Научная статья на тему 'Д. В. Милеев и А. В. Ополовников: концепции реставрации памятников деревянного зодчества в России в дореволюционный и советский периоды'

Д. В. Милеев и А. В. Ополовников: концепции реставрации памятников деревянного зодчества в России в дореволюционный и советский периоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
975
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / РЕСТАВРАЦИЯ / АЛЕКСАНДР ОПОЛОВНИКОВ / ДМИТРИЙ МИЛЕЕВ / РУССКИЙ СЕВЕР / ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ / RUSSIAN WOODEN ARCHITECTURE / RESTORATION / ALEXANDER OPOLOVNIKOV / DMITRY MILEEV / RUSSIAN NORTH / PRESERVATION OF THE CULTURAL HERITAGE / HISTORY OF RUSSIAN ARCHITECTURE AND RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходаковский Евгений Валентинович

Целью статьи является сопоставление реставрационных методик Дмитрия Васильевича Милеева (1878-1914) и Александра Викторовича Ополовникова (1911-1994), которому принадлежат наиболее масштабные свершения в области реставрации памятников деревянного зодчества в СССР в 1940-1980-е годы. Сравнение теоретических и практических подходов А. В. Ополовникова и Д. В. Милеева и ряда других архитекторов начала ХХ в. показывает, что советская реставрация деревянной архитектуры фактически начинает свой путь с того места, где этот процесс был прерван смертью Милеева в 1914 г., что делает его вклад в историю русского искусства неоценимым. Библиогр. 12 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DMITRY MILEEV AND ALEXANDER OPOLOVNIKOV: THE CONCEPTIONS OF RESTORATION OF WOODEN BUILDINGS IN RUSSIA DURING PRE-REVOLUTIONARY AND SOVIET PERIODS

The principal task of the article is to associate the restoration methods of Russian architect Dmitry Mileev (1878-1914) and Alexander Opolovnikov (1911-1994), who had reached significant achievements in restoration of wooden churches in USSR during 1940-1980s. The comparison of theoretical and practical approaches of Alexander Opolovnikov, Dmitry Mileev and some other early 20 th century Russian architects clearly indicates that the Soviet restoration of wooden architecture after the WWII starts from that point, when this process had been interrupted by the death of Mileev in 1914. This issue makes the role of Dmitry Mileev to be incomparably valuable and essential for the history of Russian architectural restoration. Refs 12.

Текст научной работы на тему «Д. В. Милеев и А. В. Ополовников: концепции реставрации памятников деревянного зодчества в России в дореволюционный и советский периоды»

2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 2 Вып. 3

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

УДК 726.54+72.007+7.025 Е. В. Ходаковский

Д. В. МИЛЕЕВ И А. В. ОПОЛОВНИКОВ:

КОНЦЕПЦИИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Целью статьи является сопоставление реставрационных методик Дмитрия Васильевича Милеева (1878-1914) и Александра Викторовича Ополовникова (1911-1994), которому принадлежат наиболее масштабные свершения в области реставрации памятников деревянного зодчества в СССР в 1940-1980-е годы. Сравнение теоретических и практических подходов А. В. Ополовникова и Д. В. Милеева и ряда других архитекторов начала ХХ в. показывает, что советская реставрация деревянной архитектуры фактически начинает свой путь с того места, где этот процесс был прерван смертью Милеева в 1914 г., что делает его вклад в историю русского искусства неоценимым. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: деревянная архитектура, реставрация, Александр Ополовников, Дмитрий Милеев, Русский Север, охрана культурного наследия, история русской архитектуры, история реставрации.

Е. V. Khodakovsky

DMITRY MILEEV AND ALEXANDER OPOLOVNIKOV:

THE CONCEPTIONS OF RESTORATION OF WOODEN BUILDINGS IN

RUSSIA DURING PRE-REVOLUTIONARY AND SOVIET PERIODS

The principal task of the article is to associate the restoration methods of Russian architect Dmitry Mileev (1878-1914) and Alexander Opolovnikov (1911-1994), who had reached significant achievements in restoration of wooden churches in USSR during 1940-1980s. The comparison of theoretical and practical approaches of Alexander Opolovnikov, Dmitry Mileev and some other early 20th century Russian architects clearly indicates that the Soviet restoration of wooden architecture after the WWII starts from that point, when this process had been interrupted by the death of Mileev in 1914. This issue makes the role of Dmitry Mileev to be incomparably valuable and essential for the history of Russian architectural restoration. Refs 12.

