Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПАРОХОДОВ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ОБОРОНЕ РУССКОГО СЕВЕРА В 1914-1917 ГОДАХ'

УЧАСТИЕ ПАРОХОДОВ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ОБОРОНЕ РУССКОГО СЕВЕРА В 1914-1917 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОРСКИЕ КОНВОИ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙ НА / СОЛОВЕЦКИЕ ПАРОХОДЫ / МОНАСТЫРСКИЕ ПАРОХОДЫ / ТРАЛЬЩИКИ В БЕЛОМ МОРЕ / ФЛОТИЛИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович

История Соловецкого монастыря насыщена яркими событиями, которые подробно освещены в историографии. Однако участие обители в Первой мировой войне практически не привлекало внимание исследователей. Монастырь, находясь вдалеке от боевых действий на суше, оказался в гуще событий, разворачивавшихся в Северном Ледовитом океане. В Архангельск шли караваны иностранных судов с военными грузами, а немецкое командование стремилось сорвать эти перевозки. Поскольку российские военно-морские силы на Русском Севере ограничивались небольшим посыльным судном «Бакан», началась мобилизация пароходов частных владельцев, одним из которых был Соловецкий монастырь. Благодаря привлеченным гражданским судам удалось сформировать флотилию Северного Ледовитого океана. Соловецкие суда «Вера», «Соловецкий» и «Михаил Архангел» и их личный состав не были подготовлены для решения военных задач, но они несли опасную и в то же время рутинную службу, без которой функционирование морских коммуникаций в столь непростое время было бы невозможным. Ярким примером этой службы является боевой путь и гибель парохода «Вера». Он сыграл особую роль в организации конвоев, поскольку стал флагманом Партии траления Белого моря. Судьбе парохода «Вера», а также вкладу обители в оборону Русского Севера посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF STEAMSHIPS OF THE SOLOVETSKY MONASTERY IN THE DEFENSE OF THE RUSSIAN NORTH IN 1914-1917

The history of Solovetsky Monastery is full of noticeable events which have been studied in detail in historiography. However, the participation of the monastery in the First World War attracted almost no attention of researchers. The monastery, located far from ghting on the frontline, found itself amidst the events unfolding in the Arctic Ocean. Caravans of foreign ships with military cargo went to Arkhangelsk, and the German military authorities sought to disrupt these transportations. Since the Russian Navy in the Russian North were limited to the small vessel Bakan, the mobilisation of steamships of private owners began, one of which was Solovetsky Monastery. As a result, these merchant ships managed to form the Arctic Ocean Flotilla. The Solovetsky ships Vera, Solovetsky and Mikhail Archangel and their crew were not prepared to solve military problems, but they carried out a dangerous and at the same time routine service, without which the functioning of sea lanes in such a di cult time would have been impossible. The ship Vera played a special role in the organisation of convoys, as it became the agship of the Minesweepers’ crew of the White Sea. This article is devoted to the fate of this vessel, as well as to the contribution of the monastery to the defense of the Russian North.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПАРОХОДОВ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ОБОРОНЕ РУССКОГО СЕВЕРА В 1914-1917 ГОДАХ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. С. 47-59 БО!: 10.15382МигП2022108.47-59

Сингх Созонт Сукхдевович, аспирант

историко-филологического факультета ПСТГУ

Россия, г. Москва sozont@inbox.ru https://orcid.org/0000-0001-8371-8955

Участие пароходов Соловецкого монастыря в обороне Русского Севера в 1914—1917 годах*

С. С. Сингх

Аннотация: История Соловецкого монастыря насыщена яркими событиями, которые подробно освещены в историографии. Однако участие обители в Первой мировой войне практически не привлекало внимание исследователей. Монастырь, находясь вдалеке от боевых действий на суше, оказался в гуще событий, разворачивавшихся в Северном Ледовитом океане. В Архангельск шли караваны иностранных судов с военными грузами, а немецкое командование стремилось сорвать эти перевозки. Поскольку российские военно-морские силы на Русском Севере ограничивались небольшим посыльным судном «Бакан», началась мобилизация пароходов частных владельцев, одним из которых был Соловецкий монастырь. Благодаря привлеченным гражданским судам удалось сформировать флотилию Северного Ледовитого океана. Соловецкие суда «Вера», «Соловецкий» и «Михаил Архангел» и их личный состав не были подготовлены для решения военных задач, но они несли опасную и в то же время рутинную службу, без которой функционирование морских коммуникаций в столь непростое время было бы невозможным. Ярким примером этой службы является боевой путь и гибель парохода «Вера». Он сыграл особую роль в организации конвоев, поскольку стал флагманом Партии траления Белого моря. Судьбе парохода «Вера», а также вкладу обители в оборону Русского Севера посвящена данная статья.

Ключевые слова: Соловецкий монастырь, морские конвои, Первая мировая война, соловецкие пароходы, монастырские пароходы, тральщики в Белом море, флотилия Северного Ледовитого океана.

Соловецкий монастырь — один из самых известных и значимых монастырей России, который до сих пор является важным центром православного паломничества. Однако, несмотря на большой общественный интерес к обители, в ее истории до сих пор есть белые пятна, особенно это касается истории монастыря в 1914—1917 годы. Соловецкий монастырь в течение многих столетий являлся одним из ключевых хозяйственных центров Русского Севера. Руководство монастыря умело организовать экономическую деятельность в этом суровом крае.

