Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская деятельность по биологии в процессе интеграции формального, неформального и внеформального образования'

Учебно-исследовательская деятельность по биологии в процессе интеграции формального, неформального и внеформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ВНЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / INTEGRATION / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY / FORMAL / INFORMAL / NON-FORMAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршутина Людмила Александровна

В статье рассматриваются основные пути интеграции формального, неформального и внеформального образования в процессе учебно-исследовательской деятельности по биологии. Учебно-исследовательская деятельность является одной из ведущих форм интеграции трех видов современного образования, которая позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the basic ways of integration of formal informal and non-formal education in the process of educational activity in biology are considered. Educational and research activity is one of leading forms of integration of three kinds of modern education, which allows pupils to form objective system of representations about the knowledge, possibilities and abilities to realise them.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская деятельность по биологии в процессе интеграции формального, неформального и внеформального образования»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ВНЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПАРШУТИНА Л.А.

В статье рассматриваются основные пути интеграции формального, неформального и внеформального образования в процессе учебно-исследовательской деятельности по биологии. Учебно-исследовательская деятельность является одной из ведущих форм интеграции трех видов современного образования, которая позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.

In this article the basic ways of integration of formal informal and non-formal education in the process of educational activity in biology are considered. Educational and research activity is one of leading forms of integration of three kinds of modern education, which allows pupils to form objective system of representations about the knowledge, possibilities and abilities to realise them.

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения».

Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражать связь формального, неформального и внеформального образования, совокупность которых может стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни.

В современной педагогике принято выделять три вида образования - формальное, неформальное и внеформальное (схема 1).

Формальное образование -

подразумевает структури-

рованную систему образо-

вания от начальной школы

до университета, включает

специализированные про-

граммы технической и

профессиональной подго-

товки.

Неформальное образование

- означает любую планируемую программу личного и социального образования молодых людей, призванную улучшить определенный набор навыков и умений за рамками формального учебного плана.

Внеформальное образование - это

непрерывный процесс, в ходе которого каждый человек вырабатывает определенные отношения и ценности, приобретает навыки и знания под воздействием обучения, ресурсов своего окружения и своего повседневного опыта (семья, соседи, рынок, библиотека, СМИ, работа, игры и т.д.).

Цель - сформировать систему базовых знаний.

Цель - удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях.

Цель - приобретать определенные взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта на протяжении всей жизни.

Схема 1.

Согласно предложенной классификации различия носят в основном административный характер.

Общеобразовательная школа обычно стремится передать ученикам универсальные, энциклопедические знания. Однако в школьном обучении всегда находятся черты неформального образования, и в самом неформальном образовании можно увидеть элементы формального.

Следует поддерживать и развивать элементы неформального обучения в формальном. Для этого программы школ, наряду с планированием уроков, должны предусматривать и широкий круг разнообразных внеурочных дел. С другой стороны, в неформальное образование следует вносить, насколько это возможно, некоторые элементы формального - системность, продолжительность, оправданную с педагогической точки зрения последовательность обучения, эффективные методики и отдельные приемы.

Сегодня система формального образования пытается диктовать условия распределения ресурсов исходя из своих стандартов, в которых пытается угадать и задать содержание образования. Вместо детальной проработки образа выпускника ФГОС предлагает «портрет выпускника» и ключевые компетенции, овладение которыми выступает основным критерием результативности образования.

Новые реалии требуют и от института образования большей открытости по отношению к будущему, мобильности и изменчивости в пределах жизни одного поколения. В связи с этим фактом современных педагогов, учащихся и родителей привлекает неформальное образование.

Неформальное обучение охватывает практически всякое обучение, которое направлено на точную, но при этом свободно избранную цель, учитывающую социальный контекст, при этом главная или единственная деятельность неформального обучения не заключается в школьном или профессиональном обучении. В рамках неформального образования учащиеся не только учатся воплощать на практике профессиональные компетенции, но и развивать компетенции, нужные для общения, взаимодействия, сотрудничества и межкультурного диалога - столь необходимые для жизни в современном обществе.

Формальное, внеформальное и неформальное образование являются взаимодополняющими и взаимоподдерживающими элементами процесса непрерывного обучения, продолжающегося всю жизнь.

