Учебник экологии для архитекторов
В.А.Колясников
Микулина Е.М., Благовидова Н.Г. Архитектурная экология: учебник. М., 2013.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года поставлена цель инновационного развития социально ориентированной экономики страны, достижение которой связано с переходом к новой модели пространственной организации экономики. В условиях уже проявившихся и стремительно растущих глобальных экологических угроз разработка и реализация такой модели определяются, во-первых, развитием инновационного подхода к архитектурно-градостроительной деятельности, ориентированной на прогресс экологии и культуры, баланс экономического и экологического эффектов; во-вторых, модернизацией систем расселения и населенных мест страны с учетом обеспечения ресурсами экономического роста территорий не только до 2020 года, но и в долгосрочной перспективе; в-третьих, формированием инновационной архитектурно-пространственной среды, способствующей сохранению и развитию человеческого и биосферного потенциала как главных экономических ресурсов; наконец, в-четвертых, подготовкой соответствующих кадров. Без понимания современной экологии как инновационной и приоритетной области архитектурно-градостроительной деятельности разработка и реализация указанной в Концепции модели пространственной организации экономики России
невозможны. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным издание Е.М. Микулиной и Н.Г.Благовидовой учебника «Архитектурная экология» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Архитектура».
Структура учебника, достаточно ясная и логически обоснованная, позволяет студентам последовательно знакомиться с современными методологией, проблемами и теоретическими положениями архитектурной экологии; изучать экологические принципы формирования архитектурных сооружений и архитектурно-градостроительных комплексов; получать знания о взаимодействии человека и окружающей среды, правовых и культурологических аспектах экологических проблем в архитектуре и градостроительстве, а также об опыте решения экологических задач в архитектуре и градостроительстве конкретных регионов России, Москвы и Московской области.
Однако в какой степени материалы учебного издания соответствуют стратегическому вектору развития России? Способен ли учебник формировать у обучающихся общекультурные, профессиональные и иные компетенции в решении эколого-градостроительных задач инновационного развития населенных мест и регионов страны? Что в учебнике является действительно ценным с точки зрения понимания экологии как источника архитектурных и градостроительных новшеств, от внедрения которых в проектирование и строительство может быть получен социально-экономический, экологический и даже политический эффект? Чтобы ответить на эти вопросы, представляется важным расставить здесь определенные акценты.
Предисловие в учебнике содержит характеристику глобальных экологических проблем, связанных с нарастанием дефицита энергии и природных ресурсов. В данном контексте авторы совершенно справедливо говорят о необходимости разработки новых подходов к решению задач регулирования взаимодействия урбанизированной и природной среды, тесной взаимосвязи архитектурно-градостроительной и природоохранной деятельности. В частности, они отмечают новаторскую сущность вторичного использования ресурсов, восстановления территорий и экологической программы действий архитекторов и градостроителей по формированию новой архитектуры.
В первой главе «Общие положения современной экологии» в достаточно доступной для понимания читателем форме рассматриваются сложные вопросы эволюции методологической базы экологии, дается критический анализ широко
распространенной в настоящее время концепции устойчивого развития. Думается, что содержание данной главы является наиболее дискуссионным, но и потому вызывающим повышенный интерес к прогнозам развития экологического знания, а также к новым представлениям об архитектурной и градостроительной экологии.
Е.М.Микулина и Н.Г.Благовидова отмечают противоречие между концепцией устойчивого развития и непрерывностью природных процессов: природные экосистемы обладают экологическим равновесием, но это равновесие динамично и постоянно меняется. Современный экосистемный подход к изучению такой динамики и космический характер взаимодействия человека и природы дают возможность говорить о тенденции к видоизменению понятия ноосферы.
В.И.Вернадский трактовал ноосферу как «состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая, небывалая на планете геологическая сила». О видоизменении понятия свидетельствует появление в новых экологических исследованиях термина «ноосистема». По мнению авторов, новая концепция динамичности природных ресурсов, парадигма нестабильности экосистем и представления об управляемости природной средой, сложившиеся к началу XXI века, позволяют архитекторам и градостроителям по-новому взглянуть на концепцию ноосферы, пересмотреть роль устойчивого развития в ее глобальном контексте. Все это находит выражение в принципе «проектирования с природой», использовании новых знаний, полученных в результате исследований на стыке экологии и социологии.