© Сингх С. С., 2022.

* Статья публикуется в рамках проекта «Союз со счастьем: Соловецкий монастырь и морское наследие Русского Севера», который реализуется при поддержке Фонда Губернаторских грантов Архангельской области.

Монастырский флот начинает свою историю с XV в. К началу Первой мировой войны в составе флота Соловецкого монастыря насчитывалось три парохода: «Вера», «Соловецкий» и «Михаил Архангел». Они осуществляли регулярные перевозки многочисленных богомольцев, доставляли необходимые грузы, и от них во многом зависело экономическое благополучие монастыря. Первая мировая война не могла обойти обитель стороной. Все три парохода приняли участие в обороне Русского Севера. Этот эпизод нашел освещение в трех публикациях. В справочнике Р. В. Лапшина и А. А. Смолина «Северные пароходства России (1861—1920 гг.)» дан краткий обзор истории каждого парохода1. В статье А. А. Смолина рассмотрено переоборудование парохода «Вера» в флагманский корабль Партии траления, описан ряд эпизодов боевой службы и его гибель2. В недавней публикации на основе материалов ГААО С. А. Яковлев обращается к судьбе соловецких пароходов в 1918—1920 гг., однако интересующему нас периоду посвящена лишь одна фраза3.

Ранее мною была предпринята попытка в цикле статей закрыть этот пробел историографии4. Первоначально основными источниками по теме были очерки Б. П. Апрелева5 и П. А. Варнека6, а затем стали появляться делопроизводственные материалы и разного рода документы, хранящиеся в РГАДА, РГА ВМФ и ГААО. В представленной статье автор стремится обобщить имеющиеся на данный момент данные о деятельности монастырских пароходов и показать вклад Соловецкого монастыря в оборону Русского Севера в 1914—1917 гг.

Практически сразу после начала войны русская армия столкнулась с кризисом снабжения войск, и российскому правительству пришлось обратиться за помощью к разным странам (Антанты, США и некоторым другим). Там были размещены заказы на боеприпасы, вооружение, топливо, технику, различное оборудование и т. п. Большая часть стратегически важных грузов могла быть перевезена только морем. Основные морские пути сообщения Российской империи проходили в Северном, Балтийском и Черном морях, которые и оказались охвачены боевыми действиями. Лишь два русских порта оставались незаблоки-рованными — Владивосток и Архангельск.

1 Лапшин Р. В., Смолин А. А. Северные пароходства России (1861—1920 гг.). Архангельск,

2011.

2 Смолин А. А. Первая кампания Партии траления Белого моря // Гангут. СПб., 2017. Вып. 102. С. 96-115; 2018. Вып. 103. С. 28-42.

3 Яковлев С. А. Пароходы Соловецкого монастыря в 1918-1920 гг. (по материалам ГААО) // Соловецкий сборник. Архангельск, 2021. Вып. 17. С. 139-173.

4 Сингх С. С. Участие Соловецкого монастыря в Первой мировой войне по очеркам Б. П. Апрелева // Соловецкое море. Архангельск; М., 2018. С. 87-95; Он же. Боевая служба парохода Соловецкого монастыря «Вера» в Партии траления Белого моря в 1915 г. (по очеркам Б. П. Апрелева и П. А. Варнека) // Соловецкое море. Архангельск; М., 2019. С. 95-104; Он же. Имущественный спор между Морским министерством и Соловецким монастырем: пароход «Соловецкий», 1915-1917 гг. // Соловецкое море. Архангельск; М., 2020. С. 78-86; 2021. С. 114-118.

5 Апрелев Б. П. Нашей смене. Шанхай, 1934.

6 Варнек П. А. Русский Север в Первую мировую войну // Первая мировая война на Европейском Севере России глазами ее участников и современников: «Трехлетие почти сверхчеловеческих усилий...» Архангельск, 2014. С. 6-102.

Начиная с осени 1914 г. в Архангельск стали направляться десятки судов с военными грузами, и как следствие на Русском Севере активизировался германский флот7. Морское ведомство должно было срочно принять меры для защиты коммуникаций. В начале июня 1915 г. в Горле Белого моря, соединяющем Белое море с Северным Ледовитым океаном, на единственном морском пути в Архангельск германский вспомогательный крейсер «Метеор» выставил 285 мин новейшего образца8. Начались подрывы судов на минах, что немедленно привело к сокращению судоходства. На начало войны единственным кораблем на Севере было небольшое посыльное судно «Бакан», вооруженное четырьмя пушками и неспособное решить проблему разминирования. Для очистки фарватеров от мин Британское адмиралтейство прислало шесть тральщиков под командованием капитана 2-го ранга Бернея9, но при такой большой площади постановки мин они не могли обеспечить безопасность мореплавания, поэтому русский Морской генеральный штаб (МГШ) был вынужден «в срочном порядке приступить к вооружению и комплектованию необходимого количества тральщиков»10. Для этой цели были мобилизованы различные более или менее пригодные суда, «которые могли плавать в открытом море»11. Из них была составлена Партия траления. Частные суда привлекались для службы в Дирекции маяков и лоций Белого моря.

