Научная статья на тему 'Хабаровские общественные и военные собрания их культурно􏰀просветительская деятельность. Конец XIX — начало XX В. '

Хабаровские общественные и военные собрания их культурно􏰀просветительская деятельность. Конец XIX — начало XX В. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
210
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-Educational Activity of Khabarovsk Public and Military Meetings

«Khabarovsk Meetings» is the title of the article written by Galina Andri􏰀 ets. The topic is the formation of social life and professional culture in the Far East at the second part of the XIXth century and, first of all, the activity of «Social and Military Meetings», the diverse forms of work with inhabitants.

Текст научной работы на тему «Хабаровские общественные и военные собрания их культурно􏰀просветительская деятельность. Конец XIX — начало XX В. »

ХАБАРОВСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ СОБРАНИЯ

ИХ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.

Становление общественной жизни и профессиональных форм культуры на Дальнем Востоке России началось лишь во второй половине XIX в. К концу XIX столетия шло интенсивное развитие всех регионов страны. В это время ускорились темпы хозяйственного и культурного освоения окраинных районов империи, в первую очередь самого далекого из них — дальневосточного. Многонациональный состав населения давал своеобразную картину, позволявшую говорить об уникальности региона в культурном отношении. Неуклонно растущее население Дальневосточного края по-разному проходило процесс адаптации, привыкания к местным условиям.

Одной из особенностей социально-экономического и культурного развития края был стремительный рост городов. Крупнейшими административными и культурными центрами стали Хабаровск, Благовещенск, Владивосток. Хабаровск с начала восьмидесятых годов являлся столицей Приамурского края. Зарождение и развитие общественной жизни в городах Приамурья, в первую очередь в его столице, было одним из признаков формирующейся городской инфраструктуры. Она помогала изменить в лучшую сторону восприятие населением далекой окраины. Появились первые культурно-просветительные организации. В 1880 г. — хабаровское Общественное собрание, необходимость в котором была обусловлена ходом исторического развития.

Деревня Хабаровка, первоначально представлявшая собой группу «убогих хижин», быстро росла и с учреждением в ней 26 ноября 1880 г. местопребывания губернатора и всех областных учреждений была объявлена городом. С изменением статуса и появлением интеллигенции возникли и соответствующие требования. 1 декабря группа местной интеллигенции из 12 чел. собралась на квартире губернатора М.П. Тихменева обсудить насущные проблемы дня. Говоря о «смертельной тоске», которую приходилось им переживать в «захолустье», собравшиеся пришли к выводу о необходимости открытия учреждения, где можно было бы проводить часы досуга. Так было открыто Общественное собрание (для отдельного корпоративного не хватало ни сил, ни средств). Первоначально число членов собрания не превышало 30 чел., включая военных, чиновников и купцов. Первым помещением служила сгоревшая почтовая контора — дом без окон, дверей и крыши. Вставив стекла в окна, починив крышу и потолок, поставив печь, хабаровское Общественное собрание провело здесь не только праздники Рождества Христова, Новый год и масленицу, но и все часы зимнего досуга. Два года существования собрания о карточных играх не вспоминали; пели, танцевали, устраивали концерты, спектакли, иногда проводили литературные беседы. С 1882 г. здание пришлось оставить и кочевать из дома в дом, нередко пользовались помещениями, непригодными для жилья.

1884 г. оказался кризисным для Общественного собрания, так как в г. Хабаровске было открыто Военное собрание, находившееся на казенном счету. В результате Общественное собрание лишилось большого числа членов и значительной части

I

Галина Алексеевна АНДРИЕЦ, младший научный сотрудник Института истории ДВО РАН

посетителей. Лишь благодаря энергии и солидарности интеллигентных людей, Общественное собрание не только удержалось, пережило все невзгоды, связанные с отсутствием средств и надлежащего помещения, но и выработало устав, программу регулярных культурных развлечений. Целью его было по-прежнему «доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою, а также доставить посетителям возможность пользоваться периодическими и временными изданиями, проводить время на даваемых собранием вечерах»1. Устраивались балы, маскарады, семейные и музыкальные вечера, любительские спектакли.

