Научная статья на тему 'Участие воспитанников хоровой студии в интернет-олимпиадах и конкурсах как средство развития познавательных умений'

Участие воспитанников хоровой студии в интернет-олимпиадах и конкурсах как средство развития познавательных умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательные умения / метапредметные умения / интернет-конкурс / внеклассное мероприятие / младший школьный возраст / хор. / cognitive skills / metasubject skills / online competition / extracurricular event / junior high school age / choir.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аврамкова Е. В.

Статья рассматривает возможность развития познавательных умений воспитанников хоровой студии с помощью привлечения их к участию в интернет-олимпиадах и конкурса. Как пример избирается петербургский портал metaschool.ru. Организация интернет-конкурсов и интерне-олимпиад является альтернативной формой вовлечения детей в дополнительное музыкальное образование. Это новый жанр проведения внеклассной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibility of developing the cognitive skills of pupils of the choir studio by attracting them to participate in Internet Olympiads and competitions. As an example, the St. Petersburg portal was chosen metaschool.ru The organization of inter-no competitions and interne-olympiads was an alternative form of involving children in additional musical education. This is a new genre of conducting extracurricular work.

Текст научной работы на тему «Участие воспитанников хоровой студии в интернет-олимпиадах и конкурсах как средство развития познавательных умений»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-92-97

Участие воспитанников хоровой студии в интернет-олимпиадах и конкурсах как средство развития познавательных умений

Е.В. Аврамкова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

199406, г. Санкт-Петербург, ул. Гаванская, дом 54, литера Б

State budgetary educational institution gymnasium No. 642 “Earth and Universe”

Gavanskayal str., 54 Lit. B, St. Petersburg 199406 Russia

e-mail: katarina.rgpu@list.ru

Ключевые слова: познавательные умения, метапредметные умения, интернет-конкурс, внеклассное мероприятие, младший школьный возраст, хор.

Key words: cognitive skills, metasubject skills, online competition, extracurricular event, junior high school age, choir.

Резюме: Статья рассматривает возможность развития познавательных умений воспитанников хоровой студии с помощью привлечения их к участию в интернет-олимпиадах и конкурса. Как пример избирается петербургский портал metaschool.ru. Организация интернет-конкурсов и интерне-олимпиад является альтернативной формой вовлечения детей в дополнительное музыкальное образование. Это новый жанр проведения внеклассной работы.

Abstract: The article considers the possibility of developing the cognitive skills of pupils of the choir studio by attracting them to participate in Internet Olympiads and competitions. As an example, the St. Petersburg portal was chosen metaschool.ru The organization of inter-no competitions and interne-olympiads was an alternative form of involving children in additional musical education. This is a new genre of conducting extracurricular work.

[Avramkova E.V. Participation of pupils of the choir studio in Internet Olympiads and competitions as a means of developing cognitive skills]

Информационная образовательная среда необходима для развития педагога-музыканта и процесса обучения в целом. Никто не усомнится в том, что активность в использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) только возрастает. Однако педагогическое и родительское сообщество все чаще признает, что сеть Интернет таит немало опасного для развития, а порой, даже и жизни детей. Задача педагогов сегодня состоит в том, чтобы сделать эту информационную среду для ребенка безопасной и в тоже время интересной и полезной. Именно таким критериям соответствует Санкт-петербургский портал metaschool.ru . Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать нравственные и образовательно-воспитательные возможности данного портала в аспекте эстетического развития, обобщая практику работы с хором детской студии «Земля и Вселенная» в Санкт-Петербурге.

Безопасным портал metaschool.ru можно назвать прежде всего потому, что в нем нет ни одной рекламы и ссылок на «ненужные сайты». У него есть соответствующая лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного образование детей . В большей степени эта информация важна для родителей, собирающихся заинтересовать своих детей данным сайтом, и педагогам, которые могут получить дополнительную возможность для развития своего педагогического потенциала.

На портале metaschool.ru (далее - Меташкола) существует множество различных направлений и форм обучения: кружки, олимпиады, конкурсы, вебинары, курсы, турниры. Автор статьи входит в организационный комитет конкурсов по музыке, является разработчиком заданий к этим конкурсам. Начиная с февраля 2018 года, в Меташколе прошло более 20 музыкальных конкурсов. Ежемесячно организуется новый конкурс на новую тему и, соответственно, с новыми заданиями. Все конкурсы можно распределить на несколько разделов: «Композиторы-классики - детям», «Времена года» (посвящены музыке П.И. Чайковского и А. Вивальди), «Музыкальный Петербург», «Инструменты симфонического оркестра». Целью интернет-конкурсов является приобщение детей к мировой музыкальной культуре с помощью увлекательной викторины.

В положении конкурсов по музыке отмечено: «Основными целями и задачами интернет-конкурсов и олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, метапредметных умений и интереса к музыке, пропаганда знаний о музыке». Авторы конкурсов по музыке указывают на способность развития регулятивных, коммуникативных и познавательных умений с помощью заданий, приведенных в содержании конкурса. Хотелось бы порекомендовать авторам положения конкурса по музыке: дистанционный формат, не предоставляет возможности раскрытия коммуникативных умений, так как они в свою очередь предполагают устную форму взаимодействия с собеседником, которую при проведении интернет-конкурса невозможно установить. Поэтому нами было принято решение об исследовании развития познавательных умений (из триады метапредметных), которые можно и целесообразно развивать, по нашему мнению, с помощью именно интернет-конкурсов. Соответствуя нашей гипотезе, мы предполагаем, что такая форма деятельности будет способствовать развитию познавательных умений младших школьников.

