УДК 258 Протоиерей Олег Скоморох *
УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предлагаемая статья касается вопросов, относящихся к практике взаимодействия Русской Православной Церкви и пенитенциарной системы России в настоящее время и обращена к перспективам развития тюремного служения Церкви в условиях современной действительности.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, тюремное служение, право, Церковь и общество.
Protopriest Oleg Skomoroh Orthodox Clergy Participation in the Social Structures of the Penitentiary System of the Russian Federation
The article touches upon some questions concerning the practice of prison ministry of the Russian Orthodox Church at present, turns to the experience of cooperation with the Penal Executive System in Russia and to the prospects for developing social activity of the Church in the present-day circumstances.
Key words: the Russian Orthodox Church, prison ministry, law, Church and society.
Основными формами тюремного служения в местах лишения свободы, как 20 лет назад, так и в настоящее время являются Богослужение, исповедь, миссионерская беседа. За последние годы динамично развиваются программы по катехизации и различным формам религиозного образования — очного и дистанционного. Особое внимание уделяется проблемам несовершеннолетних правонарушителей и освобождающихся из мест лишения свободы. Безусловно, возвращение в общество законопослушных граждан является основной задачей и государственных органов уголовно-исполнительной системы (УИС) и общественных институтов, заинтересованных в коренном реформировании Российской пенитенциарной системы и снижении рецидива преступности, достигающей сейчас 50-60%.
* Протоиерей Олег Александрович Скоморох — кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по тюремному служению, [email protected].
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 2
253
Для привлечения внимания Общественности к проблемам УИС в последние годы были созданы два социальных института, в работе которых принимают участие священнослужители Русской Православной Церкви: Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказания России и Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) при Общественной Палате Российской Федерации.
Общественные советы при ФСИН по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы созданы в соответствии с Указом президента России 2006 г. [2], распоряжением Министра юстиции Ю.И. Калинина в 2007 г., как постоянный совещательно-консультативный орган при Главном управлении в Москве и при региональных управлениях для привлечения общественности к участию в решении различных вопросов пенитенциарной системы: защите прав и оказанию помощи сотрудникам, работникам и ветеранам УИС, а также подозреваемым и осужденным, находящимся в местах лишения свободы. Основными задачами Советов являются: координация взаимодействия различных общественных организаций и религиозных конфессий с учреждениями и управлениями ФСИН России в работе по реформированию УИС; информирование общественности о деятельности ФСИН России; содействие в получении осужденными, особенно несовершеннолетними, образования; организация социальной реабилитации бывших осужденных; участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав сотрудников и ветеранов УИС, а также заключенных, находящихся в местах лишения свободы [3].
Общественные Наблюдательные Комиссии учреждены согласно Федеральному закону № 76-ФЗ от 10.06.2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания» [4]. Главной задачей Комиссий, как видно из названия закона, является осуществление общественного контроля за обеспечением прав осужденных и подследственных, подготовка предложений и решений по результатам визитирования, а также содействие взаимодействию различных общественных, правозащитных и благотворительных организаций с органами государственной власти и администрациями учреждений, исполняющих наказание. Здесь важно отметить, что государственная власть сама закрепила за обществом, в лице Общественной Палаты РФ, право формирования корпуса наблюдателей этой общественной общероссийской организации. В результате был создан «Совет общественных наблюдательных комиссий», который объединяет порядка 700 членов ОНК в 78 субъектах России.
Необходимость участия Церкви в делах, касающихся как общества в целом, так и каждой личности в частности, обозначена в Социальной концепции Русской Православной Церкви:
III.8. Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попече-
ние о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются, среди прочих:
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп [5, с. 160-161].
Участие священнослужителей в работе ОНК благословил святейший Патриарх Кирилл в своем обращении ко всем Епархиям о выдвижении кандидатов в ОНК от РПЦ при образовании первого призыва ОНК в 2009 г. Во время формирования второго призыва ОНК в 2011 г. от председателя Синодального отдела по тюремному служению Московского Патриархата Преосвященного Иринарха поступило обращение ко всем правящим Архиереям о включении священнослужителей в работу ОНК.
