Научная статья на тему 'Учебно-методическая и научно-исследовательская работа обществоведов вузов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: проблемы и опыт их решения'

Учебно-методическая и научно-исследовательская работа обществоведов вузов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: проблемы и опыт их решения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СССР / КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Машкарин М. И.

В статье на основе архивных и опубликованных материалов проанализирован процесс перестройки работы высшей школы в Западной Сибири в ходе Великой Отечественной войны, рассмотрена сеть высших учебных заведений, показана роль партийных и советских органов в сохранении и развитии высшей школы и перестройки её работы на военный лад. В работе особое внимание уделено рассмотрению организации учебно-методической и научно-исследовательской работы преподавателей гуманитарных дисциплин вузов и показаны её итоги. Отдельные стороны вышеуказанных проблем рассматривались в трудах историков, изучавших те или иные вопросы на всесоюзном, всероссийском или региональных уровнях, Г.Д. Алексеевой, В.М. Горячевой, В.В. Дрыночкина, Л.Л. Корнилова, М.Р. Круглянского, Т.Н. Петровой, М.С. Яковлевой и некоторых других [1, 2, 6, 7, 8, 9]. Несмотря на то, что со времени Великой Победы над фашизмом прошло уже более 70 лет, многие вопросы истории войны, в том числе и на материалах Сибири, еще недостаточно изучены, требуют более детального изучения, обобщения и в ряде случаев переосмысления. Среди них организация учебно-методической и научно-исследовательской работы преподавателей, в том числе и обществоведов, деятельность которых в годы войны приобрела исключительно важное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Машкарин М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическая и научно-исследовательская работа обществоведов вузов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: проблемы и опыт их решения»

УДК [378+0011:9'1(170)«1941/1915»(571.13)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБИ, ЕСТВОВ ЕДОЗ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГО£Ы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШ ЕНИЯ

М. И. Машклрин

Омсчий государственный тг.схчическгм университет, с. Омск, Россия

Лнномлпия - В статье на основе архивных и опубликованных материалов проанализирован нрсиесс исрсстройкн работы высшей школы d Западной Сибири а ходе Великой Отечественной войны, рассмот рена сеть высших учебных заведений, показана роль партийных н советских органов в сохранении и развитии высшей школы п перестройки её работы на военный лаз. В работе особое внимание уделено р:н(чипрннии) opi ишкмцнн } чеГжо-мнт отеской и ниучнн-шпцикш нлкскои (мшим iipputi i i-, ihu гуманитарных дисциплин вузов н показаны её итоги.

Отдельные стороны вышеуказанных проблем рассматривались в трудах историков, изучавших те или иные вопросы на всесоюзном, всероссийском или региональных уровнях, - Г.Д. Алексеевой, В.М. Горячевой. В.В. _1рыночкнна. ЛЛ. Корнилова. М.1\ Круглянского. Т.П. Петровой. М.С. Яковлевой н не-кин)|1ых jpuiu [1, 2, 6. 7. S. 9]. HtfiMuipH H.I iu, ню си b|j«>ieuu Великий Пибелы н.и фишшмим пришло уже более 70 лет, многие вопросы истории войны, в том числе н на материалах С'нбнрн. еще недостаточно изучены, требуют более детального изучения, обобщения и d ряде случаев переосмысления. Срсдп пих

- организация учебно-методической и научно-исследовательской работы преподавателей, в том чнеле п

ooinerTRfiRfioR, трятмьность которых я годы копны приобрела пгклктятмьт» 1»жнп<> чнлчение.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, кафедры сбшественных наук.