Соловецкий монастырь тоже принимал участие в обороне Русского Севера. Несмотря на то что к началу Первой мировой войны он был демилитаризирован (в 1886 г. с Соловков была выведена воинская команда, ранее использовавшаяся для охраны содержавшихся там заключенных)12, он остался важным хозяйственным центром: обитель располагала метеостанцией, гидроэлектростанцией, различными заводами, мастерскими, ботаническим садом и собственной флотилией.

Во время войны пароходы монастыря были переданы Морскому ведомству, а на Большом Соловецком острове была организована радиостанция (строительство началось весной 1915 г., ввод в эксплуатацию состоялся в январе 1916 г.). Послушники и монахи трудились на радиостанции, а настоятель архимандрит Иоанникий (Юсов) добровольно взял на себя обязанности начальника районной Службы связи13. Это было одним из звеньев формировавшейся в это время на побережье Баренцева и Белого морей военно-морской системы Службы связи, которая была развернута на Русском Севере и улучшила взаимодействие между берегом и кораблями, русскими и британскими силами, что способствовало повышению безопасности грузоперевозок в Северном Ледовитом океане.

7 Подробнее о ситуации на Русском Севере в 1914-1915 гг. см.: Сингх С. С. Участие Соловецкого монастыря в Первой мировой войне по очеркам Б. П. Апрелева. С. 88-91.

8 Варнек П. А. Указ. соч. С. 28.

9 Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 204.

10 Варнек П. А. Указ. соч. С. 30.

11 Там же. С. 31.

12 Подробнее см.: Во отоце океана моря..: Путеводитель по Соловецкой обители и ее скитам. М., 2007. С. 229.

13 Подробнее о радиостанции см.: Сингх С. С. Участие Соловецкого монастыря в Первой мировой войне... С. 93-95.

Участие соловецких судов в разворачивающихся событиях было различным. Первым судном монастыря, взятым на службу, стал пароход «Михаил Архангел». С 21 июня по 11 сентября 1915 г. он был зафрахтован (то есть не мобилизован, а взят в аренду) Дирекцией маяков и лоций Белого моря14. 27 августа заведующий Мобилизационной частью Архангельского порта подполковник корпуса гидрографов В. В. Костромитинов обратился к администрации Соловецкого монастыря с просьбой о том, чтобы предоставить «по возвращении Дирекцией маяков и лоций Белого моря парохода "Михаил Архангел" в распоряжение Морского Ведомства пароход "Соловецкий" на всю зиму 1915-1916 года и, в случае согласия, за какую суточную плату, при снабжении углем от Морского Ведомства, и на каких прочих условиях»15. То есть первоначально речь шла лишь о фрахте. При первом прочтении это предложение может показаться странным, ведь в зимний период Белое море покрывается льдом. Но в Архангельск шли десятки судов с военными грузами, поэтому МГШ стремился продлевать навигацию, и при помощи закупленных за границей ледоколов предпринимались попытки проводить суда из Ледовитого океана в Архангельск. Пароход «Соловецкий» был важен для Морского ведомства, так как был самой быстрой единицей монастырского флота (12 узлов), и это судно могло привлекаться для решения широкого спектра задач16.

23 сентября 1915 г. ордером № 69 начальник Архангельского торгового порта Б. Н. Веретенников уведомил монастырь о необходимости предоставить пароход «Соловецкий» в «распоряжения казны», согласно Положению о военно-судовой повинности17. Исходя из того, что после мобилизации пароход поступил в ведение Охраны водного района (ОВР) Архангельского порта, можно предположить следующее. Морскому ведомству срочно понадобился корабль для сопровождения караванов судов или решения иных задач, поэтому оно изменило намерение и вместо заключения соглашения о фрахте мобилизовало судно. Согласно документации бухгалтерии Архангельского военного порта пароход «Соловецкий» с 24 сентября «поступил во временное распоряжение Морского ведомства по военно-судовой повинности»18.

22 октября было принято решение19 о возвращении парохода владельцу20, и 27 октября он был освобожден от военно-судовой повинности21. 29 октября смотрителем подворья Соловецкого монастыря в Архангельске иеромонахом

14 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5620. Л. 35 об., 69 об.

15 Там же. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 8.

16 Подробнее сравнительную таблицу характеристик пароходов Соловецкого монастыря см.: Сингх С. С. Боевая служба парохода Соловецкого монастыря «Вера» в Партии траления Белого моря в 1915 г. С. 96.

17РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 14.

18 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 86. Л. 9.

19 Решение стало результатом переписки между Учрежденным собором монастыря и главноначальствующим г. Архангельска и Белого моря вице-адмиралом А. П. Угрюмовым. Об этой и других переписках, связанных с пароходом «Соловецкий» в 1915-1917 гг., подробнее см.: Сингх С. С. Имущественный спор между Морским министерством и Соловецким монастырем...

20 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 109. Л. 11.

21 ГААО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 639. Л. 46.

