УДК 27-523 (470.21)
А. С. Давыдова
УЧАСТНИКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация
Статья посвящена изучению представлений жителей городов Мурманской области об участниках процесса храмостроения. Исследование базируется на полевых материалах (текстах интервью), собранных автором. Полученные данные позволили выделить категории участников строительства церквей: «Люди Севера», «Посланники», «Строители», «Священнослужитель и церковный актив».
Ключевые слова:
Мурманская область, православие, храмостроение, церковь, представления, церковная община.
A.S. Davydova
PARTICIPANTS IN THE CONSTRUCTION OF CHURCHES IN THE REPRESENTATIONS OF THE URBAN POPULATION OF THE MURMANSK REGION
Abstract
In the paper considers the one of the stages of modern orthodox temple construction. We analyzed the representations of towns inhabitants of Murmansk region. he study is based on field materials (interview texts) which collected by the author. By the analysis of material have been defining several categories of participants in the construction of churches: "People of the North", "Messengers", "Builders", "Clergyman and Church Assets".
Keywords:
Murmansk region, Orthodoxy, church building, representation, Church community.
Со второй половины 1980-х годов в Мурманской области начинает возрождаться традиция православного храмостроительства. После создания Мурманской и Мончегорской епархии в 1995 году [Определения Священного Синода, 1996: 14] процесс восстановления старых и строительства новых церквей на территории области начинает набирать силу и становится более заметным. На тот момент на Кольском полуострове действовала 21 церковь, клир епархии насчитывал 33 священнослужителя [Мурман православный, 2004: 38]. В настоящее время насчитывается уже более 70 действующих храмов и такое активное их появление не может не привлекать внимания жителей области. Данное исследование посвящено изучению представлений городского населения об участниках процесса строительства церквей. Для изучения были выбраны города Мурманской области, появившиеся в советский период и обнаружившие собственную православную традицию уже в новейшее время (Апатиты, Кировск, Полярные Зори, Мончегорск). При помощи метода нарративного, а также неформализованного интервью были опрошены горожане с различной религиозной самоидентификацией и отношением к религиозным институтам и объединениям. Проведение подробного анализа степени
воцерковленности, как, например, в исследованиях В. Ф. Чесноковой [Чеснокова, 2005], не предполагалось. В качестве дополнительных источников были использованы материалы периодической печати и высказывания пользователей сети Интернет.
В ходе исследования было проинтервьюировано 26 информантов. После анализа полученных данных удалось разделить участников строительства по группам — «Люди Севера», «Посланники», «Строители», «Священнослужитель и церковный актив». Рассмотрим их подробно.
«Люди Севера»
Обобщающая категория «люди Севера» предполагает наличие определенного набора качеств, которым, по мнению опрошенных информантов, должны обладать все участники строительства церкви. Аргументируется это трудностью возведения, в принципе, какого-либо объекта на Крайнем Севере и для этого необходим, особенный, «северный» характер, состоящий из нескольких черт. Среди информантов распространено представление о «людях Севера» как бескорыстных тружениках:
Весь край же процветал. Люди сюда приехали очень светлые. <... > Я приехала, на мой взгляд, в самый расцвет. В восьмидесятые годы. Уже поработав после института, в Москве, где царил, сейчас уже и страшно говорить, какой царил дух. <... > Сюда, когда приехала, рот открыла, люди-то, оказывается, работают. И им это нравится, и они здесь засиживаются на работе часами (Инф. 2).
Помимо работоспособности, по мнению членов православных общин, «помогает» строить церковь такое качество как «доброта». Оно приписывается людям, живущим на Кольском Севере, по умолчанию:
Все равно северные люди - другие люди, добрые. Доброта, доброта именно, душевная доброта. Чтоб так помогали храму. Чтоб. Так мы это строили тяжело. Очень тяжело. Вот бабушки семьдесят лет, восемьдесят лет и приходили, и помогали, и красили. Если можно сказать, строили. И так, наверное, собрать легко, бесплатно, без копейки нельзя на юге. Там батюшка сказал там надо бы прийти на храм поработать. И люди приходили, их уже и звать не надо было. Люди сами приходили. Так вот это есть (Инф. 3).