Keywords: Russian wooden architecture, restoration, Alexander Opolovnikov, Dmitry Mileev, Russian North, preservation of the cultural heritage, history of Russian architecture and restoration.

Ходаковский Евгений Валентинович — кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; E.Khodakovsky@spbu.ru

Khodakovsky Evgeny Valentinovich — Candidate of Art History, Head of the Department of Art History, Institute of History, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; E.Khodakovsky@spbu.ru

В июле 2014 г. исполнилось сто лет со дня кончины Дмитрия Васильевича Ми-леева (1878-1914), выдающегося русского архитектора-реставратора и археолога начала ХХ в. Но даже век спустя имя Д. В. Милеева редко появляется на страницах исследований по истории реставрации в России. Причины такого забвения объяснимы: буквально через десять дней после его смерти разразилась Первая мировая война, затем Россия оказалась ввергнутой в пучину революции и гражданской войны. В Советском Союзе труды Милеева практически игнорировались, возможно, и по идеологическим соображениям, поскольку накануне празднования в 1913 г. трехсотлетия царской династии ему принадлежала заметная роль в подготовке к этому юбилею памятников архитектуры, связанных с Романовыми. Весь этот неблагоприятный исторический фон и случайные обстоятельства помешали своевременной публикации архивных материалов Д. В. Милеева и должной оценке его вклада в отечественную науку.

Только сейчас масштаб его личности получает все большее и большее признание. Проведенные в 2005-2011 гг. раскопки Десятинной церкви в Киеве подтвердили заслуги Д. В. Милеева в сфере архитектурной археологии. Ведь именно в Киеве, где в 1908-1914 гг. он раскрыл несколько храмов Х-Х1 вв., Милеевым была внедрена новая для тех времен практика фиксации вертикальных сечений почвы с предварительным изучением и фиксацией стратиграфии, что легло в основу методологии архитектурных раскопок в России [Елшин, 2009, с. 918]. «Он был первым русским архитектором, установившим научно, что должно не только расчищать от засыпей остатки зданий, но следует попутно "читать землю". Его раскопки были именно таковы, что им нельзя бросить обычного упрека в бесследном уничтожении памятников древности и всего их окружающего... Методы Д. В. могут стать нарицательными» — так о нем напишет великий русский реставратор П. П. Покрыш-кин [Покрышкин 1915а, с. 2].

Важное значение приобретают реставрационные работы Д. В. Милеева в Ипатьевском монастыре Костромы к юбилею 1913 г. Практический опыт Милеева позволил ему добиться успехов и в реставрации живописи. Создав классификацию основных типов утрат красочного слоя и разработав методологию их восполнения, он внес большой вклад в формирование теории и методов научной реставрации монументальной росписи [Бобров, 1987, с. 53].

За свою недолгую жизнь Милеев принял участие в судьбе и других многочисленных памятников русской архитектуры разных эпох, среди которых — Борисоглебский собор Смядынского монастыря в Смоленске, Троицкий собор Ма-карьевского Желтоводского монастыря, колокольня Успенской Боровской церкви в Архангельске. Однако помимо реставрационных и археологических работ на памятниках каменного зодчества в материалах, связанных с Д. В. Милеевым, постоянно упоминаются его исследования деревянных церквей Русского Севера. Значительное количество сделанных им обмеров и фотографий, а также осуществленные ремонты свидетельствуют о том, что именно он стоит у истоков реставрации деревянной архитектуры в России. Его по праву можно назвать основателем этого направления, оказавшим значительное влияние на последующую реставрацию русского деревянного зодчества уже во второй половине ХХ в.

Начало систематических исследований русской деревянной архитектуры связано с именем академика Л. В. Даля (1834-1878), предпринявшего несколько

экспедиций по губерниям России. Однако преждевременная кончина помешала Л. В. Далю продолжить свои изыскания, и его преемником на этом поприще становится В. В. Суслов (1857-1921), известный как один из основоположников школы архитектурной реставрации в России. Свой путь в науке он начинает с масштабных экспедиций на Русский Север. В 1883 г. Суслов первым исследует памятники деревянного зодчества на Северной Двине, а в 1886 г. предпринимает путешествие в Швецию, Норвегию и по Русскому Северу (побережья Белого моря, река Онега, Каргополье).

Несмотря на то, в перечне работ В. В. Суслова, занимавшегося впоследствии каменной архитектурой, не значится ни одного памятника деревянного зодчества, именно он первым предложил концепцию реставрации внешнего облика деревянных храмов Русского Севера: св. Климента в Уне [Суслов, I, 1895, 17], Троицкой в Нёноксе [Суслов, V, 1899, 14], Успенской в Нижней Уфтюге [Суслов, V, 1899, 15], Успенского собора в Кеми [Суслов, III, 1897, 13] и ряда других.