Иннокентием, с одной стороны, и начальником Архангельского военного порта генерал-майором В. М. Форселем — с другой, был заключен договор22. Монастырь передавал пароход «на всё время до мая месяца 1916 года», за что министерство обязалось выплачивать «200 руб. в сутки, начиная с 1 ноября 1915 года»23. Затем договор о фрахте судна продлевался, и оно было возвращено монастырю лишь осенью 1917 г. Таким образом, служба парохода «Соловецкий» оказалась самой долгой из монастырских судов. он привлекался для дозорной службы24, «съемки Белого моря», перевозки различных грузов25, выполнения поручений военно-морской Службы связи26 и в качестве посыльного судна при конвоях27.

Наиболее трагичной оказалась судьба парохода «Вера». 3 июля 1915 г. между Соловецким монастырем и мобилизационным отделом Архангельского порта был заключен договор, согласно которому обитель передавала пароход «Вера» Морскому министерству «на всё время войны», и «за пользование пароходом уплачивается 200 руб. в сутки, начиная с 3 июля 1915 года, то есть со дня вручения монастырю ордера о привлечении парохода на службу Морскому ведомству»28.

Пароход «Вера», как и другие суда, включенные в Партию траления, прошел переоборудование в Архангельске. Их экипажи оставались прежними, но к ним добавлялись специалисты для обслуживания вооружения29. Важно отметить, что «Вера» оказалась самым быстроходным из всех судов (ее скорость составляла 11,5 узлов30), мобилизованных в Партию траления, поэтому начальник Партии траления капитан 1-го ранга Н. Э. Викорст выбрал пароход в качестве своего флагмана31. Кроме высокой скорости этот пароход имел еще одну конструктивную особенность: его машинные иллюминаторы находились наполовину под водой: «свойство, особенно неприятное при плавании во льдах»32. Капитан «Веры» А. Алферов называет их полуподводными33. Можно предположить, что иллюминаторы находились наполовину под водой, лишь когда судно было полностью загруженным, однако это делало его эксплуатацию опасным в условиях ледовой обстановки. Отсутствие «в Архангельске военно-морского управления и военного порта осложняло процесс переоборудования, вооружения и ремонта. Все необходимые материалы приходилось доставать у частных торговцев, иногда приходилось употреблять хитрости или действовать угрозами, так как многие торговцы ввиду всё растущих цен прятали свои товары»34. Но,

22 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 86. Л. 37-37 об.

23 Там же. Л. 37.

24 Лапшин Р. В., Смолин А. А. Северные пароходства России (1861-1920 гг.). С. 9.

25 РГА ВМФ. Ф. 1135. Оп. 1. Д. 75. Л. 5-80.

26 Там же. Ф. 910. Оп. 2. Д. 109. Л. 68.

27 Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 197.

28 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 70. Л. 33.

29 Подробнее о переоборудовании и экипажах см.: Смолин А. А. Создание Партии траления Белого моря // Гангут. Вып. 102. С. 102-103.

30 Подробнее сравнительную таблицу характеристик судов Партии тралении см.: Там же. С. 110.

31 Там же.

32 Варнек П. А. Указ. соч. С. 32.

33 Подробнее см.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 31.

34 Варнек П. А. Указ. соч. С. 32.

несмотря на все сложности, суда переоборудовались, по готовности выходили в море и присоединялись к тральщикам, осуществлявшим проводку караванов через заминированный район.

23 августа капитан 1-го ранга Н. Э. Викорст на пароходе «Вера» вышел в море. Так началась боевая служба корабля. У Трех островов35 пароход встретил английские и российские тральщики, занимавшиеся спасением груза с оказавшегося на берегу парохода «Финшлей». Н. Э. Викорст, формально являвшийся начальником объединенной Партии траления, куда входили и российские, и британские тральщики, «как старший в чине заметил англичанину36, что спасение грузов не есть дело Партии траления и недопустимо для этой цели рисковать и без того малым количеством тральщиков»37. После этого было проведено совещание, на котором был выработан совместный план работ: пароходы, следующие в Архангельск, «должны были направляться дозорными судами в Святонос-ский залив для формирования очередного каравана. После прохода за тралами опасной зоны пароходы опускались до Сосновца самостоятельно». Обратные пароходы «должны были собираться у Сосновца и следовать тем же способом до Св. Носа»38. Эта система стала определяющей для дальнейшей организации движения судов в Белом море.

Затем «Вера» и российские тральщики направились в Святоносский залив, где было необходимо найти место для базирования (в свою очередь британские «тральщики перешли к Сосновцу, где постоянно находилась их плавучая база»39). Осмотрев Святоносский залив, Викорст принял решение «у устья реки Йокань-га40 организовать свою передовую базу»41. Это место располагалось недалеко от входа в пролив Горло Белого моря, что определяло его стратегическое значение. Вскоре здесь началось оборудование базы тральщиков и был установлен пункт, где направлявшиеся в Архангельск пароходы досматривались и снабжались актуальной информацией о состоянии фарватера42.

Пребывание «Веры» и тральщиков в Святоносским заливе оказалось как нельзя кстати, поскольку там же находились пришедшие из Норвегии китобойные суда «Фикс I», «Фикс II», которые предполагалось включить в Партию траления, и транспортное судно. На следующий день, 24 августа, «Вера» и три тральщика

35 Три острова — группа островов в проливе Горло Белого моря.

