Научная статья на тему 'УЧЕБНИК «МОРАЛЬ» КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЮЖНОКОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

УЧЕБНИК «МОРАЛЬ» КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЮЖНОКОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ КОРЕЯ / МОРАЛЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ СЕМЬИ / КОНКУРЕНТНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТИКА / МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синякова Анна Филимоновна

Морально-нравственное образование школьников закладывает основы для этического поведения человека, его взаимодействия с окружающими, жизни в социуме. В статье представлен анализ изменений содержания учебной дисциплины «Мораль», обязательной для изучения по южнокорейской школьной программе. Отмечено, что за время своего существования государственная учебная программа Республики Корея «Мораль», ее цели и задачи претерпели ряд изменений. Историческим фоном для этого стали политические события в стране: от американской оккупации до установления демократии западного типа. Сделан вывод о том, что начиная с 2015 г. фокус изложения учебного материала в пособиях сместился с социума на субъект, а проект учебной книги 2022 г. полностью основан на «универсальных» ценностях в западной трактовке. Сделан вывод о том, что постепенное размывание традиционных социокультурных и моральных ценностей и замена их глобализированными, в том числе при помощи соответствующей учебной литературы, ведут к конфликту поколений, снижению значимости наследия национальной культуры, трансформации морально-этических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синякова Анна Филимоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTBOOK “MORAL” AS A REFLECTION OF SOCIO-CULTURAL CHANGES IN SOUTH KOREAN SOCIETY

Moral education for schoolchildren lays the foundation for ethical human behavior, his interaction with others, life in society. The paper presents an analysis of the changes in the content of the “Moral” discipline, a compulsory subject of study in the South Korean school curriculum. The remarkable thing is that the Republic of Korea’s state curriculum “Moral” and its goals and objectives have undergone a number of changes over the course of its existence. The historical background for this was the country’s political events, from American occupation to the establishment of Western-style democracy. It is emphasized that since 2015 the focus of the teaching material in the textbooks has shifted from society to the subject, and the 2022 draft textbook is entirely based on “universal” values in the Western interpretation. Conclusion dwells upon the fact that the gradual erosion of traditional socio-cultural and moral values and their replacement by globalized ones, including with the help of appropriate educational materials, leads to an intergenerational conflict, de-emphasis in the national cultural heritage, transformation of moral and ethical attitudes.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНИК «МОРАЛЬ» КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЮЖНОКОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Научная статья УДК 17:372.8(519.5) https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.18

Учебник «Мораль» как отражение социокультурных изменений в южнокорейском обществе

Анна Филимоновна Синякова

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, a.sinyakova@my.mgimo.ru, https://orcid.org/0000-0001-5532-879X

Аннотация. Морально-нравственное образование школьников закладывает основы для этического поведения человека, его взаимодействия с окружающими, жизни в социуме. В статье представлен анализ изменений содержания учебной дисциплины «Мораль», обязательной для изучения по южнокорейской школьной программе. Отмечено, что за время своего существования государственная учебная программа Республики Корея «Мораль», ее цели и задачи претерпели ряд изменений. Историческим фоном для этого стали политические события в стране: от американской оккупации до установления демократии западного типа. Сделан вывод о том, что начиная с 2015 г. фокус изложения учебного материала в пособиях сместился с социума на субъект, а проект учебной книги 2022 г. полностью основан на «универсальных» ценностях в западной трактовке. Сделан вывод о том, что постепенное размывание традиционных социокультурных и моральных ценностей и замена их глобализированными, в том числе при помощи соответствующей учебной литературы, ведут к конфликту поколений, снижению значимости наследия национальной культуры, трансформации морально-этических установок.

Ключевые слова: Южная Корея, мораль, традиционные ценности, нравственное образование, социокультурные изменения, учебная программа, мультикультурные семьи, конкурентное общество, этика, моральная культура

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Синякова А.Ф. Учебник «Мораль» как отражение социокультурных изменений в южнокорейском обществе // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 123-129. https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.18.

