УДК 343.132
Кун Даниил Евгеньевич
аспирант кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета
УЧАСТНИКИ
СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС
Kun Daniil Evgenyevich
PhD student, Criminal Procedure Department, Kuban State University
INVESTIGATION PARTICIPANTS AND THEIR PROCEDURAL STATUS
Аннотация:
В статье рассматриваются процессуальный статус, роль и функции различных участников следственных действий в уголовном судопроизводстве. Представлены определение и авторская классификация участников следственных действий. Выражена законодательная инициатива о введении в УПК РФ статьи, закрепляющей процессуальный статус участников следственных действий, формально не являющихся участниками уголовного судопроизводства, но вступающих в правоотношения со следователем или дознавателем в связи с производством следственных действий.
Ключевые слова:
уголовный процесс, предварительное расследование, следственные действия, участник следственного действия, процессуальный статус.
Summary:
This article discusses the procedural status, role and functions of the different investigation participants in the criminal procedure. The paper presents the definition and the author's classification of the investigation participants. The research expresses the legislative initiative on the introduction to the Russian Federation Code of Criminal Procedure of the article, which strengthened the procedural status of the investigation participants, formally not being the participants of the criminal procedure, but entering into the legal relations with an investigator or an investigating officer due to the investigative proceedings.
Keywords:
criminal procedure, preliminary investigation, investigations, investigation participant, procedural status.
В соответствии с п. 58 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), участники уголовного судопроизводства - лица, принимающие участие в уголовном процессе.
Данное определение не вносит ясности в вопрос о том, кого следует относить к участникам уголовного судопроизводства, каково соотношение термина «участник уголовного судопроизводства» и иных схожих терминов. Более того, в УПК РФ имеет место обозначение участников в зависимости от стадий уголовного судопроизводства, процессуальных действий и других обстоятельств. К таковым, например, можно отнести «лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта» (п. 30 ст. 5 УПК РФ), «участники судебного разбирательства», «участники судебного заседания». Что касается «участников следственных действий», то в тексте УПК РФ не определен их процессуальный статус, не ясно, кого следует к ним относить, как обеспечить их права и законные интересы.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с участниками следственных действий, среди которых следует отметить отсутствие единого определения «участники следственных действий», неразработанность особенностей процессуального статуса участников отдельных следственных действий, расширение круга следственных действий новыми видами (например, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ)), в которых находят применение современные технические средства, и др.
На наш взгляд, участниками следственных действий являются все субъекты, наделенные полномочиями для выполнения назначения уголовного судопроизводства при производстве следственных действий (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, орган дознания и др.), субъекты, защищающие в судопроизводстве в целом и при производстве следственных действий в частности свои или представляемые права и законные интересы (подозреваемый, обвиняемый, защитник, представитель), а также иные субъекты, помогающие в совершении следственных действий или удостоверяющие их (специалист, эксперт, понятой и др.). Участники уголовного судопроизводства реализуют свои полномочия и права не иначе как в правоотношениях.
Иными словами, участниками следственных действий являются все органы и лица, производящие следственные действия либо так или иначе вовлекаемые в производство следственных действий.
Законодатель помимо должностных лиц, непосредственно производящих следственные действия, говорит о следующих лицах, участвующих в следственных действиях: подозреваемый; обвиняемый; потерпевший; свидетель; специалист; эксперт; переводчик; понятой; несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый, свидетель); психолог; защитник; допрашиваемое лицо;
организация, осуществляющая услуги связи; руководитель организации, осуществляющей услуги связи; лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы; лица, чьи телефонные и иные переговоры записаны; орган, которому поручается техническое осуществление контроля и записи; родственники, близкие лица потерпевшего, свидетеля; учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления; заемщик; поклажедатель; организация, в помещении которой проводится обыск, осмотр; представитель администрации организации, в помещении которой проводится обыск, осмотр; участник осмотра; проживающие в жилище лица; судебно-медицинский эксперт; врач; администрация соответствующего места захоронения; законный владелец изымаемых электронных носителей информации или обладатель содержащейся на них информации; лица, присутствующие при обыске; лицо, в помещении которого производится обыск; совершеннолетние члены семьи лица, в помещении которого производится обыск; адвокат лица, в помещении которого производится обыск.
