© Смирнова Е.А., 2013
УДК 070.1 ББК 76.0008
УЧЕБНИКИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ РАБОТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ)
Е.А. Смирнова
С введением государственных образовательных стандартов в учебные планы направления подготовки «Журналистика» вошла «новая» дисциплина - «Основы журналистской деятельности». «Новая» - поскольку в учебных планах, составленных на основе предыдущего стандарта, была дисциплина «Основы творческой деятельности журналиста». Казалось бы, исчезла «творческая» составляющая. Но специфика журналистики состоит именно в том, что, помимо творческой деятельности, это профессия, ремесло, цель которого в том числе - выполнение определенных производственных обязанностей, норм (скажем, текстов размером в установленное количество знаков или сюжетов установленного хронометража). Предполагается, что абитуриент, желающий обучаться журналистике, безусловно, обладает творческими способностями. На их выявление направлено специальное вступительное испытание - «Творческий конкурс». Развитие этих способностей во многом зависит от усилий индивида, его желания и стремления совершенствоваться.
Творчество - процесс во многом интуитивный, выходящий за рамки логики, требующий вдохновения. В то время как «деятельность» нацелена на получение конечного практического результата - журналистского материала. Постижение же в вузе основ профессии журналиста, на наш взгляд, должно быть направлено прежде всего на обретение практических умений и навыков работать с информацией, репрезентовать ее, «упаковывая» в адекватную определенному средству массовой информации и аудитории форму. Соответ-
ственно необходимы учебники нового поколения, которые учат, как «упаковывать» творчески обработанную фактуру в удобные для восприятия тексты.
Здесь возникает ряд проблем. Учебная литература, которая создается теоретиками журналистики, зачастую оказывается очень наукоемкой. Безусловно, такие работы необходимы как методологическая и методическая база для подготовки лекционных курсов, разработки концепций квалификационных работ и т. д. Эти учебники учат анализировать журналистские тексты, но, на наш взгляд, не создавать их.
Другая «сторона медали» - книги, написанные практиками. Они представлены в разных жанрах: и как учебные пособия, и как сборники воспоминаний, и как «мастер-классы», и как «настоящие учебники» журналистики. Они, безусловно, интересны в плане изучения опыта конкретного журналиста, но, увы, проигрывают концептуально, в дидактическом плане, страдают излишним эссеизмом.
Хороший учебник по журналистике должен, как мы считаем, не только обучать журналистике как науке, но прежде всего должен быть направлен на формирование, отработку и закрепление навыков журналистской работы. Конечно же, учебник должен следовать нормам ФГОСа. Большинство рабочих программ по дисциплине «Основы журналистской деятельности» указывают в качестве требований к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении «Основ журналистской деятельности», следующие: знание основ типологии СМИ,
законодательства в сфере журналистики, способность определять специфику журналистских текстов. В числе приобретенных в ходе постижения курса знаний, умений и навыков -способность интегрировать сведения о методах и формах журналистской деятельности, умение создавать журналистские тексты в разных жанрах. Полученные компетенции апробируются в ходе учебных и производственных практик.
Процесс же изучения дисциплины, согласно программам, направлен на формирование таких компетенций, как: понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией и т. п.); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую); осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста; знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работа с документами), селекции, проверки и анализа; знание особенностей средств массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики; знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения и т. д.) - по ФГОС ПК-4, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-26.
Компетенции, которые во многом должны формироваться у будущих журналистов в ходе обучения, действительно предопределяют качества, востребованные работодателями - в редакциях СМИ. Однако в редакциях ждут не только «знающего и понимающего специфику работы» журналиста, но прежде всего умеющего эту журналистскую работу
выполнять. Отсюда и претензии, которые предъявляют работодатели к вузам (причем зачастую вне зависимости от специальности): вуз выпускает дипломированного специалис-та-теоретика, а работодатель ждет практика, мастера своего дела.
Проблема эта разрешима созданием баз обучающих и непрерывных практик (которые, безусловно, есть в вузах, обучающих по направлению «Журналистика»), необходимо включение в обучение мастер-классов и практических лабораторий, учитывающих все требования времени и журналистики, в том числе ее стремление к конвергенции. ФГОС в числе приоритетного определяет компетент-ностный подход, то есть практикоориентированную модель обучения. Но, к сожалению, «практикоориентированных» базовых учебников, в том числе и современной журналистики, пока недостаточно.
В нашем обзоре, который, конечно, не претендует на всеохватность, мы проанализируем литературу, на наш взгляд, полезную при работе со студентами - будущими журналистами при освоении дисциплины «Основы журналистской деятельности».