36 Между Викорстом и Бернеем практически сразу начались трения, в итоге приведшие к тому, что российская и британская Партии траления стали самостоятельными. Позже, после переговоров с Британским адмиралтейством, был прислан коммодор Кэмп, которому стали подчиняться российская и английская Партии траления. Подробнее см.: Трошина Т. И. Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы Первой мировой войны. Архангельск, 2012. С. 45; Быков П. Д. Военные действия на Северном русском морском театре в империалистическую войну 1914-1918 гг. // Война на Северном морском театре. 1914-1918 гг. СПб., 2003. С. 38.

37 Варнек П. А. Указ. соч. С. 33.

38 Там же.

39 Там же. С. 33.

40 Йоканга — река на Кольском полуострове, устье которой расположено в Святоносском заливе Мурманского побережья Баренцева моря.

41 Варнек П. А. Указ. соч. С. 33.

42 Быков П. Д. Указ. соч. С. 23.

повели этот небольшой караван на юг. Первая же проводка показала правильность принятого решения: в трал одного из буксиров попали две мины43. Стоит отметить, что служба тральщиков была крайне опасной, ведь «для самих тральщиков никто проходов в минном поле не тралил, и если кто-нибудь из них взрывался и погибал, то это в некотором смысле входило в круг их обязанностей»44. Поэтому каждая проводка каравана для тральщиков и кораблей охранения могла оказаться последней. В данном случае всё прошло успешно: мины были «без остановки каравана отбуксированы до Сосновца и там расстреляны»45.

В первых числах сентября российские тральщики прибыли в Архангельск (британские же были более мореходными и продолжали свою работу). На ремонт в первую очередь «были поставлены шесть лучших тральщиков 1-го отделения и "Вера". Их ввели в док, перебрали механизмы, вычистили котлы и установили на каждом по пулемету»46. Пароход «Вера» был также вооружен двумя 47-мм орудиями47. Благодаря личному участию вице-адмирала А. П. Угрюмова ремонт удалось провести достаточно быстро, и уже через «семь суток 1-е отделение и "Вера" смогли выйти в море»48 и приступить к проводке караванов.

Но тральщиков катастрофически не хватало. Участник этих событий, лейтенант Б. П. Апрелев писал: «Доблестный начальник дивизии траления Белого моря капитан 1-го ранга Викорст бьется, как рыба об лед, имея всего два отделения маленьких тральщиков, из которых лучшие "Север", "Восток", "Запад" и "Юг" — всего по 400 тонн водоизмещения. Посыльные суда "Вера" и "Соловецкий" едва справляются, чтобы конвоировать караваны коммерческих судов»49. Здесь монастырские суда выступают уже в другом качестве — кораблей охранения.

Ввиду недостатка тральщиков и большого количества прибывающих пароходов приходилось проводить до 18-20 судов за один рейс, при том что для безопасной проводки транспортов должно быть не больше пяти50. Как правило, в проводке каравана участвовали две пары тральщиков, а «начальник каравана для лучшего наблюдения за всеми судами находился на особом корабле» и шел сбоку каравана51. В случае 1-го отделения этим кораблем был пароход «Вера». С одной стороны, это позволяло задействовать судно для различных целей, решать неожиданные задачи, но, с другой стороны, «Вера», как и тральщик, могла легко погибнуть.

После ремонта во время проводки конвоев Н. Э. Викорст столкнулся с необходимостью обучить подчиненных «строго соблюдать расстояние как между тральщиками той же пары, так и расстояние между парами и между тральщиками и проводимыми пароходами»52. Далеко не все капитаны быстро и точно

43 Варнек П. А. Указ. соч. С. 33.

44 Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 194.

45 Варнек П. А. Указ. соч. С. 33.

46 Там же. С. 36.

47 Лапшин Р. В., Смолин А. А. Указ. соч. С. 12.

48 Варнек П. А. Указ. соч. С. 36.

49 Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 265.

50 Варнек П. А. Указ. соч. С. 37.

51 Там же.

52 Там же.

исполняли приказы начальника Партии траления53. В некоторых случаях, когда иные методы воздействия бывали исчерпаны, Викорсту даже приходилось применять стрельбу против неисполнявших приказ. В таких случаях пароход «Вера» производил выстрел «через или под нос неисполняющему». Эти меры оказались эффективными, тральщики «научились точно держаться в строю и быстро исполнять все маневры»54, и проводка караванов проходила без особых происшествий.

Для снабжения тральщиков углем и провизией в состав Партии траления был включен пароход «Александра». Перед каждой проводкой каравана он встречал тральщики у о. Сосновец и обеспечивал их всем необходимым. Поэтому тральщики месяц за месяцем находились в море без захода в порт.

Ввиду большого количества прибывающих пароходов и небольшой «продолжительности дня в этих широтах» начались ночные проводки караванов, что было крайне опасным делом, учитывая отсутствие прожекторов на российских тральщиках. В первых числах октября пароход «Вера» в течение трех дней находился в Архангельске, «что позволило установить на нем первый в Партии прожектор»55; этот факт подчеркивает важную роль, которую играл данный пароход.