Авторы учебника задают принципиально важный вопрос для определения перспектив развития архитектурной и градостроительной экологии: «Является ли учение о ноосфере действительно концепцией дальнейшего развития человеческого общества?» Этот вопрос сегодня заставляет архитекторов и градостроителей обратить самое пристальное внимание на достижения современной социальной экологии и их интерпретацию применительно к решению задач развития городов и систем расселения, проектирования и строительства архитектурных объектов.
Вступая в дискуссию с авторами, следует отметить, что новаторский потенциал «традиционного» и популярного сегодня понятия «ноосфера», самого учения Вернадского о ноосфере, конечно, не исчерпан. Более того, новый взгляд на концепцию ноосферы и парадигму устойчивого развития может быть связан с синтезом идей ноосферы, выдвинутых в 1920-е годы В.И.Вернадским, П.Тейяр де Шарденом и Э.Леруа, - синтезом концепций ноосферы как развивающейся биосферы (В.И. Вернадский), духовной сферы, духовной эволюции человека (П. Тейяр де Шарден), и сферы разума, регулирующего взаимодействие материальной и духовной сфер (Э. Леруа). В условиях современных острейших социальных конфликтов, сопровождаемых массовым убийством людей, разрушением архитектурной и природной среды, а также кризиса отечественной и зару-
бежной архитектурно-градостроительной культуры и поиска исследователями и «разумными» проектировщиками путей его преодоления можно говорить лишь о начальной стадии такого синтеза как исключительно плодотворного и инновационного метода гармонизации взаимодействия человека, природы и архитектуры.
В целом критика концепции устойчивого развития в первой главе заставляет архитекторов и градостроителей искать ответы на острые вопросы, используя научный и творческий потенциал своей профессии. Авторы и сами включаются в такой поиск, когда говорят о программах перехода к ноосферному развитию, о совмещении процессов развития экосистем и общества и изменении в связи с этим формы и направленности производственной деятельности, об экологической реконструкции на основе использования природных процессов.
Во второй главе «Основные проблемы современной экологии» характеризуются экосистемы планеты, подробно рассматриваются проблемы жизнеобеспечения, энергосбережения и экологического состояния России. В центре внимания авторов - прибрежные, пресноводные, травянистые и урбанизированные экосистемы, а также агроэкосистемы и экосистемы полярных регионов мира. Приводятся данные о состоянии экосистем и их влиянии на жизнеобеспечение населения Земли. При описании проблем энергосбережения раскрываются достоинства и недостатки тепловых, водных, атомных, ветровых, солнечных электростанций, а также электростанций, работающих на базе переработки отходов.
Материал главы имеет информативный характер, но содержит определенный потенциал для новых архитектурных и градостроительных решений, которые могут быть связаны с преобразованием расселения в зонах влияния гидротехнических комплексов и атомных электростанций, созданием инновационных объектов инженерной инфраструктуры поселений и их систем, прогнозированием и проектированием северных регионов России.
В третьей главе «Градостроительная экология: основные понятия» формулируются ключевые термины в области градостроительной экологии, дается обзор исторического развития и современного состояния экологии города, рассматриваются вопросы взаимосвязи природных и антропогенных ландшафтов в зоне влияния города, а также освоения неудобных и нарушенных территорий.
Под градостроительной экологией авторы понимают специальный раздел градостроительной науки и проектирования, определяющий цели, задачи и методы решения экологических проблем при планировке и застройке городов, разработке градостроительных прогнозов и реализации текущих задач городского развития и строительства. С этим можно согласиться. Однако в настоящее время нужно говорить о градостроительной экологии как, прежде всего, базовой учебной дисциплине в программе подготовки бакалавров по направлению «Градостроительство», как востребованном
разделе при разработке схем территориального планирования расселения в связи с включением уровня планировки расселения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Градостроительная экология уже сегодня охватывает все основные виды градостроительной деятельности: научную, проектную, нормативно-правовую, управленческую, образовательную, инвестиционно-строительную.
