Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

1928
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурор / суд / административное правонарушение / рассмотрение дела. / prosecutor / court / administrative offense / case review

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакаева Марина Алексеевна

В статье исследуется цели и задачи участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также спорные вопросы, возникающие при рассмотрении форм участия прокурора в судопроизводстве. Проведенное исследование позволило акцентировать внимание на отдельных недоработках в процессуальном законодательстве и предложить в связи с этим возможные пути совершенствования некоторых норм, касающихся рассмотрения дел об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSECUTOR'S PARTICIPATION IN THE CONSIDERATION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSE

The article examines the goals and objectives of the Prosecutor's participation in the consideration of cases of administrative offenses, as well as controversial issues that arise when considering the forms of participation of the Prosecutor in court proceedings. The conducted research allowed the author to draw attention to some shortcomings in the wording of the procedural legislation and suggest possible ways to improve some of the rules concerning the consideration of cases of administrative offenses.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Инновационные аспекты развития науки и техники

УДК 342.98

Бакаева Марина Алексеевна Bakaeva Marina Alexeevna

Бакалавр Bachelor

Российский государственный университет правосудия

Russian state University of justice

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

THE PROSECUTOR'S PARTICIPATION IN THE CONSIDERATION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация: В статье исследуется цели и задачи участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также спорные вопросы, возникающие при рассмотрении форм участия прокурора в судопроизводстве. Проведенное исследование позволило акцентировать внимание на отдельных недоработках в процессуальном законодательстве и предложить в связи с этим возможные пути совершенствования некоторых норм, касающихся рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Annotation: The article examines the goals and objectives of the Prosecutor's participation in the consideration of cases of administrative offenses, as well as controversial issues that arise when considering the forms of participation of the Prosecutor in court proceedings. The conducted research allowed the author to draw attention to some shortcomings in the wording of the procedural legislation and suggest possible ways to improve some of the rules concerning the consideration of cases of administrative offenses.

Ключевые слова: прокурор, суд, административное правонарушение, рассмотрение

дела.

Keywords: prosecutor, court, administrative offense, case review.

Административная ответственность, как наиболее распространённый вид юридической ответственности, динамично участвует в правообеспечении общественной жизни и защищённости прав граждан. Вследствие этого приобретает значение правового способа воздействия на общественные

Международная научно-практическая конференция отношения. Особую роль в привлечении в административной ответственности играют органы прокуратуры РФ.

Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры РФ [1, с.5] свидетельствуют об их активной реализации своих полномочий. Согласно, официальной статистике по инициативе прокуратуры направлено административных исковых заявлений в порядке административного судопроизводства в 2017 году - 65173, в 2018 году - 89735, в 2019 - 12155. При этом, несмотря на активное участие прокуратуры в административно-деликтных отношениях, этот вид деятельности остается одним из сложных и неоднозначных.

Принимая участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях, прокурор преследует цель защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Цели деятельности прокурора определяют задачи его деятельности. Традиционно в теории прокурорского надзора, например Смирнова О.В. [2, с.8], задачи подразделяет на общие и частные, а Винокуров Ю.Е. [3, с.74] наряду с общими и частными, выделяет еще и специальные задачи. В процессе надзорной деятельности посредством применения правовых норм осуществляется решение этих задач.

Среди общих задач можно выделить: выявление, реагирование и устранение нарушений закона, восстановление нарушенных прав и законных интересов, определение и предотвращение причин совершения правонарушений.

Перед прокурором участвующим в рассмотрении судом дела об административном правонарушении можно выделить следующие частные задачи: организация непосредственного участия прокурора в рассмотрении дела, проверка законности судебных актов, выносимых при рассмотрении дела, опротестование (обжалование) незаконных судебных актов. Например, перечень частных задач может быть связан с подготовкой к участию в рассмотрении дела. Прокурор может дать поручение работнику прокуратуры изучение нормативных актов (законов, подзаконов) регулирующих исследуемую сферу, в рамках

Инновационные аспекты развития науки и техники формирования наблюдательного производства организовать сбор и обработку материалов, необходимых для участия в деле. Так же в рамках участия в процессе могут быть реализованы специальные задачи, такие как заявление ходатайств и отводов, участие в исследовании доказательств, дача заключения по делу. Частными задачами по результатам участия прокурора в процессе рассмотрения судом дела об административном правонарушении могут быть: сбор и приобщение к материалам дела новых письменных доказательств, представленных участниками процесса, проверка законности постановлений (определений), вынесенных судом, опротестование промежуточных и окончательных судебных актов, направление протеста на постановление (определение) суда.

Специальные задачи изменяются в зависимости от особенностей конкретного дела и связаны с обеспечением участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

В нормативных актах, регулирующих процессуальную деятельность прокурора, не определено понятие «форма участия в судопроизводстве». Количество форм разными авторами определяется неодинаково. С одной стороны, Иванов А.Л., Маслова Т.Н., Рябцев В.П. [4,5,6] обозначают несколько форм, которые выделяют две группы полномочий. Во-первых, инициирование осуществления производства по делу путем подачи иска в защиту прав и охраняемых законом интересов, принесения апелляционного, кассационного, надзорного представления (жалобы), подачи заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Во-вторых, вступление в процесс, возбужденный по инициативе других лиц в предусмотренных законодательством случаях.

Другая группа исследователей Бессарабов В.Г. [7, с.52], Шакарян М.С. [7, с.34] настаивают на трех формах: обращение в суд с иском, выступление с заключением по делам, принесение представлений (жалоб).