Original article

Textbook "Moral" as a Reflection of Socio-Cultural Changes in South Korean Society

Anna F. Sinyakova

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, a.sinyakova@my.mgimo.ru, https://orcid.org/0000-0001-5532-879X

Abstract. Moral education for schoolchildren lays the foundation for ethical human behavior, his interaction with others, life in society. The paper presents an analysis of the changes in the content of the "Moral" discipline, a compulsory subject of study in the South Korean school curriculum. The remarkable thing is that the Republic of Korea's state curriculum "Moral" and its goals and objectives have undergone a number of changes over the course of its existence. The historical background for this was the country's political events, from American occupation to the establishment of Western-style democracy. It is emphasized that since 2015 the focus of the teaching material in the textbooks has shifted from society to the subject, and the 2022 draft textbook is entirely based on "universal" values in the Western interpretation. Conclusion dwells upon the fact that the gradual erosion of traditional socio-cultural and moral values and their replacement by globalized ones, including with the help of appropriate educational materials, leads to an intergen-erational conflict, de-emphasis in the national cultural heritage, transformation of moral and ethical attitudes.

Keywords: South Korea, morality, traditional values, moral education, sociocultural change, curriculum, multicultural families, competitive society, ethics, moral culture

Funding: Independent work.

For citation: Sinyakova, A.F. (2023) Textbook "Moral" as a Reflection of Socio-Cultural Changes in South Korean Society. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 123-129. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.7.18 (In Russian).

© Синякова А.Ф., 2023

Среднее образование в Республике Корея является обязательным, причем 73,3 % выпускников школ продолжают дальнейшее обучение1. В число обязательных для изучения школьных предметов в начальных, средних и старших классах входит «Мораль» (^W). Впервые этические дисциплины «Моральное самоусовершенствование» (^^Шй) и «Этика» (é-rf в школьном образовании появились на рубеже XIX-XX вв. в эпоху Чосон вслед за реформами года Кабо (1894). В период японского колониализма моральное воспитание в рамках предмета ^ в корейских школах сохранилось (Ли Хэнхун, 2013: 162). В настоящее время преподавание морально-этической дисциплины в цикле предметов социального направления в школе является общим наследием исторического развития Кореи и Японии: в Южной Корее и в Японии предмет так и называется - «Мораль», в Северной Корее - «Коммунистическая мораль» (Ким Чхангын, 2010: 76).

Содержание, методические рекомендации, а также все учебники для предмета «Мораль» разрабатывает Министерство образования Республики Корея. Вплоть до конца 1980-х гг. вопросы, связанные с этикой, были включены в квалификационный экзамен для претендентов на должность государственного служащего, а также на ряд специальностей в частных компаниях. Студенты, отправлявшиеся на обучение за рубеж, также должны были пройти тестирование на знание этических норм (Moon Yong Lin, 1995).

На протяжении современной истории Республики Корея государственная учебная программа общеобразовательных школ претерпевала постоянные изменения: неоднократно обновлялась учебная программа курса «Мораль», цели и задачи предмета, что было обусловлено политическими преобразованиями в стране, изменением курса ее развития, знаковыми событиями. Период Корейской войны, свержение Ли Сынмана, диктатура Пак Чонхи, переходный период с Чон Духваном, Но Тхэу (Ро Дэу), чередование консерваторов и либералов во главе государства не могли не сказаться на морально-нравственных национальных приоритетах.

После завершения Второй мировой войны и освобождения Кореи от японского колониального господства первая учебная программа для предмета «Мораль» содержала основы государства и права и была принята в 1945 г. при военной администрации США. Первостепенной задачей того периода стало радикальное преобразование существовавшей при японцах империалистической образовательной системы в демократическую по американскому образцу, в связи с чем значимая роль отводилась предметам социального цикла.