Во второй раз на Севере Суслов оказался в 1886 г. сразу после завершения скандинавского этапа своей экспедиции, и нельзя исключать, что он был вдохновлен масштабными реставрациями, осуществлявшимися в эти годы в Норвегии. В 1883 г. в пригород Бергена Фантофт была перевезена церковь из Фортуна, в 1884 г. на территории королевской резиденции под Осло ставится храм из Гула. В 1885-1891 гг. норвежский архитектор П. А. Бликс проводит реставрацию церкви в Хопперстаде. Все эти памятники средневекового зодчества Норвегии получили вторую жизнь благодаря тому, что они в наибольшей степени отвечали представлениям о сущности национальной архитектуры и способствовали формированию культурной самоидентичности Норвегии накануне обретения своей независимости.

Усиление «национального» начала памятников архитектуры в ходе их ремонтов и перестроек в 1840-1890-е годы было обычным явлением. Именно поэтому проведенные реставрации 1880-х годах в Фантофте, Осло и Хопперстаде сегодня нельзя назвать строго научными, поскольку они «романтизировали» образ средневекового норвежского храма за счет характерного декора в виде голов драконов и башенной надстройкой, возможно, не существовавшей в ХП-ХШ столетиях. В. Суслов, представляя в выпусках «Памятников древнего русского зодчества» освобожденные от тесовой обшивки стены храмов с воссозданными деталями и декором, во многом разделяет подходы норвежских архитекторов 1880-х годов, также воспринимая композицию старинного северного храма как воплощение «национального стиля». Уже тогда Суслов, предвосхищая методику советского архитектора-реставратора А. В. Ополовникова, считал, что обшивка сруба досками и растеска окон искажает облик традиционной русской деревянной церкви. Например, Троицкая церковь в Нёноксе предстает с раскрытыми венцами, восстановленными оригинальными оконными проемами и западной галереей [Суслов, V, 1899, с. 14, рис. 1]. Однако затейливое крыльцо с резными столбами и завершением бочкой становится фантазией Суслова, стремившегося еще больше подчеркнуть сказочный характер и без того необычной пятишатровой церкви. Так в этом проекте соединились противоречивые черты той эпохи, когда зарождение новых научных подходов к задачам реставрации памятников архитектуры все еще сопровождалось и отголосками прежнего «стилистического метода».

} *

Рис. 1. Нёнокса. Троицкая церковь, 17271729 гг. Чертеж В. В. Суслова [Суслов, 1899, V, 14].

Воззвания о судьбе самобытных памятников северного деревянного зодчества, исходившие от ученой и художественной общественности, были услышаны, и с началом ХХ столетия ситуация, вызванная критическим состоянием многих шедевров русской архитектуры, была взята под жесткий контроль Императорской Археологической комиссией (ИАК). Возглавляемая графом А. Бобринским в 18861917 гг., ИАК не просто остановила волну разрушений и дилетантских поновлений старинных сооружений, но и способствовала формированию в России целостной системы охраны памятников. В течение многих лет ИАК чутко и оперативно реагировала на поступавшие из различных губерний прошения и донесения, которые рассматривались на регулярных реставрационных заседаниях, направляла архитекторов с инспекциями, изыскивала средства, координировала все стадии реставрационного процесса. Именно на этом богатейшем и интереснейшем историческом фоне и разворачивается деятельность Дмитрия Васильевича Милеева, который на всем своем недолгом жизненном пути был связан с Императорской Археологической комиссией, будучи ее штатным архитектором-художником.

Об ученических годах Д. В. Милеева становится известно из его личного дела в фонде Императорской Академии художеств в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Среднее образование он получил в Роменском реальном училище в Полтавской губернии, в которое поступил в 1888 г. Возможно, в юности его судьбу определила данная Академией художеств оценка его таланта рисоваль-