К концу XIX в. Общественное собрание г. Хабаровска заняло свою нишу культурно-просветительного центра на Дальнем Востоке России, где желающие могли с пользой для себя отдохнуть, посещая библиотеку, игровые залы или регулярно проводимые танцевальные и литературно-драматические вечера.

В 1896 г. городское самоуправление выделило на строительство здания участок земли в центре города, а купцы Пьянковы согласились построить дом на собственные средства и передать его собранию в долгосрочную аренду. Активную помощь в строительстве оказала городская дума во главе с А.А. Рассушиным. Завершилось оно в 1901 г. возведением двухэтажного здания2.

Большое количество концертов и спектаклей в зале собрания давали приезжие артисты. Публикой особенно отмечены спектакли труппы русских драматических артистов в количестве 20 чел. с г-жой Нининой-Петипа (1899 г.), артистки Авраховой-Никольской (1900 г.), малороссийской труппы гг. Яворского и Мирославского (1900 г.), товарищества артистов под управлением артистки-драматурга Северской-Сигулиной (1901 г.); а также концерты пианистки Хрущовой и артистов русской оперы Делиной и Кателли (1900), певцов Алисы Савиль и Бернарда Витковского, пианиста Яна Стальгинского (1901), исполнительницы русских народных песен Славянской с участием великорусского оркестра балалаечников из 25 чел. и хора из 40 чел. (1901). Вот что писала газета об одном из гастрольных выступлений. «Концерты Н.Д. Славянской с участием хора певцов и оркестра балалаечников, состоявшиеся 10, 12, 13 июня в зале хабаровского Общественного собрания, доставили большое наслаждение любителям истинно русской народной песни в хорошем исполнении. Хабаровская публика оценила выступление вполне по заслугам; почти каждый исполненный номер вызывал единодушное одобрение слушателей»3. Заезжали в г. Хабаровск и цирковые артисты: фокусник и чревовещатель Отто Шарлье и фокусница Евгения Вессели, цирк под управлением Боровского, известный в России фокусник Н. Леофельдер (1901) и другие артисты. Выступления показали, что г.Хабаровск нуждается в зрелищах, что он может оплатить труд и издержки серьезного предпринимателя, который даст публике то, что действительно стоит смотреть и слушать. Однако профессиональные гастролеры внесли оживление в культурную жизнь Хабаровска на короткое время. Чтобы активизировать местные творческие силы, совет старшин Общественного собрания решил организовать музыкально-драматический кружок.

Одним из условий, отягчающих жизнь интеллигента, заброшенного в отдаленный край, как отмечала в 1900 г. газета «Приамурские ведомости», по-прежнему «является отсутствие развлечений. Из существующих здесь двух клубов — Военного и Общественного — первый есть учреждение чисто сословное, а потому не доступное для большинства местного общества, и только второй, являясь учреждением всесословным, может служить к объединению всех классов г. Хабаровска. К сожалению, эта цель, до настоящего времени, достигалась только отчасти, так как тот круг развлечений, который дает оно местному обществу, недостаточно широк для того, чтобы удовлетворить потребности тех, кто не находит удовольствия ни в танцах, ни в карточной или биллиардной игре. Для этих лиц общественное собрание ничего не дает, если не считать библиотеки, которая, впрочем, едва только начинает возникать, а следовательно и не должна идти в счет. Между тем в г. Хабаровске немало найдется лиц, которые с большим удовольствием пойдут на спектакль или на музыкально-литературный вечер, чем на танцевальный»4. Руководство собрания обратилось к хабаровскому обществу с просьбой откликнуться всех, кто обладает способностями в облас-

ти музыки, пения, драматического искусства, записаться в кружок. Инициаторы акции справедливо напоминали, что даже самые скромные силы, объединившись, могут добиться многого. Организацию кружка возложили на члена Общественного собрания Александра Алексеевича Панова.

