Научная статья на тему 'Участие женщин в культурной жизни городов юга Дальнего Востока России (конец XIX - начало XX В. )'

Участие женщин в культурной жизни городов юга Дальнего Востока России (конец XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / WOMEN / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / CULTURAL LIFE / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE / КОНЦЕРТ / CONCERT / СПЕКТАКЛЬ / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андриец Галина Алексеевна

Автор анализирует участие женщин в культурной жизни дальневосточных городов в конце XIX начале XX в., подчёркивает их важную роль в формировании культурного пространства региона. Особое внимание уделено жёнам высокопоставленных чиновников и офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women’s participation in the cultural life of the cities in the South of Russian Far East (late 19th - early 20th century)

Author analyzes participation of women in the cultural life of Far Eastern cities in the end of 19th early 20th century, defines their critical in formation of the cultural environment of the region. Particular attention is given to the wives of high-ranking officials and officers.

Текст научной работы на тему «Участие женщин в культурной жизни городов юга Дальнего Востока России (конец XIX - начало XX В. )»

удк 947.05 (571.6)

участие женщин в культурной жизни городов юга Дальнего Востока россии (конец XIX — начало XX в.)

Галина Алексеевна Андриец,

кандидат исторических наук, Институт ис -тории, археологии и этнографии народов дальнего востока дво ран, владивосток. E-mail: [email protected]

Автор анализирует участие женщин в культурной жизни дальневосточных городов в конце XIX — начале XX в., подчёркивает их важную роль в формировании культурного пространства региона. Особое внимание уделено жёнам высокопоставленных чиновников и офицеров. Ключевые слова: женщины, культурная жизнь, культурное пространство, концерт, спектакль.

Women's participation in the cultural life of the cities in the south of Russian Far East (late 19th - early 20th century).

Galina Andriets, cand. sc. (History), institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB Rus, Vladivostok.

Author analyzes participation of women in the cultural life of Far Eastern cities in the end of 19th — early 20th century, defines their critical in formation of the cultural environment of the region. Particular attention is given to the wives of highranking officials and officers.

Keywords: women, cultural life, cultural space, concert, performance.

В повседневной жизни дальневосточного общества на рубеже XIX—XX вв. мужчине отводилась роль лидера, государственного деятеля, субъекта, в то время как женщине — роль партнёра с «негосударственной» общественной деятельностью в рамках культурного контекста. В связи с этим проблема определения положения женщины в обществе требует истолкования с позиций многофакторного анализа.

В настоящее время женскому вопросу в дореволюционной России посвящено достаточное число работ [2; 6; 8; 15; 17]. Однако реальное участие «слабого пола» в формировании культурного пространства отдельных регионов страны не стало предметом специального изучения. Тем не менее исследование показало, что женщины являлись непосредственными участниками общественно-культурного движения в городах юга Дальнего Востока России, способствовали формированию культурных традиций

дальневосточного общества. Изучение влияния женщин на культурную жизнь прошлого позволяет не только проследить динамику произошедших изменений в частной и публичной сферах городского сообщества, но и определить «интенсивность» этого влияния.

В молодых дальневосточных городах (Благовещенск, Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток, Никольск-Уссурийский) существовали «неписаные» поведенческие нормы, хотя и не обладавшие социальной значимостью, но оказывавшие определённое влияние на внутреннюю жизнь общества, придававшие ей сплочённость, смысл, порядок в рамках культурного существования. «Разумные развлечения» становились стержнем культурной жизни образованного общества. Большая заслуга в этом принадлежала жёнам высокопоставленных чиновников и офицеров высшего звена. Так, на начальном этапе освоения региона душой всех развлечений, столь необходимых в глухой провинции, в Николаевске-на-Амуре были две дамы — Е.И. Невельская и Е.О. Бачманова (супруги начальника Амурской экспедиции Г.И. Невельского и его официально назначенного помощника капитан-лейтенанта А. В. Бачманова). Проводились «...домашние театры, маскарады и танцы, фейерверки и иллюминации, катание на собаках и пикники. Для развлечения команды устраивались горы, пляски.». Зимой 1855 г. устроенный местными силами театр поставил четыре комедии Гоголя, публика по заслугам оценила нескольких талантливых исполнителей. В продолжение зимнего сезона до великого поста у Г. И. Невельского было дано до шести танцевальных вечеров, на которых публика, несмотря на отсутствие дам (две дамы на всю компанию), плясала от души под балалайки и «несчастную» скрипку. На святках состоялся маскарад, где были представлены замечательные костюмы, «на масленице были устроены горы, на которых каталось обыкновенно до 200 человек; так что было очень оживлённо.» [1, с. 147—148]. Екатерина Ивановна Невельская положила начало домашним вечерам. Благодаря стараниям этой женщины офицеры в Николаевске чаще всего собирались в доме Невельских. Под аккомпанемент фортепиано, снятого с фрегата «Паллада», устраивались танцы, в которых нередко принимал участие сам Геннадий Иванович [1, с. 145].

