Научная статья на тему 'Участие православного духовенства в системе образования острова Сахалин'

Участие православного духовенства в системе образования острова Сахалин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА САХАЛИНЕ / ШКОЛА НА ОСТРОВЕ САХАЛИН / СВЯЩЕННИКИ НА ОСТРОВЕ / УЧИТЕЛЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON SAKHALIN / THE SCHOOL ON SAKHALIN ISLAND / PRIESTS ON THE ISLAND / TEACHER / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пряшников Сергей Владимирович

в статье автор рассматривает становление системы образования на острове Сахалин с середины XIX начале ХХ веков. Важную роль в этом процессе играла Русская Православная Церковь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие православного духовенства в системе образования острова Сахалин»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Участие православного духовенства в системе образования острова Сахалин Пряшников С.В.

Пряшников Сергей Владимирович /Pryashnikov Sergey Vladimirovich - аспирант, кафедра истории Русской Православной Церкви, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье автор рассматривает становление системы образования на острове Сахалин с середины XIX- начале ХХ веков. Важную роль в этом процессе играла Русская Православная Церковь. Abstract: in the article, the author examines the development of the education system on Sakhalin Island from the mid - XIX to early XX centuries. An important role in this process played the Russian Orthodox Church.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь на Сахалине, школа на острове Сахалин, священники на острове, учитель, система образования.

Keywords: the Russian Orthodox Church on Sakhalin, the school on Sakhalin Island, priests on the island, teacher, the education system.

Представленная статья раскрывает перед читателями одну из сторон деятельности православного духовенства, которое служило на острове Сахалин с середины XIX - начале ХХ столетия. На основе архивных документов исследователю необходимо восстановить, насколько это возможно, периоды становления системы образования, в которой особая роль принадлежит священнослужителям.

Проблема образования детей на острове до 60-70 годов XIX века не возникает. Это было связано с тем, что постоянного русского населения в те годы здесь практически не существовало. При увеличении численности русского населения возникает потребность в обучении детей грамоте. Это проявилось в желании иметь школы [2, 1]. Учились в первую очередь дети ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев. В начале ХХ столетия во всеподданнейшей записке военного губернатора А.М. Валуева «О современном состоянии Северного Сахалина» отмечалось, что дети растут среди пьянства, разврата и с раннего возраста бывают посвящены в крупные преступления. «Сахалинские дети, - отмечал губернатор, - с воспитанием нуждаются в школах, которые могли бы перевоспитать ребенка или ослабить влияние преступной семьи» [7, 50].

Необходимо отметить, что тюремная администрация острова школьному обучению и образованию детей уделяла внимание в такой мере, насколько население само в этом нуждалось [1, 15]. Доктор Ф.М. Августинович, побывав на Сахалине в 1871-1872 годах, писал о необходимости устроить на Севере острова небольшую школу под нравственным наблюдением священнослужителя.

Если говорить о воспитательном процессе, то духовенству отводилась особая роль. Оно должно было осуществлять религиозно-нравственное воспитание народа, привлекать детей к Церкви, развивать и укреплять в них чувства веры и добра, внушать им добрые навыки [3, 295-297].

В 1896 году проводились подготовительные мероприятия по открытию в посту Дуэ приюта для детей ссыльнокаторжных. Сама организация деятельности данного учреждения требовала особого подхода. Поэтому, в Протоколе заседания действующего Попечительского совета Александровского приюта для детей ссыльных на острове Сахалин от 4 октября 1896 года поднимается вопрос по организации работы дуйского приюта. Здесь же указывается просьба, адресованная отцу Александру Унинскому: «Особое наблюдение за учебно-воспитательной частью просить принять на себя отца благочинного» [13, 72].

Главное тюремное управление, в ведении которого и была Сахалинская каторга, первоначально совершенно не выделяло средств на обеспечение школ всем необходимым. В 1889 году по Высочайшему Повелению Управление тюремного ведомства начинает направлять 4000 рублей в год на все островные школы. Эта сумма остается неизменной вплоть до их преобразования в церковно-приходские школы [4, 94]. Преподаванием в них, а прежде всего это касалось предмета Закона Божьего, занимались священники острова, иногда дьяконы или псаломщики.

Общую характеристику положения образования на острове приводят Владивостокские епархиальные ведомости. «Церкви на Сахалине тюремные, а равно и ограничены были средствами их содержания. Церковных приходов не было, обыватели селений объединялись на одном интересе: скорее кончить принудительное пребывание на Сахалине и выехать на родину. С устройством Сахалинской области, сельских обществ, приходов и церквей, мысль о школе церковной ожила», - отмечалось тогда в этом издании [8, 8082].

