Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская работа студентов и ее перспективы'

Учебно-исследовательская работа студентов и ее перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1484
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-исследовательская работа студента / компетенции / учебная работа / курсовые проекты / дипломные проекты. / educational-research work of student / jurisdictions / educational work / course projects / diploma projects.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.К. Бошкаева, Р.А. Омарова, Г.С. Кунанбаева

Порядок согласования и утверждения УИРС должен осуществляться преждевременно и представлен в рамках реализации нового компетентностно-ориентированного обучения студентов, в чем и определяются перспективы ее внедрения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.К. Бошкаева, Р.А. Омарова, Г.С. Кунанбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RESEARCH WORK OF STUDENTS AND ITS PROSPECTS

The order of concordance and claim of ERWS must be carried out prematurely and presented within the framework of realization of the new jurisdiction-directedteaching of students, in what the prospects of its introduction are determined in an educational process.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская работа студентов и ее перспективы»

A.ZH. MOLDAKARYZOVA, M. K. ZHELDERBAYEVA, S. SLAMKULOVA, A.S. UVAZHANOVA, G.M. ALIKEEVA, A.U. TAGAYEVA, A.E. ORYNBASAR, D. AKIMBEKOVA THE LOAD ON SCHOOL SATCHELS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Resume: At the moment pupils are forced to wear on their backs portfolios whose mass is several times higher than the permissible limits orthopedic. The problem severity school bags is not enough studied. The effects of these pressures on the young organism may be different, until health problems. The study was conducted among the students of 3rd and 4th class educational institutions in Almaty. Be measured and the weight of backpacks with school supplies in winter and spring, throughout the school week. Determined that the average weight of the backpack exceed the allowable rate of orthopedic (10%) and account for about 14%. The girls, on average, slightly higher than the mass of the backpack weight backpack boys. In winter, more than 40% of students are backpack that weighs more than 4 kg, and the spring in about 27% of the school backpack weighs more than 4 kg, which exceeds the orthopedic standards. In the weight group of 30 kg in about 77% of pupils in a school backpack weight exceeds the permissible limits in the weight group of 31-40 kg - 37% in the 41-50 kg weight group - 5% in the weight group of 50 kg - in 8% of students exceeded the standard weight of school bags. Keywords: primary school pupils, the load school satchels

УДК 37.014.1-057.875:001.80

A.K. БОШКАЕВА, P.A. OMAPOBA, Г.С. КУНАНБАЕВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова г. Алматы, Республика Казахстан

УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Порядок согласования и утверждения УИРС должен осуществляться преждевременно и представлен в рамках реализации нового компетентностно-ориентированного обучения студентов, в чем и определяются перспективы ее внедрения в учебном процессе.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа студента, компетенции, учебная работа, курсовые проекты, дипломные проекты.

Фармацевтическая практика показала, что УИРС является своеобразной ступенькой на пути к будущей научно-исследовательской деятельности студента. Одной из важнейших задач при подготовке специалистов в высшей школе - это выработка творческого подхода в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений. Форма такого подхода к обучению входит в один из основных приоритетов учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности студентов, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов и их практических навыков.

Существующие формы УИРС разнообразны по ее применению. Рассматривая с позиции некоторых кафедр, реализующих внедрение этой формы, УИРС представляет совместную деятельность

преподавателя и студента во внеаудиторное время, предусмотренная в часах СРС всех обязательных и элективных учебных дисциплин. Воплощение нового, развивающего всеобщее внимание студента, показательные элементы практического овладения поставленной задачи, развитие интеллектуальной способности - далеко неполный перечень возможностей проявления желания к выполнению УИРС. Следующей формой УИРС является

проведение миниконференции, посвященные жизни и деятельности видных фармацевтов, работавших на факультете. Студенты выступают с докладами, на конференциях присутствуют родственники. Сведения о проведенных мероприятиях такого рода могут

публиковаться в собственных материалах конференции.

