УДК 355.233.2
Д. В. ЧЕРМОШЕНЦЕВ
Омский государственный технический университет
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВУЗАХ НА ТЕРРИТОРИИ СИБВО В 1941-1945 гг.
В статье показана деятельность партийных организаций по идейному воспитанию преподавателей и студентов вузов в годы Великой Отечественной войны. На основе архивного материала раскрываются различные формы и методы идеологической работы. Детально характеризуется роль кафедр общественных наук в этом процессе.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, парторганизация, вуз, идейно-воспитательная работа, агитаторы.
В период Великой Отечественной войны особо важное значение приобрела идейно-воспитательная работа партийных организаций. В первые же дни войны прошли заседания Алтайского краевого, Новосибирского и Омского комитетов ВКП (б), на которых обсуждались задачи партийных организаций в связи с войной и мобилизацией. Идеологическая работа стала перестраиваться.
Одной из главных трудностей в деятельности партийных организаций стало резкое сокращение численности коммунистов из-за ухода их в Красную Армию. Так, например, в Омском сельскохозяйственном институте накануне войны работало 200 коммунистов, а к 1942 г. осталось 36, в медицинском институте соответственно — 100 и 33, в ветеринарном — 32 и 10, в автодорожном — 40 и 13. В мае 1941 г. в партийной организации Томского пединститута насчитывалось 66 членов и кандидатов в члены ВКП (б), а к октябрю осталось 9 человек, в Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии за это время парторганизация сократилась с 20 до 10 человек [1]. Значительно сократилась численность коммунистов и в других партийных организациях.
В связи с таким положением резко возросла роль кафедр общественных наук в идеологической работе. За редким исключением преподаватели этих кафедр состояли из членов ВКП (б). В течение всего периода войны секретарями или их заместителями первичных парторганизаций были обществоведы.
С первых дней войны стала совершенствоваться идейно-воспитательная работа в вузах. Перед парторганизациями стала задача: довести до каждого человека цели и характер войны. Использовали самые различные формы и методы.
Одно из главных мест в идейно-воспитательной работе заняла практика проведения докладов и лекций. Они организовывались и проводились в основном силами профессорско-преподавательского состава кафедр общественных наук. В начале июля 1941 г. партбюро Омского медицинского института, рассмотрев задачи агитационно-пропагандистской
деятельности, поручило заведующему кафедрой марксизма-ленинизма тов. Степанкову разработать подробный план чтения лекций и подобрать соответствующих лекторов [2]. Партийное бюро Новосибирского инженерно-строительного института 23 сентября обсудило вопрос «О подготовке к новому учебному году». Члены партбюро подчеркнули, что в создавшихся условиях воспитательная работа приобрела исключительно важное значение. Было отмечено, что кафедра марксизма-ленинизма должна оказать помощь в идейно-воспитательной работе [3].
Впервые вопрос «Об участии кафедры марксизма-ленинизма в общественно-политической жизни института» был поставлен на заседании партийного бюро в Сибирском металлургическом институте 16 октября 1941 г. На бюро было отмечено, что кафедра проводит большую работу по линии горкома партии, но недостаточно оказывает помощи вузовской парторганизации в агитационно-пропагандист-кой деятельности, в частности, не организовывает общеинститутских лекций и докладов. По решению партбюро, заведующий кафедрой был отстранен от работы и откомандирован в распоряжение городского комитета партии [4]. Такое серьезное отношение к организации идейно-воспитательной работы было характерно и для других вузов. 30 октября 1941 г. вопрос о работе кафедры марксизма-ленинизма был рассмотрен на партийном собрании в Омском педагогическом институте. Коммунисты проанализировали деятельность партии и отметили, что обществоведы института успешно справились с организацией лекционной пропаганды, силами кафедры в вузе и в различных учреждениях и организациях Тобольска было прочитано 40 лекций и докладов [5].