Великая Отечественная война советского народа прошв ксмспко-фашнстской 1 ерманин в историк России занимает особое место. В эти грозные для нашего Отечества годы руководству Советского Союза удалось мо-

Г»И.1 И «■'K.-l I h Ifar рпургы ДЛИ СIJJI ЯН И-Л ЦИ И 1У1М(>])г1 KJMiy R КО}Х1ГКИГ ;JH»KH ПЖКК'КОМу 11|1ИКИГГ.1М-|'Ку, НИ*0,|ИК-

шемуся под :гсгсткнм руководством и контролем Всесоюзной Комзлуннетнческой партии (большевиков) н Государственного Коз.оггета обороны удалось перестроить все стороны жизни государства па военный лад. Под ставшим известным во всём мире лозунгом «Бег для фронта, зсс для победы!» на оборонные рслъсы переводились все отрасли промышленности. D восточные регионы страны - на Урал. в Сибирь. Среднюю Азию и Казахстан. с самого качала войны были эвакуированы сотни фабрик и заводов, которые в кратчайшие сроки налаживали здесь выпуск продукции, прежде всего востребованной на фронтах воины. Перед колхозным крестьян-ством и рабочими совхозов была поставлена задача обеспечен:хя продовольствием прежде дсего Рабоче Крестьянской Красной Армии (l'KKA) к Флота.

Rn.'iium iiikojm нуслокиих ничпкшгйгя койнм нг Пыли ппптгккнно, ириори ;пнмм нипрннлгнигм к/кгпглк-ности партийно-государственной вертикали, но. совершенно очевидно, без внимания властей з течение всего периода воины она не оставалась При этом следует особо подчеркнуть, что в большинстве случаев не только продо.ъкалось обучение студентов сгарлпк курсов, которые после получения дипломов о высшем образовании былк востребованы в промышленности, сельском хозяйстве, культуре и т.д.. но и объявлялся набор аЬнтурнен-гок ни ит-ркыг кур:-ы, хит. нл мерный кчглхд, логики начишигЙ!^ койнм дикпжлнн (.iwqMirHH(i;qiyit<K имдхпды

- превратить финансирование вузов и набор абитуриентов до окончания войны.

К началу 1911 1912 учебного года д 9 города?: Западной Сибири работали 30 институтов - 18 в HoBocirôiip скои области. 9 - в Омской области к 3 - в Алтайском коос. что составляло ?3 % от их общего числа во вссй Сибири и на Дальнем Востоке [3. л. 242: U.c. 267-292 J. Кроме того, в рассматриваемый период по нашим данный СГНОИЛ ННЬТМ НЛ ОЛубпОТСПЯЛННКПС И лрхикнмх ИГТОНННКЛХ ЧИСЛО ЭКЛКуИрОКДННМХ р Злгтлднуто Сибирь кн-

стигутов за весь дернод Великой Отечественной войны превысило число местных и составляло на конец 1941 года 1S институтов, в 1942 19-13 учебном году-37, d 1913 1911 учебном году-28, в 1911 19-15 учебном году -f>. а к копну этого последнего в условиях войны учебного года были эвакуировали к местам своего прежнего размещения вое вузы, '¿а исключением тех институтов, коюрыс по решению Правительства были рсоргоннзо-ьаны и ocl делены ь юридлх Западной Сибири.

В предвоенный год на всех кафедрах общественных наук в вузах Западной Сибири работало около 120 преподавателей. в том числе в г. Томске - 42, г. Омске - 34, г Новосибирске - 24. Вое они работали на каоедрах «Марксизма-ленинизма». «Политической экономии» или на объединенных кафедрах «Марксизма-ленинизма н политэкономии»'. 3 других городах, помимо вышеуказанных, в которых размещались но 1-2 вуза, работали от 1 до 7 п^иодлкжглгй Как приняло они были члгннми RTd7(fi) R Нокогибирпшй облипи например) 95,8 % ич юле были коммунистами, а 4,2 - кандидатами в члены партии. Около 9С % из них имели высшее образование, почт:! 10 % незаконченное высшее, менее 5 % среднее образоваипе. Опк имели большой опыт общественно политической работы в партийных и советских органах, но серьезной научной деятельностью почти никто не

занимался. К начал4,* вонны здесь лишь S обществоведов имели ученую степень кандидата наук (в Томске - 5. в Новосибирске - 2, в Сталинске - 1) н не было ни одного доктора наук, нн одного профессора. В других регионах Западной Сибири не былс ни одного гуманитария-обществоведа, имевшего степень доктора тук. нтп уче-ное звание профессора [4, х 190-201 и др.]