Вскоре на суд публики были представлены две комедии: «Тещу выкуривают» Мясницкого и «Отменили, или Замужество и кавказские воды» Якунина5. Вместе с любителями драматического искусства выступила любимица хабаровской публики г-жа Аврахова-Никольская. Впоследствии Елизавета Павловна стала распорядительницей спектаклей, которые ставились любителями. Среди наиболее интересных постановок отмечены водевиль в двух действиях Григорьева «Андрей Степанович Бука» и комедия Гоголя «Женитьба»6. Первым самостоятельным спектаклем музыкально-драматического кружка явилась пьеса «Счастливый день»7, поставленная в августе 1901 г. в пользу хабаровского музея и собравшая в зале Общественного собрания большое количество публики.

Кроме спектаклей устраивались концерты, в которых участвовали музыканты-любители, женский и мужской хор. Со временем кружок обогатился несколькими любителями игры на музыкальных инструментах, что дало возможность составить небольшой оркестр. Формирование программ затрудняло отсутствие нот, которые приходилось с большим трудом собирать в разных местах. В 1901 г. организаторы выписали несколько оркестровых квинтетных и квартетных партий, что обеспечило работу как любительского оркестра, так и хора в Общественном собрании. Таким образом, вслед за библиотекой драматических произведений, которая обогатилась несколькими новыми пьесами, было положено основание музыкальной библиотеке.

С учреждением музыкально-драматического кружка при Общественном собрании периодические издания Хабаровска стали отмечать небывалый всплеск увлечения горожан занятиями музыкой и драматическим искусством. К концу 1901 г. число участников кружка доходило до 120 чел. Ежедневно в Общественном собрании проходили репетиции уже сформировавшегося хора и оркестра, в которых каждый раз были новые силы, что давало возможность всем слушать музыку и пение вплоть до 12 часов ночи. Отмечая благоприятное воздействие музыкального искусства на настроение хабаровчан, можно утверждать, что любительскому кружку удалось отвлечь население от царившей «мертвецкой тоски и грусти».

Являясь центром культурной жизни гражданского населения Хабаровска, Общественное собрание устраивало праздники и юбилейные торжества, участвовало во всех культурных мероприятиях города. Масленичная неделя каждый год отмечалась маскарадом и танцевальным вечером. Проводились семейные вечера. Удачно прошел 13 февраля 1900 г. ситцевый маскарад в пользу вольного пожарного общества. Зал собрания, изящно декорированный щитами, флагами, различного рода пожарными атрибутами, ярко освещенный, к 10 часам вечера наполнился публикой, одетой исключительно в ситец. Лучшие костюмы, по справедливому решению жюри, получили призы. Как отмечали газеты, «ситцевый бал оказался одним из самых выдающихся в этом сезоне вечеров, как по оживлению, так и по многолюдству»8.

По-праздничному был убран зал Общественного собрания 17 ноября 1901г. в честь пятидесятилетия восточносибирского отдела Императорского Русского географического общества. Торжественная часть с чтением адресов, приветственных телеграмм и праздничный обед прошли успешно.

Наконец, 2 декабря 1901 г. хабаровское Общественное собрание праздновало долгожданный переход в новое помещение в доме Пьянкова. С утра дом был убран флагами, и к 12 часам дня стали стекаться приглашенные. На праздник прибыл временно исполняющий дела Приамурского генерал-губернатора, генерал от инфантерии Беневский. Когда количество приглашенных достигло трехсот человек, на возвышенной части зала, где стояло духовенство и певчие, начался молебен. Стройное пение соборных певчих, благодаря превосходному резонансу, торжественно разносилось по залу. Затем с приветственной речью выступил председатель совета старшин Общественного собрания В.П. Маргаритов, рассказавший присутствующим об истории создания собрания. После поздравительных речей представителей других

организаций по случаю новоселья начался бал, на котором присутствовали около 1 000 чел. (300 дам и более 600 мужчин). Прозвучал гимн в исполнении хора и оркестра любителей, хор пастухов и пастушек из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Танцы начались с полонеза под музыку оркестра любителей. Затем громадный зал нового помещения собрания огласился звуками великолепного вальса капельмейстера Гоха, и по гладко натертому полу поплыли бесконечной вереницей пары многочисленных танцующих. Несмотря на небывалое число присутствовавших на балу, ни тесноты, ни духоты не ощущалось. Оживленный бал, блиставший роскошными туалетами дам, затянулся до четырех часов утра9. В этот вечер всем было ясно, что новое помещение собрания соответствует своему назначению.

