Научная статья на тему 'Учебная адаптация: первокурсники в образовательном пространстве вуза'

Учебная адаптация: первокурсники в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DEADAPTATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSON-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы учебной адаптации, связанной родо-видовыми отношениями с социальной адаптацией, студентов первого курса высшего учебного заведения, обеспечения педагогического управления адаптационными процессами через осуществление комплексной поддержки первокурсников на основе активизации внутренних факторов их саморазвития при реализации личностно ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ADAPTATION: FIRST-YEAR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY

This article discusses the issues of educational adaptation associated with the genus-species relations with social adaptation of first year higher school students. The authors discuss how teachers can manage the adaptation processes by means of integrated support of freshmen on the basis of reinforcement of internal factors of their self-development in the implementation of student-oriented teaching.

Текст научной работы на тему «Учебная адаптация: первокурсники в образовательном пространстве вуза»

УДК 372.881.1

Сперанская Нина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

Яцевич Ольга Евгеньевна

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ: ПЕРВОКУРСНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Speranskaya Nina Ivanovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

Yatsevich Olga Evgenyevna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

EDUCATIONAL ADAPTATION: FIRST-YEAR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы учебной адаптации, связанной родо-видовыми отношениями с социальной адаптацией, студентов первого курса высшего учебного заведения, обеспечения педагогического управления адаптационными процессами через осуществление комплексной поддержки первокурсников на основе активизации внутренних факторов их саморазвития при реализации личностно ориентированного обучения.

Ключевые слова:

адаптация, дезадаптация, личность, самореализация, личностно ориентированное образование.

Summary:

This article discusses the issues of educational adaptation associated with the genus-species relations with social adaptation of first year higher school students. The authors discuss how teachers can manage the adaptation processes by means of integrated support of freshmen on the basis of reinforcement of internal factors of their self-development in the implementation of student-oriented teaching.

Keywords:

adaptation, deadaptation, personality, self-actualization, person-oriented education.

Новый учебный год в полном разгаре, распахнуты двери учебных заведений для выпускников школ, в чью честь, казалось, лишь вчера прозвенел последний звонок. Студенческая жизнь сопровождается множеством проблем, среди которых дезадаптация занимает особое место, причем в этот процесс вовлечены не только сами первокурсники, но и их родители, педагоги, поскольку успешность студента на первом курсе определяет многие его последующие победы.

Современная жизнь с ее многочисленными вызовами предъявляет огромные требования к человеку, его возможностям и способностям решать встающие перед ним задачи, таким образом, от степени адаптированности зависит его успешность в целом. Мы рассматриваем адаптирован-ность как способность осознанно и активно взамодействовать с изменчивой окружающей средой.

Яцевич О.Е.: Проблематика адаптации уже не нова: эти вопросы рассматривались многими учеными и практиками. Возьмем, к примеру, Н. Макиавелли, для которого человек - это нечто пластичное, поддающееся тренировке и приспосабливающееся к окружающей среде, природа человека имеет формирующийся характер, способный принимать огромное количество всевозможных свойств. Трактат его, к слову сказать, был написан еще в 1513 г. [1].

Сперанская Н.И.: Да, но и сегодня вопросы адаптации продолжают оставаться весьма актуальными, поскольку социально-экономические реалии диктуют необходимость наличия не только высоких профессиональных знаний и навыков, но и (а может даже в первую очередь) умения действовать в нашем изменчивом мире. Необходимость адаптации встает перед человеком очень часто: сначала при переходе ребенка от семейного воспитания в дошкольное образовательное учреждение, затем в начальную, основную, среднюю школу. Успешность адаптации студентов первых курсов определяет качество образовательного процесса в учебном заведении. Взрослый человек на каждом новом рабочем месте переживает адаптационный период, в некоторых случаях затягивающийся на довольно длительное время.

Яцевич О.Е.: Часто это сопровождается значительным напряжением психофизиологических систем, что может вызвать заболевания, нервные срывы. Не преувеличиваются ли последствия дезадаптации?