Ситуация с кадрэдгс вузовских гуманитариев еще более усугубилась в самом начал? воины, когда, как правило. добровольно, реже - по мобилизации в РККА ушли десятки преподавателей общественных дисциплин -на фронт или на преподавательскую работу в военные учебные заведения (училища, курсы и т.д.)

Несмотря на сложность с кадрами преподавателей гуманитарного цикла, с самого начала войны они нацеливались на серьезную учебную, учебно-методическую, воспитательную работу в вузах. Накануне первого в условиях войны учебного года, 2S августа 1941 года, главные партийный печатный орган страны газета «Правда» Н ИГ^ДОКИИ (-1И1КГ ;iyi¡IH riJIlU VMJ «уСТИНОККу» «TTriiri I]K1HK¡1 уЧгбнО-К(Х11И1ИТГ.1КЬ:ОЙ рнбп ihi Н ШКОЛИХ и

вузах целиком и полностью определяется задачами военного времени». Естественно, партийные организации, получив тягое чигчменное указание не только в начале войны но и я -еченне всего этпго периода уделяли ря-Гннг «mniri гкокгдок »с?>(мк* к ни мин иг и рпулярно 11ип-и:и])икалн -пи ксмгхчы ни г«>ии хиегдинихх — ni ÜHpiflKipO KV'-U^K ДО (>К)ТХ) обхПМПК И A JMHHt'KOI О К[ЫЙ<ОМИ

При ря1'Ш(П|ЖНИИ «опросом о иодтнжкг к но ному учгПному ixviy. и]»и ио.икгд-нии ипн;ж рнГкпм к унгГь HOV 1С1ДУ и [»НТШ1])ИКИ.1ИГЬ НГ IXUlhltl оГнЦИГ 1|роб;1ГМЫ учетной, уЧГОНО-МПО.ЧИЧПкОЙ llitnoihl НС» И СОНГрШГН-НО ЧЛСГНЫГ KOIIJKX М рГм)1Ы КйфгУф OOIIIfCI КГННЫХ няук — <1 риб.ПГ СПу.ЦРИПЖ Г КНИГОЙ, tlfl (фСЛНК-СЯЦИИ ('ИШЬ ['nmnihHDH 1МГ>(11М пудгнтк О ГЛубиНГ нчучгних ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЛГКЦИОННОЙ НИН 1^МИНИ)К.К||Й 1фО'Я|ГМЫ, (И1 уК]1Г11-1ГНИН ДИСЦИПЛИНЫ ()Г) ЩЧЯНИ-ЫЦИИ 01}1иб01КМ ПуДГН1ЯМИ 11]ншущгнных чинмтий. ilG (КИИОКМГНИС 1К11И-

мн силами наглядных пособий, ос организации проверок конспектов студентов. с подведении итогов сессий. о5 итогах государственных экзаменов, о подготовке не только студентов. но к преподавателей к семинарским занятиям и ГД И I II При |Ш:У1Л)ГННИ К()И|ХМ'Л ЩИЯНИНЛЦНИ уЧгГ)НО-МГЛТ1ДИЧСЧЮИ риГхПМ, Н.111]ШМГ]1 к Томском медицинском институте, партбюро вуза изучило вопросы организации консультаций студентов преподавателями. самостоятельной работы студентов над книгой, удобство расписани* при преподавании основ марксизма-ленинизма. Зюро. состоявшееся 9 декабря 1941 года, положительно оценило проводимую учебне-мего дичее кую работу и рекомендовало усилить работу по развертыванию среди студенчества борьбы за чот-личничество». Была подчёркнута необходимость проведения совещаний по обмену опытом организации самостоятельней работы студснтоЕ. популяризации через стенную студенческую печать отличников учебы и об организации еыставок конспектов отличников.

Замечания проверяющих организацию учебного, учебно-методического процесса в вузах партийными работниками нередко сводились к следующему, как это было в Омском сельскохозяйственном институте: «чтение курса требует улучшения», «лекции зсвед\тсщего кафедрой носят школярско-просвс1нтсльскнй. с не боевой, воспитательный характер». «:матсрнолы лекций не увязывались с задачами борьбы прошв немецко-фашистских захватчиков» Это наЬор претензий к работе кафедр оЬществовсдчоского цикла можно было отнести не только к ОмСХИ, но и многим другим кафедрам региона, что по итогам проверки работы н делалось проверяющими.

