Научная статья на тему 'Участие Республики Корея во вьетнамской войне 1964-1973 гг'

Участие Республики Корея во вьетнамской войне 1964-1973 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2564
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ / ЮЖНЫЙ ВЬЕТНАМ / НЕАТО / VIETNAM WAR / REPUBLIC OF KOREA / UNITED STATES / SOUTH VIETNAM / NEATO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Валерий Владимирович

Статья посвящена участию Республики Корея в агрессии Америки в Индокитае. Вопреки постоянной военной угрозе со стороны Северной Кореи, Республика Корея (Южная Корея) направила в Южный Вьетнам значительную войсковую группировку, вторую по численности после Соединенных Штатов. Участие Сеула в интервенции осуществлялось, чтобы укрепить американо-южнокорейский альянс и, таким образом, оказать поддержку в обеспечении безопасности присутствия США в Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic of Korea's participation in Vietnam War of 1964-19731

The article deals with participation of South Korea in US wars of aggression in Indochina. Despite constant North Korean military threat, the Republic of Korea sent considerable combat troops to South Vietnam, second in number to U.S. The involvement of Seoul was to strengthen the alliance between the United States and South Korea and thus to maintain the security of the U.S. presence in Asia.

Текст научной работы на тему «Участие Республики Корея во вьетнамской войне 1964-1973 гг»

УДК 327 (091)

В. В. Иванов

УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ 1964-1973 гг.

Статья посвящена участию Республики Корея в агрессии Америки в Индокитае. Вопреки постоянной военной угрозе со стороны Северной Кореи, Республика Корея (Южная Корея) направила в Южный Вьетнам значительную войсковую группировку, вторую по численности после Соединенных Штатов. Участие Сеула в интервенции осуществлялось, чтобы укрепить американо-южнокорейский альянс и, таким образом, оказать поддержку в обеспечении безопасности присутствия США в Азии.

Ключевые слова: вьетнамская война, Республика Корея, Соединенные Штаты, Южный Вьетнам, НЕАТО.

Republic of Korea’s participation in Vietnam War of 1964-1973. VALERY V. IVANOV (Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amour).

The article deals with participation of South Korea in US wars of aggression in Indochina. Despite constant North Korean military threat, the Republic of Korea sent considerable combat troops to South Vietnam, second in number to U.S. The involvement of Seoul was to strengthen the alliance between the United States and South Korea and thus to maintain the security of the U.S. presence in Asia.

Key words: Vietnam War, Republic of Korea, United States, South Vietnam, NEATO.

Проблемы участия стран-союзников США, в том числе и Республики Корея (Южной Кореи), в интервенции в Индокитае в 1960 - первой половине 1970 гг. мало изучены отечественными исследователями. Основное внимание советские и российские историки концентрировали на анализе индокитайской политики Соединенных Штатов как главного инициатора агрессии во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. В монографии, посвященной анализу международных отношений в дальневосточном регионе в период 1945-1977 гг. [3], коллективом советских ученых был сделан анализ некоторых вопросов политического, экономического и военного сотрудничества Вашингтона и Сеула, а также проблемы японо-южнокорейских отношений в 1960-1970 гг. Среди представленных проблем рассматривалось участие Южной Кореи во вьетнамской войне. Группой военных историков СССР, ГДР и Польши в монографии, характеризовавшей локальные вооруженные конфликты после Второй мировой войны [1], приведены некоторые статистические данные по участию южнокорейского воинского контингента во вьетнамской войне. Однако в этих работах в основном обсуждались политические причины вовлечения Южной Кореи в вооруженный конфликт в Индокитае; не анализировались военные аспекты участия сеульского режима во вьетнамской войне, значение участия южнокорейских войск в боевых действиях в Южном Вьетнаме.

В условиях продолжающейся в настоящее время интервенции США и их союзников по НАТО в Ираке и Афганистане, когда Вашингтон заинтересован представлять вторжение в указанные государства не как агрессию, а как борьбу прогрессивных стран против международного терроризма, рассматриваемая проблема представляется актуальной. Цель данной публикации - сделать комплексный анализ причин участия Южной Кореи во вьетнамской войне, военного сотрудничества Сеула и Вашингтона в Индокитае. Для решения этой задачи привлечены иностранные материалы, ранее не использовавшиеся отечественными исследователями.

