Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С. 87—90.
УДК 81'42 ББК 81.1
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ЖАНРОВ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
О. Ю. Редькина
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Статья подготовлена при финансовой поддержке «Фонда поддержки молодых ученых» ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Рассматривается структура дидактического дискурса. Предлагается функциональное основание для разграничения двух типов текста — участников дидактического дискурса: учебных текстов, выполняющих дидактическую функцию, и методических текстов, основной функцией которых является ме тадидактическая.
Ключевые слова: дискурс, дидактическая коммуникация, тип текста, речевой жанр.
Отличительной чертой дидактической коммуникации является то, что контакт между участниками коммуникативного акта может быть установлен заочно, посредством специально предназначенных для этого текстовых жанров. Причем наличие такого рода вспомогательных средств, как правило, обязательно для образовательного процесса независимо от способа общения. Текстовые жанры выступают посредниками между учеником и учителем: расширяют материал, объясняемый учителем, актуализируют информацию на конкретных примерах и так далее, то есть являются полноправным участником коммуникации и решают задачи дидактического речевого взаимодействия. Под речевым жанром будем вслед за М. М. Бахтиным понимать отстоявшуюся типологически устойчивую форму целого высказывания, устойчивый тип построения целого [1]; под текстом подразумеваем такой вид высказывания, который рассчитан на воспроизведение — вслух или молча (при чтении или воспоминании) [2].
Наравне с текстами, предназначенными для ученика, в дидактической коммуникации участвуют и тексты, предназначенные для учителя. Обе разновидности представлены набором жанров и реализуют определенные функции, формируя структуру дидактического дискурса наравне с такими его участниками, как учитель и ученик.
На наш взгляд, наиболее полно описать совокупность жанров, принадлежащих определенному дискурсу и характеризующихся наличием признака, выделяющего их из всего жанрово-
го разнообразия этого дискурса, может понятие «тип текста». В рамках дидактической коммуникации дифференцирующими признаками типов текста являются функция (основной признак) и адресат (вспомогательный признак). На основании этих признаков выделим два типа текста: учебный текст и методический текст.
Основная функция учебного текста — передача ученику общепринятых положений дисциплины, то есть дидактическая; адресатом является ученик.
Основная функция методического текста — изложение методических рекомендаций по организации учебного процесса и формирование комплекса контрольных и оценочных средств, то есть метадидактическая; адресатом является учитель. Адресат методических текстов характеризуется неоднородностью и иерархичностью: пропозициональное содержание жанров — носителей методических текстов — предназначено для учителя, который обрабатывает его в зависимости от задач дидактического РВ и передает ученику. Таким образом, обнаруживается, что методические тексты характеризуются иерархической структурой образа адресата: адресат (1) учитель — адресат (2) ученик.
Как уже оговаривалось выше, способы коммуникации участников дидактического дискурса и характер устанавливаемых связей может быть различным. Изобразим модель дидактического дискурса, реализуемого в двух видах: очно, с возможностью устной и письменной вербальной и невербальной коммуникации (контактный смешанный способ общения — рис. 1) и заочно,
88
О. Ю. Редькина
Адресант Учебный комплект
Методический текст + Учебный текст
Метадидактическая функция
Дидактическая функция
Дидактическое речевое взаимодействие
Рис. 1. Структура дидактического дискурса, реализуемого очно
с возможностью только письменной вербальной и невербальной коммуникации (дистантный письменный способ общения — рис. 2).
Изображение дидактического дискурса, реализуемого в очной форме, показывает, что коммуникация учителя и ученика осуществляется при помощи двух типов текста: методического и учебного. Каждый из участников дидактической коммуникации (в число участников включим и тексты) выполняет свою функцию.
Отметим, что, говоря об адресанте очной формы реализации дидактического типа РВ, имеют в виду, как правило, учителя, а не автора учебного или методического текста. Это связано с тем, что именно учитель организует учебный процесс, передавая информацию, оценивая знания адресата, осуществляя социальную консолидацию и выражая отношение к действиям адресата.
При реализации дидактического типа РВ в заочной форме меняется количество коммуникантов и, следовательно, меняется набор выполняемых ими функций. В дистантной письменной коммуникации адресантом становится отправитель учебного и/или методического текста, ограниченный в выборе средств реализации своих интенций письменными вербальными и невербальными средствами.
На рис. 2 представлена модель дидактического типа РВ, реализуемого в заочной форме.