В то же Еремя па самом высоком партийном уровне - через газету «Правдах, отмечались и успехи d оргапи зацнн учеоного процесса вузов Западной Сибири. Гак. 18 января 1941 гсда «Правдам поместила передовую ета-тыо «Советская высшая школа в Отечествешюй войие». tí пей были отмечены успехи d работе Новосибирского института иоешгых инженеров транспорта и Томского государственного ^птерсигета.

В тетепне всего периода войны учебная, учебно методическая работа кафедр общественных паук была d neinpe в:шмон:хя при рассмотрении любых вопросов работы вузов. Поэтому пе удивительно, что к середине сошлл do многих вузах региона пакопнлея достаточный опыт учебно методической работы, который уже мож но было не только использовал,, но и обобщать, распространять. Так. в Томском государственном педагогическом институте была проведена конференция «Учебный процесс е вузе в условиях Великой Отечестве:п:он войны». на которой были заслушаны 7 докладов, среди гак «Учебный процесс в вузе и его элементы в условн ях военного времени» (докладчик доцент М.Г Тимофеев}. «Лекция как исходный момент приобретения студентами научных знании по историческим дисциплинами (профессор К П. Ярошевскнп). «Методика проведения семинарских занятии по основам марксизма-ленинизма» (заведующий кафедрей марксизма-ленинизма до-ценг П.П. Зайцев) и другие. В Новосибирском государственном педагогическом институте участники методической конференции обсуднлн доклады «Пути повышения эффективности лекции», «Система практических занятий в педвузе», .<0 самостоятельной работе студентов» и другие. Эта н многие друтне аналогичные конференции. на которых обобщался богатый педагогический опыт преполавателен-гумакнтарнев. отличавшихся, как правило, высокой производственной н общественно-политической активностью.

О том. что преподаванию общественных, гуманитарных дисциплин в годы Великой Отечественной войны уделялось большое внимание, свидетельствует и toi факт, что еще в разгар войны, в августе 1ÍH4 года. Всесоюзный Комитет по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР организовал и провёл в Москве Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук, в котором приняли участие более 500 человек. В докладе на этом совещании Председатель ВКВШ при СНК СССР СВ. Кафтанов подробно остановился на успехах н недостатках в преподавании общественных дисциплин, поставил гуманитариям задачи по совершенствованию их работы в вузах. Самые различные проблемы работы кафедр гуманитарного цикла рас-

сматрнвалнсь i: па секциях соэещашш. докладчиком па одной из ппх был заведующий кафедрой марксизма ленинизма Новосибирского медицинского института доцент М.Е. Золотарев. По итогам этого Всесоюзного со-исшсши* 11-14 сен ширя 1944 юла в Новисибирске при участил работников Управления ирсши алды ЦК ВКП(э) н ВКВШ лрн СНК СХХЛ' состоялось мсжсбластнос совещание, на котором оылн подведены итоги работы обществоведов d период вошла и поставлены задачи па её завершающем этапе.

Большое внимание также уделялось организации научных исследований преподавателей-обществоведов Эта работа была одним из самых слабых мест в деятельности сибирсккх гуманитариев. Научная работа препо-давателей-обществоведов нацеливалась прежде всего на мобилизацию советского народа на отпор Bparv. поэтому она носила ярко выралсешхш апгтациопно пропагандистский, антифашистский характер. Это. напр^шер. четко прослеживается в названиях брошюр, которые были написаны преподавателями кафедры марксизма-ленинизма Новосибирского института военных инженеров транспорта уже в первом семестре 1941-1942 учебного года «Могучая коалиция великих держав». «Чехословакия в ярме немецкого фашизма•>. :<Кто такие национал социалисты9», «Неминуемая гибель гитлеровского империализма». «Кузбасс d дни Отечествешюй войны» Влрочехк такая научная активность, как в НШШТе. была больше исключением, чем правилохк Поэтому не удивительно, что в приказе ВКВШ при С1Ш СССР е январе 1942 года, в котором говорилось о недостатках в организации научных исследований в вузах СССР, в котором среди прочих з качестве негативного опыта приводились Томский государственный университет н Омский сельскохозяйственный институт В приказе ВКВШ прямо говорилось о необходимости повышения квалификации преподавателей через разработал' планов ьиучныч игелгдокиний с укачаннгм едоком с.ничи кандидатских «с-сиигнпк и Ш1ЦИ1Ы кандидатски* диссс*]п нп.ий Такая конкретика спосоосте овала тому, что этому вопросу стали более пристальное внимание уделять партийные органы - от вузовских до областных и краевых, но тем не менее нз-за колоссальной занятости преподавателей массово-политической работой существенного прорыва в их научно-исследовательской работе ожидать