Из приведенного перечня видно, что состав возможных участников следственных действий довольно многообразен. Однако в УПК РФ закреплены права лишь некоторых из них (не считая лиц, указанных в гл. 6-8 УПК РФ): специалиста (ст. 168 УПК РФ), переводчика (ст. 169 УПК РФ), понятых (ст. 170 УПК РФ). Процессуальные статусы остальных приведенных нами участников не определены.
Формальное закрепление участников уголовного судопроизводства, многие из которых являются также и участниками следственных действий, в разд. 2 УПК РФ дает более четкое представление об их процессуальном статусе. Между тем не все из участников следственных действий имеют определенное закрепление своего статуса в УПК РФ. Определение круга участников следственных действий вне зависимости от формального закрепления их процессуального положения с соответствующим наделением их процессуальными правами и обязанностями необходимо для защиты их законных интересов.
Следует согласиться с О.В. Гладышевой, обращающей внимание на то, что неоднозначность понимания и расширительное толкование оснований вовлечения в производство по уголовным делам, незакрепленность процедуры приобретения соответствующего статуса нарушают стройность и упорядоченность процессуальной деятельности, что непосредственным образом отражается на законных интересах участников. Поэтому предлагается «...придерживаться формального подхода к определению круга участников производства по уголовным делам. Данный подход способен дать такие положительные результаты, как определенность, устойчивость процессуального положения, предсказуемость поведения участников уголовного судопроизводства и результатов их действий, создать логичную и последовательную систему механизмов осуществления, защиты и охраны их законных интересов» [1, с. 39].
С учетом объективной потребности усиления процессуальных средств защиты и охраны законных интересов участников следственных действий О.В. Гладышевой обоснована необходимость «.предусмотреть в гл. 22 УПК РФ статью 166.1 "Участник следственного действия" с регламентацией там прав, обязанностей и ответственности возможных участников следственного действия, внести отдельные изменения в процессуальный порядок производства некоторых следственных действий» [2, с. 20].
Всех участников следственных действий можно классифицировать на несколько категорий:
1. Участники уголовного судопроизводства, являющиеся должностными лицами органов, осуществляющих предварительное расследование, принимающие решение или инициирующие принятие решения о производстве следственного действия и сами непосредственно их производящие. К этой категории следует относить следователя и дознавателя.
2. Участники уголовного судопроизводства, вступающие в правоотношения со следователем или дознавателем в связи с производством следственных действий, имеющие процессуальный интерес и выступающие со стороны обвинения или защиты, и их представители. К ним можно отнести подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, защитника, законного представителя, представителя.
3. Участники уголовного судопроизводства, вступающие в правоотношения со следователем или дознавателем в связи с производством следственных действий, но не имеющие собственного процессуального интереса, относящиеся к иным участникам уголовного судопроизводства и являющиеся частными лицами. К ним можно отнести свидетеля, понятого.
4. Участники уголовного судопроизводства, привлекаемые следователем или дознавателем к участию в следственных действиях, не имеющие собственного процессуального интереса, относящиеся к иным участникам уголовного судопроизводства и являющиеся лицами, обладающими специальными познаниями. К ним можно отнести эксперта, специалиста, переводчика.
5. Лица, формально не являющиеся участниками уголовного судопроизводства, но вступающие в правоотношения со следователем или дознавателем в связи с производством следственных действий. К ним можно отнести лицо, в жилище которого производится обыск, осмотр места происшествия, статиста при производстве опознания и др.
По нашему мнению, требуется нормативное закрепление в УПК РФ процессуального статуса только представителей пятой категории участников следственных действий из предложенной классификации.
В связи с этим считаем необходимым ввести в гл. 22 УПК РФ статью 166.1 «Участники следственного действия, вступающие в правоотношения со следователем или дознавателем в связи с производством следственных действий» с регламентацией их прав, обязанностей и ответственности.
Представители первой и четвертой категорий предложенной классификации участвуют в производстве следственных действий в силу своей профессиональной деятельности. Следователю (дознавателю) свойственны властный характер полномочий, применение процессуальных мер принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы, в связи с чем не возникает вопроса об обеспечении его прав. Эксперт, специалист и переводчик участвуют в уголовном судопроизводстве по причине обладания специальными познаниями и призваны содействовать лицам, осуществляющим предварительное расследование.
Тщательный анализ процессуального положения участников следственных действий второй, третьей и пятой категорий позволит выработать предложения с целью более эффективного обеспечения их прав и законных интересов.
Ссылки:
1. Гладышева О.В. Теоретическая модель механизмов обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.
2. Там же. С. 20.