Мнение о том, что люди Севера добрее и «чище» в сравнении с жителями других регионов, встречается практически у всех информантов и часто в материалах прессы [Барсова, 2008: 7-8]. Полученные данные подтверждают устойчивость противопоставления жителей Севера и Юга [см. Змеева, 2010; Разумова, 2013], а также мнения о том, что «северные люди — другие». При этом северяне, по мнению многих информантов, люди образованные. Эти представления подкрепляются признанием исключительного морального целомудрия северян, наличия «чистого» сердца:
Во-первых, тут люди образованные. Здесь очень хороший уровень образования. Ну, и плюс люди, которые всегда мечтают куда-то уехать, а что-то еще тут творят. <...> То есть люди более чистые сердцем. Более добрее. Не такие агрессивные, не такие злые. Материальные блага не разложили их (Инф. 1).
Среди причин, способствующих формированию таких качеств, называются экологические условия:
Везде людям тяжело жить. Но на Севере, здесь же экология дополнительно отрицательно сказывается. Вот. Но человек сам управляет своими делами и конечно. С одной стороны, сложнее, с другой стороны, здесь чище народ. Вот. Может быть из-за того, что здесь больше трудностей. Лишений больше приходится переносить. Испытаний. Вот (Инф. 4).
Коллективный портрет северного типа людей является частью локальной идентичности жителей Мурманской области. Дополнительно, по представлениям воцерковленных верующих информантов, он наделяется верой в бога:
За такой короткий период - пятнадцать лет пустыня превратилась в оазис такой вот, динамично развивающийся. На пустом месте совершенно. Хотя многие люди здесь они были ссыльными, они должны быть озлоблены. Нет. Они все простили. А уметь прощать очень большое благо. И веру в бога не утратили (Инф. 1).
При возведении церкви приходится стакиваться с целым рядом трудностей, а преодолеть их, по мнению воцерковленных верующих, можно накопив духовный опыт:
А преодоление этих трудностей лучше, конечно, вести с Богом. Потом уже человек понимает, что без этого в жизни просто не обойтись. Приходит сюда за помощью. За духовной помощью. Физически и так далее. Нужно только понимать, что в храм нужно ходить не как на рынок. Что вот я тебе, а ты мне. Или кто-то что-то. Когда кому что помочь. Даже тогда, когда не ждешь. Мы вот с Ниной Санной чувствуем на собственном жизненном опыте <... > потому что много всякого было всего (Инф. 5).
Итак, северные люди отличаются сдержанностью, которая, в соответствии с мифологической логикой, может свидетельствовать о наполненности духовной жизни. По умолчанию (место проживания) они причастны к севернорусской культуре, за которой утвердились качества «истинно православной» и «традиционной». В связи с тем, что Север постоянно приходится «покорять» люди, живущие на нем трудоспособны и выносливы.
Строители
В эту категорию были отнесены те, кто учувствовал непосредственно в самом процессе строительства, независимо от того, профессиональные это были строители или просто наемные рабочие.
Условно строителей можно разделить на «своих», то есть постоянно живущих в городах Мурманской области, и приезжих. Многие церкви в Мурманской области строились т.н. «хозяйственным» способом, когда на протяжении всего времени постоянные участники процесса «свои». Как правило, это небольшая группа людей. Наличие финансирования для возможности нанять специалистов-строителей церквей расценивается положительно. Особенно, если они приезжают (как в г. Полярные Зори) из соседних областей, в виду того, что это дает основания отнести их к «своим» по признаку севернорусского «соседства»:
А строили, бригада была из Вологодской области. <... > Во-первых, это ведь совсем рядышком с нами, наши можно так сказать соседи. Не какие-нибудь там, не знаю, непонятно кто. А наши -вологодские (Инф.6).
Нехватка людей с опытом строительства храмов ощущается особенно остро: Собиратель: А какие-нибудь трудности были?
Информант: Трудности вот в строительстве были, вот я помню, что вот менялись эти бригады строительные. Одни строили. Потом другие строили. Вот это трудности. А кто это строил, я не знаю.
Собиратель: Я вот читала, что раньше храм должны были строить специальные люди
Информант: Ну, тут уже специальных не было людей (Инф.7).