Активные усилия Соединенных Штатов «интернационализировать» интервенцию в Южном Вьетнаме стали предприниматься еще до начала американской агрессии в Индокитае весной 1964 г. 23 апреля 1964 г. президент Джонсон в своем публичном выступлении призвал к тому, чтобы «больше флагов пришло на помощь» южновьетнамским союзникам США [1, с.129]. Использование в Южном Вьетнаме исключительно войск США было некорректно по политическим соображениям. Это могло негативно отразиться на международном авторитете Америки. Тем более что расширение войны в Индокитае, перспектива захвата власти левыми силами в Южном Вьетнаме и Лаосе могли представлять угрозу непосредственно для некоторых союзников Америки по блоку СЕАТО, но не для США.

ИВАНОВ Валерий Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и юриспруденции (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре). E-mail: sir.vv-ivanov@yandex.ru © Иванов В.В., 2011

Администрация Белого дома считала целесообразным направлять в Индокитай войска своих партнеров по военным блокам по следующим причинам.

Во-первых, коллективные действия азиатских стран стали бы оправданием интервенции США в глазах международной общественности. В этом случае действия Вашингтона представлялись бы не только как стремление предотвратить свержение проамериканских режимов в Южном Вьетнаме, но и как объединенные усилия Соединенных Штатов и их союзников по отражению агрессии, исходившей от Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам), которую поддерживали Китай и СССР.

Во-вторых, содержание воинских контингентов из азиатских стран обходилось намного дешевле, чем американских подразделений.

В-третьих, высокий уровень потерь среди американских военнослужащих в Индокитае мог вызвать негативную реакцию общественности США.

С предложениями об участии в вооруженном конфликте в Индокитае Вашингтон неоднократно обращался к руководству Южной Кореи. В начале 1960-х годов произошли два события, предопределившие политику Сеула в отношении вьетнамской войны в 1960 - первой половине 1970 гг.: эскалация военного вмешательства США в Индокитае и приход к власти в Южной Корее в 1961 г. режима генерала Пак Чжон Хи.

Установление власти Пак Чжон Хи в значительной степени способствовало укреплению отношений между Соединенными Штатами и Южной Кореей. Вашингтон придавал Южной Корее значение военно-стратегического плацдарма, ориентированного на подавление прокоммунистических движений в Азии. Здесь проходила «центральная ось первой линии обороны США в Азии, выдвинутая к границам коммунистического мира», - излагалось в одном из документов Пентагона, опубликованных в середине 1960-х годов [3, с.186].

Начало данному процессу положила встреча президента Д. Кеннеди с Пак Чжон Хи в Вашингтоне в ноябре 1961 г. В официальном коммюнике об этом диалоге была подчеркнута дружба между США и Южной Кореей и выражено одобрение Белым домом внутренней и внешней политики южнокорейских властей. Особо отмечались заслуги Сеула в борьбе с коммунизмом, подчеркивалось полное взаимопонимание во всем, что касается укрепления обороны против угрозы распространения «коммунистической экспансии» в Азии. Президент Кеннеди подтвердил готовность США оказать любую помощь Южной Корее, включая военную. На переговорах не оговаривался вопрос использования южнокорейских войск в индокитайском конфликте, так как Вашингтон пока не вынашивал планы широкого военного вмешательства в Южном Вьетнаме.

Чтобы стимулировать продолжение диалога, Вашингтон пересмотрел формы экономического сотрудничества с Южной Кореей. От предоставления Сеулу помощи, главным образом, потребительскими товара-

ми США постепенно стали переходить к преимущественному экспорту капиталов в виде займов, кредитов и капиталовложений. Важное значение имела также посредническая роль Америки в развитии устойчивых экономических контактов Южной Кореи с другими государствами Дальнего Востока, в первую очередь с Японией.

Переговоры Кеннеди и Пак Чжон Хи обозначили новый этап японо-южнокорейских отношений, свидетельствовали об усилении военно-политической экспансии США на Дальнем Востоке. В этот период Вашингтон планировал создание политического блока «Организация договора Северо-Восточной Азии» (ЫЕАТО). По замыслам США, одной из главных задач диалога между Сеулом и Вашингтоном было создание на Дальнем Востоке японо-южнокорейского союза, как базиса будущей организации НЕАТО и основы для решения других первостепенных проблем внешней политики США в Азии. Американская администрация рассчитывала на создание своеобразного военно-политического союза, где были бы объединены южнокорейская армия и японский экономический потенциал. Она также рассчитывала, что Япония возьмет на себя часть расходов по содержанию сеульского режима, а в качестве компенсации США были согласны открыть для нее более широкие экономические возможности в Южной Корее и Юго-Восточной Азии [3, с. 335].

