УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Намаев Т.Ф.
3.9. УЧАСТИЕ ПУБЛИЧНОПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Намаев Тимур Фоатович, аспирант. Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей участия публично-правовых образований в отношениях, урегулированных нормами гражданского права.
Задача: Вопрос о возможности участия публичноправовых образований в отношениях, урегулированных нормами гражданского права не редко становился проблемой исследования многих ученых в связи с тем, что в период активного развития предпринимательской деятельности все чаще обсуждается вопрос о возможности публично-правового образования быть участником гражданско-правовых отношений, то есть заключать договора, выполнять какие-либо обязательства либо передавать свое имущество и т.д.
Модель: Методологическую основу исследования составили следующие методы, присущие теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве: общенаучные, частнонаучные и специальные методы научного познания объективной действительности, в том числе диалектикоматериалистический, анализа и синтеза, системноструктурный, сравнительно-правовой, формальноюридический, правового прогнозирования и др.
Выводы: Публично-правовые образования могут быть участниками большинства видов гражданскоправовых отношений, но, как и подобает особой категории субъектов, с соответствующими особенностями.
Оригинальность/ ценность: Актуальность научной работы обусловлена давностью изучения учеными и исследователями данной проблемы и отсутствием на сегодняшний день однозначного мнения по исследуемому вопросу.
Ключевые слова: публично-правовое образование, гражданско-правовое отношение.
THE PARTICIPATION OF PUBLIC LA W ENTITIES IN THE CIVIL LAW RELATIONSHIPS
Namaev Timur Foatovich, postgraduate student. Place of study: Kazan (Volga region) Federal University. Department: Theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the peculiarities of the participation of public law entities in the relationships which are regulated by the civil law.
Objective: The problem of the possibility the participation of public law entities in the relationship, regulated by civil law often become a problem of the research of many scientists due to the fact that during the period of active development of entrepreneurship is increasingly discussed the possibility of a public legal education to be a member of civil relations that is, to enter into contracts, to perform any obligation or to transfer their property, etc.
Material and methods: The methodological base of the research accounted the following methods of the theory and history of law and government, history of law and
state: common scientific, private scientific and special methods of scientific knowledge of objective reality, including dialectical-materialistic, analysis and synthesis, comparative legal.
Results: Public law entities can participate in most types of civil law relations, but, as befits a special category of subjects, with the corresponding features.
Conclusion: The relevance of scientific work due to remoteness of scientists and researchers studying this problem and the unequivocal opinion on the issue studied. Keywords: public law entity, civil law relationship.
Согласно n.1 ct.124 ГК РФ1 публично-правовые образования (далее - ППО), как и иные субъекты гражданского права наделены гражданской правосубъектностью и выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
В целях изучения вопроса участия ППО в гражданско-правовых отношениях необходимо рассмотреть основные виды данных отношений с их участием, а также их специфику. Так, ППО являются полноправными участниками вещно-правовых отношений. Однако их положение как субъектов права собственности и иных вещных прав носит двойственную природу. С одной стороны, признаваясь собственниками государственного и муниципального имущества, ППО выступают в гражданском обороте как самостоятельные и равноправные с гражданами и юридическими лицами собственники. С другой стороны, содержание субъективных вещных прав ППО, а также способы возникновения и прекращения такого рода отношений носят специальный характер. Так, например, в отличие от иных субъектов, ППО имеют право передавать имущество на праве хозяйственного ведения, оставаясь при этом собственниками. Или, для ППО предусмотрены специальные способы приобретения имущества в собственность. Например, в соответствии с п. 2 от. 233 ГК РФ, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. Можно привести и иной пример: в соответствии с п. 2 от. 228 ГК РФ, в случае, если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность. Только ППО как собственники государственного и муниципального имущества имеют право его отчуждать частным лицам путем приватизации (от. 217 ГК РФ).
ППО признаются участниками и наследственных отношений. Они могут выступать как наследники по закону и по завещанию, но и в данных отношениях проявляется их специфика. Она обусловлена существом правового статуса ППО: они могут быть только наследниками и не могут быть наследодателями. При этом обычно по закону ППО наследуют в случае невозможности наследования другими лицами (т.е. если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника), на основании чего наследственное имущество признается выморочным (от. 1151 ГК РФ). Такое имущество в виде
1 Гражданский кодекс РФ, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496.
97
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
расположенного на территории РФ жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в Москве или Санкт-Петербурге, то - в их собственность. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ.
ППО могут участвовать в корпоративных отношениях в качестве акционеров и участников, созданных ими за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права, хозяйственных обществ и товариществ.
ППО также признаются и полноправными участниками обязательственных отношений. Причем ППО несут не только имущественную ответственность по деликтным обязательствам за вред, причиненный действиями (бездействием) органов власти и их должностными лицами, за неправомерность изданных ими нормативных актов (ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ), нормы гражданского законодательства регулируют и договорные отношения с участием ППО. Специфика участия ППО в договорных отношениях, исходя из анализа действующего гражданского законодательства, связана с специально-целевой направленностью: удовлетворения своих собственных потребностей, под которыми следует понимать нечто иное, как публичные нужды, подразделяющиеся на государственные и муниципальные.