Способность к адаптации в условиях новосельческой территории усиливалась или, наоборот, ослаблялась не только социокультурными ценностями, укоренившимися в обществе, но и формой их реализации. Повседневную жизнь на дальневосточной окраине заметно разнообразили обязательные светские мероприятия, на которых женщины играли немаловажную роль. Например, по установившемуся обычаю вновь прибывшему на службу чиновнику необходимо было вместе с женою нанести визит Приамурскому генерал-губернатору с супругой. Вот как свой приезд в Хабаровку вспоминает лесничий Приморской области А. В. Встовский, который первым делом посетил баронессу С. А. Корф:

«Мне с женой делать визит такой особе сначала было не по себе, но когда явились... и баронесса приняла любовно, то всякие предубеждения исчезли, тем более что она на второй день по всем правилам этикета ответила нам визитом и пробыла полчаса в разговоре с женою» [ХКМ. Ф. 69. Оп. 7. Д. 1. Л. 10].

Соблюдение этикетных норм способствовало сплочению образованной части общества. Такую же роль играло совместное проведение свободного времени. Баронесса Корф, которая и сама была «большой охотницей» танцевать, каждую неделю устраивала танцевальный или музыкальный вечер, изредка спектакль.

Большое значение придавалось внедрению в обиход далёкой окраины нововведений из столичной жизни. Например, на балу для хабаровского общества и депутаций с мест в честь знакомства с Приамурским генерал-губернатором бароном А.Н. Корфом и супругой Софьей Алексеевной в октябре 1884 г. выяснилось, что на Амуре не имеют представления о танцах, принятых в Петербурге и европейских странах. «Барон дружески пожурил общество за подобное невежество и показал наиболее простые фигуры модного краковяка» [5, с. 51].

Следует отметить, что наиболее распространённой формой проведения свободного времени для высшего общества были домашние или семейные вечера. Например, в 1904 г. в Порт-Артуре квартира полковника 26-го Восточно-Сибирского стрелкового полка А.А. Кирилленко и его супруги Веры Яковлевны была своеобразной музыкальной гостиной. В доме Кирилленко, где бы она ни проживала, в свободное время собирались офицеры полка, знакомые из гражданских сословий и проводились своеобразные вечера отдыха. Обаяние хозяйки, её интеллект, богатая фантазия очаровывали всех. Вера Яковлевна неплохо музицировала на фортепиано и не могла не привлечь внимания капельмейстеров полка с высшим музыкальным образованием. Может быть, благодаря её богатой артистической натуре, вызвавшей отклик в душе музыканта, появился вальс «Берёзка» Е.М. Дрейзина. Известно, что первое издание своего вальса «Амурские волны» М.А. Кюсс посвятил супруге полковника Кирилленко [12].

Активное участие в культурной жизни региона принимала супруга Приамурского генерал-губернатора В.Ф. Духовская. Председательница Хабаровского благотворительного общества, кружка любителей драматического искусства, действительный член Приамурского отдела Русского географического общества, любительница музыки познакомила хабаров-чан с мандолиной, ранее им неизвестной. С большим интересом Варвара Фёдоровна относилась к просветительским лекциям, о чём пишет в своих воспоминаниях: «Чтения в военном собрании привлекают много публики, я тоже поинтересовалась пойти послушать, как лектор Перфильев трактует о бактериях и микробах» [9, с. 48].

В дальневосточных городах на рубеже веков наблюдалось изменение статуса женщин, их социальной роли. Перемены были связаны с активизацией их культурной и благотворительной деятельности, изменением привычного образа жизни и самосознания. Так, признательность горожан заслужила супруга Приамурского генерал-губернатора, председательница Хабаровского общества любителей рисования и живописи (1897), Владивостокского благотворительного общества (1898) Олимпия Ивановна Субботич. Общественный деятель Хабаровска, супруга генерал-губернатора Н.Л. Гондатти, председательница Хабаровского общества «Ясли», комитета Благотворительного и попечительского общества об Ольгин-ском детском приюте трудолюбия (1914) Маргарита Мечиславовна Гондатти в 1913 г. Министерством народного просвещения была награждена золотой медалью «За усердие» [4, с. 389, 102].