Интеграция формального и неформального образования - это процесс, направленный на обеспечение полноты и цельности образования путем взаимодействия, взаимопроникновения, и расширения возможностей классно-урочной и внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности, характеризуемый гармонией и согласованностью интересов всех субъектов образования.

Интеграция содержания формального и неформального образования может протекать на различных уровнях: интеграция образовательных проблем, интеграция учебных задач и упражнений, интеграция организационных форм и методов педагогической деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность является одной из ведущих форм интеграции формального, неформального и внеформального образования, которая в современной школе, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий.

Данная проблема нашла свое отражение в новом стандарте второго поколения и в при-

мерной программе по биологии.

Современная наука биология - динамично и быстро развивается. Открытия происходят ежедневно. Знания, полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются, заменяются ими. Это относится не только к частным явлениям, но и к концептуальным подходам в целом.

Учебно-исследовательская деятельность при изучении биологии, сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки построения схем, диаграмм.

Учебно-исследовательская работа на уроках биологии может использоваться при изучении отдельной темы или при изучении какого-либо отдельного вопроса. Так как за урок продолжительностью 45 минут учебного времени провести полноценное учебное исследование практически невозможно. На подготовку и реализацию учебно-исследовательской работы требуется много времени, значит, потребуется не один, а целая серия уроков. Отдельные элементы исследовательского метода можно отрабатывать на отдельных уроках, таких как:

— урок - исследование;

— урок - лаборатория;

— урок - творческий отчёт;

— урок - защита исследовательских работ;

— урок - экспертиза.

Во время выполнения учебно-исследовательской работы на уроке значительно изменяется роль учителя, который из «источника» информации превращается в «проводника» по информационному пространству. Учитель выступает не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.

При оказании помощи учащимся учитель должен помнить, что темы исследований следует подбирать, исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать для ученика личностнозначимым, повышать его интерес и уровень знаний. В ходе выполнения исследовательской работы учащиеся должны научиться самостоятельно формулировать выводы, приводить примеры, комментировать графики, таблицы, схемы.

Учебно-исследовательская работа, выполненная на уроке биологии, чаще имеет проблемный характер и поисковую направленность. Учащиеся в процессе пытаются найти ключ к решению поставленной проблемы, аргументируя его полученными результатами или данными из литературных источников.

Педагогическая практика показывает, что наиболее глубокие и содержательные учебноисследовательские работы выполняются в ходе внеклассной деятельности в неформальном образовании.

При выполнении индивидуальных исследовательских работ в рамках неформального образования у ученика появляется возможность самостоятельного выбора темы и направления исследования.

Известны различные формы обучения учебно-исследовательской деятельности в неформальном образовании:

— предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;

— специально организованные дискуссионные клубы, в которых для каждого занятия специально предлагается проблема для обсуждения;

— экспериментальные лаборатории;

— экологические лагеря, школьное лесничество, отряды юных натуралистов;

— школьный экологический туризм.

Наиболее эффективными формами обучения и проведения учебно-исследовательских работ являются: кружки, экологические лагеря, экспериментальные лаборатории, клубы и отряды.

Следует отметить, что деятельность кружков рассматривается не только с точки зрения развития творческих способностей и интереса отдельного ученика, но и как источник новых знаний для определенной параллели и инструмент формирования умения переносить полученные знаний и применять их в новых условиях.

В педагогической практике многие годы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению школьников к природе и ее исследованию. Из всего многообразия видов учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии можно выделить три основных: теоретические исследования; прикладные, опытнопроблемные исследования; системные, комплексные исследования по единой программе школьного экологического мониторинга.

Все учебно-исследовательские работы, выполненные во внеурочное время, построены на тех знаниях, которые ученик получил на уроках. Это связанно с тем, что формальное, неформальное и внеформальное образование, как правило, существуют параллельно, пересекаясь спонтанно и периодически. Вместе с тем, взаимосвязь формального и неформального образования способствует целенаправленному формированию системы прочных, осознанных учеником знаний и овладению им надпредметными умениями, открывает широкие возможности для учебно-исследовательской деятельности.

Приведем примеры интеграции формального, неформального и внеформального образования в процессе учебно-исследовательской деятельности по биологии (табл. 1).

