Научная статья на тему 'Учебно- исследовательская работа студентов в процессе обучения математике'

Учебно- исследовательская работа студентов в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / TEACHING AND RESEARCH WORK / ПРИЗНАКИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / SIGNS OF EDUCATIONAL RESEARCH / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / THE MAIN STAGES OF EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK / ФУНКЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / THE FUNCTIONS OF EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Далингер Виктор Алексеевич

В статье рассматривается вопрос об организации учебно-исследовательской работы студентов, раскрываются сущность понятия «учебно-исследовательская работа», дидактические функции такой работы и приводятся примеры организации учебно-исследовательской работы из курса математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the organization of study and research work of students, reveals the essence of the concept of "teaching and research work", the didactic functions of such work and gives examples of the organization of educational and research work from the mathematics course.

Текст научной работы на тему «Учебно- исследовательская работа студентов в процессе обучения математике»

ПЕаАГОГПЧЕСКПЕ НАУКИ

УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ _ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ_

Далингер Виктор Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике, Омский государственный педагогический университет, г.Омск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос об организации учебно-исследовательской работы студентов, раскрываются сущность понятия «учебно -исследовательская работа», дидактические функции такой работы и приводятся примеры организации учебно-исследовательской работы из курса математики.

ABSTRACT

The article deals with the organization of study and research work of students, reveals the essence of the concept of "teaching and research work", the didactic functions of such work and gives examples of the organization of educational and research work from the mathematics course.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, признаки учебного исследования, основные этапы учебно-исследовательской работы, функции учебно-исследовательской работы.

Keywords: teaching and research work, signs of educational research, the main stages of educational and research work, the functions of educational and research work.

Умения проводить исследования, формулировать и решать проблемы, нести ответственность за принятое решение являются инвариантными, они позволяют определять уровень профессиональной и социальной компетенции специалиста.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что исследовательские умения в процессе подготовки студента, как к профессиональной деятельности, так и к жизнедеятельности в целом должны стать предметом пристального внимания ученых-методистов.

Успех учебно-познавательной исследовательской деятельности студентов в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством преподавателя этой деятельностью.

Мотивом учебно-познавательного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление студента к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные ему.

Основным признаками учебного исследования являются: а) постановка познавательной проблемы и цели исследования; б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы; в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний; г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Для раскрытия сущности понятия учебно-познавательного исследования можно выделить его характерные признаки:

1) учебно-познавательное исследование - это процесс поисково-познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

2) учебно-познавательное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

3) учебно-познавательное исследование предполагает самостоятельность обучающегося при выполнении задания;

4) учебно-познавательное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

М.З. Каплан [5] под учебно-познавательным исследованием понимает специфический метод развивающего обучения, элементы которого можно найти в среде продуктивных методов обучения, какой бы классификации они не принадлежали.

Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся нами понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений [2,3].

Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности студентов, можно отнести следующие: личностно ориентированный подход к обучению; ориентация на продуктивное достижение результата; проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности; оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; создание ситуации совместной поисковой деятельности; детализация учебного процесса; создание

психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.

О.А. Ивашова и О.В. Шереметьева [4] выделяют три уровня учебно-познавательных исследований в зависимости от степени самостоятельности деятельности студентов:

- обнаружение проблемы и выдвижение гипотезы осуществляется либо самим педагогом, либо под его непосредственным руководством; остальные этапы исследовательской деятельности выполняются обучающимися с большей долей самостоятельности;

- под непосредственным руководством педагога происходит лишь постановка проблемы, остальные этапы исследовательской деятельности выполняются самими обучающимися в индивидуальной или групповой работе;

- все элементы исследования осуществляются обучающимися самостоятельно.

Приобщение студентов к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей.

Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.

Основными методами решения исследовательских задач могут быть: «мозговой штурм», синек-тика (личная эмпатия), метод номинальных групп. Опишем более подробно метод номинальных групп.

Таблица 1.

Заметим, что использование этого метода ограничено. Отметим, что установить истину стоит большого труда, а чтобы обнаружить заблуждение, часто достаточно одного эксперимента.