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)

Сперанская Н.И.: Сегодня мы говорим о реализации личностно ориентированного подхода в образовании, что предполагает не просто внимательное, а чуткое отношение к обучающемуся: не учитывая «болезненности», длительности, интенсивности адаптационного периода, невозможно организовать эффективный образовательный процесс. Первокурсник - это вчерашний школьник с привычным для него окружением, не особо обремененный бытовыми заботами, которые выполнялись родителями. Студенческая жизнь сразу же выдвигает ряд разноплановых задач, которые необходимо срочно решать.

Яцевич О.Е.: Многим студентам приходится снимать квартиру, так как мест в общежитии не хватает. Им приходится привыкать не только к своей группе, к преподавателям, к новому учебному режиму, но и к проживающим с ними в одной комнате студентам, потому что сегодняшний первокурсник - это, скорее, вчерашний ученик, нежели сегодняшний студент. Большая трудность также заключается в адаптации к графику учебных занятий, так как в нашем вузе нет понятия «первой» или «второй» смен: занятия в понедельник могут проходить с утра, а во вторник - со второй половины дня. Ввиду малого количества бюджетных мест, некоторые студенты начиная с первого курса вынуждены подрабатывать, чтобы как-то оплатить обучение. Еще американский исследователь Э. Тоффлер предрекал пришествие «третьей волны» [2], то есть личности Новейшего времени, с трансформированными чертами характера, с устойчивой психологической и физиологической системами, необходимыми как защитная оболочка, способная отразить натиски окружающей среды. Я думаю, что зачатки такой личности уже проявляются в новом поколении: они с легкостью справляются практически с любой технической новинкой (что, кстати, зачастую мешает им быть включенными в учебный процесс), студенты способны перерабатывать огромные потоки информации, но не всегда способны ее удержать и правильно использовать. Студенты часто также пренебрегают моральными качествами, а ведь именно они должны быть на высоте. Использование всевозможных новомодных гаджетов, как считает профессор Л.М. Марцева, лишает личность всякой креативности, заставляя ее полагаться на «технических помощников» [3]. А личность, самостоятельно отчуждающая себя от креативности, ведет себя бессовестно и безнравственно.

Сперанская Н.И.: Учебная адаптация первокурсника имеет сложную структуру, так как сопровождается и социальной, и психологической, и физиологической особенностями, поскольку некоторые студенты приезжают учиться из других регионов страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Дезадаптированность студента вызывает снижение иммунитета, повышение заболеваемости, ухудшение успеваемости и, как следствие, отчуждение молодого человека от научно-учебного процесса и неблагоприятный для него социальный статус, что в совокупности может являться причиной деструктивности личности. Чтобы избежать таких «перекосов» в становлении личности, нужно избавиться от «анемии» в обществе, шлифуя переданные нам предками биологические качества.

Яцевич О.Е.: Э. Эриксон, А.Б. Орлов опасаются ассимиляции личности, потери ее идентичности [4]. А не является ли адаптация некой соглашательской, приспособленческой позицией человека, который принимает внешние условия и подстраивает свою жизнь под них?

Сперанская Н.И.: Сегодняшняя наша жизнь со своими рисками и вызовами характеризуется высокой динамичностью. Люди по-разному реагируют на эти изменения, это зависит от уровня их адаптированности. Термин «адаптация» является междисциплинарным понятием и часто определяется через перевод латинского слова <^ар!а1ю» как приспособление, что по существу является тавтологией.

Ю.А. Урманцев [5], изучая адаптациогенез, выделил типичные недостатки определения адаптации и предложил собственную дефиницию. Мы придерживаемся данной точки зрения и считаем, что адаптация - это система признаков, способная реализовать цели субъекта в среде его обитания; отсюда видна активная роль субъекта. Акцентируем внимание на том, что в процессе взаимодействия субъект - субъект, субъект - объект изменения неизбежно происходят в обеих взаимодействующих частях, что и позволяет организму существовать в постоянно меняющейся среде.