Окончательно сложившаяся на Дальнем Востоке система культурно-просветительных и благотворительных учреждений была в основном сформирована женщинами, являвшимися носителями новационной культуры и вместе с этим хранителями культурного наследия. Например, членом-учредителем Хабаровского общества любителей рисования и живописи (1897) была жена генерал-лейтенанта Н.М. Турбина Наталия Николаевна, членом правления хабаровского общества «Ясли» (1914) — дочь горного инженера, надворного советника К.Е. Пфаффиуса Елена Константиновна. Общественность Хабаровска также отмечала работу Людмилы Луциановны Колмачевской — заместителя председателя Благотворительного и попечительского общества об Ольгинском детском приюте трудолюбия, члена правления Общества содействия физическому развитию детей (1914). Многие женщины приобретали известность, участвуя в любительских спектаклях, как, например, в 1893—1896 гг. заместитель, позже председательница Хабаровского благотворительного общества Елизавета Александровна Попова [4, с. 407, 316, 171, 306].

В культурной жизни Никольска-Уссурийского принимали участие дочери генерала Н.П. Линевича Нина и Ольга. По их инициативе в гарнизонном саду Военного собрания проводились народные гулянья с лотереей. Одно из таких гуляний прошло 27 июня 1899 г. По словам очевидца, играли три военных оркестра, были танцы, а на летней сцене солдаты гарнизона поставили комедию [11, с. 105].

Городская культура оставалась культурой живых традиций, не основывающихся на механическом повторении. При этом не только общественность, но и отдельная личность каждый раз переживали феномен традиции по-разному. В культурной жизни г. Владивостока пользовалась известностью г-жа С .А. Кизеветтер, с 1886 г. руководившая музыкальным кружком Морского собрания [3]. Нередко под её руководством на концертах наряду с любителями выступали и профессиональные музыканты. В рецензии на очередной вечер любителей музыки в газете «Владивосток»

в 1891 г. (№ 25. С. 5) автор с удовлетворением отмечал, что впервые перед жителями города выступила г-жа Токаревская — скрипачка с профессиональным музыкальным образованием. Многие любители музыкального искусства получили особое признание у местной публики. Например, 12 октября 1893 г. в зале Морского собрания на благотворительном концерте, по оценке критика газеты «Владивосток» (17 октября 1893 г.), удачно выступила В.Л. Березина, которая всегда «доставляла удовольствие публике своим пением почти на всех любительских концертах». Выступления любителей с профессиональными артистами пользовались большой популярностью. Так, 28 ноября 1907 г. в театре «Золотой Рог» состоялся концерт музыкального кружка, в котором приняла участие певица, окончившая курс в Миланской консерватории — О.М. Львова-Разсудо-ва [7, 1907, 25 нояб.].

Результатом утверждения определённых поведенческих норм был характерный образ «человека культурного», являвшийся частью менталитета, одной из основных составляющих идентичности, как индивидуальной, так и групповой. В культурной жизни Хабаровска активно участвовала г-жа Аврахова-Никольская, которая с 1900 г. выступала вместе с любителями музыкально-драматического кружка, позже литературно-музыкально-драматическое общества при Общественном собрании Хабаровска. Впоследствии она стала распорядительницей спектаклей, которые исполнялись любителями в зале Общественного собрания. Первым самостоятельным спектаклем музыкально-драматического кружка явилась пьеса «Счастливый день» [14, 12 авг.], поставленная в августе 1901 г. в пользу Хабаровского музея.

Кроме спектаклей устраивались концерты, на которых выступали музыканты-любители, женский и мужской хор. Особенным вниманием публики были отмечены пианистки М.И. Де Блуа и О.М. Хрущова, скрипачки Я.А. Трыпольская и С.Г. Малиновская, певицы В.П. Грудзинская, А.Н. Ивановская, А.А. Левенец. Украшением музыкальных вечеров были выступления молодой пианистки Е. Поляковской, в репертуар которой входили пьесы К. Вебера, Ф. Шопена, Р. Шумана [14, 16 дек.].

В 1894 г. среди участниц любительских спектаклей в Хабаровске выделялась Екатерина Михайловна Мооро, непосредственно занимавшаяся благотворительной деятельностью, сбором средств для неимущих слоёв. В 1901 г. устроительницей музыкально-литературных вечеров в Хабаровском военном собрании была г-жа Ауэрбах [4, с. 244; 14, 8 апр.].

