Научная статья на тему 'Учебно-методические материалы к лекции «Проблематика философской концепции романтизма (йенский кружок: Ф. Шеллинг и братья Фридрих и август Шлегели)»'

Учебно-методические материалы к лекции «Проблематика философской концепции романтизма (йенский кружок: Ф. Шеллинг и братья Фридрих и август Шлегели)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
544
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / СВОБОДА / САМОСОЗНАНИЕ / НЕОБХОДИМОСТЬ / ГРАНИЦА / СУБЪЕКТ / СТРАДАТЕЛЬНОСТЬ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ROMANTICISM / FREEDOM / SELF-CONSCIOUSNESS NECESSITY / BORDER / SUBJECT / EXISTENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадрин Алексей Анатольевич

Анализируются философские основания немецкого романтизма конца XVIII начала XIX в., представленные в нововременных концепциях И. Фихте и Ф. Шеллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational materials for the lecture «Problems of the Philosophical Concept of Romanticism (Jena circle: F. Schelling and the Brothers Friedrich and August Schlegel)»1

The article covers philosophical foundations of German Romanticism of the late 18th early 19th centuries, which are presented in the new time concepts of I. Fichte and F. Schelling.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические материалы к лекции «Проблематика философской концепции романтизма (йенский кружок: Ф. Шеллинг и братья Фридрих и август Шлегели)»»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Практикум

УДК 37.013 А.А. Шадрин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

«ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РОМАНТИЗМА

(ЙЕНСКИЙ КРУЖОК: Ф. ШЕЛЛИНГ И БРАТЬЯ ФРИДРИХ И АВГУСТ ШЛЕГЕЛИ)»

Анализируются философские основания немецкого романтизма конца XVIII - начала XIX в., представленные в нововременных концепциях И. Фихте и Ф. Шеллинга.

Ключевые слова: романтизм, свобода, самосознание, необходимость, граница, субъект, страдательность, существование.

Немецкий романтизм XVIII - начала XIX в. может быть рассмотрен с различных дисциплинарных позиций, что обусловлено многообразием его проявлений и разнонаправленностью творческих исканий представителей этого идейно-художественного направления, пришедшего на смену Просвещению. Прежде всего здесь должны быть названы имена Фридриха Шеллинга, братьев Фридриха и Августа Шлегелей, Новалиса (наст. имя Фридрих фон Харденберг), Фридриха Шлейермахера, Вильгельма Генриха Ваккенродера, Людвига Тика. Нас же немецкий романтизм интересует в первую очередь как явление, или событие, собственно философское и литературно-художественное.

Как отмечает П.П. Г айденко, «в основу эстетических и культурно-исторических концепций романтиков» легли философские идеи И. Фихте и Ф. Шеллинга [2. С. 208]. По Фихте, философия есть учение о свободе, свобода же обретается в волевом акте самосознания, когда «я» индивида устанавливает границу, отделяющую его от всего того, чем оно не является. Соответственно одновременно с «я» возникает понятие «не-я»: первое противополагается второму. Это второе - «не-я» - оказывается необходимым условием существования первого - «я» - в его определенности и представленности. Изначально истолковывая «я» как чистую деятельность, Фихте вынужден каким-то образом ее ограничивать, поскольку внутри самой себя она оказывается существующей в состоянии абсолютной не-представленности и не-определенности. Изначальная неразличенность деятельности лишает «я» возможности быть представленным и/или различенным и растворяет его в бесконечной неопределенности. Однако деятельность не может быть ограничена чем-то внешним по отношению к ней, поскольку кроме нее - по исходному положению - ничего не существует. Парадоксальность ситуации заключается в том, что граница здесь логически не может быть положена ни изнутри, ни извне, и тем не менее она должна быть положена. В этом и состоит радикальное требование, иначе никакого «я» попросту не возникает. Следовательно, логический уровень решения проблемы должен с необходимостью уступить место металогическому.

«В основе системы Фихте, - пишет П.П. Гайденко, - лежит следующий методологический принцип (он же - формула деятельности сознания): чтобы ощутить (почувствовать, осознать) себя, надо натолкнуться на границу; чтобы ощутить (осознать) границу, надо выйти за ее пределы» [2. С. 218]. Неслучайно речь в данном случае идет именно об ощущении: граница возникает как бы сама собой, она не полагается «я», сознание наталкивается на границу и предъявляет себя только в этом столкновении (апостериори). Как говорит сам Фихте, «в состоянии самоотдачи слово вызывает определенные образы; прочее приходит само собой» (Цит по: [7. С. 264]). Но если со стороны «я» граница возникает не рефлексивно, то есть бессознательно, сознание предстает отраженным неким внешним порядком вещей, ограничивающим и определяющим его существование. Отношение, на что обращает внимание Ж. Лакан, переворачивается, то есть взгляд в действительности принадлежит объекту, в то время как субъект располагает лишь глазом, отражающим этот взгляд с той точки, которой он не замечает [6]. Этой точкой в системе Фихте выступает понятие абсолютного «Я». Это потерянная точка системы, заявляющая о себе в двояком смысле. Она задается, во-первых, как «точка отсчета», или, по Фихте, «абсолютное действие», от которого процесс познания получает определенную направленность, и, во-вторых, как то последнее, к чему познание стремится как к своей ко-

Учебно-методические материалы к лекции. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нечной цели. Иначе, это абсолютные начало и конец той внутренне противоречивой деятельности, которая характеризует бытие познающего, или субъекта, в каких бы творческих формах или актах он себя ни проявлял.

