Научная статья на тему 'Участие Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в реставрации керамического декора памятника зодчества XVII века — Крутицкого надвратного терема'

Участие Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в реставрации керамического декора памятника зодчества XVII века — Крутицкого надвратного терема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крутицкое подворье / реставрация / керамический декор / объект культурного наследия / Krutitskoye Compound / restoration / ceramic decoration / cultural heritage

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прозова Анна Борисовна, Прикладовский Кирилл Вадимович

В данной статье описан процесс реставрации объекта культурного наследия Российской Федерации «Крутицкий надвратный терем», оригинального памятника русского зодчества XVII века. Опыт, полученный в процессе реставрации и исследования памятника, стал неоценимым для специалистов и обучающихся Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Ознакомление с оригинальной методикой и освоение новых материалов позволили преподавателям и студентам значительно пополнить имеющиеся знания в области реставрационной практики. В то же время знания и практические навыки, приобретённые в стенах самой академии, оказались весьма полезными в новой для преподавателей и студентов области реставрации. Академия внесла свой весомый вклад в сохранение великолепного убранства Крутицкого надвратного терема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Прозова Анна Борисовна, Прикладовский Кирилл Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov in the restoration of the ceramic decoration of the 17th century architectural monument of the Krutitsky Gate Tower

This article describes the process of restoration of the cultural heritage site of the Russian Federation “Krutitsky Gate Tower”, an original monument of Russian architecture of the 17th century. The experience gained in the process of restoration and research of the monument became invaluable for specialists and students of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture Ilya Glazunov. Familiarization with the original methodology and mastery of new materials allowed teachers and students to significantly expand their existing knowledge in the field of restoration practice. At the same time, the knowledge and practical skills acquired within the walls of the Academy itself turned out to be very useful in the field of restoration, which was new to teachers and students. The Academy made a significant contribution to the preservation of the magnificent decoration of the Krutitsky gate tower.

Текст научной работы на тему «Участие Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в реставрации керамического декора памятника зодчества XVII века — Крутицкого надвратного терема»

Прозова Анна Борисовна О

художник-реставратор, доцент кафедры реставрации темперной живописи

E-mail: annaprozova@mail.ru

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

101000, Москва, ул. Мясницкая, 21

Прикладовский Кирилл Вадимович 0

сотрудник; ассистент-стажер по специальности «искусство реставрации»

E-mail: kirill.prikladovsky@yandex.ru

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева; Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

101000, Москва, ул. Мясницкая, 21; 105120, Москва, Андроньевская пл., 10

Участие Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в реставрации керамического декора памятника зодчества XVII века — Крутицкого надвратного терема

В данной статье описан процесс реставрации объекта культурного наследия Российской Федерации «Крутицкий надвратный терем», оригинального памятника русского зодчества XVII века. Опыт, полученный в процессе реставрации и исследования памятника, стал неоценимым для специалистов и обучающихся Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Ознакомление с оригинальной методикой и освоение новых материалов позволили преподавателям и студентам значительно пополнить имеющиеся знания в области реставрационной практики. В то же время знания и практические навыки, приобретённые в стенах самой академии, оказались весьма полезными в новой для преподавателей и студентов области реставрации. Академия внесла свой весомый вклад в сохранение великолепного убранства Крутицкого надвратного терема.

Ключевые слова: Крутицкое подворье, реставрация, керамический декор, объект культурного наследия.

Для цитирования: Прозова А.Б., Прикладовский К.В. Участие Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в реставрации керамического декора памятника зодчества XVII века — Крутицкого надвратного терема // Теология: теория и практика. 2023. Т. 2. № 4. С. 61-69. DOI: 10.24412/29493951-2023-0460

Anna B. Prozova ®

Restoration Artist, Associate Professor of the Department of Restoration of Tempera Painting

E-mail: annaprozova@mail.ru

Kirill V. Prikladovsky ©

The Russian Academy of Painting, Sculpturing and Architecture of Ilya Glazunov

21, Myasnitskaya st., Moscow, 101000

Employee; Assistant-trainee in the specialty "Art of Restoration"

E-mail: kirill.prikladovsky@yandex.ru

Central Museum of Ancient Russian Culture and Art named after Andrei Rublev; The Russian Academy of Painting, Sculpturing and Architecture of Ilya Glazunov