Деятельность провинциальных актёров показывала, что театральный коллектив может стать средой и инструментом реализации творческого потенциала. На идее единства театральной культуры, куда органично вливались как профессиональные актёры, так и широкие любительские массы, была воспитана любимица публики Лидия Михайловна Богданович-Самойлова, обладавшая богатым творческим потенциалом,

искусством художественного перевоплощения. Бывшая помещица начала свою артистическую деятельность в 1901 г. в Астрахани в труппе Со-больщикова-Самарина. Она держала свою антрепризу в Томске, затем служила два года в Москве в фарсе Сабурова в Эрмитаже. Два сезона Лидия Михайловна увлечённо играла в Царицыно, Владикавказе, Харькове и Киеве. В 1908 г. любительница сцены приехала на Дальний Восток в Благовещенск, где играла в труппе В.В. Кумельского. Л.М. Богданович-Самойлова участвовала в любительских спектаклях г. Владивостока и Ни-кольска-Уссурийского. Обладая хорошей сценической внешностью, она была интеллигентна и темпераментна, всегда занимала видное положение сильной инженю-драматик и молодой героини. 27 января 1911 г. состоялся бенефис Л.М. Богданович-Самойловой в честь 10-летия сценической деятельности. Была поставлена пьеса по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Зрительской аудитории Лидия Михайловна запомнилась в спектаклях М. Горького «Васса Железнова», А. Островского «Волки и овцы» и др. Жизнь Л.М. Богданович-Самойловой оборвалась трагически. В мае 1911 г. на гастролях в г. Чите она скончалась от полученных во время пожара ожогов [16].

Одним из основных направлений культурно-просветительской деятельности дальневосточных женщин являлось всестороннее обучение и воспитание молодого поколения. Проблемы образования, организации разумного времяпрепровождения, обеспечения культурного отдыха детей и подростков решали учителя-энтузиасты. В их числе следует отметить талантливого педагога и воспитателя Н.Е. Чернявскую. Окончив в 1885 г. Иркутскую женскую гимназию, она в 1886 г. приехала в Ха-баровку. В 1890 г. Наталья Елизаровна была назначена заведующей женской Алексеевской школой, преобразованной в 1908 г. в Алексеевскую женскую гимназию под её руководством. В 1895 г. генерал-губернатор С.М. Духовской за безупречную работу выразил Наталье Елизаровне благодарность, а в 1899 г. она была награждена серебряной медалью «За усердие», для ношения на груди с Александровской лентой. Почётный педагог кроме основной профессиональной деятельности являлась членом комитета народных чтений и неоднократно была отмечена в числе участниц любительских концертов [5, с. 221—222; 4, с. 436].

Заметный след в детском любительском творчестве оставила начальница городской женской прогимназии Владивостока Анна Гавриловна Теляковская (урождённая Литвин). В 1910 г. она второй раз вышла замуж и стала Кравцовой. Обладая чудесным голосом, она участвовала в благотворительных концертах. Во время революционных событий 30—31 октября 1905 г. в здании учебного заведения произошёл пожар. Начальница, рискуя жизнью, вынесла из огня все документы, чем спасла прогимназию от расформирования и за что в 1906 г. была награждена золотой медалью на Анненской ленте для ношения на груди [10, с. 136].

Руководитель молодого учебного заведения не только сама участвовала в любительских концертах, но и призывала к участию в них учениц. Так, в 1912 г. город праздновал десятилетие Алексеевской женской гимназии. Торжественный акт начался 5 октября в день тезоименитства цесаревича Алексея. Отслужили молебен, после него зачитали отчёт за 10 лет существования гимназии. Вечером гимназистки дали спектакль Мясницкого «Маленькая война», затем состоялся концерт и в заключение — танцы. На празднике присутствовали Приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти, военный губернатор Приморской области М.М. Ма-накин, и.д. городского головы И.Л. Якубовский (все с супругами) и др. почётные гости [7. 1912. 30 сент.].

Большой популярностью у горожан пользовались ученические вечера и концерты с участием девочек. Например, 12 марта 1895 г. в общественном собрании Благовещенска состоялся вокально-литературный вечер, на котором выступал соединённый хор воспитанниц гимназии и архиерейских певчих. Отмечено художественное чтение Маргариты и Марии Гирундовых, Людмилы Александрович, Анны Васильевой, Юлии Коро-бейниковой, Ольги Арсеньевой, Клавдии Юшкевич, Софьи Образцовой, что сделало честь воспитательницам гимназии. Хором управлял священник Тихвинский [7. 1895. 9 апр.].