Абсолютное «Я» - это Я-идеальное, идеальное в том смысле, что выражает идею целостности существования (или единства сознания). Лишь оно свободно от каких-либо ограничений и не испытывает в них никакой необходимости. Если конечное «я» («я-строчное»), противополагаемое «не-я», существует лишь в этом противоположении, то абсолютное «Я» («Я-прописное») самотождественно, самодостаточно и самоосновно. Оно едино и неделимо, в то время как противополагаемые «я» и «не-я» существуют лишь за счет взаимного ограничения и полагаются как бесконечно делимые, что закрепляется Фихте в следующей формуле: «Я противополагаю в Я делимому Я - делимое Не-я» [8. С. 298]. Причем в качестве определяющей компоненты в этой структуре выступает - это казалось бы вторичное - отрицательное, или негативное, «не-я». Фихте пишет: «Я полагает себя как определенное через Не-Я. Следовательно, Я должно не определять, а само быть определяемым. Не-Я же должно определять, полагать границы для реальности Я. Стало быть... Не-Я определяет (деятельно) Я, (которое постольку находится в страдательном состоянии)» [8. С. 311]. Но страдательность - это как раз то, что характеризует романтика, романтического героя, или персонажа, страдательность как тоска по абсолюту. «Это та самая тоска, - отмечает П.П. Г айденко, - смутное стремление и влечение, которые воплотились в умонастроении романтиков, приняв, например, у Гельдерлина более конкретную форму тоски по античному идеалу, а у других - стремление к обретению утраченной целостности личности. И подобно тому как у Фихте движение к будущему есть в то же время как бы возвращение к прошлому - ибо в прошлом осталось первое, неразрушенное тождество «я» с самим собой, или (что, по Фихте, то же самое) с Абсолютом, - так и у романтиков их умонастроение есть всегда тяга к утраченному совершенству. Не случайно поэтому тоска о прошлом - едва ли не главный признак романтического умонастроения» [2. С. 221].

Иначе, романтик неизменно зачарован тем, что не требует для своего существования чего-либо иного. Как замечает Ж. Бодрийяр, «нас всегда очаровывает то, что своей логикой и своим внутренним совершенством полностью исключает нас.» [1. С. 119]. Такова Природа, которая становится объектом поклонения, поскольку представляет собой абсолютную реальность. Соответственно поэзия и искусство в целом утверждаются как средства проникновения в ее тайны. Такова идея Свободы, предполагающая реализацию принципа свободы творчества, отсюда же - провозглашаемый романтиками идеал свободной личности и непосредственно связанный с ним всячески превозносимый культ творческой индивидуальности. Но поскольку бесконечное стремление к полной свободе всякий раз с необходимостью облекается в некую конечную форму, между самим стремлением и способами его актуализации всегда сохраняется неразрешимое противоречие, рефлексивное отношение к которому служит почвой для возникновения (само)иронии. По мысли Фр. Шлегеля, художник «бесконечно превосходит все созданное им, он постоянно сознает несоответствие бесконечного замысла конечному характеру его реализации в произведении искусства и потому относится к последнему иронически» [2. С. 213]. А так как временная перспектива обратима, стремление к идеальному может определяться не только через отношение к будущему, но также и через отношение к прошлому, то есть в исторической перспективе. Поэтому у Августа Шлегеля теория искусства выстраивается как его история. По мнению А. Шлегеля, философия есть «история внутреннего человека», в то время как история есть «философия всего человеческого рода». - «Это все одна и та же эволюция человеческого духа: философ исследует ее и излагает ее законы, считая ее за нечто цельное и неделимое; а историк изучает ее в зависимости от временных условий и изображает ее в бесконечном прогрессе» [3. С. 656].

«Романтический» также синоним «любовного». «Женщине, - пишет А.В. Гулыга, - в романтическом движении была уготована особая роль. Это фермент творчества, объект поклонения, но одновременно и соратница в борьбе. Среди муз романтизма первое место бесспорно принадлежит будущей жене Шеллинга. Урожденная Михаэлис, по первому мужу - Бэмер, по второму - Шлегель, по третьему - Шеллинг, она вошла в историю раннего романтизма просто под именем Каролины» [4. С. 74, 75]. Культ любви - еще одно следствие романтической зачарованности целостным самодовлеющим существованием. Женщины самодостаточны, отмечает Ж. Бодрийяр, отправляясь от мысли

З. Фрейда: «.те женщины, которым хватает самих себя, которые в действительности любят лишь сами себя и которые “больше всего привлекают мужчин не только по эстетическим мотивам. но также и вследствие интересной психологической констелляции”» [1. С. 118].

