4. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
5. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю».
I.E.Pervak
CONTROL AND SUPERVISION OF COMPLIANCE WITH LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN EDUCATION
The questions of exit and laboratory audits to identify breaches of the legislation of the Russian
Federation in the field of education.
Control, supervision, field and desk audits, and education.
УДК 347.97/.99
О.Н. Петрова, ст. преподаватель каф. административного права и публично-правовых дисциплин юридического факультета, тел. 89101961134, [email protected]
(Россия, Кострома, Костромской государственный университет им. Некрасова).
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ЗАСЕДАНИЯХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
На основе изучения и анализа теоретической базы и практики применения прокурорами правовых средств по обеспечению законности в сфере местного самоуправления в статье рассматривается одна из наиболее значимых мер профилактики нарушений законодательства при муниципальном нормотворчестве и повышения качества принимаемых муниципальных правовых актов.
Ключевые слова: прокурорский надзор, муниципальное нормотворчество, законность муниципальных правовых актов.
Одним из составных элементов предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении является соответствие законам правовых актов органов местного самоуправления.
Нормотворческая и правоприменительная деятельность органов местного самоуправления создаёт особый правовой режим на территории муниципального образования, обеспечивает законность, именно поэтому соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству и законодательству субъекта Федерации имеет большое значение для обеспечения единого правового пространства в России.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 155 от 2 октября 2007 года «Об организации прокурорского
237
надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» [2] прокурорам городов и районов необходимо принимать меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.
В первую очередь органы прокуратуры нацелены на предупреждение принятия незаконных муниципальных правовых актов.
Статья 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] даёт право прокурорам участвовать в заседаниях органов местного самоуправления. Такое взаимодействие на нормотворческой стадии позволяет сократить число принятых незаконных правовых актов.
При этом в одних случаях участие прокурора заключается в виде наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и другими правоохранительными органами. В иных случаях, при рассмотрении внесённых прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов, в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие даёт право прокурору выступить на заседаниях, дать анализ правонарушений, поддержать внесённые им акты реагирования.
При обсуждении проектов прокурор обязан высказать свои замечания и мнение о законности принимаемого акта. Если усматриваются какие-либо противоречия действующему законодательству, следует обратить на это внимание представительного органа, главы муниципального образования, назвать конкретный закон, который может быть нарушен, напомнить о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить, и пояснить, что в случае принятия акта в таком виде на него будет принесён протест либо направлено в суд заявление о признании его недействительным [5].
Практика показывает, что в тех муниципальных образованиях, где прокурорами активно используется право на участие в заседаниях представительных органов, местных администраций, а также возможность выступить, количество принятых незаконных правовых актов значительно снижается [6].
Однако, одной из проблем, не позволяющих в полной мере влиять на законность актов органов местного самоуправления на стадии их принятия, является отдалённость и труднодоступность некоторых поселений. В данных поселениях зачастую отсутствует телефонная связь, почтовое и транспортное сообщение. Это не позволяет прокурорам как присутствовать на заседаниях, так и изучать проекты правовых актов.
Следует помнить, что в результате реформы местного самоуправления вместо около 12000 муниципальных образований возникло более 24000, что повлекло за собой существенный рост объёма издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов (так, в ЦФО органами местного самоуправления за 2009 и 2010 года были приняты 100 тысяч муниципальных актов ежегодно).
По состоянию на 1 марта 2009 года на территории Российской Федерации образовано 24035 муниципальных образований, из них: 506 городских округов, 1809 муниципальных районов, 1746 городских поселений, 19738 сельских поселений и 235 внутригородских муниципальных образований [4].
Обеспечить участие прокуроров в заседаниях всех муниципальных образований достаточно трудно. Кроме того, как показывает практика, как правило, в одном и том же муниципальном районе заседания назначаются одновременно во всех входящих в его состав сельских и городских поселениях, что явно влечёт невозможность участия прокурора во всех этих заседаниях.
В большинстве случаев, горрайпрокуроры обеспечивают участие в работе представительных органов муниципальных районов, городских округов, крупных поселений. Наибольшие сложности возникают с нормативной базой сельских поселений (понимаем, их самое большое число).
Прокуратурой Рязанской области для решения данной проблемы предлагается минимизировать полномочия органов местного самоуправления в сфере издания нормативных правовых актов, что представляется правильным для органов сельских и городских поселений.
Также следует помнить о такой особенности местного нормотворчества, как повторение нарушений, допущенных в нормативном правовом акте муниципального района, в муниципальных правовых актах поселений, входящих в его состав.
Следует учитывать, что, несмотря на указанное увеличение числа муниципальных образований и увеличение в связи с этим числа принимаемых муниципальных правовых актов, штатная численность работников городских и районных прокуратур осталась неизменной. А в некоторых случаях штат районной прокуратуры состоит из трёх или пяти сотрудников: прокурора, его заместителя и помощника (помощников).
Например, в Белгородской области семь таких прокуратур, на поднадзорной территории каждой из них находится от 9 до 14 муниципальных образований [3].
А к должностным обязанностям данных сотрудников помимо вопросов правотворчества отнесены и другие направления надзора.
Это обстоятельство обусловило тот факт, что многие прокуроры ставят вопрос о необходимости расширения численности оперативных сотрудников прокуратуры. Это видится абсолютно справедливым.
Представляется, что авторитет прокурора как грамотного и следующего «букве закона» специалиста, положительно влияет на субъектов муниципального нормотворчества.
Таким образом, принимаемые прокурорами меры профилактики нарушений законодательства продолжают оставаться значимыми и актуальными для повышения качества муниципального нормотворчества.
Список литературы
1. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 18.02.1992. - № 39.
2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство»
3. Петрова Л., Кобзарева Е., Манакова С. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности на муниципальном уровне // СПС «КонсультантПлюс»
4. Рой О., Киселёва А. Объединение сельских поселений как способ оптимизации муниципального устройства // Муниципальная власть. № 4. 2010. С. 27.
5. Слюсаренко Т.В. Прокурорский надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов // Муниципальная служба: правовые вопросы. № 2. 2008.
6. Тихомиров Ю., Андриченко Л. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях // Законность. № 7. 2008. С. 7.
O.N. Petrova
PARTICIPATION OF THE PUBLIC PROSECUTOR IN LOCAL GOVERNMENT BODY'S SESSIONS AS A PREVENTIVE MEASURE OF SUPERVISION
On the basis of the analysis of theoretical base and prosecutor's practice the author considers deals with one of the most important prevention of transgression of the legislation at municipal law-making and increase the quality of municipal regulations.
Key words: prosecutor's supervision, municipal law-making, legality of legal acts.