Церковь — не правозащитная организация, однако Она заботится, в том числе, и о правах человека на протяжении тысячелетий. Для Ветхозаветной Церкви — народа Израиля источником власти и права было Божественное Откровение. Священное Писание содержит в себе не только этические нормы, но и нормы уголовного права. Ветхозаветный храм мог стать убежищем для преступника — невольного убийцы, если тот смог прибежать к жертвеннику или достичь города, выбранного как убежище для убийц (Исх. 21: 13-14, Числ. 35: 11). В Новом Завете Господь Сам был узником: «...в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25: 36). В послании Филимону Ап. Павел заботится о правах беглого раба, прося его господина простить и принять его как брата
Если рассматривать правозащитную миссию Церкви об осужденных и подследственных в современный период, то оно опирается, прежде всего, на «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским собором 2008 г.:
С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления. Церковь также многократно призывала остановить насилие и смягчить нравы, когда разгорались конфликты, в ходе которых попирались права человека на жизнь, здоровье, свободу и достояние. Наконец, в годы богоборческих гонений православные иерархи, священнослужители и миряне обращались к власти и обществу, защищая свободу исповедания веры, отстаивая право на широкое участие религиозных общин в жизни народа [6, с. 14].
Печалование Церкви выражалось, прежде всего, в частных обращениях священнослужителей с ходатайствами об условно-досрочном освобождении, изменении условий содержания, помиловании, решении каких-либо проблем заключенных, о которых пастырям становилось известно из личного общения с ними. При этом повлиять на определенные ситуации, ставшие известными из исповеди или при необходимости сохранить втайне, от кого стала известна та или иная информация, было невозможно. Участие в правозащитной деятельности в новых формах предоставляет в этом смысле гораздо более серьезные возможности.
В этой сфере, пожалуй, первыми следует отметить Общественные советы при региональных управлениях ФСИН. В декабре 2003 г. впервые в России был создан региональный Общественный совет при ГУ ФСИН России по Красноярскому краю. Тогда он стал первым органом общественного контроля за местами лишения свободы, созданный на территории России. В состав Совета вошли представители правозащитных организаций, Комитета по защите прав человека, Юридической клиники Сибирского Федерального Университета, религиозных организаций, деятели культуры и спорта, средств массовой информации.
Участие в Общественных наблюдательных комиссиях
Представители Русской Православной Церкви в настоящее время принимают самое активное участие в работе Общественных наблюдательных комиссий и Общественных советов: они выезжают с проверками по жалобам подследственных и осужденных, заседают в Административных комиссиях по Условно-досрочному освобождению, которые в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы расширяются в комиссии социальных лифтов, с наделениями полномочиями по изменению условий содержания для осужденных в учреждениях. Также православные священнослужители привлечены к работе региональных Комиссий по помилованию, созданных по Указу Президента России в 2001 г. [1]. В тех регионах, где священнослужители участвуют в работе ОНК и программах Общественных советов, отмечается плодотворное сотрудничество с общественными организациями и государственными структурами ФСИН. Среди наиболее положительных примеров можно отметить Красноярский и Санкт-Петербургский, Нижегородский, Орловский и Тамбовский регионы. Однако во многих регионах в состав ОНК не входят представители от Русской Православной Церкви. И тому есть целый ряд причин.
Так, согласно п. 2 ст. 10 «Федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», «Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью
или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии» [см. 4]. Церковь же, по мнению Общественной Палаты Российской Федерации, не имеет в Уставе и направлениях деятельности защиту прав, поэтому, соответственно, не может выдвигать кандидатуры непосредственно от своего лица, делая это от имени правозащитных организаций. Данное обстоятельство существенно затрудняет возможность большего представления священнослужителей в ОНК.