С исключением учителя из коммуникации функции адресанта — организация и структурирование учебного процесса, передача знаний ученику, осуществление контроля и оценивания — переходят к другим участникам дидактического РВ — методическому и учебному тексту. При этом степень значимости отдельных
Учебный текст
Методический текст
Адресант Учебный комплект
Учитель
Метадидактическая + дидактическая функции
Дидактическое речевое взаимодействие
Рис. 2. Структура дидактического дискурса, реализуемого заочно
Функциональный подход к типологии жанров дидактической коммуникации
89
жанров методического текста (таких как дидактические материалы, поурочные разработки, методические рекомендации и других) снижается. Метадидактическая функция и функции учителя по организации учебного процесса, контроля и оценивания частично реализуются в пределах жанров учебного текста либо эксплицитно, в виде специализированных композиционных элементов, например, текстов-инструкций, предисловия, методической записки, раздела «От автора» и т. п. [4], либо имплицитно, на уровне композиции, а также в виде обращений к читателю, ссылок на другие разделы или источники из учебно-методического комплекса (рабочую тетрадь, сло -варь и пр.).
Стоит отметить, что большинство жанров учебного текста рассчитано в том числе на самостоятельную работу адресата. Следовательно, независимо от того, входит ли тот или иной конкретный пример в учебно-методический комплекс и сопровождается, например, электронным носителем информации, рабочей тетрадью, поурочными разработками, методическими ре-
комендациями, сборником упражнений и пр. или издан в качестве самостоятельной единицы, он будет выполнять не только собственно дидактическую функцию, но и метадидактическую.
Предложенные схемы реализации дидактического типа РВ универсальны и применимы к любому дидактическому дискурсу независимо от дисциплины, поскольку учебный процесс осуществляется в соответствии с государственными стандартами, устанавливающими цели и задачи обучения, знания, умения, навыки (или компетенции), приобретаемые в результате обучения, обязательный минимум содержания программ, требования к уровню подготовки выпускников. Жанр государственного стандарта является основой текстового комплекса, обслуживающего дидактический тип РВ, поскольку формирует представление как о содержательной стороне учебного процесса (база для учебных текстов), так и о методической основе для успешного освоения содержательного минимума (база для методических текстов).
Список литературы
1. Адмони, В. Г. Грамматика и текст / В. Г. Адмони // Вопр. языкознания. — 1985. — № 1. — С. 63-69.
2. Бахтин, М. М. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров» / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Собрание сочинений / М. М. Бахтин. — М., 1997. — Т. 5. — С. 207-286.
3. Герасимова, С. А. Коммуникативный потенциал методической записки как жанра учебно-дидактического дискурса / С. А. Герасимова. — М., 2011.
4. Олешков, М. Ю. Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе / М. Ю. Олешков // Русский язык: исторические судьбы и современность. — М., 2007. — С. 401-402.
Сведения об авторе
Редькина Ольга Юрьевна — преподаватель кафедры русского языка и литературы, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 6 (402). Philology Sciences. Iss. 106. Рp. 87—90.
FUNCTIONAL APPROACH TO TYPOLOGY OF GENRES OF DIDACTIC COMMUNICATIONS
O. Yu. Redkina
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article describes the structure of didactic discourse. It offers functional basis for distinguishing two types of text, which are the participants of the didactic discourse: educational texts, which perform didactic function and methodical texts, the main function of which is methodical.
Keywords: discourse, didactic communication, the type of text, speech genre.
90
О. №. PedbKMHa
References
1. Admoni V.G. Grammatika i tekst [Grammar and text]. Voprosyjazykoznanija [Questions of linguistics], 1985, no. 1, pp. 63-69. (In Russ.).
2. Bahtin M.M. Iz arhivnyh zapisej k rabote «Problema rechevyh zhanrov» [From archival records to the paper "The problem of speech genres"]. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij [Collected Works], vol. 5. Moscow, 1997. Pp. 207-286. (In Russ.).
3. Gerasimova S.A. Kommunikativnyj potencial metodicheskoj zapiski kak zhanra uchebno-didaktichesk-ogo diskursa [Communicative potential methodological notes as a genre of educational and didactic discourse]. Moscow, 2011. (In Russ.).
4. Oleshkov M.Ju. Intencija kak osnova kommunikativnoj strategii v institucional'nom diskurse [Intension as a basis for communication strategy in the institutional discourse]. Russkij jazyk: istoricheskie sud'by i sovre-mennost' [Russian language: historical destiny and Modernity]. Moscow, 2007. Pp. 401-402. (In Russ.).