С переходом хабаровского Общественного собрания в новое помещение культурная жизнь города стала более оживленной. Развлечения устраивались чаще и отличались массовостью и хорошим качеством исполнения подготовленных концертов и спектаклей. Из любителей выделялось больше способных в той или иной сфере искусства имен. Они становились популярными в городе, их выступлений ждала местная интеллигенция, билеты раскупались лучше, чем на приезжих профессиональных артистов. Примером может служить концерт литературно-музыкально-драматического общества, состоявшийся 9 декабря 1901 г.10 В трех отделениях звучали музыка, хоровое и сольное пение новых, но уже известных хабаровской публике исполнителей. Оркестр любителей под управлением А.А. Феофилактова удачно исполнил сочинение Эйленберга «Мельница в Шварцвальде», «Свадебный марш» Мендельсона из оперы «Сон в летнюю ночь», вальс Симона. Молодой коллектив образовался за два месяца до концерта. Дирижером был приглашен г-н Бартон, но из-за его экстренного отъезда управление оркестром взял на себя за неделю до концерта г-н Феофилактов. К этому времени коллектив разучил только одну пьесу, нот не было. Выйти из затруднительного положения помог заведующий музыкальной частью Общества любителей сценического и музыкального искусств при Военном собрании И.В. Урядов, предоставив большой выбор пьес. При опытном руководстве Феофи-лактова в течение нескольких дней оркестр был готов к выступлению и заслужил бурные аплодисменты слушателей.

Первая солистка концерта г-жа А.Н. Ивановская хорошо исполнила «Песню Леля» из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова и с большим чувством пропела романс. Хор под управлением М.Н. Збайкова выступал в двух отделениях и чрезвычайно понравился публике. Преподавателю пения женской гимназии, талантливому хормейстеру, педагогу и организатору Збайкову пришлось приложить немало усилий, чтобы достигнуть прекрасного исполнения оперы Направника «Нижегородцы», а также русской народной песни «То не травушка засыхала», в хоре пастухов и пастушек из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Впоследствии хор принимал участие во всех городских праздниках, благотворительных концертах, в совместных выступлениях с учебными заведениями Хабаровска11.

Гвоздем концерта стало пение двух молодых талантливых певиц А.А. Левенец (романс «Вспомни» Велингса, баркарола «Рыбачка» Боброва) и Е.В. Пименовой (ария из оперы «Рогнеда» Серова). Их выступления сопровождались бурными аплодисментами.

Большой успех имел И.Н. Фомин, который ранее был в числе первых скрипок оркестра. Он прочитал стихотворение «Охота» и несколько юмористических произведений на местные темы. Критик отмечал, что Фомин декламировал с подкупающей простотой, не нуждаясь в дешевых эффектах. Предложенный позже И.Н. Фоминым (с 1902 г. он исполнял обязанности городского головы) вариант устройства Народного дома был поддержан и осуществлен в 1904 г.

Сильное впечатление произвела на слушателей мелодекламация «Розы» в исполнении известного публике В.Н. Марченко. Внимание, с которым публика слушала даровитого чтеца, показало, насколько увлекателен новый род музыкальной поэзии. Удивительно гармоничное целое в сочетании чтения В.Н. Марченко и аккомпаниатора П.А. Перельмана удовлетворило самых требовательных слушателей. Выражая общее впечатление от концерта, зрители говорили: «Точно мы не в Хабаровске»12. Устроителю концерта А.В. Михайлову была выражена особая благодарность.