Г. Балл рассматривает адаптацию как единство противоположно направленных процессов аккомодации (обеспечивает модификацию функционирования субъекта в соответствии со свойствами среды) и ассимиляции (субъект изменяет те или иные компоненты среды); в конкретных случаях один из них может выступать как ведущий [6].

Яцевич О.Е.: Адаптационные процессы происходят на разных уровнях: от молекулярного до уровня определенных систем; причем все они вступают во взаимодействие. Если мы рассматриваем учебную адаптацию первокурсника в техническом вузе, то в данном случае необходимо иметь в виду и социальную, психологическую, техническую, и лингвистическую разновидности. Социальная адаптация, на мой взгляд, - основополагающая, так как без исключения каждый будущий специалист не просто должен, а обязан адаптироваться к окружающей его среде с учетом

плюралистических мнений в одной группе, в нашем случае - студенческой. В социальной адаптации немаловажным является коммуникативное действие, которое было выделено Юргеном Хабермасом, целью которого является общее согласие участников группы для достижения всеобщего результата. На практике все это отражается не всегда четко; в каждой группе зачастую складываются свои мини-группы, не впускающие в свои рамки чужаков.

Сперанская Н.И.: Учебная адаптация, связанная с социальными родо-видовыми отношениями, может носить стихийный или целенаправленный характер. В первом случае адаптационные процессы затянуты во времени, студенты переживают огромные стрессы, что сказывается на состоянии их здоровья, увеличивается число пропусков учебных занятий из-за различных заболеваний, а в результате снижается и успеваемость. Проблемы нарастают, как снежный ком, поэтому определенная часть студенчества дезадаптирована, что вызывает не только отсев студентов из-за неуспеваемости, но и нежелание некоторых выпускников работать по своей специальности.

При целенаправленной учебной адаптации осуществляется педагогическое управление, что представляет собой осознанную комплексную и планомерную деятельность вузовской администрации, общественных организаций, органов студенческого самоуправления, педагогов и самих студентов как субъектов образовательного процесса.

Яцевич О.Е.: Огромное значение для обеспечения успешности учебной адаптации первокурсников приобретают условия, в которых она протекает: природно-климатические, географические, социально-экономические, психологические. Особенно остановимся на педагогических условиях, которые включают в себя не только укомплектованность научно-педагогических кадров, уровень их компетентности, но и материально-техническую базу университета, наличие сложившейся системы организации личностно ориентированного образовательного процесса и объективизированного контроля за знаниями.

Сперанская Н.И.: Весьма актуально в личностно ориентированной парадигме осуществление комплексной поддержки студентов первого курса в адаптационный период, то есть осуществление регулируемой помощи обучающемуся через активизацию внутренних факторов его развития, когда при социальной детерминации приоритет отдается индивидуальности студента, признанию его права на выбор направления саморазвития. Факторами, существенно влияющими на успешность учебной адаптации, выступают следующие: состояние здоровья, уровень социально-психологического развития и воспитанности, степень обученности.

Таким образом, педагог, работающий с первокурсниками, осуществляет педагогическое управление адаптационным процессом, ориентируется на развитие самости, индивидуальности студентов, создает условия для обогащения их индивидуального опыта, тем самым обеспечивая успешность учебной адаптации. При таком подходе изменяется вектор движения: не от педагога, а от студента, который избирательно относится к педагогическим воздействиям, разнопланово решая задачи самореализации, что весьма характерно для личностно ориентированной парадигмы образования.

Ссылки:

1. Макиавелли Н. Государь. М., 2013. 672 с.

2. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. М., 2002. 776 с.

3. Марцева Л.М. Системообразующее ядро образования в традиции отечественной культуры // Континуум культуры регионов : коллективная монография / отв. ред. Л.Н. Захарова. СПб., 2012. С. 30-42.

4. Эриксон Э. Идентичность личности: юность и кризис : пер. с англ. М., 1996. 342 с.

5. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.

6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.