10, Andronyevskaya square, Moscow, 105120; 21, Myasnitskaya st., Moscow, 101000

Participation of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov in the restoration of the ceramic decoration of the 17 th century architectural monument of the Krutitsky Gate Tower

This article describes the process of restoration of the cultural heritage site of the Russian Federation "Krutitsky Gate Tower", an original monument of Russian architecture of the 17th century. The experience gained in the process of restoration and research of the monument became invaluable for specialists and students of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture Ilya Glazunov. Familiarization with the original methodology and mastery of new materials allowed teachers and students to significantly expand their existing knowledge in the field of restoration practice. At the same time, the knowledge and practical skills acquired within the walls of the Academy itself turned out to be very useful in the field of restoration, which was new to teachers and students. The Academy made a significant contribution to the preservation of the magnificent decoration of the Krutitsky gate tower.

Keywords: Krutitskoye Compound, restoration, ceramic decoration, cultural heritage.

For citation: Prozova A.B., Prikladovsky K.V. Participation of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov in the restoration of the ceramic decoration of the 17th century architectural monument of the Krutitsky Gate Tower. Theology: Theory and Practice, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 61-69. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0460

Крутицкий надвратный терем был возведен в 1693-1694 годах. Среди авторов постройки упоминаются Осип Старцев и Ларион Ковалев [Баранова, 2008].

Памятник представляет собой кирпичный теремок, возвышающийся над воротами из белого камня с двухпролетными арками (ил. 7). Его северный фасад богато украшен майоликовыми поливными изразцами. Строение соединяет митрополичьи палаты с настенными переходами, ведущими в Успенский собор. Главная особенность надвратного терема со Святыми воротами состоит в его богатом художественном оформлении, в сочетании декора из керамики и белого камня с настенной живописью, что делает это сооружение поистине уникальным памятником своего времени. Фасад теремка разделен на два яруса с использованием ордерной системы. В нижнем ярусе арки Святых ворот окружены тремя белокаменными колоннами коринфского ордера на прямоугольных профилированных постаментах. Тимпаны, боковые и нижние поверхности арок покрыты настенной росписью — орнаментами и композициями с изображениями святых. Нижний ярус завершает белокаменный антаблемент. Три колонны верхнего яруса расположены по осям нижних колонн и делят плоскость стены на два прясла, в каждом из которых расположено по два окна. Вся поверхность второго яруса сплошь украшена деталями изразцового декора, за исключением вышеупомянутых колонн, которые сделаны из белого камня и покрыты резьбой. Капители белокаменных колонн, кронштейны и постаменты керамические. Наличники окон обрамлены по бокам круглыми прорезными керамическими колонками с изображением виноградной лозы (ил. 5, 6). В архитектурно-художественном оформлении северного фасада было использовано две тысячи полихромных (пятицветных) изразцов, изготовленных Осипом Старцевым. Изразцы рельефные, разных размеров и форм, с различными рисунками. Высота рельефа от 0,5 до 6-7 сантиметров. Цветовое решение керамического декора выдержано в единой зелено-голубой цветовой гамме.

За время своего существования теремок не раз реставрировали, меняли кровлю створки врат, проводили частичную замену элементов керамического декора, о чем свидетельствует присутствие изразцов с разным цветом черепка. Первые реставрационные работы проводились в 1867-1868 гг. по проекту архитектора М. Чичагова. В начале XX в. встала необходимость в реставрации с заменой разбитых изразцов на новые с сохранением их формы, рисунка и цветового строя. Научная комиссия в 1910 г. вынесла решение «Окончательное суждение о замене попорченных изразцов новыми иметь после обустройства для подробного осмотра» [Баранова, 2008]. Новое реставрационное вмешательство последовало в 1912-1913 гг. артелью «Мурава», возглавляемой А.В. Филипповым.

В 1950 и 1960 гг. реставрация Святых ворот с надвратным теремом осуществлялась под руководством архитектора П.Д. Барановского [Соловьев, 2004]. Был усилен фундамент, произведено инъектирование трещин, отреставрированы живопись, керамическое убранство фасада и кровля. В 2018 г. к реставрации изразцового декора приступила бригада специалистов АО «МНРХУ» под руководством реставратора высшей категории О.И. Власенко. Тогда были отреставрированы верхние ряды изразцов, фигурные завершения окон со сложным профилем, керамические капители белокаменных колонн.