Согласно ФГОС начального образования, к познавательным умениям младшего школьника относят: «… использование различных способов поиска, сбора, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами» и другие.

Нами были проанализированы конкурсные задания по развитию познавательных умений младших школьников. Ниже приведем примеры некоторых из них:

Конкурс «Времена года. Весна»

Задание № 7. «Сколько раз встречается тутти в первой части концерта "Весна" А. Вивальди? Для точного результата используй листок и ручку. Отмечай цифрой тутти, а галочкой другой эпизод. Наглядно ты увидишь, сколько раз встречается тутти в 1 части. Варианты ответов: 3, 2, 6, 12, 4. (правильный ответ: 6)».

На примере этого задания мы наблюдаем раскрытие следующих познавательных умений: «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [2].

Конкурс «Музыкальный Петербург»

Задание № 7. «Проследи маршрут туриста. Прежде чем зайти в старейшее музыкальное профессиональное учреждение России, он заглянул в дом Энгельгардта, и только после этого он перешел Певческий мостик, Дворцовую площадь и Исаакий, он оказался в конечной точке своего маршрута. Выбери карту с правильным маршрутом. Правильный ответ: по-другому можно сказать так: прежде чем зайти в Капеллу, он заглянул в Малый зал Филармонии и только после этого он, перейдя Певческий мостик, Дворцовую площадь и Исаакий, оказался в конечной точке своего маршрута. Сначала он побывал в Малом зале Филармонии на Невском проспекте, затем дошел до Капеллы и, наконец, пришел в Консерваторию».

Данное задание не просто сформулировано и требует от школьника проявить способность «обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами, а также освоения способов решения проблем творческого и поискового характера». Иными словами, такого рода задания стимулируют у школьника умение переводить информацию в разные формы.

За период существования портала metaschool.ru было опубликовано немало статей и методический разработок о применении в педагогической практике данного образовательного ресурса. Использование Меташколы во многом благоприятно отражается не только на предметной составляющей обучения и развития школьников, но и является эффективным способом развития познавательных умений в различных предметных областях. Об этом в своих работах писали Г.М. Болгова, Т.А. Гуркина, В.И. Жандаулетова, С.А. Зайцева, О.Н. Коробова, Н.Б. Краснощек, С.В. Матвеев, А.Н. Матвеева, С.В. Мухина, А.М. Сидорова, Е.И. Страхова, Д.А. Троешестова, В.И. Шаповалов, О.В. Янченко, С.А. Ярдухина и др.

Особенно авторы статьи заинтересовала работа В.И. Жандаулетовой, А.М. Сидоровой учителей начальных классов, где постулируется следующий вывод: «Одним из средств формирования познавательного интереса у учащихся является, с одной стороны, занимательность и успешность, а с другой, одновременное содействие формированию положительной мотивации ученика. В конкурсных заданиях чаще всего представлены задания развивающего и творческого характера, создаются проблемные ситуации, которые необходимо решить. Ученик анализирует, сравнивает, синтезирует, обобщает, конкретизирует фактический материал, сам получает новую информацию, приобретает новые знания. Мы нашли для себя эффективный способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах, фестивалях способствует решению поставленных задач ФГОС НОО» (Жандаулетова, Сидорова, 2017).

Как показала практика работы с хором на базе ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная» г. Санкт-Петербурга, использование интернет-конкурсов портала metaschool.ru может стать средством внеклассной работы с хоровым коллективом. Участие в интернет-конкурсах является альтернативной формой мероприятия, направленного на развитие кругозора школьника, расширение его музыкальной эрудиции и формирование новых знаний о музыке.

В современных неустойчивых из-за пандемии условиях, когда проведение массовых внеклассных мероприятий порой может быть усложнено, подобный интернет-конкурс является необходимым инструментом вовлечения детей в дополнительное музыкальное образование.

Каждая дополнительная общеобразовательная развивающая программа, осуществляющая хоровое обучение детей, подразумевает две основные формы работы: групповые и индивидуальные занятия. По жанровой классификации это могут быть уроки, беседы, занятия-путешествия, занятия-концерты, экскурсии, поездки в театры. Используются и нетрадиционные виды, такие как занятия-конкурсы, викторины, презентации, интегрированные занятия, и с появлением повсеместно в школах и дома сети Интернет, интернет-конкурсы и олимпиады.

Такой широкий жанровый подход позволяет внедрить дистанционные формы во внеклассную деятельность хорового коллектива.

ЛИТЕРАТУРА

Жандаулетова В.И.; Сидорова А.М. 2017. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Cc. 315-319. - В сб.: Информатизация образования - 2017. Cборник материалов международной научно-практической конференции (15-17 июня 2017 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 520 c.

Музыкальный интернет-конкурс «Времена года. Весна» (7 марта 2018 г.). [Электронный ресурс]. - URL: https://metaschool.ru/pub/konkurs/music/konkurs.php?studioId=987 [07.03.2018]

Положение об открытых российских интернет-конкурсах и олимпиадах по музыке. [Электронный ресурс]. - URL: https://metaschool.ru/challenge.php [02.02.2021].

Финал Всероссийской олимпиады по музыке «Музыкальный Петербург. [Электронный ресурс]. - URL: https://metaschool.ru/pub/konkurs/index.php?studioId=1656 [27.05.2020].

Получена / Received: 15.02.2021

Принята / Accepted: 25.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.