29 января 1964 г. Южную Корею посетил государственный секретарь США Д. Раск. Он убеждал Пак Чжон Хи ускорить процесс нормализации отношений с Японией и заверял его, что это не повлияет на обязательства США по оказанию Сеулу военной и экономической помощи. В сентябре-октябре того же года сначала в Японии, а затем в Южной Корее побывал специальный помощник госсекретаря США по делам Дальнего Востока У. Банди. В официальном коммюнике о переговорах У. Банди с министром иностранных дел Южной Кореи Ли Дон Воном подчеркнута важность подписания фундаментального японо-южнокорейского договора. 20 февраля 1965 г. в Сеуле был парафирован основной договор, заложивший юридическую основу экономического и политического союза Японии и Южной Кореи. Нормализация японо-южнокорейских отношений являлась одним из важных аспектов азиатской политики США. После развертывания широкомасштабной интервенции в Южном Вьетнаме Вашингтон добивался установления дипломатических отношений между Южной Кореей и Японией. В меморандуме «Компромиссное решение», подготовленном

1 июля 1965 г. заместителем государственного секретаря Дж. Болом для президента Л.Б. Джонсона, отмечалось: «... если мы окажем нажим на корейцев, прося присылки большего числа войск во Вьетнам (вьетнамцы не демонстрировали своего желания о дополнительных азиатских силах с тех пор, как они предстали перед ощущением собственной гордости), мы способны вознаградить Корею за реакцию на компромисс

в Южном Вьетнаме. В этом аспекте в настоящее время Япония может играть центральную роль в том, чтобы достигнуть нормальных отношений с Южной Кореей» [9, p. 454].

Вслед за установлением дипломатических отношений между Сеулом и Токио администрация Соединенных Штатов предложила Пак Чжон Хи направить воинский контингент в Южный Вьетнам для участия в боевых действиях против коммунистических сил. Первая группа (Republic of Korea Military Assistance Group, Vietnam), насчитывавшая 200 чел., была отправлена Сеулом в Южный Вьетнам в декабре 1964 - январе

1965 г. [8, p. 307]. Указанное подразделение, носившее кодовое наименование «Dove Unit», выполняло функции советников. Это были врачи, строители, саперы, группы охраны. В боевых действиях они не участвовали. Южнокорейский контингент базировался в провинции Бьен Хоа.

В марте 1965 г. министр иностранных дел Южной Кореи Ли Дон Вон посетил Вашингтон и встретился с президентом Л.Б. Джонсоном. В совместном американо-южнокорейском коммюнике была отмечена необходимость сплочения всех антикоммунистических сил в Азии в связи с тем, что КНР обрела статус ядерной державы. В документе отмечалось, что нормализация японо-южнокорейских отношений не влияла на политику США в отношении Южной Кореи, направленную на оказание военной и экономической помощи в интересах обеспечения безопасности и развития экономики. Получение от Вашингтона таких заверений было необходимо лидерам Сеула по двум причинам. Во-первых, режим Пак Чжон Хи не хотел лишиться экономической и военной помощи от США; во-вторых, Сеул всячески пытался успокоить общественное мнение, утверждая, что Южная Корея не окажется в полной экономической и политической зависимости от Японии.

Ли Дон Вон от имени Сеула обещал администрации Джонсона направить в Южный Вьетнам подразделения регулярной армии. Позже южнокорейские власти выдвинули на встрече премьер-министра Тэн Ир Квона с председателем комитета планирования госдепартамента США Ростоу и с американским послом Брауном полный перечень ответных требований Вашингтону в обмен на свое согласие принять участие в интервенции в Индокитае. В этот перечень входило: оказание США экономической помощи Южной Корее в выполнении второго пятилетнего плана, усиление военной помощи вооруженным силам сеульского режима, активное содействие южнокорейскому экспорту в Южный Вьетнам, поддержка мер по увеличению экспорта в США.