Одной из форм выполнения УИРСа является приобщение студентов в работе над доказательной базой из реферативной базы данных индексируемых журналов ISI (Thomson Reuters), Elsevier, Scopus, Springer и т.д. Представляются новые возможности к поиску наиболее востребованных научных тем современной направленности. Такая форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой и повышает качество знаний. Тему реферата студенты выбирают из предлагаемого списка научных тематик, рекомендованных модулем или кафедрой или по направлениям их обзорных литературных исследований, по своим интересам, работая в библиотеках или в реферативных базах данных. С подготовленными реферативными сообщениями студенты выступают в своих группах, отвечают на вопросы одногруппников. Лучшие реферативные сообщения отбираются и проводится конференция УИРС, на которой студенты представляют свои сообщения для всех желающих.

В плане выполнения УИРС на модулях и кафедрах студенты также привлекаются к индивидуальным работам разнопланового характера, так например, изготовление лекарств, ранее не применяющихся в фармацевтической практике. Работа студентов ведется под контролем преподавателей, которые выступают в роли консультантов и контролеров. Каждая выполненная форма УИРС добавляет к рейтингу студента определенное количество баллов,

что сказывается на итоговой оценке знаний по изучаемой дисциплине.

Цель УИРСа - развитие творческих способностей и формирование исследовательских умений студентов через осуществление поисковой и опытно-экспериментальной работы. Не всегда в развитии учебного процесса факультета предусматривается элемент такого подхода, в особенности, когда речь идет о проведении экспериментальных работ. Организация УИРС в настоящее время на фоне востребованности в учебном процессе помогает решить целый ряд комплексных (учебных и воспитательных задач), как формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство

ответственности и самостоятельности, знание важнейших элементов практического определения той или иной задачи.

Самостоятельный выбор студентами тем УИРС способствует повышению мотивации и является гарантией успеха данной деятельности. Многолетний опыт показывает, что интересы студентов касаются области наиболее значимых направлении науки, как фармацевтических разработок, технологии получения новых лекарственных растительных и синтетических препаратов. В объеме таких нововведении, как УИРС, можно реализовать и успешно решить следующие задачи: Воспитательная: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Учебные: формирование общих компетенций у обучающихся:

- осуществление поиска и использование современной информации, отвечающим новым технологиям, необходимой для профессионального и личностного развития;

- использование информационно-коммуникационных технологий;

- работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством и потребителями;

- ответственность за работу членов команды, за результат выполнений заданий;

- ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формирование профессиональных компетенций по направлениям подготовки на модулях или кафедрах :

- разработка макетов современных лабораторий, осуществляющих синтез лекарственных средств;

- участие в подготовке лекционного демонстрирования и т.д.

- сбор химических установок для осуществления анализа или синтеза новых лекарственных средств;

- проведение конкурсных работ по изготовлению лекарственных форм;

- проведение конкурсных работ по оценке качества изготовленных лекарственных форм;

- проведение семинаров или миниконференций на соответствующие показательные темы.

Для реализации УИРС каждый студент, выполняющий научную тему, должен быть по возможности обеспечен рабочим местом, аппаратурой, инструментом и материалами.

Ответственный за проведение УИРС и научный руководитель осуществляют систематический контроль за выполнением студентами УИРС. УИРС целесообразно начинать с первого курса и вести на протяжении всего периода обучения студентов в университете, включая элементы научного поиска и научных исследований во все виды учебной работы. УИРС целесообразно делить на два этапа (вида): работа со студентами младших курсов при изучении общеобразовательных дисциплин; работа со студентами, преимущественно старших курсов, специализирующихся на выпускающих специальностях. Такой этап проведения УИРС касается работ студентов, которые выбирают соответствующее направление подготовки. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (на протяжении первого курса) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, что очень важно при переходе на второй этап исследований. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические,

экспериментальные или конструкторские разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики. Обязательным дополнением УИРС на обоих ее этапах следует считать работу в научных кружках студенческого научного общества во внеучебное время, что может быть предусмотрено в учебном процессе.

УИРС должен вводиться в учебные планы всех специальностей, в рабочие планы преподавателей и расписание занятий студентов в пределах общего количества часов аудиторных занятий. Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей специальности. В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или расчетная часть, схема эксперимента, полученные результаты и их обсуждение. В конце приводится список использованной литературы.