В середине ноября британские тральщики ушли на зимовку в Англию, а русские продолжали проводку караванов. При этом погода только ухудшалась, а температура падала. В данных условиях корпуса тральщиков начали обмерзать, а от «заплёскивания на кормовой части образовывался лед». И если тральщики, обладавшие хорошей мореходностью, достаточно легко справлялись с данной проблемой, то «менее мореходная "Вера" в один из походов была вынуждена два раза заходить в бухты для скалывания льда, ибо судно начинало плохо подниматься на волну»56. После проводки очередного каравана пароход «Вера» вновь покинул тральщики и направился в Архангельск, чтобы Н. Э. Ви-корст смог «доложить адмиралу о создавшемся в море положении»57. 19 ноября пароход прибыл в Архангельск. По данным П. А. Варнека, начальник Партии траления просил адмирала разрешить тральщикам прекратить траление и вернуться на зимовку в Архангельск; он привел достаточно убедительные доводы, но А. П. Угрюмов «в обидной форме отдал приказание продолжать траление всеми тральщиками по старой системе, вплоть до его личного распоряжения». На следующий день, 21 ноября, «Вера» покинула Архангельск, а Партия траления вновь приступила к проводке караванов58. Утром 26 ноября59 «Вера» покинула йокангский рейд и начала проводку очередного каравана. Это был последний поход парохода.

53 Вероятно, это было связано с тем, что суда были мобилизованы вместе с экипажами, состоявшими из гражданских лиц. Подробнее об экипажах см.: Варнек П. А. Указ. соч. С. 32.

54 Там же. С. 37.

55 Там же. С. 36.

56 Там же. С. 42.

57 Там же.

58 Там же. С. 43.

59 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 30.

1 декабря второй отряд тральщиков, состоявший из «более слабых судов»60, получил приказ61 вернуться в Архангельск62. Между тем конвой, в составе которого была «Вера», встретил сплошной лед и ежедневно старался продвигаться вперед, пользуясь «разводами при перемене течений»63. 3 декабря пароход «Вера» продолжал самостоятельно пробиваться сквозь льды; на нем «продавило иллюминатор в носовом командном помещении; но так как он был немного выше ватерлинии, то воды через него не попало. Сразу же приступили к его заделке»64. 4 декабря, находясь у маяка острова Сосновец, «Вера» приняла провизию с парохода «Николай» и отправилась на розыски остальных тральщиков65.

5 декабря первый отряд тральщиков получил адмиральский приказ возвращаться в Архангельск. Благодаря очеркам Апрелева, исполнявшего в тот момент должность штаб-офицера для делопроизводства и поручений Временного военно-морского управления при адмирале Угрюмове66, становится понятным, почему приказ откладывался: «Уже несколько раз адмирал, под влиянием докладов штаба, решал вернуть тральщики, но каждый раз просьба то того, то другого иностранного консула, то одного, то другого ведомства заставляла его отложить "еще на один день" возвращение первого отряда»67. Однако приказ запоздал: тральщики, оставшиеся в Йокангской базе, не смогли его выполнить68, ведь теперь «для его исполнения необходимо было ждать очищения моря ото льда»69.

В тот же день, не встретив других тральщиков, пароход «Вера» направился обратно к острову Сосновец70. Около полудня, пройдя Сосновец, «Вера» попала «в сплошной лед», что дало возможность экипажу «выйти на лед и осмотреть корпус парохода»71. Выяснилось, что при столкновении с отдельно плавающей льдиной72 была помята обшивка в носовой части судна и «повреждено до 40 штук заклепок <...> в канатном ящике лопнуло 8 шпангоутов», а также образовалась течь. Команда срочно приступила к устранению повреждений73. Затем «Вера» продолжила попытки вырваться из ледового плена, но вскоре пароход был окончательно затерт льдами. В аналогичной ситуации оказались и суда конвоя,

60 Варнек П. А. Указ. соч. С. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Согласно очеркам Б. П. Апрелева, приказ был отдан вице-адмиралом Угрюмовым, а по мнению П. А. Варнека — самим начальником Партии. Подробнее см.: Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 195; Варнек П. А. Указ. соч. С. 43.

62 Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 195.

63 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 30.

64 Там же.

65 Там же.

66 Апрелев Б. П. На «Варяге». Жизнь после подвига. М., 2017. С. 8.

67 Апрелев Б. П. Нашей смене. С. 196.

68 Тральщики смогут выйти в море 6 декабря, но будут затерты во льдах.

69 Варнек П. А. Указ. соч. С. 43.

70 П. А. Варнек упоминает, что «Вере» удалось встретить несколько пароходов и впоследствии они были выведены из льдов «Канадой». Подробнее см.: Варнек П. А. Указ. соч. С. 44. В акте, составленном капитаном «Веры», описание данной ситуации отсутствует, упоминается лишь то, что «Вере» не удалось обнаружить остальные тральщики. Подробнее см.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 29.

71 Там же. Л. 30 об.

72 Варнек П. А. Указ. соч. С. 44.

73 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 30 об.

и тральщики первого отделения, которые, как и «Вера», предпринимали неудачные попытки самостоятельно пробиться сквозь льды.