Все вышеуказанные вопросы стали предметом обсуждения во время переговоров Пак Чжон Хи и Джонсона 17-18 мая 1965 г. Диалог между президентами закончился плодотворно и послужил базисом для всестороннего укрепления и развития американо-южнокорейских отношений. В ходе переговоров было заявлено

о необходимости обеспечения свободы и независимос-

ти стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Стороны подтвердили свою решимость и готовность сотрудничать в деле оказания поддержки, в том числе и вооруженной, Южному Вьетнаму [7, р. 43].

Позицию Сеула Пак Чжон Хи выразил, выступая на пресс-конференции 23 1965 г. мая на м. Канаверал, заявив: «Я полностью поддерживаю политику президента Джонсона во Вьетнаме. Мы рассматриваем 17-ю параллель во Вьетнаме точно так же, как 38-ю параллель в своей стране» [3, с. 344].

С марта 1965 г. Сеул, выполняя свои обязательства перед Вашингтоном, приступил к расширению своего военного присутствия в Индокитае. Этот шаг совпал с эскалацией интервенции армии США в этом регионе. В октябре-ноябре 1965 г. в Южный Вьетнам прибыли 2-я отдельная бригада морской пехоты «Голубой дракон» и так называемая «столичная» дивизия «Белая лошадь» с частями обеспечения. Общая численность контингента составляла 21 000 чел.; место дислокации - Кам Рань и Куи Нён (2-я корпусная тактическая зона) [6, р. 271]. Общее командование южнокорейскими войсками осуществлял генерал Че Мыунг Шин.

Чтобы поощрить своих союзников к посылке дополнительных контингентов в Южный Вьетнам, администрация США взяла на себя расходы по их транспортировке, обеспечению пенсий инвалидам войны и пособий семьям погибших, выплате надбавок к денежному содержанию военнослужащих, полностью финансировала подготовку и оснащение вооружением, снаряжением пополнений для действующих войск Южной Кореи, Таиланда и Филиппин. В частности, все южнокорейские подразделения были оснащены новыми американскими автоматическими винтовками М-16.

В июне 1966 г. на совещании министров иностранных дел стран Азии и Тихого океана был создан региональный союз АЗПАК (совет стран Азии и Тихого океана). В состав этого объединения вошли страны, связанные с США военными договорами, - Япония, Южная Корея, Филиппины, Таиланд, Южный Вьетнам, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия и Малайзия. Официальная цель создания АЗПАК - сотрудничество в социальной, экономической и политической областях. Тем не менее Вашингтон расценивал основное назначение этого союза как создание системы коллективной безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По мнению США, это подтолкнуло бы администрации стран - участниц АЗПАК к более активному участию в расширявшейся войне в Южном Вьетнаме.

В марте 1966 г. Сеул объявил о намерении отправить в Индокитай еще 20 000 чел. [7, р. 132]. Весной-летом того же года в Южный Вьетнам прибыла 9-я пехотная дивизия «Свирепый тигр», которая уже в сентябре приняла участие в боевых действиях. Указанное соединение было дислоцировано в районе Туи Хоа. Таким образом, в 1966 г. общая численность южнокорейского контингента была доведена до 45 000 чел. [6, р. 271].

Участие во вьетнамской войне союзников США поставило перед командованием американских войск в Южном Вьетнаме проблему боевого использования этих сил и организации управления ими в ходе вооруженной борьбы. По предложению штаба генерала Уэстморленда устанавливалось три этапа в боевом применении прибывших в Южный Вьетнам союзных войск. На первом они использовались лишь для охраны базовых лагерей и опорных пунктов, где дислоцировались. На втором этапе они привлекались для ведения глубинной разведки, патрулирования и наступления, если были точные данные о месторасположении прокоммунистических сил. И только на третьем этапе, когда приобретался достаточный боевой опыт, они использовались для операций «поиск-уничтожение», которые считались наиболее ответственными и были сопряжены с большим риском, так как расположение противника не было известно [7, p. 71-73].

Впервые южнокорейские подразделения приняли участие в боевых действиях зимой 1966 г. В феврале 2-я бригада морской пехоты была привлечена к проведению операции под кодовым наименованием «Van Buren» в провинции Фу Йен [10, p. 151]. Цель операции - обеспечение безопасности уборки урожая риса. В январе-марте 1966 г. части дивизии «Белая лошадь» вместе с американскими и южновьетнамскими (сай-гонскими) войсками участвовала в крупномасштабной операции под кодовым наименованием «White Wing» по уничтожению коммунистических сил в провинции Бинь Динь. Подразделения 9-й пехотной дивизии привлекались к участию в боевых действиях в сентябре 1966 г., т.е. через два месяца после прибытия в Южный Вьетнам.