Несколько лет назад, в 2008 году, одно из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации агентство «Рейтер» (Reuters) разместило на своем англоязычном сайте reuters.com «Настольную книгу журналистики» (Handbook of Journalism) [11]. В 2012 году агентство обновило версию издания. К слову, издание доступно для свободного скачивания в формате PDF. Помимо базовых принципов существования агентства, декларации ценностей, разделяемых его сотрудниками, «Настольная книга журналистики» содержит массу ценных сведений о методике работы журналистов информационного агентства, в том числе по специализациям (спортивная журналистика, экономическая журналистика и пр.). Авторы рассказывают, как собирать и анализировать информацию, работать с источниками информации и аудиторией, в том числе через социальные сети, писать тексты, готовить новости, фото-, видео- и аудиоматериалы. Кроме того, издание сопровождается глоссарием по терминологии (преимущественно экономической), используемой журналистами «Рейтер».
Однако Handbook of Journalism пока нет в переводе на русский язык, хотя у этого издания имеются и российские аналоги.
Например, в сети Интернет распространен документ «Догма газеты “Ведомости”» (в редакциях 2001 и 2006 года) [10]. Это перечень внутренних правил поведения сотрудников газеты «Ведомости». На сайте издания документ не обнаружен, но реальность его существования подтверждается сотрудниками редакции [6]. Отметим, что этот «кодекс» работы журналистов «Ведомостей» - живой документ, который, по свидетельству журналистов, регулярно редактируется и при необходимости дополняется.
На наш взгляд, «Догма» также может быть использована в практике преподавания как «Основ журналистской деятельности», так и других дисциплин. В документе представлены этические нормы журналистской работы в «Ведомостях», основные принципы работы журналистов редакции. Например, такие как принципы работы с источниками, атрибуция мнений и источников информации, критерии отбора новостей, процедура проверки информации и ее репрезентация. Представлены требования, предъявляемые к журналистским материалам (структура материала, требования к лидам, заголовкам, стилистике материалов), а также процедура корректировки текстов и публикаций. Подобные документы, как нам кажется, будут полезны в организации работы любой редакции, особенно в тех, которые «принимают» студентов-журналистов на практику.
«Интерфакс» также публично представил свой стандарт работы с информацией в виде учебного пособия «Технология новостей от “Интерфакса”» [9], которое получило гриф УМО по классическому университетскому образованию. В анонсе авторы заявляют, что «впервые широкому кругу специалистов представлена выработанная за 20-летний период истории информационного агентства технология создания общественно-политических и экономических новостей» [там же, с. 2]. Учебное пособие, как и вышеназванные, объясняет «формулу» работы журналиста информационного агентства. Декларируются приоритеты «Интерфакса» в части отбора фактов, принципов, предъявляемых к новостям (ско-
рость, достоверность, сбалансированность, полнота информации), а также требования к стилю. В практическом плане очень полезны главы «Структура новости» (фактически дан алгоритм подготовки новостного материала), «Форматы новостей». В последней главе анализируются жанры, в которые «упаковывается» информация. Отметим, что многих жанров мы не найдем в ставших уже классическими учебниках о журналистских жанрах [7], например, таких как: «расширение, обобщение», «аннулирование», «текст, документ», «поправка». Но немногословная теория снабжена подробным практическим комментарием с примерами из практики работы агентства. Ценные указания по методике работы журналиста содержатся в главах «Как собирать информацию», «Как писать новость», «Как передавать новости». Конечно, книга предназначена прежде всего для тех, кто желает научиться писать для новостных агентств, но, безусловно, она учит именно практической деятельности, востребованной в условиях конвергенции в журналистике.
В 2010 году вышел сборник «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» [1], созданный коллективом авторов - практиков, «участвующих в процессе перестройки традиционных редакций» в мультимедийные, которые «размышляют о “конвергентном” скачке и переходе к мультимедиа» [там же, с. 2]. Сборник включает теоретический раздел, в котором разъясняются основы мультимедийной журналистики, рассказывается о «новых» принципах новостей, обусловленных переходом к конвергенции. В практическом разделе представлены материалы о работе конвергентной редакции, мультимедийных СМИ, классификация специфических жанров конвергентной журналистики, разъясняются особенности подготовки мультимедийных журналистских материалов. Особую ценность, на наш взгляд, представляют приложения («Система планирования мультимедийного материала», «Истории в различных средах», «Матрица мультимедийного ресурса» и др.), которые могут быть использованы при преподавании как кейсы, впрочем, как и материалы практического раздела - книга содержит массу примеров.
Хочется также отметить опыт создания учебно-методического пособия О.А. Козловой «Современные электронные СМИ» [3]. Оно состоит из трех разделов, посвященных радийной, телевизионной и онлайн-журналистике. Каждый содержит справочный материал по теме, рассматриваются отдельные теоретические аспекты журналистской деятельности в различных видах электронных СМИ, предлагаются практические задания и упражнения. Пособие нацелено на активные формы обучения студентов: организацию на практических занятиях ролевых игр; просмотр и последующий анализ телевизионных и радиосюжетов; совместную подготовку новостных радио- и телепрограмм, мультимедийного контента для интернет-СМИ. В ходе ролевых игр моделируются ситуации, с которыми будущие журналисты реально могут столкнуться при выполнении редакционных заданий. Это поможет развить у начинающих журналистов навыки оперативного создания разножанровых материалов с учетом специфики форм их репрезентации на радио, телевидении, в сетевых СМИ.