нр*Д ЛИ было ШГСМОЖНО Xtrrv нышгуноминупмг ИрПКЫ^КГПКЛИ НИВИТи /КЖОЛННО СИГрН I ИКНО ОИрГДГЛИНИСК С

темами научных исследований хДвухсстннкн-стахановцы зоенноге времени (на примере предприятий Новосибирска и Кузбасса))», «Экокохшческая эффективность луникскнх х£етодов работы (на примере деле Новосибирска и Рубцовска» Поэтому не удчви-ельно ^о отдел пропаганды и агитяции Новосибирского горкома КПСС ищгкомрндпнйл рабшниьам кяфе*,^:« irvhi .иисссрга ционнмх исслгдоканнй — кВоркли ниргни Полк пг-внков за нндуетрналнзацшо Западной Сибири». «Горняки Кузбасса в борьбе за власть Советов«. чГод великого перелома в сибирской деревне v.

Одним ич главных направлений исследовательской работы облтегтчпиедоч Сибирско-о металлургического институт стада проблема «Стахановское движение на Кузнецком металл ypj ическом комбинате в годы Великой Отечественной войны». Пс согласованию с Прокопьсвскнм горкомом ВКП(б) иад темой «Участие гернякев Прокопьевска в организации победы над врагом» работала кафедра марксизма-ленинизма Донецкого индустриального института.

В нскошрыл вузах проходили на> чнь.е конференции и ccllhh. Часго они носвмшлдись крупным ис.ориче-ским юбилеям. Больше всего таких мероприятий прошлс в 1942 году в связи с 700-лсгнсм Ледового побоища с главным героем Александром Невским, бнвгенм немецких «псов-рыпарей» и 133-летнем Отечественной войны IS 12 года с главным героем великим русским полководцем Михаилом Кутузовых!.

В Томском .исуниверсигсте были нескшд>ко иное отношение к проблемам научной раблы. неже.1л в НГШИТс. Гектор ТГУ ЯД. Горлачсв. являвшийся доцентом кафедры марксизма-ленинизма, заявил иа заседании партийного бюро университета 2 нюня 1942 года: «Для нас важнее является в период зоенноге времени не рост научного работника, а обеспечение такого участка работы, который партиен и правительством оценивается шорым фринюм» [9. jj. 24]. А исходя ш образною выражения Я.Д. Гирлачёва. следует отменив, ни «вторым фронтом» о6щсствовсдов-г*-маннгарнсв в то время действительно являлась, конечно же, не научно-исследовательская работа, а их деятельность в качестве пропаганд:кгтоь. агитаторов, воспитателей студесче ской молодежи, что лишь косвенно способствовало научнохгу повышению квалификации преподавателей.

Несмшря на рассмо1редные здесь проблемы и 1рудяос1и в организации научных исследований и вузах Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны, гуманитарии региона, в том числе 3 из эвакуированных вузов, защитили 11 кандидатский диссертаций: Ъ на соискание учёной степени кандидата окономхгческих наук, 3 исторических и 2 философских наук (Томский педагогический институт - 3 диссертации. Омский педагогический инештуг — 1. Барнаульский исд ¿логический институт — 1. Тюменский иедаилический инстшут - 1. Новосибирский институт военных инженеров транспорта 1. Сибирский автохюбнльно-дорожный институт 1, Московский тстнтуг инженеров железнодорожного транспорта — 1, 2 й Московский медицинский ннспгтут -1. Днепропетровский - 1. Рубежанскии химико-технсшогпческип институт - 1).