Первые части войск из стран - союзников США (Филиппины, Австралия, Таиланд, Новая Зеландия), прибывшие в Южный Вьетнам, придавались американским соединениям и находились полностью на их тыловом обеспечении. Южнокорейские войска в этом аспекте составляли исключение. Они действовали только под собственным национальным командованием и не передавались в оперативное подчинение американским штабам. Их пехотным дивизиям и бригаде морской пехоты были выделены зоны ответственности, а все силы были объединены в отдельный корпус. В отличие от других союзных войск, южнокорейский контингент, помимо участия в действиях совместно с американскими и южновьетнамскими подразделениями, осуществлял самостоятельные акции по борьбе с коммунистическими силами. В марте 1967 г. части 2-й бригады морской пехоты проводили операцию под кодовым наименованием «Ohjac Kyo-I» в приморских районах 2-й корпусной тактической зоны [10, p. 193]. В феврале 1968 г. подразделения дивизии «Белая лошадь» осуществили операцию под кодовым наименованием «Maeng Ho-10» в провинции Бинь Динь [10, p. 250].

Своей самостоятельностью командование южнокорейских войск стремилось продемонстрировать, что

оно добровольно помогало американским союзникам бороться с коммунистами во Вьетнаме. По мнению администрации Пак Чжон Хи, это было своеобразным ответом Сеула на помощь Соединенных Штатов, оказанную режиму Ли Сын Мана во время корейской войны 1950-1953 гг. Командование американских войск в Южном Вьетнаме не возражало против такого статуса южнокорейских войск, так как они всегда были надежными и исполнительными союзниками. На случай возникновения конфликтных ситуаций и для решения на паритетных началах военных проблем, касающихся трех сторон, был создан специальный совет в составе командующего вооруженными силами США во Вьетнаме, командующего южнокорейскими войсками в Южном Вьетнаме и начальника генерального штаба южновьетнамских правительственных вооруженных сил, который формально выступал в качестве председателя этого совета.

Первоначально в боевых операциях вместе с американцами принимали участие небольшие южнокорейские подразделения. Они продемонстрировали отличные боевые качества, хорошую дисциплину, высокий моральный дух. Следует отметить, что участие непосредственно в боевых операциях контингентов из Австралии, Филиппин, Новой Зеландии было ограниченным: указанные подразделения решали в большей степени вспомогательные задачи (разминирование, восстановительные работы) и оказывали гуманитарную помощь гражданскому населению Южного Вьетнама.

Позже, по требованию правительства Южного Вьетнама, южнокорейские подразделения были обязаны действовать исключительно в особых рамках, определенных Сайгоном. В соответствии с этими требованиями, сеульские войска могли применять оружие только в случае явного нападения на них, т.е. в целях обеспечения самообороны. Причинами этих ограничений, которые не распространялись на контингенты из других азиатских стран - союзников США, стали многочисленные случаи жестокого обращения южнокорейских военнослужащих с мирным вьетнамским населением. Южновьетнамские власти неоднократно обращались с жалобами на южнокорейских военных, совершавших грабежи и насилия.

Высокая эффективность использования южнокорейских войск в Индокитае вынуждала администрацию Л.Б. Джонсона просить режим Пак Чжон Хи о присылке новых воинских подразделений. В правящих кругах Сеула шли дебаты по поводу отправки частей регулярной армии в Южный Вьетнам, особенно в июле

1966 г. Тем не менее численность южнокорейского контингента с каждым годом постоянно возрастала. В 1966 г. - 45 566 чел.; 1967 - 47 829; 1968 - 50 003 чел. [5, р. 208].

Сеул ставил новые условия перед Вашингтоном каждый раз, когда увеличивал свой контингент в Индокитае. Режим Пак Чжон Хи требовал дополнительных действий США по обеспечению безопасности

Республики Корея от возможного нападения КНДР. Под таковыми понималось увеличение размеров американской финансовой, экономической и военной помощи Сеулу.