К основным дидактическим функциям учебно -познавательных исследований мы относим следующие:

- функцию открытия новых (неизвестных обучающемуся) знаний (т.е. установление существенных свойств понятий; выявление, например, математических закономерностей; отыскание доказательства математического утверждения и т.п.);

- функцию углубления изучаемых знаний (т.е. получение определений, эквивалентных ис-

13_

Метод номинальных групп был описан Дель-беком и Ван де Веном в 1968 году. Его суть состоит в следующем.

1) Группа делится на несколько маленьких групп по 8-10 человек.

2) Молчаливое генерирование (7-10 минут каждый участник в своей рабочей тетради набрасывает свои задумки).

3) Составление общего списка предложений (участники по порядку называют свои предложения, а все записывают их).

4) Уточнение идей (не следует стараться все укрупнять и обобщать; следует избегать оценочных суждений).

5) Этап голосования и ранжирования идей (из всего перечня выбираются 8 предложений - наиболее актуальных. Этим выбранным предложениям присваиваются баллы; самому значимому 8 баллов, а самому слабому - 1 балл).

6) Подсчет голосов (карточки, на которых записаны эти 8 предложений, складываются по порядку набранных баллов).

Каждая группа оформляет полученные результаты в виде плаката (табл. 1).

Заметим, что этот метод исключает дискуссию участников.

Если предложение высоким баллом оценивает более 50% участников, то это абсолютно согласованное решение. Если, например, какое-то предложение лишь двумя участниками оценено по максимуму, то это особое мнение.

Где-то к середине (по времени) игры определяется от микрогруппы тот участник, задача которого обосновать позиции, отраженные в таблице этой микрогруппы.

При обсуждении предложений каждой микрогруппы, участвующие становятся в критическую позицию.

ходному; обобщение изученных теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т.п.);

- функцию систематизации изученных знаний (т.е. установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т.п.);

- функцию развития обучающегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации);

- функцию обучения студентов способам деятельности.

№ п/п Предложения членов группы Количест-во голосов Сумма баллов

1 10 80

2 5 40

8 3 9

Анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебно-познавательного исследования: постановка проблемы; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; вывод.

При более детальном анализе структуры учебно-познавательного исследования можно выделить и такие его этапы, как: мотивация учебной деятельности; постановка проблемы исследования; анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу; экспериментирование (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала; систематизация и анализ полученного фактического материала ;вы-движение гипотезы; подтверждение или опровержение гипотез; доказательство гипотез.

В зависимости от способа выдвижения гипотезы Е.В. Баранова [1] выделяет следующие виды учебных исследований: интуитивно-опытные; опытно-индуктивные; индуктивные; дедуктивные.

Очевидно, что различные виды учебно-познавательных исследований имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Приведем примеры организации учебно-познавательных исследований студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий на материале математики.

1. Известен факт, что прямые, содержащие высоты треугольника, вписанного в гиперболу

_ 1

y — —, пересекаются в точке, лежащей на гипер-

X

боле.

Предлагается студентам создать программу, которая бы иллюстрировала описанный факт.

Естественно, напрашивается некоторое обобщение этого факта. Студентам, например, можно предложить провести исследование такого вопроса: «Обладают ли такими же, описанными выше свойствами, кривые, задаваемые уравнениями

ax + b

y —-?».

cx + d

Далее студентам целесообразно исследовать такой вопрос: «Не будут ли прямые, содержащие высоты треугольника, вписанного в график функции у = 0е, пересекаться в точке, лежащей на графике обратной функции y = logar?».

Заметим, что исследование поставленных вопросов можно провести с помощью как чисто математических выкладок, так и компьютерного эксперимента.

2. Разработав необходимую программу для компьютера, исследовать вопрос: «Можно ли вписать в графики функций у = 0х и y = logax, где 0 < a < a'e (e-e и 1/15), треугольник, такой, что его вершины принадлежат одновременно этим графикам?»

В других терминах сходная задача выглядит следующим образом: всегда ли уравнение a = logax при 0 < a < a-e имеет три корня?

3. Студентам предлагается исследовательское задание, связанное с палиндромом. Палиндром (русский эквивалент - «перевертыш» ) - это слово, фраза или выражение, одинаково читающееся с начала и с конца (без учета пропусков между словами и знаков препинания). Например, слово «шалаш». В математике под палиндромом чаще всего понимают число, имеющее одинаковые значения при чтении слева направо и наоборот. Например, 515. Среди таких «перевертышей» почему-то популярны полные квадраты. Вот одна из задач: найдите шестизначное число, являющееся палиндромом и

2

точным квадратом. Ответ 698896 = 836 , возможно, не единственный.