Показательным случаем стал поиск священнослужителем рабочих, специализирующихся на арочных переходах. При рассказе об этом моменте упоминаются исключительные коммуникативные качества священника, который сумел найти мастеров, разбирающихся в арочных конструкциях, на Украине и пригласил их для работы.
В ходе возведения церкви происходит взаимодействие строителей со строящимся объектом, процесс осмысливается как взаимный:
Мы строили храм — а храм строил нас! И когда строительство закончилось — все изменились. Нет, они не стали верующими, они понимали, что они соприкасаются с чем-то таким вот. Есть что-то, что их изменило. Они стали лучше. Они хуже не стали точно. Поэтому вот как бы. Мы строим храм, а храмы меняют нас (Инф. 1).
Строится не только здание, но и преображаются люди, участвующие в его возведении. Строители — непосредственные участники ритуала. Их участие предопределено свыше. И сам ритуал начинается задолго до того, как может начаться само строительство. Это может проявиться, например, в виде сновидений:
И вот снится мне сон, значит, что я построил вот эту церквушку. И я взлетел в небо, значит, и передо мной золотые купола вот этой вот церквушки, значит. <... > Смысл был - это знак величайшей удачи в моей жизни. <... > То есть слово божие узнал, получается. Хотя бы в таком виде. То есть это был мне знак, в том числе и сон мой. Ну и все! (Инф. 1).
Происходящее при возведении церкви относится к «иному», то есть ритуальному, времени. То, что является препятствием в обычной жизни, становится естественным и преодолимым, нормативное и ненормативное меняются местами. Меняются даже физические параметры существования:
Ну, настолько вот это вот шло как по маслу. Что самое интересное, что я не знал, что в тридцать градусов мороза, я не знал, что можно так брать там железный молоток и руки не мерзнут. <... > Вот это я как бы знаю точно. Мы клали, с бетоном работали, при минус двадцати градусах. Клали эти пласты. Мы там не замерзали. Я не знаю, почему. В обычной жизни мне холодно! Я вот там выйду на улицу и мне вот холодно, хотя там плюс. А вот там при такой температуре вот минус двадцать, теплее не было.
Ничего не мерзло. Мы там себя хорошо чувствовали, не грелись. У нас было два перерыва всего. Один на обед, где-то минут тридцать-сорок, а другой чаепитие у нас было, ну минут двадцать всего. Все. И остальное время мы работали. Пятнадцать, четырнадцать часов в сутки. <...> Я знал, что я там строю храм (Инф.1).
Так как строительство церкви - это процесс воссоздания «божьего» дома, то его нельзя сравнивать со строительством других объектов, тем более обычного жилого дома:
Но они, кто строил храм, они почувствовали, что они не просто строят где-то какой-то дом, они почувствовали, что и . они строят не просто дом. Не просто дом, а божий дом. Вот как им господь. <...> Я думаю, что даже и строители, даже если они невоцерковленные, но если церковь строят, как-то особый настрой имеют. Поэтому не то, чтобы. У нас сейчас нет таких мастеров, которые вот: мы вас приглашаем, зодчие! Но что те, кто строил, что они тоже что-то такое чувствуют все равно (Инф. 8).
Представление о том, что в старину рубить церковь поручалось «далеко не всякому плотнику» [Каретников, 1913: 8], находит отражение в собранных материалах. Храм, согласно христианскому вероучению, — место «особого присутствия божия», общения человека с небесными силами, поэтому и люди должны строить его особенные, потому что происходящее в процессе строительства может отразиться потом на жизни храма в целом. У жителей города свои представления о том, какими должны быть люди, строящие церковь:
Собиратель: А как ты думаешь, кто должен строить храмы? Информант: Ну, как правило, строят.э-э-э, то есть я не слышала, чтобы какие-то Джамшуты там строили церкви, то есть такого я не слышала, приходят люди, в основном, которые хотят помочь, реально, может там сильно уверовали, которые, ну, как-то, через какие-то свои несчастья пришли в церковь. Ну, хотят помочь, ну, какое-то время строят там. Ну, даже если не такие люди, но все равно. По большей части строят, ну, сильно верующие люди (Инф. 9).
Из текста интервью видна убежденность информанта в том, что церковь должны строить, во-первых, русские (стереотип: православный — значит русский), во-вторых, искренне верующие люди. При этом истинно верить может только тот, кто испытал лишения.