По мнению критика, приведенный пример доказывал, что среди любителей музыкально-драматического искусства встречалось много талантливых исполнителей, способных заменить труппу профессиональных артистов. Обращаясь к прессе, мы видим, что любительские сцены были переполнены способными исполнителями, в то время как рецензенты столичных изданий сетовали на оскудение талантами не только столичных, но и сцен императорских театров.

Ставшие популярными среди хабаровской публики любители А.А. Левенец, Е.В. Пименова, В.Н. Марченко и выступления новых исполнителей М.И. де-Блуа (пианистка), А.А. Нигоф и С.Г. Малиновского (скрипачи) и др. на протяжении долгого времени радовали ценителей любительского искусства г. Хабаровска.

Благодаря новому помещению Общественного собрания у хабаровчан появилась возможность освободиться от трудной обязанности делать друг другу бесцельные праздничные визиты. Желающие поздравить своих друзей и знакомых могли сделать это в стенах собрания, без хлопот и утомительных разъездов по городу.

Немало вечеров устраивалось с благотворительной целью, например, бал-маскарад в пользу общества вспомоществования нуждавшимся учащимся учебных заведений Министерства народного просвещения в г. Хабаровске (1900, 1901), маскарад в пользу хабаровского пожарного общества (1900), музыкально-литературный вечер в пользу постройки народного дома (1901) и др.

В стенах собрания разбирались возникшие финансовые вопросы, утверждалась программа культурных мероприятий. На общем собрании, подводившем итог работы за год, заслушивался отчет о финансовой деятельности, решались организационные вопросы, планировались важные дела на предстоящий период, осуществлялись выборы новых членов. Членский взнос составлял 20 руб. в год, в первый год вносилась вступительная плата в размере 10 руб. Ежегодный доход Общественного собрания складывался из суммы, вырученной за сдачу зала собрания в аренду, прибыли от карточных игр и бильярда, членских взносов, а также входных билетов на танцевальные, литературно-драматические вечера, балы, маскарады. Основные расходы шли на выписку журналов и газет, покупку карт, марок, жалованье прислуге, секретарю, бухгалтеру, на содержание и ремонт здания, приобретение или ремонт мебели, оплату музыки. Учитывались канцелярские и типографские расходы. При этом доходы хабаровского Общественного собрания всегда намного превышали расходы.

Председателем собрания с ноября 1898 г. стал член-учредитель Приамурского отдела Русского географического общества М.С. Веденский. Почетными членами в июне 1901г. были избраны военный губернатор Приморской области Н.М. Чичагов и распорядитель Торгового дома, хабаровский купец 2-й гильдии М.П. Пьянков. Список членов собрания достаточно велик, приведем имена только некоторых старшин и кандидатов. Председателем совета старшин был правитель дел Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПОИРГО), директор хабаровского краеведческого музея (1895—1900) В.П. Маргаритов. В состав старшин вошли: заместитель правителя дел ПОИРГО И.С. Гущо, чиновник особых поручений, надворный советник, городской голова Хабаровска (1894—1902) А.А. Рассушин, чиновник особых поручений Приамурского генерал-губернатора, редактор газеты «Приамурские ведомости» А.П. Сильницкий, директор Хабаровского краеведческого музея (с 1900 г.) С.Н. Ванков, чиновник военного ведомства С.С. Бабиков и др.

Как видим, хабаровское Общественное собрание, являясь всесословным культурно-развлекательным учреждением, созданным на государственном уровне, имело талантливых организаторов из числа интеллигенции. Они профессионально проводили мероприятия в стенах собрания, решали финансовые вопросы. Интеллигенция, стремясь повысить собственный уровень культуры и поднять его у широких слоев населения, увеличивала культурный слой населения, формировала культурное пространство.

По примеру г. Хабаровска Общественные собрания были открыты почти во всех дальневосточных городах: в 1880 г. — в Благовещенске, Николаевске-на-Амуре, в 1893 г. в г. Никольске-Уссурийском, в 1908 г. — на ст. Иман Уссурийской железной дороги. Деятельность этих собраний была такой же, как в Хабаровске. В каждом городе среди любителей имелись свои кумиры.