В 1890 году предпринимаются попытки как-то улучшить положение школ на острове. С этой целью начальник Сахалина издает приказ № 434 от 16 октября 1890 года, на основании которого в систему расходов по тюремной части выделяются дополнительные средства в размере 4000 рублей. Всем имеющимся первоначальным школам было предложено перейти на одинаковый план учебных занятий, согласовать список пособий и книг. Для его разработки начальник острова Сахалин генерал-майор В.И. Кононович предлагает создать комиссию. Возглавить ее предложено начальнику Тымовского округа, а в члены комиссии ввели

настоятеля Рыковской церкви священника отца Александра Винокурова, врача Тымовской местной команды Александра Сцепенского и учительницу Рыковской школы Татьяну Илларионовну Ульянову. В целом, что касается прямых указаний, то в предлагаемом плане преподавание Закона Божия было настоятельно предложено вести только священнику. Говоря о других изучаемых науках, то по степени важности на первом месте стоял предмет русского языка и арифметики. Остальные - география, история - оставались на усмотрение школ в зависимости от средств [10, 122].

Приезжая на Сахалин для своего пастырского служения, часть островного духовенства, не задумываясь о трудностях, давало согласие работать в сахалинских школах. Тот же начальник Тымовского округа в 18951896 гг. пишет рапорт о возобновлении в учебном году обучения в школе селения Мало-Тымовское. Это было вызвано тем, что священник отец Стефан Уверов выразил желание принять с большим удовольствием на себя преподавание Закона Божьего. Его супруга Вера Михайловна Уверова согласилась вести занятия по всем остальным учебным предметам. Стоит отметить, что христианское понимание важности учебного преподавания было настолько, что супруги вопрос о вознаграждении оставили на усмотрение администрации.

Это не единичный случай, когда с приездом нового священника вновь начинала работать сельская школа. Отметим, что это происходило по всему острову. Рапорт начальника Корсаковского округа № 2789 от 15 января 1891 года говорит о том, что с прибытием в пост Корсаковский священника отца Петра Ляхоцкого на поселение Владимировка вновь была открыта школа на 10 учеников. Обязанность преподавать в ней взял на себя по собственному желанию отец Петр [6. С.41].

И все же, священнослужители были вынуждены разделять труды по развитию школьного дела на Сахалине. Порой опыт организации школьного дела они привозили с собой на остров. Священник Александр Унинский прослужил в качестве благочинного сахалинский тюремных церквей значительное время. С 14 февраля 1888 года по 13 мая 1892 года служил этот священник в Южно-Уссурийском крае. На протяжении всего времени в своих приходах он организовывал школы для обучения детей, причем, делал это совершенно бесплатно. Приехав на остров Сахалин, он продолжал участвовать в решении вопросов, связанных со школами и образованием в целом. «Отец Унинский исключительно своей любовью к делу и личными усиленными стараниями, немало способствовал распространению образования на острове Сахалин», - писал впоследствии в своем письме военный Губернатор острова Сахалин Н.М. Ляпунов [9, 34].

В 1889 году на Юге острова при Корсаковской тюремной церкви под председательством протоиерея отца Виктора Тимошенко прошло первое заседание созданного Попечительства. Как поясняется в акте, направленном Преосвященнейшему Гурию, епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому для утверждения, церковно-приходское попечительство создается: «...Для благолепия и снабжения всем необходимым местной церкви, а также об устройстве первоначального обучения детей ссыльнокаторжных и поселенцев и для других благотворительных целей» [5, 1]. В состав попечительства вошли 11 человек, в том числе, начальник местной команды, смотритель Корсаковской тюрьмы, инспектор сельского хозяйства, врач окружного лазарета, секретарь окружного полицейского управления.

Такие созданные объединения, которые непременно возглавлял священник, имели попечение не только о существующих школах. Так, например, открытое Попечительство при Корсаковской тюремной церкви ведет переписку с Управлением 4-ого Восточно-Сибирского стрелкового батальона о средствах, выделенных на создание некой Алексеевской детской школы. Их пожертвовал Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович. Через некоторое время сумма в размере 254 рубля 50 копеек была переведена в распоряжение губернатора острова Сахалин [5, 18-19].

Александровское церковно-приходское Попечительство было создано 17 ноября 1911 года. Располагалось оно при Свято-Покровской Церкви поста Александровска и осуществляло свою деятельность в рамках оказания помощи в деятельности школы для девочек имени шталмейстера Гондатти. Первыми шагами в работе попечительства стали работы по организации функционирования самой школы [8, 82-83]. Об открытии этого сахалинского учебного заведения мы читаем во Владивостокских епархиальных ведомостях. Автор рассказывает об истории создания школы и торжественном ее освящении. Сама мысль организовать школьное дело принадлежала Великой Княгине Елизавете Федоровне, которая обратилась к Преосвященнейшему епископу Евсевию. Чтобы рассмотреть поступившее высочайшее предложение, духовенство Владивостокской епархии в 1910 году провело съезд сахалинского благочиния. Участники съезда единодушно отмечали, что быстро решить вопрос об открытии дополнительных учебных церковноприходских школ на острове пока не представляется возможным: «Церкви были тюремные, а равно и ограничены были средствами их содержания. Церковных приходов не было, обыватели селений объединялись только на одном интересе: скорее кончить принудительное пребывание на Сахалине и выехать на Родину» [8, 81].