Во второй учебной программе 1954 г., принятой после Корейской войны, был сделан акцент на традиционных ценностях и конфуцианской этике (т.е. на нормах моральной культуры) вкупе с антикоммунистической направленностью и фокусом на значимость экономического восстановления. Послевоенная разруха требовала сплоченности общества и рабочих рук, готовых усердно трудиться, противопоставляя себя тому же Северу. Школьный курс «Мораль» был ориентирован именно на перечисленные задачи.

После военного переворота программа была обновлена в 1963 г., и в ней появился акцент на национальную идентичность, модернизацию страны и перспективы объединения полуострова на исключительно некоммунистической основе, что в целом призвано было оправдать и поддержать политический режим Пак Чонхи в Южной Корее.

Третья учебная программа курса «Мораль» 1973 г. была разработана после принятия поправок к Конституции страны. Конституция Юсин обеспечивала устойчивость политического строя и продолжение экономических реформ. Она была ориентирована на приверженность государственных чиновников главным конфуцианским ценностям, честности, дисциплине, трудолюбию, преданности государству и роду (Торкунов и др., 2008: 266). Обновленная программа дисциплины «Мораль» была сфокусирована на принципах демократии южнокорейского образца, на основах добродетели, которые ведут к модернизации и экономическому росту страны.

Следующая, четвертая, учебная программа 1981 г. была разработана в попытке расширения когнитивной образовательной методики, когда внедряется формат дискуссии и обсуждения на уроке, помимо исключительно объяснений учителя и изучения учебника, практиковавшихся до этого. У власти в этот период было правительство Чон Духвана, проводившее реформы демократизации политической системы. В контексте данной политики Корейский институт развития образования, основанный в 1972 г., с 1979 г. начинает заниматься вопросами разработки учебных программ, целью которых является создание программы, не копирующей западную, а собственной, в которой акцент был бы сделан на национальном духе, достижениях корейского народа в науке и технологиях. Еще одним нововведением стала возможность готовить учебники, предоставленная частным организациям.

В 1987 г., за год до Олимпиады в Сеуле и в преддверии ожидания иностранных делегаций и туристов, Министерство образования разработало пятую программу курса «Мораль», которая

1 Enrollment Rate in University in South Korea from 2013 to 2022 [Электронный ресурс] // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/629032/south-korea-university-enrollment-rate/ (дата обращения: 26.05.2023).

применялась по 1992 г. и в которой наряду с традиционными ценностями рассказывалось о плюрализме, причем акцент был смещен с подчёркнуто антикоммунистических взглядов на перспективы объединения страны и защиту национальной безопасности. В целом, обновленная учебная программа незначительно отличалась от предыдущей, подобно тому как политический курс президента Но Тхэу продолжал идеи своего предшественника.

С 1990-х гг. в Республике Корея начался продолжающийся до сих пор период конституционной смены консервативных и либеральных президентов и правительств, что в определенной степени сказывается и на содержании учебного курса «Мораль». В 1993 г. к власти пришло новое либеральное правительство Ким Ёнсама, которое ставило своей целью реформирование системы образования и обозначило культурную индустрию важным направлением развития страны. Тогда впервые возникла идея сравнения образовательной и корпоративной систем, ученики и родители стали осознаваться потребителями услуг, а школы были переориентированы на повышение конкурентоспособности в условиях глобализации и свободного рынка.

Шестая учебная программа (1992-1997 гг.) «Мораль» подчеркивает важность жизни человека в обществе, ценности являться частью социума, делает акцент на том, что нужно сделать для объединения страны и что будет после этого, ключевой задачей воспитания подрастающего поколения становится приобщение детей к нормам морали и развитие у них креативности.

К началу 2000-х гг. учебная программа вновь была пересмотрена, в числе её задач появилась следующая: каждый ребенок должен стать «таким корейцем, каким желательно стать»1. Новое содержание рассматриваемой дисциплины было призвано объяснить детям позицию, которой следует придерживаться для правильной общественной жизни в государстве и в нации.