щика, и Д. В. Милеев подал прошение с приложением всех необходимых документов для прохождения приемного испытания и поступления в 1898 г. в число учеников архитектурного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств [Личное дело Д. В. Милеева, л. 1]. В 1902 г. Милеев был задействован «на практических строительных работах при постройке Политехнического Института» в Петербурге [РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Д. И-16. Личное дело Д. В. Милеева, л. 32], а весной 1903 г. получил свидетельство на право производить постройки [Личное дело Д. В. Милеева, л. 33]. Кроме того, в становлении его мировоззрения немаловажную роль сыграли командировки по изучению древнерусского зодчества, и, согласно выданным Академией свидетельствам, молодой зодчий в 1903-1905 годах, «отправляется по России для художественных работ с натуры и снимания видов местностей» [Личное дело Д. В. Милеева, л. 35-36, 38]. Уже по заданию Императорской Археологической комиссии в 1905 и 1906 гг. он совершил две поездки на Север для изучения, обмеров и осмотра памятников древнего церковного зодчества в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской и Костромской губерниях. Только в течение этих двух летних сезонов им было обмеряно, сфотографировано и проинспектировано, как минимум, 49 (!) объектов, расположенных по всему Русскому Северу. Экспедиции Д. В. Милеева 1905-1906 гг. можно считать началом систематического подхода к проблемам сохранения памятников русского деревянного зодчества, предполагавшего их фиксацию (каталогизацию) и одновременную оценку степени износа конструкций. По результатам этих экспедиций Д. В. Милее-ва Императорская Археологическая комиссия инициировала несколько масштабных реставраций. Непосредственное знание Милеевым ситуации с тем или иным памятником и результаты натурных наблюдений были очень существенными при вынесении Императорской Археологической комиссией решений, касавшихся планов проведения ремонтов в отдаленных уездах северных губерний. Порой именно мнение Милеева, которое он подкреплял собственными чертежами и фотографиями, оказывалось решающим.

После перерыва в несколько лет, связанного с работами Милеева в Киеве, он вновь возвращается к реставрации деревянного зодчества Русского Севера. В январе 1911 г. он выступает с докладом о жилой деревянной архитектуре на IV Съезде русских зодчих [Милеев, 1911]. Его доклад-манифест, произнесенный за несколько лет до наступления советской эпохи, принесшей столько перемен в жизнь деревни, представил традиционное народное жилище как особый русский феномен, и позднее именно с этих позиций он изучался продолжателями этой темы — К. К. Романовым, Р. М. Габе, И. В. Маковецким.

Последняя командировка Д. В. Милеева на Русский Север состоялась в 1913 г. и была связана с реставрацией и инспекцией нескольких значимых памятников. В тот год он произвел осмотр и составил подробное описание деревянной Георгиевской церкви 1522 г. Шеменского прихода Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии и совершил поездку в Архангельскую губернию для составления рекомендаций по сохранению и ремонту деревянной Воскресенской церкви 1643 г. в селе Малая Немнюга. Реставрация Богоявленской церкви начала XVII в., находящейся в Челмужском погосте на северном побережье Онежского озера, стала последней работой Д. В. Милеева в области реставрации деревянного зодчества как руководителя и непосредственного участника работ. Аккуратная реставрация церкви Бо-

гоявления в Челмужах, став частью большой программы празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г., интересна и с организационной точки зрения. Несмотря на то, что в работах были задействованы разные инстанции и поднимались острые дискуссионные вопросы, все было осуществлено в срок и на самом высоком профессиональном уровне, свидетельствующем о блестящих достижениях реставрационной практики в дореволюционной России.

Исследование жизни Д. В. Милеева, его проектов, графического наследия, фотографий, стенограмм выступлений на заседаниях Археологической комиссии, свидетельствует о выработанной им общей и весьма зрелой реставрационной концепции реставрации памятников деревянного зодчества. Его проекты всегда были очень тактичными по отношению к каждому объекту и далеко не всегда подразумевали полную переборку. Как правило, они сводились к замене нижних венцов, установке каменного фундамента и исправлению покрытий, т. е. к устранению основных причин, приводящих здания к ветхости и, зачастую, уклону от своей оси.

Однако это многообещающее начинание внезапно и трагически было прервано смертью Милеева в июле 1914 г., когда русская реставрация потеряла наиболее квалифицированного и опытного архитектора-практика в этой специфической области. В последующие годы, Гражданской войны и особой политики советской власти по отношению к деревне в ходе коллективизации, реставрация деревянных церквей, естественно, не проводилась. Однако сразу после окончания Великой Отечественной войны свою работу начинает А. В. Ополовников (1911-1994), которому принадлежала ведущая роль в восстановлении памятников деревянного зодчества в Советском Союзе. Наследие Д. В. Милеева, объединяющее практические и теоретические аспекты реставрации начала ХХ столетия, во многом послужило методологической основой этого процесса. Среди дореволюционных архитекторов А. В. Ополовников особо выделяет именно Д. В. Милеева и его единомышленника и сподвижника А. А. Каретникова, подчеркивая, что «их позиции и опыт послужили для нас тем фундаментом, на котором позже начала преемственно формироваться наша концепция и методика реставрации» [Ополовников, 1974, с. 18-19]. Поэтому вряд ли будет преувеличением утверждение, что работы А. В. Ополовни-кова, проводимые со второй половины 1940-х годов, продолжают развитие реставрации русской деревянной архитектуры с того места, где этот стремительный и набиравший силу процесс был резко остановлен смертью Милеева.

