности, формированию педагогической составляющей ППК, повышению их уверенности в своей конкурентоспособности после окончания учебного заведения.
Библиографический список
1. Романцев ГМ. Роль профессионально-педагогического образования в повышении качества подготовки рабочих // Высшее профессиональное и послевузовское образование. - 2009. - №4.
2. Яковлев И.П. Интегративные процессы в высшей школе. - Л., 1980.
3. Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Общая и профессиональная педагогика : сборник практических и самостоятельных работ. - Барнаул, 2011.