Поскольку подготовка учебников, соответствующих обновлённым программам, требует времени, они выходят не сразу. Так, учебник «Мораль», переиздававшийся до 2007 г.2, последовательно знакомит своих читателей с нормами общественной жизни. В первом разделе первой части рассказывается о традиционной морали в современном обществе: её необходимости, основах, содержании и применимости; второй раздел посвящен нормам этичного поведения гражданина: защите окружающей среды, поддержании чистоты. Авторы рекомендуют следовать не сугубо личной выгоде и личным убеждениям, а уважать других людей и их взгляды. Статья Конституции о равенстве мужчин и женщин иллюстрируется единственным примером о том, что предпочтение младенцев мужского пола младенцам женского пола ведет к тому, что, узнав пол будущего ребенка, родители решают избавиться от девочки, что противоречит закону и ведет к гендерному дисбалансу в обществе. Третий раздел посвящен демократической жизненной позиции, учебник освещает необходимость участвовать в волонтёрской деятельности, пишет о внимательном отношении к инвалидам, о справедливом процессе принятия решений в формате обсуждений и голосований. Четвертый раздел связан с экономической этикой: вопросами качества жизни и необходимости повышения всех её стандартов, рациональном потреблении без тотальной экономии (сказываются десятилетия ограничений ради нужд экономики страны), уважении любого труда, в том числе рабочих, а не только «белых воротничков», что сохраняет актуальность до сих пор.

Вторая часть учебника озаглавлена «Желаемая государственная и национальная жизнь». Первый раздел рассказывает о развитии нации и национальной культуры, их значении, наследии, а также о распространении и глобализации южнокорейской культуры. Можно отметить в этом инициацию экспорта культурных ценностей в формате стратегии распространения популярной культуры, которая позже будет названа «халлю» («корейская волна»). Второй раздел посвящен государственности и государству, его деятельности, идеалам и целям. Третий - описывает патриотизм, национальные символы, объясняет, в чём важность национальной безопасности. Четвертый раздел посвящен объединению Корейского полуострова: усилиям, которые должны быть сделаны в этом направлении, и описанию северокорейского общества.

Учебник красочно проиллюстрирован большим количеством картинок и фотографий, графических материалов (таблиц и диаграмм для наглядности повествования). Преимущественная часть рисунков представляет собой изображения исторических памятников, традиционных построек, пейзажей, портреты выдающихся корейских деятелей прошлого, различные сцены из повседневной жизни южнокорейцев, в том числе школьников, наследие национальной культуры. Учебник не содержит существенных отсылок к прошлому, делает акцент на жизни в социуме и становлении ученика как члена общества, приверженного традиционным ценностям.

В 2012 г. Министерство образования РК выпустило новую учебную программу курса «Мораль»; учебники к ней были изданы в 2013 г. В них последовательно объясняются различные стороны моральной культуры: как самому стать нравственным человеком, как жить в соответствии с

1 нй 1. ^ н4 2002 аФ ЩА = Мораль 1. Учебники для средней школы. 1 изд. Сеул, 2002. 306 с. (на корейск. яз.)

2 нй 2. 4^ 4^^. ^ н4 2007 аФ ЩА = Мораль 2. Учебники для средней школы. 6 изд., стереотип. Сеул, 2007. 306 с. (на корейск. яз.)

морально-этическими нормами в небольшом коллективе, как стать добропорядочным гражданином в обществе, как относиться к природе. Акцент сделан на самостоятельности, искренности, привязанности к семье, вежливости, патриотизме, мире, а также на справедливости и самообладании. Примеры, которые призваны показать морально-этическое поведение разных известных личностей, на 82,4 % представлены мужчинами, на 17,6 % - женщинами. Одновременно иностранцы (не корейцы) являются образцом правильного поведения в 64,7 % примеров в учебнике. Из 110 иностранцев 77 - это представители западных стран, 33 - восточных, больше всего, соответственно, американцев и китайцев. Среди знаковых профессий выделяются философы, преимущественно западные, - они представлены в 35,3 % примеров, а также писатели - в 15,9 %. Согласно исследованиям, большее влияние в качестве образца в образовательном процессе оказывают люди той же этнической и культурной принадлежности, что и обучающиеся (Han Hyemin et al., 2018: 70).