Его подходы и практические указания получают у А. В. Ополовникова развернутое обоснование в программной книге «Реставрация памятников народного зодчества», опубликованной в 1974 г., и обнаруживают полное созвучие. Главным образом это единомыслие наблюдается в стремлении освободить древнюю постройку от позднейших наслоений (дощатой обшивки, покраски, штукатурки, обивки железом, измененных форм дверных и оконных проемов, элементов, имитирующих классицистический декор каменных зданий) и возвращении ей аутентичного облика на основе детального натурного обследования.

С конца XVIII и на протяжении всего XIX столетия подобным искажениям подвергались десятки и даже сотни деревянных церквей, что было вызвано возрастанием влияния стилевой каменной архитектуры губернских и столичных городов. По наблюдению В. В. Суслова, который в 1880-е годы первым обратил внимание на состояние памятников деревянной архитектуры, «везде, где только является какая-

либо возможность сделать обновление древней церкви, или создать новую, лежит печать жалкого подражания современности. Большинство виденных мной древних деревянных церквей — переправлены в такой степени, что затеряны не только детали их, но искажены и самые формы. Грустно подумать, что за какое-нибудь столетие народ окончательно убил в себе все вековые традиции искусства и даже не видит достоинств своего прошлого» [Суслов, 1889, с. 67]. Позднее Ополовников назовет этот процесс превращением «в некий эклектический конгломерат народного зодчества и стилевой архитектуры, в механическое смешение двух совершенно различных архитектурных систем и эстетических концепций, в совершенно нелепое олицетворение мирного сосуществования двух разнородных художественных культур» [Ополовников, 1974, с. 32].

Д. В. Милеев, полностью разделяя позицию В. В. Суслова, ставит своей целью именно высвобождение памятника из-под наслоений позднего времени, одним из первых выступая с практическими мерами по нейтрализации искажений, вызванных перестройками XIX столетия. Его своеобразным методологическим кредо становится программа реставрации уже упомянутой Георгиевской церкви Шемен-ского погоста, озвученная за полгода до смерти на заседании Реставрационного комитета при Археологической комиссии 7 ноября 1913 г. Именно в этом докладе крайне негативно оценивается общая ситуация с «поновлениями» древнерусского памятника, классификация которых и устранение станут впоследствии для Опо-ловникова главной задачей.

Милеев резко отрицательно отнесся к обшивке Георгиевской церкви, которая была сделана одновременно с каменным фундаментом в 1865 г. По его словам, она исказила древние формы церкви, так как «сделана с претензией на стиль ампира, с карнизами, отделанными модульонами, которые еще более выделены белой краской». Сохранность тесовых крыш церкви при осмотре оказалась плохой, поэтому, по мнению архитектора, необходимо было заново перекрыть крышу, но с сохранением прежней формы и ни в коем случае не допуская использования железа, нарушающего характер старины: «Шейка и главка церкви обезображены сплошной обшивкой жестью. желательно удалить жесть, сделать детальный осмотр и восстановить древнее покрытие». Переходя к описанию внутреннего убранства церкви, Д. В. Милеев отметил, что «обезображивание заметно здесь также в значительной степени», касавшееся изменения вида входных дверей из сеней в трапезную и из трапезной в церковь. Но более возмутительным он считает оштукатуренные стены и зашитый холстом потолок церкви, который к тому же «грубо размалеван звездами и херувимами». Однако в церкви без переделок сохранились маленькие верхние окна, причем в северном окне даже осталась на месте древняя рама.

Свой отчет Милеев завершил пожеланием, чтобы внутреннее состояние церкви было приведено в первоначальный вид, а именно было очищено от штукатурки и холста, а также удалена печь из трапезной, поскольку «в приходе существует новый храм теплый» [Протоколы реставрационного заседания. Георгиевская церковь 1522 г., с. 68-71].