В августе 2020 г. к реставрационным работам на Крутицком подворье приступили преподаватели и студенты старших курсов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Руководил проектом ректор академии народный художник Российской Федерации, кандидат искусствоведения Иван Ильич Глазунов. На тот момент часть керамического декора, верхние ряды изразцов и завершения окон уже были приведены в экспозиционный вид.

В начале работ было внимательно изучено керамическое убранство терема, подробно описано его состояние сохранности. После первоначального осмотра стало ясно, что объём предстоящих мероприятий весьма значителен. В программу реставрационных работ входили изразцы 4-й и 5-й категории (изразцы 4-й категории — рельефные многоцветные, изразцы 5-й категории — сложной выпуклой формы), начиная с капителей резных керамических колонн. Это составляло около 50% от общего объема работ. Самой сложной задачей, поставленной перед нами, было восстановление изразцов с высоким рельефом (от 3 до 6-7 см).

На начало наших реставрационных работ керамика на объекте имела слой пылевых загрязнений, на поверхности были также капли и затёки строительных растворов, следы побелки. Часть изразцов из единой художественной композиции была утрачена полностью, на многих изразцах были значительные утраты (например, были утрачены лепестки капителей колонн (ил. 1)). Имелись множественные утраты черепков, сколы, нарушающие рельеф изразца, многочисленные утраты глазури, вспучивания глазури, трещины.

Проведённым реставрационным советом было выдано задание, на основании которого была составлена программа реставрационных мероприятий:

• Расчистка керамических изразцов 4-й и 5-й категории сложности от атмосферных и иных загрязнений;

• Восполнение утраченных крупных фрагментов изразцов путем отливки их из модифицированного гипса;

• Восполнение утрат черепков методом докомпоновки на керамических изразцах 4-й и 5-й категории составом Restaumertel;

• Восполнение утрат глазури и черепка менее 5 мм методом докомпоновки на керамических изразцах 4-й и 5-й категории составом КО 174 c тальком с последующей абразивной обработкой;

• Расчистка керамических изразцов 4-й и 5-й категории сложности после доком-поновок и шлифовки;

• Тонирование восполненных участков;

• Покрытие защитным лаком, имитация глазурного слоя.

Все перечисленные выше реставрационные мероприятия должны были проводиться в соответствии с методикой, разработанной О.И. Власенко, реставратора высшей категории. Эта методика опиралась на большой опыт работы автора с фасадной керамикой, в том числе на фасадах теремка Крутицкого подворья.

В соответствии с реставрационным заданием сначала были удалены поверхностные загрязнения. Тем самым была подготовлена поверхность для дальнейшей реставрации.

Следующим этапом работы было восполнение утрат черепка более 5 мм. Для этих целей в методике был предложен современный минеральный докомпоновочный материал Restaurimortel фирмы Remmers, характеризуемый свойствами, необходимыми при использовании на фасаде зданий, где поверхность особенно подвержена внешним воздействиям. Restaurimortel затворяли с водой с добавлением водной полимерной дисперсии Remmershaftfest, получая таким образом доделочную смесь. Материал показал себя в работе как удобный в использовании, прочный, с хорошей адгезией. На данном этапе исполнителям пришлось творчески подойти к процессу, вылепливая из доделочной массы рельеф, соответствующий первоначальным форме и рисунку. Работа осложнялась тем, что необходимо было оставлять определённый запас по высоте для подведения последующих слоев.

После высыхания доделочной массы рельеф уточнялся шлифовкой абразивными материалами. Данный процесс был довольно длительным в связи с большими объемами и спецификой послойной работы.

На этапе подведения реставрационного грунта на основе КО 174 с тальком работа требовала ещё более кропотливого подхода, в чем нам очень пригодился опыт в подведении реставрационного левкаса на памятниках древнерусской живописи. После полного просыхания всех нанесенных слоев грунт выравнивался до идеально гладкой поверхности. Как и в случае с докомпоновкой составом фирмы Remmers, грунт подводился точно в границах утрат авторского изразца.

Параллельно с подведением грунта проводилась работа по изготовлению утраченных фрагментов из модифицированного гипса. Студенты факультета скульптуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова изготовили слепки из пластилина, ориентируясь на сохранившиеся авторские элементы, после чего была сделана форма и отлиты утраченные фрагменты. После их крепления форма слепков доводилась на месте.