В силу ч.1 ст 28.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [9] прокурор полномочен возбуждать дело об

Международная научно-практическая конференция административном правонарушении по отдельным составам, кроме того, прокурор может возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. В соответствии с ст.35 Закона о прокуратуре [10] прокурор «вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства». Несовершенством нормы данной статьи можно отметить отсутствие конкретизированности каким именно «процессуальным законодательством» регламентированы его полномочия, в свою очередь ни КоАП РФ, ни Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) [11] не допускают возможности вступления прокурора на любой стадии процесса. В специальных процессуальных законодательствах (гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном, административном процессуальном и т.д.) детально рассмотрен порядок участия прокурора.

Рассмотрим формы участия прокурора в административном судопроизводстве. В ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ [12] (КАС РФ) «Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд».

Согласно ч.3. ст 208 КАС РФ прокурор инициирует рассмотрение дел о признании нормативного правового акта не действующим, в соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ - о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными

Инновационные аспекты развития науки и техники публичными полномочиями, ч. 6 ст. 239 КАС РФ - о защите избирательных прав граждан, ч. 4 ст. 270 КАС РФ - о досрочном прекращении административного надзора.

В рамках КАС РФ предусматривается извещение судом прокурора о времени и месте рассмотрения дела по ч. 3 ст. 243, ч. 3 ст. 268, ч. 5 ст. 277, ч. 4 ст. 280, ч. 4 ст. 283, ч. 3 ст. 272, ч. 3 ст. 285.3.

В силу своих полномочий прокурор инициирует рассмотрение дел об административных правонарушениях мировыми судьями, судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Помимо КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях регулируется Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ) [13], в котором также не оговариваются полномочия прокурора. Обязанность прокурора участвовать в в производстве по делам, возбужденным по инициативе прокурора отражена в Приказе Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», от 23.11.2015 г. № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом». В п. 2.7, названного приказа указан круг лиц, обладающих особым правовым статусом. Рассмотрение судами данной категории дел не равносильно рассмотрению дел в порядке гражданского судопроизводства. В данном случае прокурор обращается в суд с постановлением о возбуждении производства, а не исковым заявлением. Как видим, в этом случае не приходится говорить о двух формах участия прокурора в судопроизводстве.

Практика осуществления полномочий прокурора превышает имеющиеся теоретические основы о формах участия прокурора в судопроизводстве, а традиционные формы участия (инициативная и вступление в процесс для дачи заключения) отражают его деятельность недостаточно точно. Следовательно, характеризовать участие прокурора в административном судопроизводстве необходимо через различные виды процессуального положения, которые в

Международная научно-практическая конференция совокупности образуют формы его участия административном судопроизводстве. Развитие теоретических основ участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях возможно путем уточнения процессуального положения прокурора в том или ином виде производства [14, с.48].

В ходе участия прокурора в процессе возникает ряд проблем. Например, одна из них связана с освобождением от административной ответственности в связи с применением ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного преступления). Из-за отсутствия в КоАП РФ понятия «малозначительность» и затруднением оценки административного правонарушения как «малозначительного». В виду того, что дела об административных правонарушениях рассматриваются как в соответствии с КоАП, так и АПК РФ. Критерии малозначительности различаются.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 были указаны критерии, которые не могут быть учтены как малозначительные при назначении административного наказания в Арбитражном суде. малозначительность административного правонарушения при рассмотрении судами общей юрисдикции оценивается иначе. Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.05. 2005 .№5 определяет малозначительное преступление, как преступление с учетом наступивших последствий не нарушающее существенным образом общественных отношений.

С другой стороны, данная проблема дополняется сложностью оценки условий и оснований применения малозначительность в процессе кассационного пересмотра дела в арбитражном суде и сложностью оценки выводов судьи, если они не связаны с нарушением процессуальных норм. Все сказанное затрудняет признание прокурором административного правонарушения малозначительным.

Другая проблема заключается в приведении к единообразию законодательства об участии прокурора в рассмотрении дел об административном правонарушении. Так, в ст. 24.6. КоАП РФ указывается, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, но в законодательстве

Инновационные аспекты развития науки и техники не указаны точные надзорные полномочия прокурора за органами административной юрисдикции, из чего можно говорить о совмещении надзорных и ненадзорных полномочий. Согласно ст.25.11 КоАП РФ прокурор участвует в рассмотрении дела по вынесенным им постановлениям, что приводит к ситуации, когда прокурор выступает своего рода обвинителем. А в делах, где прокурор не участвует складывается неравномерная ситуация: суд самостоятельно исследует и доказывает вину правонарушителя, что приводит к неравноправному положению участников процесса.

В заключении, можно сказать о необходимости совершенствования правовых норм, регулирующих участие прокурора в рассмотрении, дел об административных правонарушениях.

Библиографический список:

1. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // https://genproc.gov.ru/stat/ ёа1а/1795898/

2. Смирнова О.В. Организационные и правовые основы совершенствования деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2002.

3. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров; под общей редакцией А.Ю. Винокурова. -Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 353 с.

4. Иванов А.Л. Защита прокурором прав и законных интересов граждан в российском гражданском судопроизводстве// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2009.

5. Маслова Т.Н. Проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2002.

6. Рябцев В.П. Прокурорский надзор//Курс лекций. Москва; НОРМА, 2006.

Международная научно-практическая конференция

Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор // Учебник. Москва; ТК Велби; Проспект, 2006.

7. Шакарян М. С. Субъекты советского гражданского процессуального права. Москва; Изд-во ВЮЗИ, 1970.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета, № 39, 18.02.1992

10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 96-ФЗ // Российская газета, № 137 от 27.07.2002

11. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Российская газета от 11 марта 2015 г. № 49

12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Российская газета от 20 ноября 2002 г. № 220

13. Басов С.Л. Участие прокурора в административном юрисдикционном процессе: учебное пособие. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. С.72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.