Итак, с устройством послевоенной жизни в Сахалинской области сельских обществ, приходов и церквей, мысль об открытии новых учебных заведений вновь приобрела актуальность. Мы уже отмечали, что при помощи и содействии сахалинского губернатора Д.Д. Григорьева 23 октября 1911 года в посту Александровском была открыта и освящена школа для девочек имени шталмейстера Гандатти при Александровской Свято-Покровской церкви. На торжественном освящении присутствовало практически все население поста. Перед церемонией отец благочинный обратился с пастырским словом, в котором отметил пользу для отечества религиозного направления в школьном обучении, а особенно для девочек - будущих матерей Отечества. Под школу приспособили здание бывшего реального училища, на реконструкцию

которого было потрачено 450 рублей [8, 80-83]. Александровское церковно-приходское Попечительство на свои средства смогло нанять одну учительницу и сторожа. Супруга начальника Александровского участка Е.П. Ляхович дала свое согласие на преподавание в школе рукоделия, а уроки Закона Божьего разделили между собой отец благочинный и диакон Свято-Покровской Церкви. Учебники для новой школы по просьбе сахалинского Попечительства выслал Епархиальный училищный совет из города Владивостока.

Расходы на образование на Северном Сахалине в 1914 году составляли всего 9% от всего бюджета острова. К началу революционных событий 1917 года количество школ на Северном Сахалине увеличилось. В 1916 году здесь уже было 15 одноклассных и 2 двухклассных. В 1917 году, когда пост Александровский получил статус города, в нем открывается реальное училище с семилетним курсом обучения. Здесь обучалось около 180 учащихся. В период 2-й японской оккупации Северного Сахалина (1920-1925 годы), после некоторого периода в работе школ (здания школ японские власти превратили в казармы, где располагались военные), они продолжили свою работу. В школах обязательным предметом для изучения тогда стал японский язык, меняется подход к обучению, учебники для сахалинских школ печатались в Токио и доставлялись на остров [11, 45]. Оккупационные власти стали выплачивать заработную плату учителям в размере от 45 до 85 иен каждому. Стоит отметить, что в период каторги островные учителя получали жалованье от 5 до 25 рублей в месяц. После каторги до 1917 года оплата колебалась от 56 до 70 рублей. Никаких забастовок учителей по поводу заработной платы в те годы на острове не происходило.

Как следствие радикальных преобразований Советской власти по отношению к Русской Православной Церкви, стало издание Декрета об отделении Церкви от государства и школы от церкви. С этого времени провозглашается светский характер образования, и сахалинское духовенство лишается возможности участвовать в образовательном процессе.

Первым из признаков стабилизации общественной жизни, желанием осваивать имеющиеся территории является стремление к открытию образовательных учреждений. При увеличении взрослого населения на острове Сахалин происходил рост численности детей, как приехавших вместе со своими родителями, так и родившихся здесь. Православное духовенство принимало активное участие в разных сферах островной жизни, в том числе и в организации образовательной системы. Порой в основу педагогической деятельности священники полагали личный опыт, полученный за пределами Сахалина.

Литература

1. Всеподданнейшая записка военного губернатора острова Сахалин «О современном состоянии Северного Сахалина 1905-1906гг.» ГИАСО.

2. Дело канцелярии военного губернатора острова Сахалин об ассигновании кредитного содержания школ для арестантских детей о. Сахалин. РГИА ДВ.

3. Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1898 год. Церковные ведомости. - [C-Петербург]. - 1901г.

4. Лим С.Ч. Школьные учреждения Сахалина в период колонизации острова Россией (вторая половина XIX - 1914 год). Краеведческий бюллетень № 3. Южно-Сахалинск. 2001.

5. Материалы об открытии при Корсаковской тюремной церкви церковно-приходского попечительства для снабжения этой церкви всем необходимым и для обучения детей ссыльнокаторжных и поселенцев. РГИА

ДВ.

6. Материалы об отпуске аванса в сумме 4000 рублей на содержание школ для детей ссыльных в 1891 году. РГИА ДВ.

7. Миролюбов И.П. Восемь лет на Сахалине. С-Петербург. 1901.

8. Новостной раздел. Владивостокские епархиальные ведомости. - [Владивосток]. - 1912.

9. О назначении священников на остров Сахалин 1896-1902 гг. РГИА ДВ.

10. О школах острова Сахалин за 1895-1896 годы. РГИА ДВ.

11. Полянский М. Сахалин после Чехова и Дорошевича. Москва, 1929. С.45.

12. Представление военного губернатора острова Сахалин о разрешении открыть в посту Дуэ приют для детей ссыльнокаторжных. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп.1 Д. 1597.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.