Таблица 1. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в формальном, неформальном и внеформальном образовании

Формальное образование Неформальное образование Внеформальное образование

Тема урока: «Плесневые грибы и дрожжи» 1. Эколого-биологический кружок. Проведение исследовательской работы на тему: «Удивительный мир дрожжей». 2. Экспериментальная лаборатория. Проведение опытов по выращиванию дрожжей. 3. Экскурсия на хлебный завод. 4. Научно-практические конференции. Выступление с докладом, презентация исследовательской работы. 1. Интернет ресурсы. Подбор информации, знакомство с проблемой исследования. 2. Посещение библиотеки. Подбор литературы. 3. Общение с пекарями и знакомство с правилами приготовления хлебаю

Тема урока: «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт», «Органы чувств. Регуляция деятельности организма». 1. Эколого-биологический кружок. Проведение исследовательской работы на тему: «Различия в поведении морских свинок и хомяков на цветовой и звуковой фактор». 2. Школьный живой уголок. Ежедневное наблюдение за морскими свинками и хомяками. 3. Научно-практические конференции. Выступление с докладом, презентация исследовательской ра- 1. Интернет ресурсы. Подбор информации, знакомство с проблемой исследования. 2. Посещение библиотеки. Подбор литературы.

Формальное образование Неформальное образование Внеформальное образование

боты.

Тема урока: «Экологические сообщества. Искусственные экосистемы», 1. Работа кружка. Проведение исследовательской работы на тему: «Дачный участок как экосистема» 2. Пришкольный участок, теплица. Проведение опытов по выращиванию культурных растений. 3. Экскурсия на экспериментальную селекционерную станцию. 4. Научно-практические конференции. Выступление с докладом, презентация исследовательской работы. 1. Интернет ресурсы. Подбор информации по проблеме исследования. 2. Беседа с садоводами любителями. 3. Знакомство с ведущими селекционерами.

Тема урока: «Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биоценозов и экосистем». 1. Экологический лагерь Сбор информации и выполнение исследовательской работы по теме: «Мониторинг видового разнообразия растений и животных на маршруте школьной экологической тропы «Природа вокруг нас». 2. Посещение краеведческого музея. 3. Экспериментальная лаборатория. Обработка материалов. 4. Экскурсия в природу. Организация экскурсий по школьной экологической тропе. 1. Интернет ресурсы. Подбор информации по проблеме исследования. 2. Посещение библиотеки. Знакомство с литературой по теме исследования 3. Общение с экологами по проблеме исследования.

В настоящее время учебно-исследовательская деятельность позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить его вариативность и гуманистическую направленность, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач.

Широкие перспективы для развития исследовательской деятельности открываются при интеграции образовательных программ формального, неформального и внеформального образования учащихся, позволяющей объединить следующие свойственные этим программам преимущества:

— ориентированность среднего образования на выполнение социального заказа общества и воспроизводство его профессионально-кадрового потенциала;

— направленность дополнительного образования на свободный выбор школьником видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.

Включение учебно-исследовательской деятельности в процесс преподавания биологии в формальном, неформальном и внеформальном образовании позволяет не только значительно расширить диапазон знаний учащегося, сформировать умения анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию его познавательного интереса, развитию умения работать с источниками информации, помогает в выборе профессии.

Параллельно с этим изменяются и личностные качества учащегося: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умении доказательно отстаивать ее.

Результат - формирование основ естественнонаучного мировоззрения - фундамента дальнейшего успешного интеллектуального развития личности.

Библиографический список:

1. Большой энциклопедический словарь, Издательства: АСТ, Астрель, 2008.

2. Горский В.А. Взаимодействие и преемственность формального, неформального и вне-

формального образования.//Теория и практика дополнительного образования. 2008. -№5(27З).

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № І0, І999.

4. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования.// Человек и образование. - 20І0. - №4. - С.І58-І62.

5. Non-formal education: Encyclopaedia of non-formal education [сайт]. URL.:

http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.htm.

Ключевые слова: интеграция, учебно-исследовательская деятельность, формальное, неформальное, внеформальное образование, общеобразовательные учреждения.

Keywords: integration, educational and research activity, formal, informal, non-formal education, educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.