В плане обучения студентов работе в печатных СМИ будет полезна работа А.В. Колесниченко «Практическая журналистика» [4]. А.В. Колесниченко - практикующий журналист, заместитель редактора отдела политики газеты «Новые Известия». Его «Практическая журналистика» (или «Прикладная журналистика» - в Сети книга известна и под этим названием) нацелена на формирование навыков создания текстов, отвечающих требованиям современных СМИ в «технологическом» плане. Иными словами, автор объясняет, как искать тему для публикации, как выявлять новость, как собирать информацию для материала. Представлена методика написания материалов в жанрах, как отмечает А. Колесниченко, «наиболее часто используемых в современной прессе». Он также дает свою классификацию жанров, правда, достаточно спорную, опирающуюся на каноны зарубежной журналистики. Так, помимо традиционных, выделяемых отечественными исследователями (например, А.А. Тертычным) новостной заметки, репортажа, интервью, портрета, комментария, аналитической статьи, Колесниченко называет «фиче» и «ньюс-фиче», «песочные часы» и ряд
других. Некоторые «классические» для российской теории журналистики жанры автор считает производными от названных им либо их гибридными формами. Например, «корреспонденция - это разновидность новости, рецензия и читательское письмо - варианты комментария, некролог - вид портрета», очерк - «не более чем гибрид портрета и комментария». Однако мы не ставим целью полемизировать о теории жанров. Пособие Колесниченко, безусловно, может быть использовано в обучении будущих журналистов-практиков.
Книга Саши Карепиной «Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты» [2] интересна не столько как учебник журналистики, сколько как работа, в которой образно, наглядно, с использованием картинок и схем, показано, как создавать логичные и эффективно воздействующие тексты, правда, на примере деловой переписки. Однако приемы, о которых говорит Карепина, с успехом можно применять как в новостной, так и в аналитической журналистике. Кроме того, автор демонстрирует, как сложную многослойную информацию можно сделать упорядоченной и легко воспринимаемой, стилистически безупречной.
Наконец, нельзя не упомянуть работу Е. Манро «Строим новость: учебное пособие для журналистов региональных газет» [5]. Евгения Манро (Борисова) имеет богатый практический опыт в международной журналистике: она работала в газетах The St. Petersburg Times и The Moscow Times, публиковалась в Guardian, Los Angeles Times и др. Кроме того, она практикующий бизнес-тренер, в том числе в сфере журналистики. Ее книга представляет собой «теоретический курс новостной журналистики», но работа Манро абсолютно не теоретизиро-вана, наоборот, стиль автора непринужден, и порой даже очень непринужден. Это объясняется, видимо, тем, что пособие «Строим новость» создавалось по материалам тренингов, стиль которых, как правило, не характеризуется академичностью, а обучение нацелено на активизацию внимания и интерактивное взаимодействие. Ман-ро дает ценные рекомендации, касающиеся работы с фактами, новостями, источниками информации, рассказывает о технологии
подготовки новостных материалов. Многочисленные примеры, которыми автор иллюстрирует «теоретические основы» репортерской работы, и приложения к книге могут быть использованы в качестве кейсов для разбора на практических занятиях со студентами.
В заключение отметим, что указанные в обзоре книги, конечно же, не представляют весь спектр литературы, нацеленной на практическое обучение журналистов, а сам обзор не претендует на беспристрастность. Однако, на наш взгляд, обозначенная проблема - «Каким должен быть современный учебник журналистики?» - требует обсуждения, причем не только теоретиков, но и практиков, и решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 200 с.
2. Карепина, С. Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты / Саша Карепина. -М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 248 с.
3. Козлова, О. А. Современные электронные СМИ : учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса направления подгот. бакалавров «Журналистика» / О. А. Козлова ; Федер. гос. бюджет. образоват.
учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 126 с.
4. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие / А. В. Колесниченко. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 192 с.
5. Манро, Е. Строим новость : учеб. пособие для журналистов регион. газет / Е. Манро. - М. : АНРИ, 2011. - 274 с.
6. «Не хочу я варить сталь! Мне нравятся медиа» : интервью с гл. ред. газ. «Ведомости» (апр. 2007 -февр. 2010) Елизаветой Осетинской. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://slon.ru/russia/ ne_hochu_ya_varit_stal_mne_nravyatsya_media-592862.xhtml. - Загл. с экрана.
7. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб. : Знание : СПб ИВЭСЭП, 2000. - 272 с.
8. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
9. Технология новостей от Интерфакса : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Герасимов [и др.] ; под ред. Ю. А. Погорелого. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 159 с.
10. Уайтхаус, М. Догма газеты «Ведомости» / М. Уайтхаус [и др.] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mediapedia.ru/wp-content/uploads/ 2008/09/dogma_vedomosti.pdf. - Загл. с экрана.
11. Handbook of Journalism / Reuters. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://handbook.reuters.com/ index.php?title=The_Essentials_ofReuters_sourcing. -Загл. с экрана.