В 2015 г. Министерство образования Республики Корея выпустило очередные новые методические рекомендации для курса «Мораль», цели и основное содержание дисциплины были существенно обновлены1. Предмет определен как основной в школьном цикле, учащиеся должны усвоить те основные ценности, которые составляют элементы характера корейца в XXI в., стремящегося к позиции этического человека и справедливого гражданина. Курс рассчитан на формирование компетенции принимать решения, жить самостоятельной жизнью, управлять собственными потребностями и эмоциями на основании уважения и любви к себе, определять правильное и неправильное, давать оценки и рассуждать с морально-этических позиций. Также он ставит своей целью развить в детях значимые морально-нравственные качества: искренность, заботу, справедливость и ответственность, названные основополагающими ценностями, для того чтобы они могли вести самостоятельную и независимую жизнь в соответствии с морально-этическими ценностями, научить нормам этического поведения в семье, в обществе, в киберпространстве. Дискуссии учителя с учениками будут способствовать формированию перечисленных навыков.

В учебнике «Мораль» 2018 г.2, переизданном в 2020 г.3, фокус изложения сместился с социума на субъект, в учебнике больше, чем было прежде, заданий для самостоятельной работы, открытых вопросов. Первый раздел «Отношения с самим собой» объясняет обучающимся, в чём смысл морали и этики, рассказывает о нравственных поступках, в чем их сложность и необходимость, помогает ответить на вопрос «Кто я?», описывает цели жизни и счастливую жизнь. Второй раздел посвящен отношениям с другими людьми: рассматриваются вопросы морали в семье, в том числе разъясняется суть концепции «хё» - сыновней почтительности, которая традиционно считается исконно присущей корейскому этносу и культуре и, следовательно, не требующей разъяснения самим корейцам, а также вопросы дружбы, отношений с противоположным полом, в том числе говорится о гендерном самоопределении без конкретизации данного понятия, об этике взаимоотношений с соседями. Третий раздел рассказывает о взаимодействии с социумом, о правах человека, о том, как нужно относиться к слабым (обездоленным, аутсайдерам), к числу которых авторы относят инвалидов, иностранных рабочих, представителей мультикультурных семей - так в Южной Корее называют семьи, в которых хотя бы один человек не является этническим корейцем. В учебнике объясняется, как решать конфликты, возникающие в многокультурном сообществе, каковы моральные задачи гражданина в мире. Вторая часть учебника продолжает тему отношений с обществом и в социуме, рассказывая о справедливости, Северной Корее и об объединении. Следующий раздел посвящен отношениям с природой: окружающей среде, смыслу жизни и смерти, морали во взаимодействии с наукой и техникой. Современный учебник содержит много иллюстраций, при этом фотографии во всех разделах, кроме посвященных семейным отношениям, представляют собой кадры из американских фильмов. В отличие от предшествующих изданий, картинок, изображающих традиционную Корею, мало.

Разделы учебника, посвященные отношениям с самим собой, с окружающими, с обществом, с природой повторяются в курсе начальной и средней школы, на первом этапе обучения школьники получают базовые знания, а далее углубляют их. В средней школе учащиеся готовят индивидуальные и групповые доклады и проекты по изучаемым вопросам.

Учебная программа 2015 г. базировалась на компетентностно-функциональном подходе, однако на практике в учебном процессе компетенции как таковые не применялись и лишь вносили

1 ж^ л.х| ^ 2015-74 Ж [14 6]. жЗД-^. = Уведомление 2015-74 (приложение 6). Учебная программа курса «Мораль» [Электронный ресурс] // Министерство образования. URL: https://clck.ru/34wmBd (дата обращения 26.05.2023) (на корейск. яз.)