Особый интерес в третьей главе представляют изложенные принципы создания экополиса: прозрачность потоков энергии, вещества и перемещения живых существ; наличие аграрного элемента; увеличение разного вида открытых пространств и незамощенных участков; безотходность и высокая энергоэффективность. Приведен яркий пример комплексной организации экополиса - экорайон Хаммарби (Швеция), показывающий, что экополисы сегодня сохраняют за собой роль важных и инвестиционно привлекательных инновационных объектов.
Инновационное значение авторы придают концепции «мозаичной структуры планировки города» как формы организации городских ландшафтов; предложению кафедры основ теории градостроительства МАрхИ по обоснованию «единицы экологического равновесия» (ЕЭР) - территориально-ландшафтного образования, в пределах которого происходят сбалансированное развитие и взаимодействие природных и антропогенных компонентов; композиционному подходу к взаимодействию города и ландшафта; собственной идее формирования природного каркаса как «первого этапа перехода к ноосферному развитию человечества».
В разделе, посвященном освоению неудобных территорий и задачам восстановления ландшафтов, следует отметить иллюстрированные примеры восстановления нарушенных ландшафтов, в частности парка Фреш-Киллс в США, в рамках долгосрочной инженерно-экологической программы ликвидации отходов и создания «управляемого природно-экологического объекта».
Ландшафт на трассе газопроводов в России
В четвертой главе «Взаимодействие архитектурно-планировочных структур и природных процессов» рассматриваются экологические принципы формирования архитектурных сооружений и комплексов, экологические проблемы производства и транспорта в городе, а также озеленение его территории как средство экологической компенсации.
Здесь следует обратить внимание на ряд концепций: создания экодомов как ячеек устойчивого и гармоничного поселения; формирования «зеленых» дорог, промышлен-
Экодом - воплощение идеи элемента искусственного ландшафта, не зависимого от окружающей среды
ных и научно-производственных комплексов; выявления и развития природного каркаса городов на основе «цепочек ландшафтов» с определенными экологическими связями; архитектурно-планировочной организации городов как си-
Моногорода строятся в районах ускоренного освоения природных ресурсов (город Надым в Сибири)
э
25-Ки 1 Н I Н / И /
б
Гп' М Кн Т-- |пщ »
IШ ■ ЯР к% ?0 * м % 5С: 1% _
1 £-55и им Ц»
6
Ве^Р 1
¿Ж^^ПЬ 50- М- и°чи 20111 I
&-Н* I ЯП I Я I ЕН I !Н I
*-1—-—|-1-у-Г
Озелененные защитные полосы как эффективное средство защиты от неблагоприятных воздействий среды
стемы ландшафтов природного характера. Данные концепции и опыт их реализации выявляют общие принципы экологизации архитектурных и градостроительных объектов: средовой комфорт, энергоэффективность, безотходность, экологическая компенсация средствами озеленения и видеоэкологии.
Рассмотренные авторами экологические концепции и принципы указывают на усиление тенденции к формированию инновационных эколого-социальных, эколого-произ-водственных, эколого-транспортных, эколого-инженерных и эколого-ландшафтных инфраструктур населенных мест. В условиях развития рынка земли и недвижимости даже традиционное формирование непрерывных систем озеленения городов приобретает инновационное значение. Целый ряд постсоветских генеральных планов, реальная практика планировки и застройки городов свидетельствуют о разрушении целостности зеленой инфраструктуры. С этим, по мнению авторов, связана необходимость новых подходов к созданию структур озелененных территорий, примером разработки которых может служить формирование системы озеленения на основе экологического районирования в Новосибирске.
В пятой главе «Социальная экология и задачи градостроительства» освещаются проблемы социальной экологии и пути их решения в рамках экологии градостроительной, подробно анализируются современная законодательная база последней и новая экологическая политика России с учетом особенностей ее взаимодействия с собственно экологией, экологией культуры (как относительно нового направления социальной экологии) и архитектурно-градостроительной деятельностью. Новаторский характер материала раскрывается при рассмотрении новых социальных проблем городов, изменений в нормативно-правовой базе архитектурной и градостроительной экологии.
