Научная статья на тему 'Учебно-дидактический текст в лингвопрагматическом аспекте. Рецензия на монографию С. А. Герасимовой «Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. Монография. М. : МГПУ, 2015. 224 с. »'

Учебно-дидактический текст в лингвопрагматическом аспекте. Рецензия на монографию С. А. Герасимовой «Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. Монография. М. : МГПУ, 2015. 224 с. » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / DIDACTIC TEXT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNICATION / METHODOLOGICAL NOTES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рянская Э.М.

Рецензия посвящена монографии, в которой предлагается модель комплексного анализа учебно-дидактического текста методическая записка как дискурсивного жанра, функционирующего в сфере обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training didactic text in linguistic pragmatic aspect. Review of the monograph by S. A. Gerasimova “Training didactic text in pedagogical communication: linguistic pragmatic aspect. Monograph. M. : MSPU, 2015. 224 p.”

The review is devoted to the monograph which offers the model for complex analyses of training didactic text ‘methodological notes’ as a discourse genre functioning in the sphere of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Учебно-дидактический текст в лингвопрагматическом аспекте. Рецензия на монографию С. А. Герасимовой «Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. Монография. М. : МГПУ, 2015. 224 с. »»

УДК 81'42

Э. М. Рянская

Учебно-дидактический текст в лингвопрагматическом аспекте. Рецензия на монографию С. А. Герасимовой «Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. Монография. М. : МГПУ, 2015. 224 с.»

Рецензия посвящена монографии, в которой предлагается модель комплексного анализа учебно-дидактического текста методическая записка как дискурсивного жанра, функционирующего в сфере обучения иностранному языку.

Ключевые слова: методическая записка, дидактический текст, профессионально-педагогическая коммуникация.

E. M. Ryanskaya

Training didactic text in linguistic pragmatic aspect. Review of the monograph by S. A. Gerasimova "Training didactic text in pedagogical communication: linguistic pragmatic aspect. Monograph. M. : MSPU, 2015. 224 p."

The review is devoted to the monograph which offers the model for complex analyses of training didactic text 'methodological notes' as a discourse genre functioning in the sphere of teaching a foreign language.

Key words: methodological notes, didactic text, professional pedagogical communication.

Монография «Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект» С. А. Герасимовой посвящена проблеме разработки дискурсивного анализа методической записки как особого жанра учебно-дидактического дискурса. В контексте современных тенденций лингвистической науки вопросы изучения такой сложной области человеческой деятельности, как моделирование профессионально-педагогической коммуникации, в частности, ситуации дистантного общения, приобретают особую значимость. Актуальность монографии связана с необходимостью дальнейшего изучения и развития теории дискурса (в том числе его жанровой специфики), недостаточной изученностью проблемы понимания процесса воздействия дидактического текста учебных изданий на читателя, а также перспективностью моделирования дискурсивного анализа в целях изучения коммуникативно-прагматических категорий текста.

Комплексный анализ учебно-дидактического дискурса как социолингвистического феномена позволяет по-новому подойти к определению

коммуникативно-прагматического потенциала дидактического текста и к такому явлению как стандартизация учебных изданий разноязычного формата. Материал исследования вносит также определенный вклад в дальнейшее изучение разножанровых текстов в дискурсивной парадигме с учетом как лингвистических, так и экстралингвистических факторов. Важным является включение в теоретический анализ категории антро-поцентричности и понятия «дискурсивная личность», поскольку человеческий фактор определяет специфику того или иного вида дискурса, стратегий и тактик формирования текста, позволяет отойти от формальных методов анализа языковых явлений.

В работе поставлен целый ряд других вопросов, связанных со спецификой жанра «методическая записка». Рассмотрены особенности учебно-дидактического дискурса, понятие текста в ситуации дистантного общения, параметры методической записки как дискурсивного жанра. В определении дискурса и понимании дискурсивного анализа автор опирается на глубокий и всесторонний анализ теоретических работ отече-

© Рянская Э. М., 2015

Учебно-дидактический текст в лингвопрагматическом аспекте. 183

Рецензия на монографию С. А. Герасимовой « Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. Монография. М. : МГПУ, 2015. 224 с.»

ственных и зарубежных авторов. Особое внимание уделено французской школе, что продиктовано особенностями исследуемого в работе языкового материала, представленного в значительной степени франкоязычными источниками.

Критически рассмотрев суть дискутируемой в современной лингвистике проблемы взаимодействия дискурса и текста, С. А. Герасимова приходит к выводу о дискурсообразующей роли текстов, продуцируемых в процессе коммуникации, тем самым вносит определенную ясность в понимание структуры и функции методической записки как жанра письменного дискурса. Основываясь на всестороннем анализе параметров данного вида текстов, автор формулирует искомые составляющие коммуникативного потенциала методической записки.

Моделирование информационной структуры учебного издания побудило С. А. Герасимову к анализу коммуникативно-прагматических категорий дидактического текста. Несомненной заслугой является аргументированное обоснование значимости контекстных признаков жанра «методическая записка», выражающихся в категориях диалогичности, адресованности и стратегич-ности. Согласно точке зрения С. А. Герасимовой, специфика письменной коммуникации, несмотря на отсутствие прямой интеракции, предполагает «ответность» благодаря востребованности информации и прагматической нацеленности вся-

кого текста на предвосхищение возможных реакций адресата. Доказательным также является положение, отстаиваемое автором, согласно которому для письменной опосредованной учебно-дидактической коммуникации характерны свои стратегии, среди которых в жанре методической записки доминируют метадискурсивная и эпи-стемическая.

Востребованность настоящей работы, на наш взгляд, будет определяться тем, что применение полученных в работе выводов о коммуникативном потенциале методической записки, включая разработку стратегий и тактик построения «текста о другом тексте», может послужить усилению дидактической функции учебной книги. Стоит отметить и практическое назначение приложений, содержащих список определений и персоналий. Потребность в такого рода систематизированной информации очевидна при изучении теоретических курсов лингвистического цикла. Этот вспомогательный материал может быть нацелен на реализацию поисково-творческой деятельности обучающихся.

Вышеизложенное позволяет говорить о научно-практической значимости данного монографического исследования.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.10.2015 Дата принятия статьи к печати: 12.11.2015

184

Э. М. Рянская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.