2 н^ 1. 2018 = Мораль 1. Учебники для средней школы. 1 изд. Сеул, 2018. 240 c. (на корейск. яз.)

3 н^ 2. 2020 = Мораль 2. Учебники для средней школы. 3 изд., стереотип. Сеул, 2020. 216 c. (на корейск. яз.)

путаницу, что вызывало критику на разных уровнях. В ответ на это, а также на стремительно меняющиеся потребности общества Министерство образования в 2022 г. приступило к разработке новых учебных программ, отвечающих реалиям постковидного времени. Сообщается, что акцент в них будет сделан на развитие критического мышления у обучающихся, их способности к моральным суждениям, этического общественного сознания, ориентированных на становление этических отношений с самим собой, другими людьми и природой1. В основе учебного курса будет идея уважения к самому себе, и это станет отправной точкой для уважения к окружающим, к правам человека, к природе, что соответствует задачам развития демократического гуманитарного образования и программе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030»2. Согласно проекту обновленной программы курса «Мораль», учебники для 3-6 классов в части отношений с самим собой дадут ответы на вопросы «Почему я являюсь ценным человеком?», «Почему я должен совершать правильные поступки?», «Почему я должен держать обещания, данные самому себе?», «Почему важен самоанализ?» и «Что такое самостоятельная жизнь?». В части отношений с окружающими со страниц учебника транслируются ключевые идеи: человек существует во взаимоотношениях с окружающими; признание ценности других людей лежит в основе здоровых межличностных отношений; забота и эмпатия - основа уважения к другим людям. Основные идеи в сфере общественных отношений в проекте программы исходят из того, что изучение важности соблюдения прав человека способствует воспитанию чувства общности, укрепление справедливости - формированию демократического гражданского общества, а практика мира является основой человеческого развития. В аспекте отношения человека к природе образовательный процесс будет строиться исходя из того, что осведомленность об экологических изменениях определяет возможности устойчивого развития, а практический опыт защиты окружающей среды обучает экологической этике (Ли Гёнвон и др., 2022: 27-32).

В настоящее время учебная дисциплина «Мораль» преподается в начальной школе с 1 по 2 класс под названием «Правильная жизнь», далее в средней школе с 3 по 9 класс - «Мораль», причем на предмет отводится до двух часов в неделю. В старших классах, с 10 по 12 класс, предмет входит в курс общей социологии, а также изучается в рамках факультативных дисциплин «Жизнь и этика», «Этика и мышление», «Классика и этика». В младших классах для каждого этапа обучения предусмотрен отдельный учебник, в средней школе используется преимущественно два учебника, «Мораль 1» (нЩ1) и «Мораль 2» (нй2), каждый рассчитан на полтора года обучения. Книги содержат материалы для проверки усвоения полученных знаний в виде тестовых и открытых вопросов по итогам изученного раздела. Педагог, который ведет дисциплину «Мораль», должен получить профильное образование и быть сертифицирован именно по преподаванию данного предмета. Если он предпочтет быть учителем в средней школе, то получает сертификат преподавания курса «Мораль», если в старших классах, то сертификат преподавания курса «Этика».