В качестве компенсации за участие в боевых действиях в индокитайском конфликте США всячески содействовали расширению торговли и экономического сотрудничества между Южной Кореей и Южным Вьетнамом. Экспорт Южной Кореи в Южный Вьетнам вырос с 6,3 млн долл. в 1964 г. до 14,7 млн долл. в 1966-м, поступления иностранной валюты из Южного Вьетнама составили к концу 1966 г. 100 млн долл., а к 1970 г. более 150 млн долл. [3, с. 344]. Кроме того, обремененные крупными военными расходами в связи с интервенцией в Индокитае, Соединенные Штаты все активнее содействовали привлечению в Южную Корею капитала из ФРГ, Италии, Франции и других стран. Все более важное место в развивающейся южнокорейской экономике стал занимать приток японских инвестиций. Приток иностранных капиталов и конъюнктура, вызванная участием режима Пак Чжон Хи во вьетнамской войне, серьезно повлияли на экономическое развитие Южной Кореи. Оба пятилетних плана развития экономики (1962-1966 гг. и 1967-1971 гг.) более чем наполовину финансировались из иностранных источников.

Важной причиной расширения участия Южной Кореи в интервенции в Индокитае стали вопросы военного характера. В условиях жесткого противостояния КНДР и Республики Корея, которое могло трансформироваться в вооруженный конфликт, режим Пак Чжон Хи был заинтересован в наличии хорошо подготовленных во всех аспектах вооруженных сил. Следовательно, вьетнамская война, где широко испытывались новые образцы оружия и техники, тактические приемы, могла стать своеобразным испытательным полигоном для решения вышеуказанной задачи. Сеул был заинтересован «пропустить» через вьетнамскую войну как можно больше своих военнослужащих.

Идя навстречу просьбам Сеула, уже с 1965 г. США стали во все больших размерах оказывать Южной Корее требуемую финансовую и военную поддержку. С 1965 по 1973 г. инвестиции составили более 1 млрд долл.; военная помощь исчислялась в 2 млн долл. в год. [6, р. 271]. В течение 1965-1968 гг. режим Пак Чжон Хи получил от США эсминец, свыше 30 десантных судов, более 100 танков М-48, 155 и 175 мм орудия, ракеты типа «Хок», истребители <^-5А», вертолеты. Из Японии на военные базы в Южной Корее было переброшено более 200 самолетов. Для американских ВВС по распоряжениям Пак Чжон Хи строились взлетно-посадочные полосы, способные принимать стратегические бомбардировщики Б-52 [3, с. 346]. К концу 1969 г. было завершено оснащение кораблей южнокорейских Военно-Морских Сил ракетным вооружением.

В 1960-х гг. значительно возросло число американских советников в южнокорейской армии. Военное сотрудничество между Сеулом и Пентагоном привело

к заключению договоренности о том, что, если США будут вынуждены эвакуировать свои военные базы с Окинавы, они могут использовать в этих целях корейский остров Чечжудо. Причинами столь активного сотрудничества Соединенных Штатов с южнокорейским режимом стали следующие обстоятельства.

Во-первых, военный потенциал Южной Кореи был намного мощнее, чем у других азиатских союзников США - Филиппин, Таиланда, и, следовательно, имел большее значение для Вашингтона.

Во-вторых, Сеул отправил в Южный Вьетнам более многочисленный и боеспособный воинский контингент, чем все другие союзники США, вместе взятые; численность южнокорейских войск постоянно увеличивалась.

В-третьих, Вашингтон всегда мог рассчитывать на полную поддержку своей политики в Индокитае со стороны Сеула. В Южной Корее, в отличие от других государств - союзников США, в условиях диктаторского режима Пак Чжон Хи не было антивоенных выступлений с осуждением агрессии во Вьетнаме.

Своеобразным стимулом к расширению военного сотрудничества между Сеулом и Вашингтоном стало обострение военно-политической ситуации на Корейском полуострове. В 1968-1969 гг. на границе между Южной Кореей и КНДР произошли вооруженные инциденты между Южной Кореей и КНДР. 21 января 1968 г. отряд северокорейских сил специального назначения совершил нападение на Голубой дом - резиденцию президента Пак Чжон Хи. Атака была отбита; спецназовцы потерпели поражение [4, с. 289]. 23 января северокорейские пограничные корабли задержали американское судно «Пуэбло» в нейтральных водах у восточного побережья КНДР. Пхеньян заявил, что «Пуэбло», выполняя задание разведывательного характера, вторглось в территориальные воды КНДР. Инцидент с «Пуэбло» приобрел характер международного скандала. Только в декабре 1968 г. экипаж судна был освобожден. В октябре-ноябре 1968 г. части северокорейского спецназа (120 чел.) осуществили крупный рейд на территорию Южной Кореи. 15 апреля 1969 г. северокорейские истребители уничтожили американский разведывательный самолет ЕС-121; экипаж (31 чел.) погиб [3, с. 349].