Этими же соображениями руководствовался другой выдающийся русский реставратор начала ХХ в. — П. П. Покрышкин, который изложил свои методические рекомендации в известном очерке «Краткие советы по вопросам ремонта памятников»: «Все приёмы старинной рубки, покрытий, устройства дверей и окон, раз-

умеется, должны строго сохраняться: восстановление утраченных частей должно делаться в том же духе старины по известным образцам. Особенно хороши в деревянных строениях лемеховые, гонтовые и тесовые кровли, резьба порталов, оконных наличников, столбов, подпирающих потолки, не говоря уже об иконостасах. Железные покрытия в гребень не идут к деревянным строениям, и их всемерно должно избегать.

Относительно распространенного обычая обшивать церкви тесом для защиты от дождя и снега должно заметить, что помимо искажения, чаще всего обшивка вместо пользы приносит вред, задерживая неприметно проникающую под него влагу и затрудняя проветривание и просушивание стен...

Окраска деревянных древних зданий не рекомендуется, потому что дерево от времени приобретает чрезвычайно красивый, неподражаемый тон, и что очень важно для сохранности его, покрывается особым налетом, делающим его непроницаемым для воды; замечательно, что вода не попадает в широкие щели, получившиеся от усыхания дерева; очень хорошею защитою от воды является мох, естественным порядком выросший на бревнах, — тем более грешно удалять при ремонтах эту чарующую печать природы на человеческом творении» [Покрышкин, 1915, с. 187-188].

Однако П. П. Покрышкин, известный прежде всего своими реставрациями каменных сооружений, только развивает основные тезисы Д. В. Милеева, разделяя его позицию. Таким образом, именно Д. В. Милеев закладывает основы того подхода, который будет изложен А. В. Ополовниковым в теории «наслоений»:

«1. Четким критерием ценности поздних наслоений на первоначальной части памятника служит не время их появления, а типичность (или нетипичность) архитектурно-конструктивных форм этих наслоений для традиций и духа народного зодчества.

2. В зависимости от соответствия архитектурным традициям народного зодчества все наслоения распадаются на три качественно разные категории: традиционные, чуждые и нейтральные.

3. Дифференциация всех наслоений по их сущности (а не по отражению во времени) позволит заменить расплывчатое и неопределенное понятие "оптимальная дата реставрации памятника" определенным и содержательным понятием "оптимальный облик памятника", который подразумевает «синтез его первоначальной части и всех традиционных и нейтральных наслоений» и становится главной задачей и конечным результатом реставрации [Ополовников, 1974, с. 140, рис. 2-3].

Противодействие Д. В. Милеева этой волне «поновлений» выразилось и «в прекрасных обмерах, на которых он показал памятники только в их подлинном, реконструированном виде, чем и отрицал все позднейшее и чуждое» [Ополовников, 1974, с. 128].

Внимательное сопоставление материалов его экспедиций 1905-1906 гг., результатами которых стали как фотографии, так и архитектурная графика, выявляет неожиданную и весьма интересную картину. Если на многих его фотографиях храмы представлены с упомянутыми «поновлениями» и в дощатой обшивке, то на многих его чертежах та же постройка выглядит совершенно иначе — с раскрытыми венцами и ясно читаемой фактурой бревенчатой стены (Чухчерьма, Свидское, Едома,

Рис. 2. Варзуга. Церковь Успения, 1674 г. Проект реставрации А. В. Ополовникова [Ополовников, 1986, с. 71].

Рис. 3. Лычный Остров. Церковь Петра и Павла, 1620 г. Проект реставрации А. В. Ополовникова [Ополовников, 1986, с. 54].

Рис. 4. Селецкое. Церковь Воскресения Христова, 1673 г. Чертеж Д. В. Милеева [Забелло С. Я., Иванов В. И., Максимов П. Н., 1942, с. 133].

Рис. 5. Чухчерьма. Церковь св. Ильи Пророка, 1657 г. Чертеж Д. В. Милеева [Забелло С. Я., Иванов В. И., Максимов П. Н., 1942, с. 180].

Селецкое, Елгомское, Осиново, Святые ворота Николо-Карельского монастыря, рис. 4-5). Отдельного внимания заслуживает Никольская церковь в Согиницах в Присвирье. Вплоть до 1970-х годов она стояла в дощатой обшивке с усеченным верхом шатра, что было зафиксировано А. В. Ополовниковым. Однако еще на чертеже 1905 г. Милеев убирает покрытое кровельным железом неказистое завершение «кумполом» и представляет традиционный стройный шатер с главкой на шее. Именно такой вид был возвращен шатру Никольской церкви в Согиницах во время реставрации, проведенной архитекторами М. И. Колядой и И. А. Мачерет в 1973-1976 г. [Носкова, 2011, с. 138]. Вполне возможно, что концепция этой реставрации в той или иной степени была сформирована под воздействием графики Д. В. Милеева.