Несмотря на неоднократные пересмотры учебной программы и публикацию обновленных учебных изданий, учебник «Мораль» часто подвергается критике. Отсутствие дискриминации и равное отношение ко всем людям относится к числу ценностей, которым учит книга. В то же время в разделах, посвящённых семье, только полные семьи этнических корейцев показаны счастливыми. Неполные семьи, где у ребенка есть только отец или только мать, или семья, состоящая из дедушки и/или бабушки и внуков, как и мультикультурная семья, даже полная, а также семья с приемными детьми показаны как семьи, которые испытывают сложности. Учебник, ставя вопросы: «Подумайте, какие трудности испытывают такие семьи», «Если у вас есть предубеждение к таким семьям, подумайте, как изменить своё отношение», уже формирует предвзятое отношение. Другой пример объясняет, что неправильно плохо относиться к представителям других наций: маме-кореянке не нравится, что её сын дружит с мальчиком из семьи мигрантов с Филиппин, маме-филиппинке она высокомерно говорит, что прежде чем учить английский, её сыну стоило бы подучить корейский, а после она вдруг узнаёт, что у себя на родине, на Филиппинах, эта женщина работала учителем (профессия, уважаемая в Южной Корее), в результате чего её отношение к иностранцам - маме и сыну - изменилось, и оба они стали ей симпатичны, она перестала возражать против дружбы детей. Попытка показать возможность позитивного взаимодействия с представителями других культур, особенно выходцами из Южной и Юго-Восточной Азии, представители которой чаще других подвергаются дискриминации, оборачивается тем, что в негативном свете представлены все, особенно корейская мама.

Чрезвычайно острая конкуренция в образовательной среде, а затем в процессе трудоустройства является одной из характеристик современного южнокорейского общества, в которой

1 жЛ^ 2022 7М н}^^! = Пересмотр учебной программы 2022 [Электронный ресурс] // Новости Министерства образования. URL: https://goo.su/V7nj0KC (дата обращения: 27.05.2023) (на корейск. яз.)

2 Международный проект «Образование 2030» [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://globalcentre.hse.ru/nletter10.1 (дата обращения: 02.07.2023).

часто видят причину актуальных социальных проблем: снижения рождаемости, нежелания молодежи создавать семью. Учебник «Мораль» содержит разделы, посвященные конкуренции, и разъясняет необходимость предоставления равных шансов каждому, но не дает никаких решений, как этого достичь. Примеры демонстрируют несправедливые условия конкуренции между теми, у кого изначально разные возможности и способности (заяц и черепаха из басни, люди с ограниченными возможностями, третьеклассники и четвероклассники в спортивном состязании), но игнорируют фактическую острую конкуренцию между ровесниками в одном классе. Критике подвергаются и разделы, посвященные инклюзивному обществу, в них инвалиды всякий раз представлены людьми, нуждающимися в посторонней помощи.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что на протяжении послевоенной истории Республики Корея содержание учебников для школьной дисциплины «Мораль» неоднократно менялось, отражая актуальные политические и социальные тенденции в стране. До начала 2000-х гг. на изменения подхода к морали в учебном курсе влияли не столько культурные сдвиги, сколько общественные и политические, а вслед за этим и экономические преобразования в стране. В социокультурной сфере в однородном по национальному составу обществе устойчиво доминировали конфуцианские ценности, тогда же социальное и экономическое расслоение было минимальным. Существенные в культурном отношении нововведения в содержании учебного курса появляются в 2000-е гг. В 2002 г. в Республике Корея и в Японии проходил Чемпионат мира по футболу, и это событие дало старт новому витку развития страны. Интерес к Южной Корее в мире, её узнаваемость, приток иностранного капитала, рост туризма, стремление участвовать в процессе глобализации, статус экономически развитой страны (присоединение к оЭср в 1996 г.), историческая конкуренция в регионе и стремление к лидерству, признание культурной индустрии важной для развития общества, распространение «корейской волны» сначала в Азии, затем и в других странах - всё это обусловило необходимость изменения подхода к морали и ценностным ориентирам. Японское влияние, как и конфуцианское в целом, постепенно ослабевает в республике, традиционные ценности и морально-этические взгляды стали уступать место глобализированным, или международным - в западной трактовке. Культура взаимоотношений изменилась, рост благосостояния населения ускорил процесс урбанизации; традиционный семейный уклад, когда несколько поколений жили под одной крышей, стал уходить в прошлое вместе с большим количеством детей в семье. Отчасти этот процесс характерен и для других стран, интенсифицируясь по мере экономического развития страны и роста благосостояния населения. Однако в Республике Корея превращение из аграрной в индустриальную и затем в постиндустриальную страну было настолько стремительным, что получило название «чуда на реке Ханган». Однако вкупе с изменениями, принесенными глобализацией, нельзя не отметить значимость системы образования, которая на примере курса «Мораль» популяризирует в стране западные ценности индивидуализма, а не восточные, состоящие, кроме прочего, в приоритетности коллективизма, что охотно воспринимается молодежью, которая весьма доверчива и ведома. И уже новая для южнокорейского общества культура поведения оказывает влияние на мораль как на сложное и комплексное явление. Возникающий ценностный разрыв ведет к конфликту поколений, отсутствию понимания и доверия между гражданами разных возрастных категорий, стиранию национальных культурных особенностей, изменению морально-этических установок.