Приведем решение этой задачи на языке программирования JSCRIPT.

Метод генерирует шестизначные числа являющиеся палиндромами и определяет, являются ли они точными квадратами (метод перебирает 1000 чисел):

for (var i = 100; i < 1000; i++) { s = i.toString(10); s1 = '';

for (var j = 0; j < s.length; j++) si = s.substr(j,1) + s1; if (Math. sqrt(parseInt(s+si)) % 1==0) WScript.Echo(s+si);

}

Метода показывает, что число

698896 = 8362 - единственное решение этой задачи.

4. Известно, что внутри любого треугольника АВС (рис. 1) существует такая точка Р (а их две),

что ZPAC = ZPBA = ZPCB .

в

C

Рис. 1

Точки Р и Р1 называются точками Крелля-Бро-кара.

Студентам предлагается выполнить следующее исследовательское

задание: «Найдите способы построения точек Крелля-Брокара с помощью компьютера».

Им предлагается наводящая подсказка: строятся подобные треугольники на сторонах исходного треугольника или используются формулы для координат точек Крелля-Брокара.

Большое число примеров организации учебно-исследовательской работы обучающихся читатель найдет в наших работах [2,3].

Список литературы

1. Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 1999. -17 с.

2. Далингер В.А. Методик обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 460 с.- (Бакалавр. Академический курс)

3. Далингер В. А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. - 2000. № 9. - С. 710.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ивашева О.А., Шереметьева О.В. Исследовательская деятельность младших школьников в процессе обучения // Актуальные проблемы математики и методики ее преподавания: Межвузовский сборник научных трудов.- Пенза: Изд-во ПГПУ, 2001. - 433 с.

5. Каплан М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе. -Минск: Изд-во БПУ, 1985.- 170 с.

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ _ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ_

Кириллова Я. В., Курочкина Ю. А., Орлова Е. В.

Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск, Россия

Аннотация. В статье освещается проблема экзаменационной тревожности, которая является сегодня непосредственно значимой для общеобразовательной школы. Представлены результаты исследования уровня тревожности и образа жизни учащихся одиннадцатых классов 16-17 лет в процессе подготовке к единому государственному экзамену. Старшеклассники, участвующие в исследовании, находятся в целом в благоприятной школьной атмосфере, достаточно адекватно воспринимают себя и не испытывают ситуативной тревожности.

Ключевые слова: учащиеся старших классов, единый государственный экзамен, экзаменационная тревожность, образ жизни.

Annotation. This article deals with the problem of examination anxiety which is significant for present-day comprehensive school. It presents the results of the study of the anxiety level and lifestyle of 16-17-year-old school students studying in the 11th form and preparing for the unified state examination. Senior school students participating in the research are, on the whole, in a favourable school environment and perceive themselves quite adequately.

Key words: senior school students, unified state examination, examination anxiety, lifestyle.

Система образования в нашей стране в последнее десятилетие претерпевает значительные изменения, касающиеся результатов образования, его структуры, форм, процедур итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ можно рассматривать и анализировать в разных аспектах, на наш взгляд, наиболее продуктивно рассмотрение его, как формы итогового контроля, причем в соответствии с новыми стандартами образования, объектом контроля становятся не только предметные знания и навыки, но также личностные и метапредметные универсальные учебные действия [3, с.122].

В то же время данная форма сдачи экзаменов способствует увеличению стрессов, тревоги, эмоциональных срывов, страха перед сдачей единого государственного экзамена. Старшеклассники

находятся в постоянном напряжении, психологической перегрузке перед предстоящим контролем знаний, ведь на этих результатах будет основываться получение аттестата, дальнейшее поступление в вуз, социальное одобрение [8].

Проблема экзаменационной тревожности является сегодня непосредственно значимой для общеобразовательной школы. От решения данной проблемы будет зависеть благоприятное психологическое состояние будущих выпускников, успешность сдачи единого государственного экзамена и их последующая социальная реализация. Важно отметить, что старший школьный возраст, как жизненный этап перехода из детства во взрослость, ставит перед старшеклассниками задачу построения будущего жизненного плана и самоопределения. Страх неправильности решения этой задачи стано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.