11 августа 1967 г. КНДР и Северный Вьетнам подписали соглашение о военном сотрудничестве [10, р. 271]. В соответствии с договоренностями, во второй половине 1960-х гг. Пхеньян отправил в Северный Вьетнам авиаэскадрилью, которая приняла участие в боевых действиях по отражению воздушных налетов американских ВВС. Личный состав данного подразделения часто менялся, что прямо указывало на стремление Пхеньяна подготовить в реальных боевых условиях как можно больше летчиков истребительной авиации [2, с. 116].

В правительственных кругах США первоначально раздавались призывы к применению вооруженной

силы против КНДР. В Южную Корею были переброшены дополнительные американские части ВВС, у берегов Северной Кореи периодически стали появляться корабли 7-го флота США. Американский представитель в ООН поставил вопрос о срочном созыве Совета Безопасности. Сеул потребовал немедленного вмешательства США, ссылаясь на соответствующие статьи американо-южнокорейского военного договора.

Следует учитывать, что ухудшение отношений КНДР и Южной Кореи в 1968-1969 гг. не заставило Сеул сократить свое военное присутствие в Индокитае. Напротив, как уже упоминалось, численность южнокорейского контингента в Южном Вьетнаме постоянно увеличивалась [6, р. 271].

Администрация Пак Чжон Хи использовала вооруженные инциденты как повод для дальнейшего усиления своих вооруженных сил. Сеул значительно увеличил военные расходы. По официальным данным,

1 апреля 1968 г. в Южной Корее были созданы национальные резервные войска, объединенные в пехотные дивизии местной самообороны, началось строительство подземных бомбоубежищ.

В результате визита в Южную Корею в феврале 1968 г. специального посланника президента США С. Вэнса и встречи президента Л. Джонсона с Пак Чжон Хи 18 апреля того же года в Гонолулу были подтверждены взаимные обязательства по обороне и достигнута договоренность о дальнейшей модернизации армии Сеула. Южная Корея получила дополнительную военную помощь.

Тем не менее военные маневры и дипломатические демарши США, предпринятые в связи с ухудшением отношений между двумя корейскими государствами, носили, скорее, демонстративный характер и были направлены не столько на «обуздание» Северной Кореи, сколько на успокоение собственного союзника. Соединенные Штаты не решились на радикальные военные меры против КНДР по следующим причинам.

Во-первых, внимание американской администрации и Пентагона было в первую очередь приковано к эскалации вьетнамской войны, где в январе-мае 1968 г. развернулись ожесточенные сражения, вошедшие в историю как «Наступление Тэт».

Во-вторых, неудачи американских интервентов и их союзников в Индокитае, большие людские жертвы, замораживание финансирования многих социальных проектов и рост военных расходов привели к росту мощного антивоенного движения в самих США.

В-третьих, Белый дом не хотел распылять свой военный потенциал на два конфликта - во Вьетнаме и Корее. Главнокомандующий вооруженными силами США на Тихом океане адмирал Шарп во время конфликта с «Пуэбло» заявил, что он «сдержанно относился к идее бомбардировок Северной Кореи в ответ на захват судна, так как США не имели на Тихом океане достаточно сил, чтобы вести одновременно две войны» [3, с. 347].

В-четвертых, во второй половине 1968 - 1969 г. Вашингтон был озабочен восстановлением собственного международного престижа, пострадавшего вследствие агрессивных действий Америки во Вьетнаме.

В 1969 г. администрация нового президента США Р. Никсона была вынуждена начать переговорный процесс с представителями Северного Вьетнама и прокоммунистических южновьетнамских сил (Национальный Фронт Освобождения Южного Вьетнама). Помимо дипломатических маневров Белый дом объявил о поэтапном выводе своих войск из Южного Вьетнама. Аналогичные решения приняли администрации Австралии, Филиппин, Таиланда, Новой Зеландии.