В конце года эти проблемы были впервые рассмотрены на уровне бюро городского комитета партии. 11 декабря 1941 г. бюро Томского горкома ВКП(б) заслушало отчет «О состоянии агита-ционно-пропагандисткой работы в мединституте». Бюро проделало анализ этой деятельности и приняло постановление, в котором были даны основные
ориентиры работе вузовских коммунистов. Бюро горкома обязало партбюро института обсудить работу кафедры марксизма-ленинизма по политическому воспитанию студенчества. Оно подчеркнуло, что в организации лекционной пропаганды кафедра должна сыграть ведущую роль [6]. Усилили внимание к агитационно-пропагандисткой работе в вузах и другие партийные комитеты.
Бюро Новосибирского обкома партии, рассмотрев 19 декабря 1942 г. ход перестройки работы вузов на военный лад, обязало секретарей партбюро и руководителей кафедр марксизма-ленинизма шире развернуть массово-политическую работу в вузах.
Бюро Омского областного комитета партии, проанализировав деятельность Омского педагогического института, потребовало от дирекции и парторганизации обратить особое внимание на развертывание политмассовой, воспитательной работы среди студентов и научных работников путем чтения антифашистских, военно-оборонных лекций по вопросам международного положения, Отечественной войны и героического прошлого русского народа [7]. Партсобрание Томского пединститута от 9 декабря 1941 г. обязало кафедру марксизма-ленинизма взять руководство политико-воспитательной работой в вузе среди студенчества и научных работников во внеучебное время [8]. Да и во всех других вузах, где первичные парторганизации столь прямо не перепоручали вести политико-воспитательную работу обществоведам, сложилась такая практика, когда кафедры общественных наук почти всю ее вели своими силами при помощи актива.
Постоянное внимание партийных организаций к этой работе, особенно к проведению докладов и чтению лекций, способствовало тому, что во всех вузах Западной Сибири уже в 1941 — 1942 гг. учебном году имелся определенный опыт такой деятельности. Тематика читаемых лекций и докладов была в основном увязана с проблемами воны. Так, по подсчетам омского историка М. И. Машкарина, наиболее распространенными были следующие лекции и доклады: «Молодежь Советского Союза в Великой Отечественной войне», «Кто такие национал-социалисты?», «История борьбы русского народа против немецких захватчиков», «Партизанская борьба советского народа против немецких захватчиков», «Фашизм — лютый враг человечества», «Наши великие предки», «Александр Суворов и Михаил Кутузов», «XXIV годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» и другие [9]. В Томском электромеханическом институте инженеров желез но дорожного транспорта в течение 1941 — 1942 учебного года лекции и доклады организовывались ежемесячно, в Омском ветеринарном институте было проведено 8 лекций и 12 докладов [10]. В некоторых вузах эта работа проводилась более интенсивно. Так, например, в автодорожном институте только в первом семестре было организовано 19 лекций и докладов, на которых присутствовало 2055 человек [11].
Накопив опыт лекционной пропаганды, в ряде вузов парторганизации при активнейшем участии кафедр общественных наук создали собственные лектории, университеты культуры, сыгравшие исключительно важную роль в идейно-политическом воспитании коллективов вузов. Первый лекторий был создан уже в октябре 1941 г. в Омском медицинском институте. В лектории регулярно
по субботам, иногда и по средам читались лекции. Только за октябрь —декабрь 1941 г было прочитано 19 лекций, которые посетило 4260 студентов, а за январь — август 1942 г. — 19 лекций, на которых присутствовало 9670 студентов. Студенты и преподаватели прослушали следующие лекции: «Всю мощь нашей Родины — на разгром врага», «Фашизм — злейший враг славянских народов», «Маяковский — патриот своего Отечества», «Николай Островский — писатель-боец» [12].
Лекторий стал настолько популярным, что не вмещал всех желающих в зале вместимостью 250 — 300 человек. Некоторые лекции сопровождались кино- и литературно-художественной иллюстрацией, а нередко и демонстрацией отдельных сцен из репертуара спектаклей театра им. Е. Вахтангова (Московский театр им. Е. Вахтангова в 1941 — 1943 гг. находился в Омске в эвакуации).