Ледорез «Канада» выводил изо льдов пароходы с военными грузами и не мог заниматься спасением «Веры» и встречавшихся по пути тральщиков. 11 декабря он смог лишь снабдить их провизией74. В этот же день на пароходе «Вера» при очередном сжатии льдов «льдина выдавила машинный иллюминатор, сорвала его крышку и слегка повредила борт»75. Как и в прошлый раз, благодаря быстро принятым мерам повреждения были устранены76. Но на «Вере» стали подходить к концу запасы провизии и угля. Аналогичная ситуация сложилась и на других тральщиках. При этом команды на всех оказавшихся во льдах тральщиках были «совершенно измотаны, так как морозы держались всё время между -37° и -53°»77.

Утром 21 декабря ледорез «Канада» подошел к «Вере» и передал на нее провизию и угль. Затем были попытки вывести тральщики изо льдов с помощью ледореза и ледокола «Минто»78, закончившиеся неудачей79. Ввиду сложившейся ситуации на «Канаде» был созван военный совет, постановивший разоружить и оставить в море тральщики «Вера», «Скум», «Запад» и «Юг», которые должны были быть подготовлены «как бы на зимовку»80.

22 декабря днем личный состав готовился покинуть «Веру». Ее капитан А. Алферов так описал этот процесс: «Стали приводить корабль в зимний вид: сняли орудия, инвентарь, провизию на "Канаду"; заделали отверстия; слили всю воду и залили масло в механизмы. Осадка уменьшилась на 1 фут, течь прекратилась»81. В 18 часов на пароходе все работы были закончены, моряки «загасили огни и покинули пароход, перейдя с вещами» на ледорез «Канада»82.

К началу навигации 1916 г. пароход так и не был найден83, поэтому считается, что он «затонул от сжатия льдами»84. Морское ведомство должно было компенсировать монастырю стоимость парохода (150 тыс. руб.)85, однако на июнь 1917 г. это сделано не было (более поздних документов, связанных с «Верой», обнаружить пока не удалось)86.

После революции оставшиеся у обители пароходы «Михаил Архангел» и «Соловецкий» неоднократно национализировались и возвращались монастырю, а затем занимались перевозкой заключенных в Соловецкий лагерь. Однако этот период истории монастырских судов — тема отдельного исследования.

74 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 77. Л. 48-49.

75 Варнек П. А. Указ. соч. С. 44.

76 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 31.

77 Варнек П. А. Указ. соч. С. 45.

78 Бывший канадский ледокол «МШо» в 1916 г. получил новое название — «Иван Сусанин».

79 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 31 об.

80 Варнек П. А. Указ. соч. С. 45.

81 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 77. Л. 49.

82 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. 1915 г. Д. 104. Л. 31 об.

83 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 77. Л. 63-68.

84 Лапшин Р. В., Смолин А. А. Указ. соч. С. 12.

85 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 2. Д. 77. Л. 41.

86 Там же. Л. 77.

Во время Первой мировой войны обитель внесла свою лепту в оборону Русского Севера. Пароход «Вера» был флагманом Партии траления и играл особую роль в организации и проводке конвоев. Его судьба позволяет лучше понять тот вклад, который внес Соловецкий монастырь в дело снабжения российских войск. Соловецкие пароходы и их экипажи, как и суда других частных владельцев, были мало приспособлены для исполнения функций военных кораблей. При этом они продолжали нести ту опасную, рутинную службу, без которой функционирование морских коммуникаций в столь непростое время было бы невозможным. Устройство монастырской радиостанции, которая стала частью системы военно-морской связи, и обеспечение ее работы также принесло большую пользу Отечеству.

Автор выражает благодарность за помощь в проведении исследования иерею А. Постернаку, А. В. Лаушкину, Т. М. Гусевой, К. Б. Назаренко, М. Р. Иванченко и А. А. Богомазовой.

Список литературы

Апрелев Б. П. На «Варяге». Жизнь после подвига. М., 2017. Апрелев Б. П. Нашей смене. Шанхай, 1934.

Варнек П. А. Русский Север в Первую мировую войну // Первая мировая война на Европейском Севере России глазами ее участников и современников: «Трехлетие почти сверхчеловеческих усилий...» Архангельск, 2014. С. 6-102. Во отоце океана моря... Путеводитель по Соловецкой обители и её скитам. М., 2007. Лапшин Р. В., Смолин А. А. Северные пароходства России (1861-1920 гг.). Архангельск, 2011.

Сингх С. С. Участие Соловецкого монастыря в Первой мировой войне по очеркам

Б. П. Апрелева // Соловецкое море. Архангельск; М., 2018. С. 87-95. Сингх С. С. Боевая служба парохода Соловецкого монастыря «Вера» в Партии траления Белого моря в 1915 г. (по очеркам Б. П. Апрелева и П. А. Варнека) // Соловецкое море. Архангельск; М., 2019. С. 95-104. Сингх С. С. Имущественный спор между Морским министерством и Соловецким монастырем: пароход «Соловецкий», 1915-1917 гг. // Соловецкое море. Архангельск; М., 2020. С. 78-86; 2021. С. 114-118. Смолин А. А. Первая кампания Партии траления Белого моря // Гангут. СПб., 2017.