Как правовые категории понятие «государственные и муниципальные публичные нужды» определены в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.)2. Так, в частности, указанным законом установлено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. В свою очередь, под муниципальными нуждами следует понимать обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Исходя из сказанного, можно заключить, во-первых, публичные нужды определяют гражданско-правовую компетенцию соответствующего ППО, которая, в свою очередь, обусловливает содержание правоспособности соответствующего ППО, во-вторых, цель участия ППО в сфере
2 СЗ РФ. - 2005. - № 30 (Часть I). - Ст. 3105.
частноправовых отношений, в первую очередь, в гражданско-правовых, обуславливается удовлетворением публичных нужд3.
Необходимо сказать, что участие ППО в договорных отношениях не ограничивается лишь параграфом 4 Главы 30 ГК РФ «Поставка товаров для государственных нужд» и параграфом 5 Главы 37 ГК РФ «Подрядные работы для государственных нужд», данные субъекты в целях решения соответствующих публично-правовых задач, путем удовлетворения публичных нужд, вступают и в иные договорные отношения. Например, договоры доверительного управления публичным имуществом или договоры передачи жилых помещений, находящихся в публичном жилом фонде, в собственность граждан и др. В этой связи в цивили-стической науке сегодня формируется позиция о том, что такие гражданско-правовые договоры с участием ППО образуют довольно самостоятельную систему договоров в рамках общей классификации гражданскоправовых договоров, поскольку для них свойственен ряд общих признаков, и, в первую очередь, то, в договорных отношениях всегда одной из сторон выступает ППО, а направленностью этих договоров является удовлетворение публичных нужд4.
Таким образом, ППО могут быть участниками большинства видов гражданско-правовых отношений, но, как и подобает особой категории субъектов, с соответствующими особенностями.
Список литературы:
1. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.)// СЗ РФ. -2005.
2. Гражданский кодекс РФ, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1994.
3. Белов В.В. Участие Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: Автореф.
дисс...канд. юрид. наук. - М., 2006.
4. Васильев Ю.М. Гражданско-правовая ответственность в договорных обязательствах: Автореф.
дисс...канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007.
5. Голубцов В.В. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М., 2008.
6. Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М., 2008.
7. Окриашвили Т.Г. Частноправовые отношения: общая характеристика и основные элементы механизма
3 Например, в сфере семейно-правовых отношений действие ППО в лице органов опеки и попечительства направлено на удовлетворение публичных нужд, связанных с уменьшением числа детей, оставшихся без попечения родителей путем устройства их, по возможности, в семьи, в частности в приемные, на основании заключенного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью в соответствии со ст. 151 Семейного кодекса РФ.
4 См. например: Белов В.В. Участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. -М., 2006. - 28 с.; Васильев Ю.М. Гражданско-правовая ответственность в договорных обязательствах: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - 30 с.; Голубцов В.В. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М., 2008. - 54 с.; Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Автореф. дисс...канд. юрид. наук. - М., 2008. - 22 с. и др.
98
УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Намаев Т.Ф.
формирования, «Пробелы в российском законодательстве» №3, 2013.
8. Намаев Т.Ф. Особенности правового статуса публично-правовых образований как субъектов гражданского права по аналогии с юридическими лицами // Социально-политические науки. - 2014. - №2.
Рецензия
на статью аспиранта кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета Намаева Тимура Фоатовича «Участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях»
Статья Намаева Т.Ф. посвящена одной из проблем общей теории права и теории гражданского права -определению условий и содержания участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом. Очевидно, что данная тема носит не только общетеоретический, но и прикладной характер, поскольку не может быть рассмотрена в отрыве от реальных фактических жизненных обстоятельств, влекущих правовые последствия и влияющих на юридическую судьбу общественных отношений.
В то же время, общетеоретическая модель категории «публично-правовое образование» имеет особое звучание, органично вписывается в структуру науки и учебной дисциплины «Теория государства и права». В этой связи продолжать наращивать знания в данной области юриспруденции в пределах предмета теоретико-правовой науки представляется перспективным.
Автор при изучении данной проблемы избрал подход, который выглядит вполне уместным в контексте поставленных в исследовании задач: им освящены вопросы общей характеристики публично-правовых образований, изложен основной подход к классификации, представлены примеры в области гражданского права. Последнее представляется вполне уместным, поскольку данная правовая категории наиболее широко используется именно в сфере частноправовых отношений.
Статья несет в себе достаточный уровень научной обоснованности, отражает новейшие исследования в сфере изучения данной проблематики, отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного уровня, рекомендуется к опубликованию в научном издании, рецензируемом ВАК.
Рецензент,
Канд. юрид. наук, доцент Д.Н.Горшунов
99