Заметный след в формировании культурного пространства на юге Дальнего Востока России оставила редактор посвящённого проблемам школьной жизни журнала «Детский труд» М.В. Сибирцева (1867—1923). Вместе с мужем Михаилом Яковлевичем она принимала активное участие в работе Общества народных чтений. Кроме того, Мария Владимировна была организатором Общества помощи учащимся—детям из малообеспеченных семей. В годы первой русской революции она открыла прогимназию для детей неимущих родителей — Владивостокское частное заведение второго разряда М.В. Сибирцевой, в котором сама преподавала естествознание. Гимназии Мария Владимировна посвятила 10 лет. С 1915 г. она работала в своём доме на ул. Последней (Уткинская, 40), верхние этажи его занимали классы, а нижние — семья Сибирцевых [13, с. 31—33].

В Благовещенске большую общественную работу по ликвидации неграмотности проводила жена доктора медицины Ю.Х. Юргенс, которая в 1896 г. открыла бесплатную народную читальню. Елизавета Николаевна Рамзайцева (руководительница преподавательского кружка в 1889—1892 гг., фактически школы для детей, превратившейся впоследствии в Хабаровскую женскую гимназию, которую возглавляла с 1894 г., член Комитета Хабаровского благотворительного общества) участвовала в любительских спектаклях. Начальница частной женской гимназии, основанной в 1910 г. в Хабаровске, Олимпия Леонидовна Около-Кулак вела активную работу по воспитанию подрастающего поколения, являясь с 1914 г. членом правления Общества содействия физическому развитию

детей. Среди членов правления этого общества была по заслугам оценена деятельность Варвары Максимовны Стерлиговой, являвшейся также членом правления Хабаровского общества «Ясли» [4, с. 472, 321, 268, 386].

Таким образом, непосредственное и решающее участие женщин в культурной жизни дальневосточных городов в значительной степени способствовало росту личного и общественного самосознания жителей региона, что сыграло важную роль в формировании культурного пространства на восточной окраине. Каждая женщина в отдельности была образованна и самобытна, а вместе они способствовали становлению феномена русской женской личности, которая стала определяющей в период освоения Дальнего Востока России.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. И. Хозяйка залива счастья: книга о большой любви и исполненном долге. Хабаровск: Хаб. кн. изд-во, 1981. 224 с.

2. Аракелова М.П. Женщины России: страницы истории. М., 1994. 128 с.

3. Владивосток. Владивосток, 1892. 25 окт.

4. Востоков З.В. Биографический словарь деятелей Восточной Сибири. Т 1. А—Л. С. 1—218; Т. 2. М—Я. С. 219—478. Хабаровск: Хаб. краевая научн. библ., 1994. 478 с.

5. Востриков Л.А., Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане: Очерки о прошлом. Хабаровск: Хаб. кн. изд-во, 1991. 256 с.

6. Гончаров Ю.М. Социальный статус и тендерные роли женщин Сибири во второй половине XIX — начале XX века // Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII — начала XX века: Сб. материалов регион, научн. конф. Новосибирск, 2007. С. 59—71.

7. Дальний Восток. Владивосток, 1895, 1907, 1912.

8. Дегальцева Е.А. Женское движение в дореволюционной Сибири. URL: http:// zaimka.ru/degaltseva-women/ (дата обращения: 23.05.14).

9. Духовская В.Ф. Из моих воспоминаний. М., 1901. 71 с.

10. Записки Общества изучения Амурского края. Владивосток, 2001. Т. 35. 173 с.

11. Коляда А.С., Кузнецов А.М. Никольск-Уссурийский: штрихи к портрету. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1997. 224 с.

12. Лупач В.И. Воскрешение памяти // Записки Общества изучения Амурского края. Владивосток, 2001. Т. 35. С. 28—29.

13. Мизь Н.Г. Покровское кладбище Владивостока. Исторический очерк. Владивосток: Изд-во «Вести», 1991. 56 с.

14. Приамурские ведомости. Хабаровск, 1901.

15. Пушкарёва Н.Л. Женщина в русской семье X — начала XIX в.: динамика социокультурных изменений: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1997. 357 с.

16. Уссурийская окраина. Никольск-Уссурийский, 1911. 25 янв.

17. Хасбулатова О.А. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России (1860—1917 годы): дис. ... д-ра ист. наук. М., 1995. 368 с.

18. ХКМ (Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.