Таким образом, в городах Дальнего Востока шла достаточно активная культурная и общественная жизнь. Деятельность Общественных собраний постоянно поддерживали местная администрация и чиновники.

Центром культурной жизни военного населения г. Хабаровска являлось Военное собрание. Образованное в 1884 г. это учреждение, как и Общественное собрание, предоставляло возможность военнослужащим и их семьям организованно проводить свободное время и повышать культурный уровень. В Военном собрании также устраивались концерты, спектакли, литературно-драматические и танцевальные вечера, дивертисменты. Однако сюда допускались не все желающие, как в Общественном собрании. Маскарады были вовсе запрещены.

Приезжавшие профессиональные артисты радовали военную публику на короткое время. Чтобы активизировать местные творческие силы, распорядительный комитет Военного собрания предоставлял свой зал всем желающим выступить с концертными программами. Так, 28 февраля 1895 г. состоялся благотворительный концерт любителей, на котором впервые на хабаровской эстраде выступила М.И. Коган13. Певица из Московской консерватории, ученица известного профессора Гальвани «обнаружила сопрано приятного грудного тембра и итальянскую школу». Впервые пение исполнялось под аккомпанемент оркестра. В известной арии Джильды из оперы «Риголетто» она поразила зрителей бархатным тембром, чистотой звука, мелодичностью. Порадовали публику г-жа Субботич, исполнившая на рояле трудный полонез Шопена, и Л.В. Дзярский, сыгравший на скрипке фантазию из оперы «Ломбардцы» Вьетана. Были отмечены выступления Грудзинской, Захарова, Ветлицына, Бодиско и других любителей. В концерте принял участие недавно сформированный под управлением г-на Трусова оркестр, по мнению критиков, подававший блестящие надежды на будущее.

Наряду с военными в культурной жизни Дальнего Востока участвовали их жены. Например, вышеупомянутая Субботич (жена Приамурского генерал-губернатора) являлась учредителем хабаровского Общества любителей рисования и живописи (1897 г.), а г-жа Чичагова (супруга военного губернатора Приморской области) — учредителем Общества поощрения изящных искусств г. Владивостока (1900 г.).

С 1896 г. в хабаровском Военном собрании начинает работать общество любителей сценического и музыкального искусств. Первым директором его стал П.А. Донау-ров, заведующим музыкальной частью — И.В. Урядов, дирижером — А.Е. Жеребцов, режиссером — М.А. Соковнин и казначеем — Н.Ц. Грудзинский. Для военнослужащих и их семей ставились спектакли, проводились дивертисменты, водевили, исполнялись мелодекламации (чтение под музыку). Как один из ярких отмечен семейный вечер общества любителей сценического и музыкального искусств в зале Военного собрания 8 декабря 1899 г., когда был поставлен водевиль «Женская чепуха», после которого состоялись танцы14.

В 1900 г. кружок при Военном собрании приостановил свою деятельность и с новыми силами приступил к работе в 1901 г. Теперь программы вечеров готовились более тщательно, репертуар становился разнообразнее, а спектакли в зале собрания проводились чаще и успешнее ввиду достаточной подготовленности любителей. Так, музыкально-литературный вечер, устроенный г-жою Ауэрбах (1901 г.), отличался разнообразием программы, в которую входил номер мелодекламации.

Серьезный подход к проведению культурных мероприятий свидетельствовал о стремлении Военного собрания привлечь наибольшее количество военнослужащих всех чинов к разумному интересному времяпрепровождению. Большая заслуга в этом принадлежала офицерам, заведующим делами Общества любителей сценического и музыкального искусств, выбранным на общем собрании членов кружка 30 октября 1901 г.: председателю общества генерал-майору Браккеру, директору-распорядителю генерал-майору Васильеву, режиссеру Каппелю, казначею Лукину, библиотекарю и заведующему сценой Быкову, членам репертуарного комитета Грудзинскому, Хлебникову и Лукину.