В это же время в Томском государственном университете открылся городской публичный лекторий, который позднее стал называться воскресным университетом [13]. На лекции приходили не только студенты Томского государственного университета, но и других вузов, учителя школ города. Самые популярные ученые ТГУ, других институтов города читали здесь лекции, делали доклады по различным международным и другим проблемам. Большой интерес вызвала лекция заведующего кафедрой марксизма-ленинизма ТГУ А. Е. Абрамовича «Германия в 1919 г. (по личным воспоминаниям)» [14]. Областная газета «Красное знамя» регулярно публиковала объявления о тематике лекций и докладов в этом воскресном университете. В 1943—1944 гг. лектории и университеты культуры были созданы и в Новосибирском институте военных инженеров транспорта, Новосибирском медицинском институте, Новосибирском инженерно-строительном, Томском политехническом, Томском медицинском и Томском педагогическом, Колпашевском учительском и Тюменском педагогическом институтах [15].
Важное место в идейно-воспитательной деятельности партийных организаций заняли теоретические конференции. Правда, их тематика была менее многообразной, по сравнению с лекториями и университетами культуры. Они посвящались наиболее злободневным и актуальным вопросам. В отличие от других форм идеологического воспитания масс, теоретические конференции предлагали активную творческую работу ее участников. Проведению этих конференций, как правило, предшествовала огромная организационная работа парторганизаций вузов. Кировский райком ВКП (б) г. Томска в план работы отдела пропаганды и агитации на июль — сентябрь 1941 г. включил пункт о проведении в сентябре вузовскими парторганизациями конференции по теме «Теория и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции» [16]. С конца 1941 г. подобные конференций стали проводиться во всех высших учебных заведениях.
Если в первое время конференции проводились среди научных работников, то уже с начала 1942 г. к организации и проведению стали привлекать студенчество, рабочих и служащих. Кафедра марксизма-ленинизма Омского пединститута провела следующие теоретические конференции на тему: «ВОВ советского народа против фашистских захватчиков», «Справедливые и несправедливые войны», «Кто такие национал-социалисты?» [17].
С 1943 г. конференции стали проходить более регулярно не только в вузах г. Омска, но и других западносибирских институтах. Особенно успешно и организованно прошла в июне 1943 г. в Томском индустриальном институте по вопросам Великой Отечественной войны. На трех заседаниях было заслушано 5 докладов, в т.ч. «Решающие условия победы над врагом» лауреата Сталинской премии профессора Н. А. Чинакала. В прениях по докладу выступило 23 человека. Также выступил руководитель конференции — заведующий кафедрой марксизма-ленинизма доцент П. З. Захаров с докладом «Текущий момент Отечественной войны и международная обстановка». Доклад прослушали более 100 человек [18].
В 1942 г. вышло первое издание книги И. В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», в которую были включены его публичные доклады, речи и торжественные приказы в связи с революционными датами, опубликованные ранее в периодической печати. Выход этой книги оказал существенное влияние на идейно-политическую работу. Как правило, материалы этой книги, которая вышла всего пятью изданиями, служили основой для проведения очередных научно-теоретических конференций. Высказывания главы государства неоднократно цитировались и разъяснялись [19].
В конце войны в вузах идейно-политическая работа активизировалась. Это было связано с принятием ряда постановлений ЦК партии по различным проблемам идеологической работы [20]. В результате разнообразных форм и методов работы партийных организаций повышалась общественно-политическая активность студенчества, рабочих и служащих. Естественно, что идейно-воспитательная работа не могла проводиться только силами обществоведов. Поэтому парторганизации стремились привлечь наиболее активную часть коммунистов и комсомольцев из числа студентов и преподавателей. Только при этом условии можно было добиться серьезных успехов в воспитательной работе.
С первых дней войны большую роль в идейно-воспитательной работе стали играть агитколлективы, работающие, как правило, под руководством кафедр общественных наук. Агитаторы проводили читки и разъяснения газетных материалов, сообщений Совинформбюро, докладов и приказов И. В. Сталина, местных политических и хозяйственных мероприятий, призывали каждого советского человека внести свой вклад в разгром врага.