В этих случаях чертежи Д. В. Милеева вряд ли можно называть «обмерами» в строгом смысле слова. В упомянутых случаях они, скорее всего, являются проектными предложениями, которые при сопоставлении с фотографиями могли быть вынесены на сравнительное рассмотрение Археологической комиссией и рекомендованы ею при осуществлении реставрационных работ. Тем самым, осознанно или интуитивно, в этих обмерах Д. В. Милеев предваряет и иллюстрирует введенное А. В. Ополовниковым понятие «оптимальный архитектурный облик памятника». Безусловно, поиском подобного «оптимального облика» занимались многие из предшественников Д. В. Милеева, и упомянутые публикации В. В. Суслова

в «Памятниках древнего русского зодчества» могут служить тому подтверждением. Однако в отличие от Суслова как представителя старшего поколения Милеев был полностью свободен от воздействия прежней методики «стилистической реставрации» и избегал «фантазийных» добавлений, наподобие крылец со сказочными бочечными покрытиями. Возможно, этим же объясняются и разные результаты осуществленных Милеевым реставраций, в которых не памятник вписывается в изначальный замысел архитектора и его видение «идеальной церкви», а, наоборот, зодчий, умаляя собственное творческое начало, работает в связи с конкретной ситуацией и задачей. Именно поэтому в Пучуге пришлось невольно изменять габариты храма, в Шеменичах — удалять позднейшие наслоения, а в Челмужах — сохранить внешнюю обшивку.

Для поколений советских реставраторов Милеев становится примером и универсального типа архитектора-энциклопедиста, способного с одинаковым мастерством решить задачи, связанные с восстановлением памятника деревянного или каменного зодчества. Такими качествами обладал П. Д. Барановский (1892-1984), занимавшийся в 1920-1930-е годы организацией музея-заповедника «Коломенское», где представлена историческая панорама каменных и деревянных сооружений. В послевоенном Новгороде такой фигурой стал Л. Е. Красноречьев (19322013), чей вклад в воссоздание средневековых каменных церквей не менее значим, чем основание музея деревянного зодчества «Витославлицы».

Действительно, несмотря на свою недолгую жизнь, Д. В. Милеев успел сообщить мощный импульс дальнейшему развитию русской реставрации даже в самые сложные для страны годы. П. П. Покрышкин и Императорская Археологическая Комиссия почтили память Д. В. Милеева, отметив, что он «был олицетворением непреодолимого влечения к усвоению родного русского искусства и держался этого пути, невзирая ни на какие житейские препятствия. Он искренно и геройски следовал своему твердому убеждению, что русский архитектор должен начинать свое художественное образование на образцах русского искусства, дабы первые, самые свежие его впечатления слагались под влиянием родного творчества, вне связи его с искусством других народов» [Покрышкин, 1915а, с. 1]. И сейчас, спустя сто лет после смерти Д. В. Милеева, произведенные им реставрационные работы и натурные исследования по-прежнему сохраняют свою историческую значимость, а поставленные им вопросы сохранения памятников деревянной архитектуры России приобрели еще большую актуальность.

Источники и литература

1. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи. Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 1987. 162 с.

2. Елшин Д. Д. Императорская Археологическая комиссия и раскопки в Киеве 1908-1914 гг. // Императорская Археологическая комиссия (1859-1917). У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия. К 150-летию со дня основания. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. С. 909-937.

3. Забелло С. Я., Иванов В. Н., Максимов П. Н. Русское деревянное зодчество. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1942. 212 с.

4. Личное дело Д. В. Милеева // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 12. Д. И-16. 57 л.

5. Милеев Д. В. Деревянное строительство Севера // Труды IV съезда русских зодчих. СПб.: Государственная типогр., 1911. С. 41-46.

6. Носкова А. Г. Онежско-Ладожская архитектурная традиция XVII-XVIII вв. // Деревянное зодчество. Вып. II. Новые материалы и открытия. М., СПб.: Коло, 2011. С. 124-158.

7. Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. М.: Искусство, 1974. 391 с.

8. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М.: Искусство, 1986. 310 с.

9. Покрышкин П. П. Памяти Д. В. Милеева // Известия Императорской Археологической комиссии (ИАК). Вып. 57. СПб.: Типогр. Департамента уделов, 1915а. С. 1-2.

10. Покрышкин П. П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников. Деревянные здания // Известия Императорской Археологической комиссии (ИАК). Вып. 57. СПб.: Типогр. Департамента уделов, 1915в. С. 187-188.

11. Протоколы реставрационного заседания. Георгиевская церковь 1522 г. // Известия Императорской Археологической комиссии (ИАК). Вып. 52. (Вопросы реставрации. Вып. 13). СПб.: Типогр. Главного управления уделов, 1914. 185 с.

12. Суслов В. В. Памятники древнего русского зодчества. Вып. I-VII. СПб.: Изд. Императорской Академии художеств, 1895-1901.

13. Суслов В. В. Путевые заметки о севере России и Норвегии. СПб.: Типогр. А. Ф. Маркса, 1889.

75 с.

References

1. Bobrov Iu. G. Istoriia restavratsii drevnerusskoi zhivopisi [The History of Restoration of Russian Medieval Painting]. Leningrad: In-t zhivopisi, skul'ptury i arkhitektury imeni I. E. Repina Publ., 1987. 162 p.

2. Elshin D. D. Imperatorskaia Arkheologicheskaia komissiia i raskopki v Kieve 1908-1914 gg. [Imperial Archaeological Commission and excavations in Kiev in 1908-1914]. Imperatorskaia Arkheologicheskaia komissiia (1859-1917). U istokov otechestvennoi arkheologii i okhrany kul'turnogo naslediia. K 150-letiiu so dnia osnovaniia [Imperial Archaeological Commission (1859-1917): Origins of Russian archaeology and preservation of cultural heritage]. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2009. P. 909-937.

3. Zabello S. I a., Ivanov V. N., Maksimov P. N. Russkoe dereviannoe zodchestvo [Russian Wooden Architecture]. Moscow, Izd-vo Akademii arkhitektury SSSR Publ., 1942. 212 p.

4. Lichnoe delo D. V Mileeva [Dmitry Mileev]. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive]. Collection 789. Schedule 12. Item. I-16. 57 l.

5. Mileev D. V. Dereviannoe stroitel'stvo Severa [Wooden building of the North]. Trudy IV s»ezda russkikh zodchikh [Proceedings of the 4th Congress of Russian Architects]. St. Petersburg, Gosudarstvennaia tipogr. Publ., 1911. P. 41-46.

6. Noskova A. G. Onezhsko-Ladozhskaia arkhitekturnaia traditsiia XVII-XVIII vv. [The Onega-Ladoga Architectural Tradition of the 17th and 18th Centuries]. Dereviannoe zodchestvo. Vyp.II. Novye materialy i otkrytiia [Wooden Architecture. Issue II. New Materials and Discoveries]. Moscow; St. Petersburg, Kolo, 2011. P. 124-158.

7. Opolovnikov A. V. Restavratsiia pamiatnikov narodnogo zodchestva [The Restoration of Works of Folk Architecture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974. 391 p.

8. Opolovnikov A. V. Russkoe dereviannoe zodchestvo [Russian Wooden Architecture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 310 p.

9. Pokryshkin P. P. Pamiati D. V. Mileeva [D. Mileev. In memoriam]. Izvestiia Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii (IAK) [Proceeding of Imperial Archaeological Commission]. Vol. 57. St. Petersburg, Tipogr. Departamenta udelov Publ., 1915a. P. 1-2.

10. Pokryshkin P. P. Kratkie sovety po voprosam remonta pamiatnikov. Dereviannye zdaniia [The Brief Recommendations, related to the Questions of Monuments Restoration. Wooden buildings]. Izvestiia Imperatorskoi Arkheologicheskoi Komissii (IAK) [Proceeding of Imperial Archaeological Commission]. Vol. 57. St. Petersburg, Tipogr. Departamenta udelov Publ., 1915v. P. 187-188.

11. Protokoly restavratsionnogo zasedaniia. Georgievskaia tserkov' 1522 g. [The Church of St. George (1522)]. Izvestiia Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii (IAK) [Proceeding of Imperial Archaeological Commission]. Vol. 52. (Voprosy restavratsii. Vol. 13). St. Petersburg, Tipogr. Glavnogo upravleniia udelov Publ., 1914. 185 p.

12. Suslov V. V. Pamiatniki drevnego russkogo zodchestva [Monuments of Ancient Russian Architecture]. Issues I-VII. St. Petersburg, Izd. Imperatorskoi Akademii khudozhestv Publ., 1895-1901.

13. Suslov V. V Putevye zametki o severe Rossii i Norvegii [Travel Notes on the North of Norway and Russia]. St. Petersburg, Tipogr. A. F. Marksa Publ., 1889. 75 p.

Статья поступила в редакцию 12 февраля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.