Участниками процесса возведения церкви являются не только строители. Так или иначе, в него включены все члены общины и люди, связанные с жизнью храма. Например, для того, чтобы во время строительства не было никаких происшествий:
В строительстве мы не участвовали. Мы поучаствовали каким-то другим образом. Батюшка уехал в отпуск, как-то был у батюшки. Уже начал снег растаивать и Алла Алексеевна Скорикова она увидела, стены-то высокие, уже первый этаж выстроен, а дети-то бегают. И никто не охраняет. А если упадет и разобьется ребенок, как на этом месте храму жить и существовать? Вот и довелось нам так поучаствовать, подежурить (Инф. 10).
Некоторые прихожане начинали участвовать в строительстве после получения соответствующих «знаков», знамений: «Одна прихожанка, Олимпиада Ивановна, рассказывала: «Как же я пойду на строительство, у меня рука больная? Вижу сон: на стене список, и там есть моя фамилия. И во сне голос: «Отработай хоть три дня»». И она пришла сама и подружку привела. А подруга тоже немощная — после операции. Но все равно потрудились. Многие рассказывали, что не чувствовали никакой усталости, целый день работали, а наутро опять вставали и шли как ни в чем не бывало. Господь посылал силы» [Вольский, 2001: 1]. Таким образом, церковь возводят также люди, не имеющие строительных навыков, при этом акцентируется «неслучайность» их включенности в этот процесс.
«Посланники»
Среди участников строительства выделяются те, кто помогал строить церковь непосредственно (физически) или опосредованно (финансами). Они были отнесены в отдельную категорию — «посланники».
В городах, а в особенности провинциальных, есть знаковые личности — из числа руководителей, крупных собственников, лиц, которые стали известными за пределами города благодаря общественной или творческой деятельности и т.п. Если они каким-то образом участвуют в строительстве церкви, то нередко им присваиваются в этом единоличные заслуги. Как правило, такое мнение высказывают невоцерковленные верующие, которые не владеют знаниями о реальной истории строительства. Примером может служить участие в строительстве церкви в Апатитах известного телеведущего Андрея Малахова: Ну, вот строят, строят наши меценаты, богатые люди. Вот они. Но это тоже им, мне кажется, им это тоже престижно просто. Вот Малахов в Апатитах, например, вот этот храм, просто, ну так вот ему захотелось (Инф. 11).
Мнение о том, что именно А. Малахов построил церковь в Апатитах является очень распространенным и бытует как в устных текстах, так и текстах, находящихся в интернет-пространстве. Члены православной общины, в свою очередь, уточняют, что А. Малахов внес существенный вклад (что также немаловажно) в строительство в виде денежных пожертвований:
И вот было, может, читала где-нибудь, что, когда Андрей финансово помогал, он считал, что, ну как он говорил, что я вот дело отца продолжаю. То есть, он тоже как посланник получается, потому, что он тоже вкладывал денежки. Даже такие ходили там, где-то не в наших СМИ, а вот где-то Малахов построил на Родине церковь. Так-то он просто, я считаю, лепту внес. Ну вот (Инф. 7).
Воцерковленные информанты рассказывают, что непосредственно в самом строительстве участвовал его отец:
Вот Малахов Николай Дмитриевич, который начал, ну, как бы руководил строительством этого, допустим, вот он умер в ходе строительства, ну не на работе, конечно. Просто почувствовал себя плохо, и его увезли в Мурманск (Инф. 12).
Опираясь на текст интервью с самим Малаховым можно сделать вывод о том, что, помогая церкви, он отдал дань отцу: «Этот храм начинал возводить
еще мой отец, который долго работал в строительном тресте. И я считаю, что обязан продолжить его дело» [Телеведущий Андрей Малахов возвел храм на своей малой родине, ЭР]. В очерках об Андрее Малахове и в его интервью журналистам часто присутствует упоминание о вкладе в строительство церкви: «Малахов - простой, искренний и «тонкий» человек с открытой душой. Он продолжил благотворительное дело своего отца — вложил деньги в строительство церкви у себя на родине» [Андрей Малахов: «Я боюсь служебных романов», ЭР].