После того как в вузы стали поступать на учебу участники Великой Отечественной войны, пользовавшиеся заслуженным авторитетом, они быстро вовлекались в агитационно-пропагандистскую работу. Так, например, в Новосибирском сельскохозяйственном институте для работы в студенческом общежитии были выдвинуты участники войны Тимофеев и Антрощенко, которые вели там читки газет [21].
Большую помощь агитаторам оказывали кабинеты кафедр марксизма-ленинизма и политической экономии. Во многих из них имелись картотеки журнальных и газетных статей, подборки литературы по различным темам.
Работники кабинета кафедры СибАДИ готовили для агитаторов и вывешивали на видном месте списки рекомендуемой литературы в виде стенных альбомов: «В помощь агитаторам», «Агитатор! Прочти в группе!» и для самообразования «Что читать?» [22]. Кабинеты помогали агиткол-
лективам проводить работу по популяризации лучших произведений русской, советской и зарубежной художественной и публицистической литературы. Особое внимание они уделяли выдающимся произведениям, посвященным Великой Отечественной войне: «Русский характер» А. Толстого, «В тихом городе» И. Эренбурга, «Радуга» В. Василевской, «Фронт» А. Корнейчука и др. По этим произведениям часто создавались литературные выставки, их рекомендовали для громких читок в группах, агитаторов учили использовать литературные произведения в агитмассовой работе. Огромной популярностью среди молодежи пользовалась в то время книга Николая Островского «Как закалялась сталь». Слова ее главного героя — Павла Корчагина о том, что «жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое» — стали жизненным девизом для миллионов советских людей.
Таким образом, идейно-воспитательная деятельность партийных организаций в вузах на территории Сибирского военного округа имела разнообразные формы и методы и, несомненно, способствовала перестройке страны на военный лад и достижению Победы.
Золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны подвиги воинов-сибиряков. Они находились на самых трудных, решающих участках фронтов: у стен Москвы и Ленинграда, под Сталинградом и Орлом, на Немане и Одере, при взятии Берлина. Даже видавшие виды солдаты были поражены мужеством и стойкостью сибиряков. Одно слово «сибиряк» приводило в трепет фашистов.
Библиографический список
1. ПАНО. Ф. 681. Оп. 1. Д. 5. Л. 20; Д. 7. Л. 63.
2. ИсАОО. Ф. 883. Оп. 4. Д. 293. Л. 47 об.
3. ГАНО. Ф. 500. Оп. 1. Д. 27. Л. 35.
4. ГАКО. Ф. 1107. Оп. 1. Д. 73. Л. 124 об, 126.
5. ГАСПИТО. Ф. 516. Оп. 1. Д. 7. Л. 66, 66 об.
6. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 8. Л. 58.
7. ИсАОО. Ф. 17. Оп. 17. Д. 34. Л. 16.
8. ЦДНИ ТО. Ф. 321. Оп. 1. Д. 122. Л. 55.
9. Машкарин, М. И. Партийное руководство кафедрами общественных наук вузов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны : дис. ... канд. истор. наук / М. И. Машкарин. — Томск, 1988. — С. 136.
10. ЦДНИ ТО. Ф. 322, Оп. 1. Д. 60. Л. 76 об; ПАОО. Ф. 965. Оп. 1. Д. 17. Л. 7 об.
11. ИсАОО. Ф. 1092, Оп. 1. Д. 44. Л. 39.
12. ИсАОО. Ф. 17. Оп. 18. Д. 357. Л. 168, 168 об.
13. Красное Знамя. — 1942. — 1 февраля; Красное Знамя. — 1944. — 4 марта.
14. ГА РФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 516. Л. 14; РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 46. Д. 37. Л. 6.
15. ЦДНИ ТО. Ф. 1020. Оп. 1. Д. 25. Л. 9; ГАТО. Ф. 765. Оп. 1. Д. 34. Л. 72 об.
16. ЦДНИ ТО. Ф. 314. Оп. 1. Д. 122. Л. 12.
17. ИсАОО. Ф. 17. Оп. 17. Д. 331. Л. 81; ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 431. Л. 20.
18. Отчет каф. марксизма-ленинизма за 2-й семестр 1942/43 уч. год // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 603. Л. 25 об, 26, 82.
19. Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / И. В. Сталин. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1946. - 207 с.
20. Об организации научно-просветительной пропаганды 27 сентября 1944 г. // КПСС в резолюциях и решениях съез-
дов, конференций и пленумов ЦК. В 15 т. Т. 7. - М : Политиз- государственного технического университета; преподаватель кафедры технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института.
Адрес для переписки: [email protected]
дат, 1985. - С. 513-523; 539-543.
21. ГАНО. Ф. 1487. Оп. 26. Л. 2.
22. ИсАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 53. Л. 39.
ЧЕРМОШЕНЦЕВ Дмитрий Владимирович, аспи- Статья поступила в редакцию 07.07.2015 г.
рант кафедры отечественной истории Омского © д. в. Чермошенцев
УДК 94(430)
А. Н. СОРОКИН
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
НА ПЕРИФЕРИИ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ: АДЕНАУЭР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
В статье рассматривается отношение первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра к государствам Восточной Европы. Определяются концептуальные основы этого направления внешней политики Аденауэра. Предметно рассматриваются главные инструменты (доктрина Халльштейна) и главные проблемы (непризнание границы Одер-Нейсе) внешней политики ФРГ по отношению к государствам Восточной Европы.
Ключевые слова: история ФРГ, внешняя политика ФРГ, Аденауэр, доктрина Халльштейна, линия Одер-Нейсе.
Первый федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр (1949-1963) вошел в историю как канцлер западной интеграции [1]. За время его правления ФРГ превратилась из оккупированной, лишенной суверенитета, буквально лежащей в развалинах части Третьего рейха в экономически развитое, интегрированное в западную систему союзов самостоятельное государство. При этом западная интеграция, безусловно, легла в основу многих успехов ФРГ «эры Аденауэра», в том числе способствовала складыванию и развитию прогрессивной политической и экономической системы внутри страны. Таким образом, западный вектор внешней политики Аденауэра необходимо признать полностью успешным [2].
Совсем по-другому обстояли дела с восточным вектором внешней политики Аденауэра. Отношения ФРГ с СССР в этот период были напряженными: Аденауэр обвинял советскую сторону в расколе Германии, возникновение социалистического лагеря в Европе считал экспансией и главной угрозой европейской безопасности. Установление дипломатических отношений с Советским Союзом в 1955 году помимо возвращения домой последних немецких военнопленных не принесло с собой значительных практических результатов. Отказываясь от конструктивного диалога, Аденауэр тем не менее признавал, или вынужден был признавать, сложившуюся значительную роль СССР на международной арене. При этом федеральный канцлер уповал на то, что рано или поздно Советский Союз перед лицом консолидированной жесткой позиции Запада и в силу внутренних и внешних проблем, в том числе ввиду грядущего кризиса восточного блока,
будет вынужден сдать свои позиции, в том числе пойти на воссоединение Германии «в мире и свободе», то есть по западному сценарию. Признаки кризиса восточного блока Аденауэр видел в стремлениях Югославии к самостоятельности, в венгерских и польских событиях 1956 года. Он надеялся, что противоречия в восточном блоке однажды могут обрести такую динамику, которая может заложить основы для новой европейской системы в соответствии с его взглядами.
В этой связи интерес представляет такой структурный компонент восточной политики Конрада Аденауэра, как его непосредственное отношение к социалистическим странам Восточной Европы помимо СССР (Польше, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и др.). Здесь в первую очередь необходимо констатировать, что первый федеральный канцлер воспринимал эти страны лишь как сателлиты, «которые были слишком слабы, чтобы обеспечить себе свободу действий на продолжительное время» [3, Б. 92]. Единственным самостоятельным актёром восточного блока для Аденауэра всегда оставался Советский Союз, который стремился всеми средствами сохранить контроль над своей сферой влияния [4, с. 239]. Подобная позиция обусловила в целом недифференцированный подход канцлера к этой группе государств, который выразился в отказе от поиска диалога и от налаживания двусторонних связей.
Юридически установлению дипломатических отношений с социалистическими странами Восточной Европы препятствовала «доктрина Халльштей-на». Доктрина получила свое название от фамилии