Целесообразно прикрепление студентов при выполнении УИРС к определенной научной группе. В этом случае достигается возможность развития работы студента по той же тематике на последующих курсах во время практики и курсового (дипломного) проектирования, обеспечивается высокое качество заключительных этапов обучения. КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ), ЕСЛИ ОНИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ОБЪЕМЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ГОСО. Студентам выдаются индивидуальные задания по разработке реальных научных и производственных проблем, связанных с тематикой специальности, лабораторий, научно-

исследовательских направлений. Рекомендуется разработка комплексных научных тем бригадами из двух-пяти студентов одной или нескольких смежных специальностей.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ. На выпускающих специальностях проводятся постоянные

специальные студенческие семинары, в ходе которых у студентов вырабатываются навыки подготовки

текстов научного сообщения, рефератов, активного участия в научной дискуссии, умение докладывать и защищать результаты своих исследований, вести контроль выполнения научных разработок. На семинарах заслушиваются рефераты и обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д. Семинары проводятся согласно расписанию под руководством руководителя модуля. ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. При выполнении лабораторных и практических работ студентам выдаются индивидуальные задания, содержащие элементы научного исследования. Результаты разработок оформляются в виде отчета.

Лучшие работы представляются на научные конференции, конкурсы и выставки. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. При прохождении практики студентам выдаются индивидуальные задания.

Таким образом, форма упорядоченности выполнения УИРС может прогнозировать большие перспективы в рамках целенаправленного подхода к ее реализации. Порядок ее согласования, утверждения и рекомендации должен осуществляться

преждевременно и представлять ее форму в рамках реализации нового компетентностно-

ориентированного обучения студентов, над чем и работает фармацевтический факультет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Медведева Н.Н., Сухова Л.Е. Учебно-исследовательская работа студентов на морфологических кафедрах Красноярской Государственной Медицинской академии // Успехи современного естествознания. - 2007. - №3. -С.55-56.

2 Богатов В.В. Организация научно-исследовательских работ: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Российская акад. наук, Дальневосточное отд-ние, Биолого-почвенный ин-т. - Владивосток: Дальнаука, 2008. - 257 с.

3 Герасимова, С. Исследование ведут учащиеся / С. Герасимова // Учитель. - 2002. - № 2. - С. 69-70.

4 Ивочкина, Т., Ливерц, И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образование. - 2000. - №3. - С. 136-138.

5 Казанцева, Е. С. Учебно-исследовательская деятельность студентов и ее ценностные основы / Е. С. Казанцева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. - М.: РАХИ, 2005. - С. 69-73.

6 Научно-исследовательская работа студентов: Учеб. пособие для сред. и высш. проф. учеб. заведений гуманитар. профиля / Под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск: 2005. - 371 с.

7 Научно-исследовательская работа студентов как составная часть государственных образовательных стандартов / А. А. Фаткулин, Г. П. Турмов, А. В. Белов; Федеральное агентство по образованию, Дальневосточный гос. технический ун-т. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 227 с.

8 Организация научно-исследовательской работы студентов / Е.В. Зарова и др.; Самар. гос. экон. акад. - Самара: 2003. - 23 с.

А.К. БОШКАЕВА, Р.А. ОМАРОВА, Г.С. ^УНАНБАЕВА С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац ¥лттыц МедицинаyHueepcumemi

СТУДЕНТТЕРДЩ ОЦУ-ЗЕРТТЕУ-Ж¥МЫСЫ ЖЭНЕ ОНЫН, БОЛАШАЦТАРЫ

Тушн: СОЗЖ беюту TapTi6i куншен бурын жузеге асуга керек жэне шепнде студенттщ жан,а компетенттык;-багдарлау тэрбиесшщ жузеге асуы усынып, жэне онын, енпзушщ болаша;тары оку удерюте аны;талады. ТYЙiндi сездер: студенттерщ о^у зерттеу жумысы, компетенциялар, о^у жумыс, курстьщ жобалар, дипломдьщ жобалар.

A.K. BOSHKAEVA, R.A. OMAROVA, G.S. KUNANBAEVA Asfendiyarov Kazakh National Medical University Almaty, Republic Kazakhstan

EDUCATIONAL RESEARCH WORK OF STUDENTS AND ITS PROSPECTS

Resume: The order of concordance and claim of ERWS must be carried out prematurely and presented within the framework of realization of the new jurisdiction-directedteaching of students, in what the prospects of its introduction are determined in an educational process.

Keywords: educational-research work of student, jurisdictions, educational work, course projects, diploma projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.