Авторы выделяют новые направления и задачи градостроительной экологии, связанные с переходом от концепции сохранения природы к концепции ее восстановления; с безопасным обращением с отходами путем регенерации, рекуперации, рециклинга и повторного использования; с внедрением в градостроительную практику экосистемного подхода и бассейнового принципа управления природными комплексами.
Применительно к проектированию систем расселения населенных мест характеризуется новое направление в социальной экологии - экология культуры, состоящая в сохранении, восстановлении и развитии элементов культуры путем «поиска нового в прошлом», организации определенных типов исторических ландшафтов (садово-парковых, инженерно-технических, мемориальных, исторических городов) в сопоставлении с современными понятиями территориального планирования.
Наряду с новыми представлениями об архитектурной и градостроительной экологии, раскрытыми авторами в пятой главе, важно отметить ряд их критических замечаний в адрес Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года
относительно сведения там градостроительной деятельности к деятельности на территории (вместо среды жизнедеятельности людей или всех объектов градостроительной деятельности, представленных в ранее принятых законодательных документах); отсутствия требований последовательности выполнения схем территориального планирования расселения с учетом иерархии градостроительных систем; устранения задач композиции застройки города из проектов планировки территории и генеральных планов города. Следует отметить и непрерывный процесс дополнений и изменений, связанных с совершенствованием Градостроительного кодекса.
В главах шестой «Экология архитектуры и градостроительства в регионах России» и седьмой «Экология Москвы и перспективы развития города» авторы говорят о развитии экосистем городов и регионов нашей страны, о современных экологических проблемах территорий и мероприятиях по их решению.
Текст глав сопровождается иллюстративным материалом, который дает достаточно полное представление о рассматриваемых проблемах и может быть успешно использован студентами и специалистами при проведении научных исследований и разработке обоснований проектных решений.
Москва. Один из новых небольших парков в долине реки Лихоборки, имеющий средозащитное и водоохранное значение
Лагерь оленеводов в тундре (район Надыма) - пример сохранения традиционного образа жизни
Измайловский остров с памятниками архитектуры
Кольцо оборонительных валов Великого Новгорода редкий случай целостной сохранности исторического ландшафта
Ручей на территории Измайловского парка
Особого внимания заслуживают материалы, связанные с экологическими проблемами расширения Москвы до пределов Калужской области. Авторов справедливо беспокоит экологическое состояние Москвы, природных экосистем и
Виды Нагатинской поймы
населенных мест столичного региона. Разделяя это беспокойство, следует назвать возможные негативные последствия территориального развития города в юго-западном направлении: нарушение его зеленого пояса и ограничении доступности чистого воздуха с юго-запада; увеличение территории Москвы примерно в 1,5 раза и численности населения до 21 млн. человек; непосильные для бюджета страны расходы на освоение данной территории в современных экономических условиях. Богатый отечественный опыт проектирования и развития Большой Москвы, столичной агломерации и Московской области, а также зарубежный опыт создания Большого Лондона, Большого Парижа и Большого Берлина показывают, что оптимальным решением является формирование полицентрической структуры расселения столичного округа с городами-противовесами, с сохранением зеленого пояса Москвы, развитием природного каркаса, экономическим ростом и повышением уровня жизни населения Московской области.
Подводя итоги, отметим полное соответствие учебника Е.М.Микулиной и Н.Г.Благовидовой актуальным задачам развития архитектуры и градостроительства России, подготовки архитектурных и градостроительных кадров, формирования у людей экологического мировоззрения. Несомненным его достоинством является ориентация на синтез экологической науки, проектной практики и образования, соответствующий концепции модернизации отечественной высшей школы. Учебник развивает представления об экологической науке как важнейшем источнике архитектурных и градостроительных инноваций, способствующих существенному улучшению качества среды и жизни населения страны.
Формирование насаждений в прибрежной части Марьинского парка