В разных регионах развитие правозащитных организаций неодинаково, кроме того различны взаимоотношения правозащитников с представителями Церкви. Необходимо также учитывать кадровые замены: при таких заменах целесообразно заменить священника и в составе ОНК, хотя ст. 10 не содержит уточнений о процедуре замены члена ОНК. Важным элементом работы в ОНК является подготовка священнослужителей к правозащитной деятельности. Здесь важно хорошо знать содержание закона ФЗ-76, в рамках которого осуществляется наше служение. Особенно это относится к ст. 22 «Формы содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Приведем наиболее существенные пункты этой статьи:
1. Основными формами содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, являются:
3) участие в обеспечении их свободы совести и вероисповедания (что является основной задачей пастырской деятельности в УИС);
7) оказание помощи администрации места принудительного содержания в организации досуга осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей (организация концертов, выставок, лекций, просмотров кино- и видеофильмов, других культурных и просветительских мероприятий), проведении мероприятий по правовому просвещению осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей (традиционными стали праздничные поздравления и благотворительные акции «Рождество за решеткой», «Благодатный огонь», «Пасха»);
8) оказание содействия администрации места принудительного содержания в улучшении библиотечного обслуживания подозреваемых и (или) обвиняемых, осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей, организации их подписки на газеты и журналы, оборудовании спортивных площадок в учреждениях, исполняющих наказания, обеспечении их спортивным оборудованием и инвентарем (формирование библиотек духовной литературы, организация различных видов обучения и проведение спортивных мероприятий также является одним из направлений деятельности тюремного служения);
9) оказание помощи психологической службе учреждения, исполняющего наказания (достаточно часто тюремному священнику приходится поддерживать малодушных и унывающих, находящихся в местах лишения свободы);
11) участие в проведении мероприятий по пропаганде законопослушного поведения, здорового образа жизни, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей (ср. с Основами социальной концепции РПЦ: «IX. 2. Профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение, направленные
на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей... лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества» [см. 5, с. 179]);
13) оказание содействия в поддержании и укреплении связей между осужденными к лишению свободы, несовершеннолетними правонарушителями и их семьями, налаживании контактов с лицами и организациями, находящимися за пределами мест принудительного содержания (здесь следует вспомнить о многочисленных и разнообразных программах по налаживанию семейных и социальных связей, а также реабилитационных программах, осуществляемых Православными организациями, специализирующимися на тюремном служении) [4].
Таким образом, «содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания» — понятие емкое, включающее в себя все формы взаимодействия общественных институтов, Русской Православной Церкви и государственной пенитенциарной службы. Все наше служение, все совместные с общественными и правозащитными организациями проекты являются реализацией ФЗ-76, подводящего законодательное основание нашего попечения о в узах сущих.
В целом можно отметить следующие положительные стороны участия священнослужителей в работе ОНК и Общественных советов ФСИН. Доверие к пастырям со стороны заключенных и администрации облегчает работу Комиссий и Советов. Независимое и справедливое отношение пастырей является залогом объективности оценок и решений. Многолетний опыт пастырского тюремного служения позволяет священнослужителям грамотно понимать все стороны пенитенциарного процесса, предоставляет возможность урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с исповеданием веры, проблем в области религии, оказывает практическое содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Поэтому для дальнейшего развития взаимодействия Церкви и Общественных Советов и Комиссий необходимо продолжать вовлечение в их работу священнослужителей на епархиальном уровне.
Что же касается ОНК, то здесь необходимо, с одной стороны, используя административный ресурс епархиальных архиереев, устанавливать связи с региональными общественными палатами и правозащитными организациями для выдвижения от своих организаций кандидатов из числа тюремных священнослужителей, с другой стороны, готовить законодательную инициативу о внесении изменений в ФЗ-76 от 10 июня 2008 г., уточняющих процедуру при избрании или замене членов ОНК. Сегодня необходимо добиваться того, чтобы Церковь, как общественная религиозная организация, на основании своих основных документов — Основ социальной концепции РПЦ и Основ учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека — имела возможность выдвигать кандидатов в ОНК от своих приходов и епархий, как юридических лиц. Участие же в работе Комиссий и Советов позволяет налаживать эффективное взаимодействие в целом с общественными и государственными структурами, занимающимися вопросами социальной защиты подследственных и осужденных, их подготовки к освобождению и социальной адаптации освобождающихся из мест лишения свободы. Это, в свою очередь, объединяет всех представителей общества и Церкви, задействованных в тюремном служении.
1. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. (часть 2).— № 53.— Ст. 5149.
2. О порядке образования Общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агенствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агенствах, подведомственных этим федеральным министерствам. Указ Президента Российской Федерации № 842 от 4 августа 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г.— № 32.— Ст. 3539.
3. О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. Приказ ФСИН Минюста России № 32 от 26 января 2007 г. // Ведомости уголовно-исполнительной системы.— 2007.— № 9.— С. 49.
4. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания. Федеральный закон № 76-ФЗ от 10 июля 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 2008 г.— № 24.— Ст. 2789.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Сборник докладов и документов,— СПб., 2000,— С. 150-212.
6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Архиерейский собор Русской Православной Церкви М., 2008 // ЖМП.— 2008,— № 9.— С. 4-15.