По данной методике были восстановлены все утраченные фрагменты лепестков коринфских капителей (ил. 2). В используемой методике было оговорено, что восполнение частично утраченных изразцов возможно исключительно безобжиговым способом при сохранении всех, даже самых небольших, фрагментов подлинного декора. «Большой опыт при реставрации фасадной керамики показал, что замены на "новодел" оправданны только при полной утрате элементов декора и только в том случае, когда вычинка остатков изразца и его руины не приведет к разрушению соседних изразцов».

По завершении длительного и тщательно исполненного процесса докомпоновки поверхность была готова к нанесению слоя тонировок. Одна из составляющих оригинального художественного решения данного памятника заключена в великолепном зелено-голубом колорите керамического убранства. Поэтому очень важным было точно подобрать и замешать колера для исполнения тонировок. Основные тона были замешаны на лаке КО-85, затем они домешивались на палитре для получения оптимального результата. Тонировки исполнялись строго в границах утрат и в соответствии с подлинной росписью. 65

Среди керамического декора встречается некоторое количество так называемых светлых изразцов, изначально изготовленных в светлых тонах, о чём можно судить по хорошо сохранившимся фрагментам. Тонировки утрат данных изразцов выполнялись в соответствии с подлинной цветовой гаммой сохранившихся участков.

На заключительном этапе вся восполненная поверхность была покрыта лаком МСН-7, который выполняет не только защитную функцию, оберегая поверхность от внешних воздействий, но также используется для имитации слоя глазури. При разведении лака в толуоле можно достичь необходимого визуального эффекта глянцевой поливы, а при добавлении в раствор нужного колера сымитировать пигментированные затеки. Лак наносился кистями разных размеров и форм, что позволяло реставраторам в каждом отдельном случае ориентироваться на определённый вид авторского изразца.

В результате проведенных работ реставрация керамического декора Крутицкого терема была завершена в полном объеме, и уникальные изразцы вновь предстали перед зрителями в своей почти первозданной красоте (ил. 6, 7). Реставраторам удалось максимально сохранить подлинные элементы памятника, выявить их первоначальную форму и цвет, точно следуя авторскому замыслу.

Студенты академии приобрели огромный опыт работы в реставрации фасадной керамики, где требовалось строгое соблюдение утверждённой методики и освоение новых способов работы. Необходимо было также постоянно поддерживать оптимальные параметры температурно-влажностного режима в условиях нестабильного осенне-зимнего периода. Несмотря на сложные условия, в которых проводились работы, реставрация памятника такого значения явилась исключительно интересным опытом для молодых специалистов, которые получили возможность применить приобретённые в академии навыки в новой для себя области.

В завершение необходимо отметить, что в своей работе преподаватели и студенты академии всегда опираются на основные нормативные принципы, которые были заложены в практике научной реставрации, начиная с базовых положений «Венецианской хартии», в соответствии с которыми должны действовать реставраторы всех направлений во благо сохранения мирового культурного наследия.

Иллюстрации

Ил. 1. Фрагмент керамического декора Крутицкого надвратного терема — коринфская капитель с утраченными фрагментами до реставрации

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Ил. 2. Фрагмент керамического декора Крутицкого надвратного терема — коринфская

капитель после воссоздания утраченных фрагментов

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Ил. 3. Фрагмент керамического декора Крутицкого надвратного терема — коринфская капитель после реставрации

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Ил. 4. Фрагмент керамического декора Крутицкого надвратного терема в процессе

докомпоновки материалом Restaurimortel фирмы Remmers

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Ил. 5. Керамический декор Крутицкого надвратного терема до начала проведения реставрационных работ

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Ил. 6. Керамический декор Крутицкого надвратного терема после проведения

реставрационных работ

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Ил. 7. Крутицкий надвратный терем со Святыми воротами, XVII в., общий вид после завершения реставрации керамического декора

Источник: фото, Прикладовский К.В.

Литература

Баранова С.И. К вопросу о подлинности изразцового декора памятников архитектуры Москвы XVII века // Архитектурное наследство. 2008. № 48. — С. 106-117.

Соловьев И.В. Крутицкое подворье в прошлом и настоящем. — М.: Изд-во Крутиц. подворья, 2004. — 80 с.

References

Baranova S.I. On the question of the authenticity of tiled decoration of Moscow architectural monuments of the 17th century. Architectural Heritage, 2008, no. 48, pp. 106-117.

Soloviev I.V. Krutitsa courtyard in the past and present. Moscow: Publishing house Krutitsky Compound, 2004, 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.