А.А. Шадрин

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таким образом, если философия Фихте - со всеми свойственными ей противоречиями - явилась отправным пунктом романтического движения, то философская система Ф. Шеллинга, в частности разработанная им философия искусства, придала этому направлению логическую связность и концептуальное единство. Думается, необходимо согласиться с мыслью П.П. Гайденко о том, что «романтики никогда не могли с такой ясностью и законченностью выразить в понятиях свое мироощущение, как это сделал Шеллинг, признанный благодаря этому теоретическим главой их школы» [2. С. 104, 105]. В системе Шеллинга исходным безусловным принципом выступает тезис «Я существую», или «Я есть». Изначально существование «я» предъявляет себя как некий поток интеллектуальной интуиции, движение которого свободно и не встречает каких-либо препятствий. Субъектнопредикативная неразличенность существования позволяет задать его в качестве подвижного целого, непрерывно пребывающего в тождестве с самим собой («я-есть»). Свободная направленность потока самоопределяется в требовании неограниченности существования как его существе, или сущности. Неограниченность, совпадая с сущностью свободного существования, задается как необходимость, что выражается в утверждении тождества свободы и необходимости, то есть нераздельности и/или неделимости существования и его сущности. Установленное тождество раскрывается в точке различения двух противоположных смыслов-направлений, поименованных как «Я-свободное» и «Я-необходимое». Это точка саморефлексии «Я», та бесконечно изменчивая «третья» точка, которая допускает лишь косвенное указание и существует в непрерывной смене собственных состояний.

Определяя место собственной философской системы в ряду предшествующих нововременных систем, Шеллинг акцентирует внимание на двух началах и возможных онто-гносео-логических вариантах их соотнесенности: «Декарт устанавливает две абсолютно различные субстанции

А и Б

идеальную или духовную субстанцию реальную, протяженную или материальную субстанцию

Он - абсолютный дуалист. Спиноза - абсолютный антидуалист, то есть он полагает А = Б, мыслящая и протяженная субстанция представляет собой одно и то же......Лейбниц устраняет совсем Б

и устанавливает только А.

Французы («Система природы») устраняют совсем А, то есть духовное, у них только Б, то есть материя, чисто внешнее; у них тождество, возникающее вследствие гибели всего духовного.

Кант и еще решительнее Фихте сводят Б к А. У Фихте тело, внешний мир не имеет не только идеального, но вообще никакого существования. Идеальное не выступает то субъективно (в нас), то объективно (вне нас), но всюду только субъективно. Это идеализм в его высшей ступени, крайней односторонности...

Я отличаюсь

а) от Декарта тем, что не утверждаю абсолютного дуализма, исключающего тождество;

б) от Спинозы тем, что не утверждаю абсолютного тождества, исключающего любой дуализм;

в) от Лейбница тем, что реальное и идеальное (А и Б) не растворяю в одном идеальном (А), но утверждаю реальную противоположность обоих принципов при их единстве;

г) от собственно материалистов тем, что духовное и реальное не растворяю целиком в реальном (Б). Последнее, впрочем, относится только к наиболее одухотворенным материалистам - гилозоистам. У собственно французских материалистов А исчезает совсем и остается только Б (атомисты и механисты), это полная противоположность Фихте, который оставляет только А;

д) от Канта и Фихте тем, что я не полагаю идеальное только субъективно (в Я), напротив, идеальному противопоставляю нечто вполне реальное - два принципа, абсолютным тождеством которых является Бог» (Цит. по: [4. С. 188, 189]).

Однако Бог в системе Шеллинга не выступает в качестве теологического понятия. Идея Бога скорее служит выражением полноты бытия, заданного в бесконечной временной неопределенности и неограниченности (в дальнейшем тождество бытия и времени закрепляется в философской герменевтике М. Хайдеггера). Это Бог, освобожденный от «удушающих оков Вечности», на что и служит указанием, по С. Жижеку, вочеловечивание Бога в фигуре Христа [5. С. 21, 22]. Это полнота бытия, развернутая во множественности собственных состояний, каждое из которых предъявляет мышление в определенном аспекте его существования. Иначе, по мысли Шеллинга, Бог философии есть свобода мышления в его открытости бытию.

Учебно-методические материалы к лекции.

157

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкин. М.: Академический проект, 2007.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.

3. Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891.

4. Гулыга А.В. Шеллинг. М.: Соратник, 1994.

5. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. М.: Европа, 2009.

6. Жижек С. Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру. URL: http://www.vusnet.ru/biЫio/archive/jijek_glada/00.aspx

7. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Т. I. Пузыри. СПб.: Наука, 2005.

8. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995.

Поступила в редакцию 06.09.10

A.A. Shadrin

Educational materials for the lecture «Problems of the Philosophical Concept of Romanticism (Jena circle: F. Schelling and the Brothers Friedrich and August Schlegel)»

The article covers philosophical foundations of German Romanticism of the late 18th - early 19th centuries, which are presented in the new time concepts of I. Fichte and F. Schelling.

Keywords: Romanticism, freedom, self-consciousness necessity, border, subject, existence.

Шадрин Алексей Анатольевич, кандидат философских наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: graf@udm.ru

Shadrin A.A., candidate of philosophy, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: graf@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.