Деятельность общества любителей сценического и музыкального искусств с новым составом руководства оживилась. Так, 18 ноября перед танцами в Военном собрании был поставлен интересный дивертисмент, привлекший многочисленную публику.

Любители сыграли небольшую пьесу с пением. Незамысловатость сюжета компенсировалась комизмом ситуаций, в которые попадали лица, изображенные на подмостках, что не раз вызывало дружный смех собравшегося «элегантного общества». Выступавшие любительницы порадовали слушателей «вокальными сюрпризами, заслужив несмолка-ющие взрывы аплодисментов и изящные букеты с красивыми лентами, на которых видны надписи общей благодарности за приятно и весело проведенный вечер».

Спектакли общества любителей сценического и музыкального искусств в Военном собрании всегда пользовались заслуженным вниманием публики. Одной из таких постановок в Военном собрании стала «Женитьба Белугина», поставленная местным кружком 26 ноября 1901г.15 Зрителей собралось очень много. Это лишний раз доказывает, что интеллигентная публика Хабаровска всегда была рада случаю немного разнообразить монотонность повседневной жизни16.

Запомнился публике вечер в Военном собрании 6 декабря 1901 г., на котором обществом любителей сценического и музыкального искусств был поставлен небольшой дивертисмент. В программу вошли водевиль в одном действии «Москаль-чаровник», а также несколько номеров пения и игры на скрипке17. По окончании водевиля прозвучали романсы и соло на скрипке в исполнении любителей, которые произвели на публику приятное впечатление. Конец дивертисмента составила мелодекламация в превосходном исполнении г. Марченко18.

Как уже отмечалось, мероприятия Военного собрания предназначались для сравнительно узкого круга. На спектакли допускались только члены и гости собрания. Причем плата для членов общества составляла 35 коп., а для гостей — 1руб. Средства от подобных вечеров шли на благотворительные цели. Например, 13 декабря 1901 г. военный кружок любителей музыкального и драматического искусств поставил спектакль, сбор от которого полностью поступил в кассу общества помощи и покровительства хабаровскому учащемуся юношеству19.

Таким образом, интеллигенция Военного собрания, как и Общественного, к концу XIX — началу XX в. активно участвовала в формировании культурного пространства, стремясь не только повысить собственный культурный уровень, но и поднять его у широких слоев населения.

После Октябрьской революции Общественное и Военное собрания прекратили свое существование. Изменился уклад жизни, а вместе с ним и формы общественной жизни.

1 РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 800. Л. 15.

2 Сергеев О.И., Лазарева С.И., Тригуб Г.Я. Местное самоуправление на Дальнем Востоке России во второй половине XIX— начале XX в.: Очерки истории. Владивосток, 2002. С. 188 — 189.

3 Приамурские ведомости. 1901. 17 июня.

4 Там же. 1900. 21 окт.

5 Там же. 1900. 29 окт.

6 Там же. 1900. 13 февр.

7 Там же. 1901. 12авг.

8 Там же. 1900. 19 февр.

9 Там же. 1901. 9декаб. 10Там же. 1901. 16декаб.

11 Чулкова С.Б. Формирование хоровой культуры юга Дальнего Востока (1883—1903 гг.) // Россия и АТР. Владивосток, 2003. № 1. С. 48.

12 Приамурские ведомости. 1901. 16декаб.

13 Дальний Восток. 1895. 22 марта.

14 Приамурские ведомости. 1899. 5декаб. 15Там же. 1901. 2декаб.

16 Там же.

17Там же. 1901. 9декаб.

18 Там же.

19 Там же. 1901. 16 декаб.

Summary: «Khabarovsk Meetings» is the title of the article written by Galina Andri-ets. The topic is the formation of social life and professional culture in the Far East at the second part of the XIXth century and, first of all, the activity of «Social and Military Meetings», the diverse forms of work with inhabitants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.