Следует также отмешть. но многие 1>маншарли. paGoiaBiime в вузах Западной Сибири в юлы Велихой Отечественной войны, -уже в послевоенные годы защитили, по нашим подсчётам, i докторских диссертации Р_Ь. Кугель Р.Е. (1У1!5 год). МЛ . Ж^-равков (1УЬ5), ИИ. Матвееиков (1УЬ6), Л.И. Кащенко\l9bt) и 11.11 Рощев скин (1967), а в период с 1946 по 1970 годы - 48 кандидатских диссертаций. Работа над многими диссертациями начиналась в рассматриваемое нами юлы - перила вейн^.

Самая многообразная работа - учебна®, учебнс-методическая. научная. массово-политическая, проводившаяся в гсды Великой Отечеетвешюй войны в эузах Западней Сибири, дала свою отдачу уже в те грозные голы.

Доцент кафедры марксизма-ленинизма Новосибирского сельскохозяйственного института А_А. Старых, проявив мужество н героизм на фронтах Великой Отечественной войны, стал Героем Советского Союза. Героями Советского Союза стали студенты и выпускники вузов Западной Сибири - В. Безукладникое. Ю. ДеряЬнн (Новосибирским институт военных инженеров транспорта), А Кончин (Новосибирский инженерно-строительный институт), В. Катышев (Омский учительский институт), Г. Насардинов (Сибирский автомобнльно-дорожный институт), А. Калашников (Томский педагогический институт), И. Шнкунов (Барнаульский учительский институт), высшим орденом СССР - орденом Ленина, были награждены доцент кафедры марксизма-ленинизма Новосибирского сельскохозяйственного института А А. Луценко. студент Томского государственного университета П. Миканошнн. студент Новосибирского медицинского института Н. Монсеенко. студентка Сибирского металлургического института В. Соломагина. Сотни студентов и преподавателей-сибиряков были награждены в годы войны высокими государственными наградами, многие из них сложили свои головы на фронтах войны, отстаивая честь и независимость нашей Родины.

И. конечно, одним из самых значимых результатов деятельности вузов Западной Сибири периода войны, в который существенный вклад внесли преподаватели-гуманитарии, являются подготовленные высококлассные специалисты самых различных специальностей. Сотни из ннх стали выдающимися организаторами производства. крупными учёными, врачами, педагогами, которые в послевоенные годы внесли свои существенный вклад в восстановление разрушенного войной народного хозяйства и в дальнейшее развитие нашего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алексеева Г. Д. Пропаганда исторических знаний в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Н Проблемы истории общественного движения и историограф™. М. 1971. С. 459-469

2. Горячева В. М. Преподавание общественных наук в высшей школе в период Великой Отечественной войны (на материалах Новосибирской области) // Науч. тр. Новоснб. пед. ин-та Новосибирск: 1970. Вып. 46. С. 129-139.

3. Государственный архив Алтайского края. Ф. 1. Оп. 36. Д. 10.

4. Государственный архив Новосибирской области. Ф. 4. Оп. 6. Д. 223.

5. Дрыночкин В. В. Высшие учебные заведения столицы в эвакуации (конец 1941-1943 гг.) // История СССР. 1975. № 1. С_ 132-137.

6. Корнилов Л. Л. Вузы и исследовательские учреждения Западной Сибири к концу Великой Отечественной войны // Вопросы истории и методологии науки Омск. 1969. Т. 106. С. 7—114.

7. Круглянскнй М. Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа, 1970 316 с.

8. Петрова Т. Н. Деятельность партийных, организаций Западной Сибири по усилению творческого содружества науки с производством в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гт.). Томск: Изд-во Том. ун-та. 1968 389 с.

9. Яковлева М. С. Идейно-политическая работа в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийных организаций высших учебных заведений) // Сборник работ аспирантов каф истории КПСС. Томск. 1975. Вып 12. С. 180-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.