Список источников:

Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М., 2008. 544 с.

Han Hyemin, Park Sung, Kim Jongsung, Jeong Changwoo, Kunii Yutaka, Kim Sora. A Quantitative Analysis of Moral Exemplars Presented in Moral Education Textbooks in Korea and Japan // Asia Pacific Journal of Education. 2018. Vol. 38, iss. 1. Р. 62-77. https://doi.org/10.1080/02188791.2018.1423950.

Moon Yong Lin. The Status and Perspective of Moral Education in Korea // SNU Journal of Education Research. 1995. Vol. 5. P. 1-10.

H^] ж^Н H^ff-^ ^fe Н{ШЖ%. = Ким

Чхангын. Анализ моральных норм в учебниках «Коммунистическая мораль» для начальных школ в Северной Корее: фокус на аспектах для объединительного образования // Этические исследования. 2010. Т. 1, № 76. С. 75-97. (на корейск. яз.)

7dÜ, 7d°}°á, 2022 7М фф = Ли Гёнвон, Ким Чхольхо,

Ким Аёнг, Ким Вансу. Исследование направлений разработки учебной программы «Мораль» для пересмотренной программы начальной школы 2022 // Начальное нравственное воспитание. 2022. № 77. С. 1-40 (на корейск. яз.)

olflî. 1900^ ^ H^ ^М^—t^-ê^a^^t Ç^^s—//77^4 if. = Ли Хэнхун. Концепции морали на

рубеже XIX-XX вв. // Концепции и коммуникации. 2013. № 12. С. 161-196. (на корейск. яз.)

References:

Han Hyemin, Park Sung, Kim Jongsung, Jeong Changwoo, Kunii Yutaka & Kim Sora (2018) A Quantitative Analysis of Moral Exemplars Presented in Moral Education Textbooks in Korea and Japan. Asia Pacific Journal of Education. 38 (1), 62-77. Available from: doi: 10.1080/02188791.2018.1423950.

Kim Chang Geun (2010) [Analysis of Moral Norms in North Korea's Elementary School "Communist Morality" Textbooks: Focus on the Implications for Unification Education]. [Ethical Researches]. 1 (76), 75-97. (In Korean)

Lee Gyeong-Won, Kim Cheolho, Kim Ayeong & Kim Wan-su. (2022) [An Exploration for Direction of the Moral Curriculum Development of the 2022 Revised Elementary School]. [Elementary Moral Education]. (77), 1-40. (In Korean)

Lee Haenghoon (2013) [Concepts of Morality at the Turn of the XIX-XX Centuries]. [Concepts and Communication]. (12), 161-196. (In Korean)

Moon Yong Lin (1995) The Status and Perspective of Moral Education in Korea. SNU Journal of Education Research. 5, 1-10. Torkunov, A. V., Denisov, V. I. & Li, Vl. F. (2008) Korejskij poluostrov: metamorfozy poslevoennoj istorii [The Korean Peninsula: Metamorphoses of Post-War History]. Moscow. 544 p. (In Russian)

Информация об авторе А.Ф. Синякова - кандидат экономических наук, доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО МИД России, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=639877

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.F. Sinyakova - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Japanese, Korean, Indonesian and Mongolian languages, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=639877

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.