Фигура Андрея Малахова является знаковой для большинства жителей города Апатиты. Тот факт, что ему приписывают зачастую основные заслуги по строительству церкви, вполне закономерен: упоминание известных личностей важно для малого города, «они привлекаются к местной истории с тем, чтобы повысить авторитет города, особенно провинциального, служить знаком этого авторитета, своего рода достопримечательностью» [Разумова, 2003: 549].
Помимо известных личностей «посланниками» могут оказаться личности, занимающие высокий пост на градообразующем предприятии:
Вот и Никитин, да. Его посылал бог. Я думаю, что если таким языком выражаться, я думаю, да. Его посылал бог. Он действительно вот такой молодец. И действительно он такой к церкви вот особенно. У него политика там была в ОАО Апатит. И вот до сих пор они, по-моему, по два миллиона они перечисляли этой церкви на развитие, только в этом году, наверное, из-за трудностей финансовых (Инф. 13).
Также «посланниками» могут быть люди, которые оказываются «внезапно» рядом:
Расписывал этот ... Меткин, иконописец. Свой. Ну, он тут. Потом он уезжал в монастырь, а потом он вдруг вернулся. Можно тоже так сказать, не специально расписывать вернулся, а тут пригодился (Инф.7).
В некоторых случаях в сознании горожан присутствует обобщенный безличный образ, которому приписываются заслуги по возведению храма. Таковыми могут быть градообразующие предприятия. Например, главным символом города Полярные Зори является КАЭС (Кольская атомная электростанция). И церковь, заказчиком которой выступила КАЭС, также приобретает отчасти качества градообразующего предприятия, становясь визитной карточкой города. Типичным ответом полярнозоринцев на вопрос интервьюера о том, кто построил церковь, является ответ «АЭС». Более того, участие градообразующего предприятия в постройке церкви, по мнению населения, служило гарантом ее появления: «Поэтому, когда на стройплощадке начались подготовительные работы, многие облегченно вздохнули и поверили, что в нашем городе все же будет своя красивая церковь. Тем более, не нужно сбрасывать со счетов тот факт, что заказчиком строительства этот объекта выступила Кольская атомная станция. И теперь уже дело престижа завершить начатое дело» [Белоцерковская, 2002: 2].
Священнослужители и церковный актив
Не знаю, есть ли такая потребность у города в третьей церкви. Но ее ведь строит отец Василий. Как про него говорят: «Кто строит? Этот? Ну, этот-то построит!» (Инф. 13).
Важную роль в строительстве церквей играют священнослужители. Нередки случаи, когда епархия присылала священника с навыками строительства для того, чтобы он смог построить церковь или перестроить ее из другого сооружения:
Поэтому и отец Василий. А он был профессионально — строитель. Он знал, как это делать. Его для этой цели и поставили, чтоб он на этом месте воздвиг храм. Его и послал Владыка (митрополит Симон — А. Д.) для этого сюда, чтобы здесь построить новый храм. Поскольку он сам строитель по специальности. По профессии был, царство ему небесное! (Инф. 14).
Для воцерковленных верующих и членов православных общин священнослужитель — фигура сакральная, отеческая, с ним отождествляются власть бога на земле, авторитет и разумность. Многие оценивают фигуру священника как высоко статусную. Конструируемый рассказами членов общин биографический путь священнослужителя «показывает» уникальность статуса священника. Ведь даже с наступлением смерти его жизнь не заканчивается, а продолжается в другом качестве:
Становится посещаемой могила протоиерея Илии обращающихся к нему. Известна исцеленная от недуга женщина, просившая на его могиле помощи. Открывает Господь молитвенное заступление батюшки за нас. Сильно ощутимо нами, что протоирей Илия духом не покидает нас (Инф. 10).