Вып. 102. С. 96-115; 2018. Вып. 103. С. 28-42. Яковлев С. А. Пароходы Соловецкого монастыря в 1918-1920 гг. (по материалам ГААО) // Соловецкий сборник. Архангельск, 2021. Вып. 17. С. 139-173.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 108. P. 47-59 DOI: 10.15382/sturII2022108.47-59

Sozont Singh, Postgraduate Student, Faculty of History and Philology, St. Tikhon's Orthodox University for Humanities

Moscow, Russia sozont@inbox.ru https://orcid.org/0000-0001-8371-8955

Participation of Steamships

of the Solovetsky Monastery in the Defense

of the Russian North in 1914—1917*

Abstract: The history of Solovetsky Monastery is full of noticeable events which have been studied in detail in historiography. However, the participation of the monastery in the First World War attracted almost no attention of researchers. The monastery, located far from fighting on the frontline, found itself amidst the events unfolding in the Arctic Ocean. Caravans of foreign ships with military cargo went to Arkhangelsk, and the German military authorities sought to disrupt these transportations. Since the Russian Navy in the Russian North were limited to the small vessel Bakan, the mobilisation of steamships of private owners began, one of which was Solovetsky Monastery. As a result, these merchant ships managed to form the Arctic Ocean Flotilla. The Solovetsky ships Vera, Solovetsky and Mikhail Archangel and their crew were not prepared to solve military problems, but they carried out a dangerous and at the same time routine service, without which the functioning of sea lanes in such a difficult time would have been impossible. The ship Vera played a special role in the organisation of convoys, as it became the flagship of the Minesweepers' crew of the White Sea. This article is devoted to the fate of this vessel, as well as to the contribution of the monastery to the defense of the Russian North.

Keywords: Solovetsky Monastery, sea convoys, World War I, Solovetsky steamships, monastery steamships, Arctic Ocean Flotilla.

Aprelev B. (2017) Na "Variage". Zhizn'poslepodviga [On the Varyag. Life after the heroic feat].

Moscow (in Russian). Aprelev B. (1934) Nasheismene [For those who come after us]. Shanghai (in Russian). Iakovlev S. (2021) "Parokhody Solovetskogo monastyria v 1918-1920 gg. (po materialam GAAO)" [Steamships of Solovetsky Monastery in 1918-1920 (using the materials of the State Archive of Arkhangelsk Region)]. Solovetskiisbornik, 2021. Arkhangelsk, vol. 17, pp. 139-173 (in Russian).

* This article is published as part of the project "Union with happiness: Solovetsky Monastery and the marine legacy of the Russian North" supported by the Foundation for Grants of the Governor of Arkhangelsk Region.

S. Singh

References

Lapshin R., Smolin A. (2011) Severnyeparokhodstva Rossii (1861—1920gg.) [Northern shipping companies of Russia]. Arkhangelsk (in Russian).

Shepukova N. (1964) "Ob izmenenii dushevladeniia pomeshchikov Evropeiskoi Rossii v pervoi chetverti XVIII — pervoi polovine XIX v." [On the change in the sizes of serf-ownership in the European Russia in the 1st quarter of the 18th — 1st half of the 19th centuries]. Ezhegodnik po agrarnoi istorii Vostochnoi Evropy, 1963. Vilnius, pp. 402—419 (in Russian).

Singh S. (2018) "Uchastie Solovetskogo monastyria v Pervoi mirovoi voine po ocherkam B. P. Apreleva" [Participation of Solovetsky Monastery in the First World War according to the essays of B. P. Aprelev]. Solovetskoe more, 2018. Arkhangelsk; Moscow, pp. 87—95 (in Russian).

Singh S. (2019) "Boevaia sluzhba parokhoda Solovetskogo monastyria "Vera" v Partii traleniia Belogo moria v 1915 g. (po ocherkam B. P. Apreleva i P. A. Varneka)" [Combat service of the steamer of Solovetsky Monastery "Vera" in the White Sea Trawling Crew in 1915 (according to essays by B. P. Aprelev and P. A. Varnek)]. Solovetskoe more, 2019. Arkhangelsk; Moscow, pp. 95-104 (in Russian).

Singh S. (2020) "Imushchestvennyi spor mezhdu Morskim ministerstvom i Solovetskim monastyriom: parokhod "Solovetskii", 1915-1917 gg." [Property dispute between the Naval Ministry and Solovetsky Monastery: the steamer "Solovetskii", 1915-1917]. Solovetskoe more, 2020. Arkhangelsk; Moscow, pp. 78-86; 2021, pp. 114-118 (in Russian).

Smolin A. (2017-2018) "Pervaia kampaniia Partii traleniia Belogo moria" [The first campaign of the Crew of minesweepers of the White Sea]. Gangut. St. Petersburg, 2017, vol. 102, pp. 96115; 2018, vol. 103, pp. 28-42 (in Russian).

Varnek P. (2014) "Russkii Sever v Pervuiu mirovuiu voinu" [Russian North in World War I], in Pervaia mirovaia voina na Evropeiskom Severe Rossii glazami ee uchastnikov i sovremennikov: "Trekhletiepochtisverhchelovecheskikh usilii..." [World War I in the European North of Russia through the eyes of its participants and contemporaries: "Three years of almost superhuman efforts..."]. Arkhangelsk, 2014, pp. 6-102 (in Russian).

Vo ototse okeana moria... Putevoditel' po Solovetskoi obiteli i eio skitam (2007) [On the sea islands. Guide to Solovetsky monastery and its hermitages]. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 18.05.2022

The article was submitted 18.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.