Параллельно с этим администрация США провозгласила стратегию «вьетнамизации» войны. Военное содержание данного проекта - возложение основной ответственности за ведение борьбы с коммунистическими силами на правительственную армию Южного Вьетнама. Для превращения указанной армии, не отличавшейся высокими боевыми и моральными качествами, в эффективную вооруженную силу требовалось осуществление кардинальных преобразований. Однако, учитывая, что военное реформирование могло протекать в течение нескольких лет, резкое сокращение численности войск интервентов привело бы к кардинальному изменению военно-политической обстановки в пользу южновьетнамских коммунистических сил [6, р. 611].

В сложившихся условиях относительно стабильным положение проамериканского режима могло оставаться при сохранении в Индокитае немногочисленного, но боеспособного воинского контингента. Приостановить вывод собственных войск администрация Никсона не могла. Следовательно, в атмосфере роста антивоенного движения не только в США, но и в Астралии и Новой Зеландии Вашингтон мог рассчитывать только на поддержку Сеула и Таиланда. Однако, поскольку основная часть войск Таиланда была задействована для борьбы с коммунистическими силами в Лаосе, Южная Корея стала единственным участником конфликта в Индокитае, который приостановил вывод своих войск из Южного Вьетнама. Пак Чжон Хи согласился оставить «столичную» и 9-ю пехотную дивизии в местах их постоянной дислокации до марта 1973 г., т.е. до полного вывода всех иностранных контингентов из Индокитая. В 1971 г., когда США сократили численность своих войск в Индокитае в три раза, а Австралия, Филиппины, Новая Зеландия полностью вывели контингенты, в Индокитае оставалось 48 000 южнокорейских солдат и офицеров. В январе 1973 г. южнокорейская группировка в Южном Вьетнаме даже превосходила американские силы: в Индокитае находилось 15 500 американских и 35 000 южнокорейских военнослужащих [6, р. 271].

Таким образом, Соединенные Штаты не ошиблись в выборе союзника, сделав ставку на сеульский режим. Как уже упоминалось, южнокорейские войска,

принимавшие участие во вьетнамской войне, продемонстрировали высокие боевые качества. За период с 1965 по 1973 гг. потери южнокорейского контингента составили 4407 чел. убитыми и более 9 000 ранеными -самые высокие среди союзников Америки [6, р. 271].

В то же время участие во вьетнамской войне принесло немалые политические и экономические дивиденды режиму Пак Чжон Хи.

Во-первых, Сеул укрепил свое международное положение вследствие нормализации отношений с Японией; активным участием в создании АЗПАК.

Во-вторых, правительство Пак Чжон Хи, используя военные поставки США, значительно увеличило оборонный потенциал Южной Кореи; расширило сотрудничество с США в этой области.

В-третьих, участие войск сеульского режима во вьетнамской войне в значительной степени способствовало притоку в Южную Корею крупных иностранных инвестиций, что стало одной из основных причин быстрого экономического развития Республики Корея в 1960-1970 гг. и превращения ее в одно из самых развитых государств Дальнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государства НАТО и военные конфликты. М.: Наука, 1987. 310 с.

2. Иванов В.В. В небе Вьетнама... К советскому участию в войне во Вьетнаме // Россия и АТР. 2000. № 4. С. 108118.

3. История международных отношений на Дальнем Востоке. 1945-1977. Хабаровск: Хабаров. кн. изд-во, 1978. 557 с.

4. Ланьков А.Н. Северная Корея: вчера и сегодня. М.: Вост. лит., 1995. 293 с.

5. Baral J.K. Pentagon and the making of US foreign policy: A case study of Vietnam, 1960-1968. N.J.: Atlantic Highlands, 1978. 392 p.

6. Kutler S.L. Encyclopedia of the Vietnam War. N.Y.: Simon and Schuster Macmillan, 1996. 711 p.

7. Lee Suk Bok. The Impact of United States Forces in Korea. N.Y., 1987. 443 p.

8. Strategy and War Planning. Vol. 2. Wash. D.C., 1966. 378 p.

9. The Pentagon Papers / Ed. Senator Gravel, U.S., Dep. of Defense. Boston: Beacon Press, 1971. 817 p.

10. Willbanks J.H. Vietnam War Almanac. N.Y.: Facts on File, 2009. 590 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.