Священнослужители-строители церквей входят в летописную историю церкви как истинные подвижники православия, о них рассказывается: <...> А самое главное, как говорит апостол, что вера познается по делам, — это дела его. Если мы замолчим, камни возопиют. Дела мы видим: построен храм в городе Кировске. Через это пришло множество людей, новых людей. Эти люди пришли благодаря тому, что здесь построен храм. Много батюшка трудился для того, чтобы привести людей к Богу. Особенно руководителей. <...> Благодаря его заслугам, что он постоянно не забывал о том, что надо строить храм, и пробивал то безбожие, которое царило в Кировске. То руководство не соглашалось, не хотело слушать. Сейчас благодаря, конечно же, его усилиям в храме можно увидеть городское руководство, руководство комбината и не просто увидеть, а они заботятся, помогают. Храм украшаясь, преображаясь, (такая связь тайная, невидимая) влияет на город. Чем больше укрепляется храм, тем город становится краше, лучше [Памятью жив будет, 2015: 94]. Из цитаты видно, что священнослужителю понадобилось потратить много сил для возведения церкви. Биографический путь священника-строителя становится не только частью истории храма, но и частью истории города, поскольку, построив храм, он внес существенный вклад в благоустройство всего города.
От фигуры священнослужителя, его семьи и поведения внутрихрамовых людей зависят жизнь храма и его репутация в городе. Невоцерковленные верующие считают, что священнослужитель должен владеть навыками психолога:
<...> мне кажется, что священник должен в какие-то моменты вникать. Хотя бы для того, чтобы прихожанин мог бы что-то осознать, прав он тут, не прав. Действительно согрешил он тут в этом моменте, или же нет. С одной стороны, священник вроде бы
не психолог. Но если его назначение помогать человеку духовно вырасти, то он должен вникать во все эти вещи. Как-то так (Инф. 15).
При выборе храма для посещения часто происходит ориентация на личность священнослужителя:
Я думаю, напрямую зависит, что за священник. Потому в этот храм либо тебе хочется ходить, либо не хочется ходить. То есть людям религиозным, которые все соблюдают, может быть им все равно. Вот. Но меня однозначно отпугивает священник и какие-то помогающие там женщины, когда я всегда бываю. И вот они грубо разговаривают и насаждают что-то там. Конечно, в такую церковь ходить не хочется. Именно поэтому. Мне сейчас нравится вот эта церквушка на Белоречке. Этого священника все хвалят. Приятный в общении. И видно, что относится очень серьезно к своей работе. Тогда как про батюшку с Апатитской церкви ходят самые разные россказни. Хотя я честно я даже не знаю, как он выглядит (Инф. 16).
К представлениям о личности священнослужителя добавляются представления о том, какая у него должна быть семья. Жена священника должна обладать такими качествами как смирение, терпение, понимание. Дети священнослужителя должны отличаться от всех остальных, как и дети членов приходской общины. К ним предъявляются более высокие требования. Они должны быть воспитаны, сдержанны, скромно одеваться:
А семья <пауза> как я представляю. Ну, я знаю, что там есть, кому можно заводить, ну, как по этим канонам, кому можно заводить, ну, то есть жить полноценной семьей. Вот. А тому, кто подстриг принимает, они не имеют права. Они всю жизнь живут одни, но в основном, в принципе, вот. Ну, что я представляю себе, что это вот, ну, такая примерная семья. Мама там, я не знаю, какая-нибудь учительница там. Или просто служительница. Много детей там. Как минимум трое, которые тоже имеют какое-то отношение к церкви, как правило, ну или там, в будущем видят себя, по крайней мере, служителями (Инф. 17).
С появлением приходской общины формируется внутрихрамовая культура и происходит ее распространение среди городского населения. Такая микрокультура, которая существует внутри каждого храма, возникает и
формируется уже на этапе его строительства.
***
Проанализировав представления информантов, различных по религиозной самоидентификации, стало возможным выделение нескольких категорий участников, строящих церковь. Среди опрошенных распространенным является мнение о том, что те, кто возводит храм, должны обладать набором качеств, позволяющих охарактеризовать их как «Людей Севера», т.е. они должны быть сдержанными, трудоспособными, добрыми. При описании людей, имеющих отношение к строительству церкви эти качества должны дополняться истинной верой в бога. Участниками процесса возведения церкви являются не только строители. Так или иначе, в него включены все члены общины и люди, связанные с жизнью храма. «Посланники» помогают строить церковь напрямую или опосредованно. В представлениях
невоцерковленных информантов можно встретить приписывание заслуг по возведению церкви градообразующему предприятию или одному человеку, который известен в городе или за его пределами. Неоспоримой является роль священнослужителя. Особенно хорошо это отражено в рассказах членов общин и воцерковленных верующих. Биографический путь священника-строителя становится не только важной частью летописной истории храма, но и частью городской истории.
Список информантов
Инф. 1 — муж., 1957 г.р., бывший начальник милиции Кировского УВД, род. в Приморско-Ахтарске (Краснодарский край), член православной общины, г. Апатиты.
Инф. 2 — жен., 1960 г.р., воцерковленная верующая, г. Апатиты.
Инф. 3 — жен., 1966 г.р., жена священнослужителя, г. Апатиты.
Инф. 4 — муж., прибл. 1955 г.р., воцерковленный верующий, г. Апатиты.
Инф. 5 — муж., 1958 г.р., церковный староста, г. Апатиты.
Инф. 6 — жен., прибл. 1956 г.р., воцерковленная верующая, г. Полярные
Зори.
Инф. 7 — жен., 1984 г.р., журналистка, род в г. Ковдор, воцерковленная верующая, г. Апатиты.
Инф. 8 — жен., 1983 г.р., экономист, воцерковленная верующая, г. Мончегорск.
Инф. 9 — жен., 1985 г.р., эколог, невоцерковленная верующая, г. Мончегорск.
Инф. 10 — жен., 1940 г.р., род. в г. Южно-Сахалинск, член православной общины, г. Кировск.
Инф. 11 — жен., 1951 г.р., род. в Николаевской области (Украина), невоцерковленная верующая, г. Кировск.
Инф. 12 — муж.,1959 г.р., воцерковленный верующий, г. Апатиты.
Инф. 13 — жен., 1985 г.р., воцерковленная верующая, г. Апатиты.
Инф. 14 — жен., 1958 г.р., воцерковленная верующая, г. Кировск.
Инф. 15 — жен., 1978 г.р., учительница русского языка, род. в Вологодской области, воцерковленная верующая, г. Апатиты.
Инф. 16 — жен., 1975 г.р, невоцерковленная верующая, род. в городе Иваново, г. Апатиты.
Инф. 17 — жен., 1960 г.р., род. в г. Кировск Мурманской области, невоцерковленная верующая, г. Кировск.
Источники
Андрей Малахов: «Я боюсь служебных романов» // Архив публикаций СМИ Забайкальского края. URL: http://www.chita.ru/wikismi/p15067/ (дата обращения 22.03.2017).
Барсова К. На Севере люди добрее: 1 июня Ковдору исполняется 55 лет // Комсомольская правда. 29 апреля. 2008. Прил. С. 7-8.
Белоцерковская Ю. Святой дух храма // Энергия плюс. 20 декабря. 2002. С. 2.
Вольский В. (Иерей) «Так освятили храм господу...» // Православная газета. № 10. Октябрь. 2001. С. 1.
Определения Священного Синода (1995.12.27: епископом Мурманским и Мончегорским назначить епископа Тихвинского Симона, викария Санкт-Петербургской епархии) // Журнал Московской Патриархии. М. № 1. 1996. С. 14.
Памятью жив будет... / Составитель Ляпинская А. 2015. Кировск. 104 с. Телеведущий Андрей Малахов возвел храм на своей малой родине // Сайт Православие ru. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/25481.htm (дата обращения 22.03.2017).
Список литературы
Змеева О. В. «Старожилы» и «мигранты»: опыт взаимодействия на Крайнем Севере // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 6 (14) Ноябрь-декабрь. 2010. С. 51-54.
Каретников А. А. Деревянное церковное строительство в старину на севере России // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. № 2. 1913. С. 8-18.
Мурман православный. Мурманск: Изд. Мурманской и Мончегорской епархии. 2004. 238 с.
Разумова И. А. «Мурманчане» или «северяне»? (Параметры социокультурной идентификации жителей Кольского Севера) // Модель мира коренных малочисленных народов Арктического региона: динамика взаимодействия языка и культуры в условиях глобализации и регионализации: материалы международного научно-практического семинара 29-31 октября 2012 года. Мурманск: МГГУ, 2013. С. 70-79.
Разумова И. А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор М.: РГГУ, 2003. 731 с.
Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 304 с.
Сведения об авторе:
Давыдова Алёна Сергеевна
Кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН
Davydova Alyona Sergeyvna
PhD (History), Research Fellow of the Barents
Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS