Научная статья на тему 'Участие ОВД в разрешении межнациональных конфликтов'

Участие ОВД в разрешении межнациональных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4194
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / CROSS-NATIONAL CONFLICT / SOCIAL CONFLICT / ADMINISTRATION / REGULATION / CONFLICT RESOLUTION / PREVENTION OF CROSS-NATIONAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагин А.А., Манышев В.В.

В статье рассматривается деятельность органов внутренних дел по регулированию межнациональных конфликтов, представлены дополнительные задачи, которые могут быть возложены на подразделения ОВД в процессе проведения профилактической работы и регулирования межнациональных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брагин А.А., Манышев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF DISTRICT DEPARTMENTS OF INTERNAL AFAIRS IN SOLVIN G CROS-NATIONAL CONFLICTS

The article considers district departments of internal affairs activity in regulation of cross-national conflicts and introduces additional tasks, which can be given to district departments of internal affairs in the process of prevention and regulation of cross-national conflicts.

Текст научной работы на тему «Участие ОВД в разрешении межнациональных конфликтов»

2015'2 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕОИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

УЧАСТИЕ ОВД В РАЗРЕШЕНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

PARTICIPATION OF DISTRICT DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS IN SOLVING CROSS-NATIONAL CONFLICTS

УДК 323.1:351.74

А.А. БРАГИН

кандидат социологических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) тел. (4722)54-54-36

в.в. МАНЫШЕВ,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) тел. (4722)54-54-36

A.A. BRAGIN

PhD In Sociology, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

V.V. MANYSHEV,

Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается деятельность органов внутренних дел по регулированию межнациональных конфликтов, представлены дополнительные задачи, которые могут быть возложены на подразделения ОВД в процессе проведения профилактической работы и регулирования межнациональных конфликтов.

Ключевые слова: межнациональный конфликт, социальный конфликт, управление, регулирование, разрешение конфликта, предупреждение межнациональных конфликтов.

Abstract: the article considers district departments of internal affairs activity in regulation of cross-national conflicts and introduces additional tasks, which can be given to district departments of internal affairs in the process of prevention and regulation of cross-national conflicts.

Keywords: cross-national conflict, social conflict, administration, regulation, conflict resolution, prevention of cross-national conflicts.

В условиях предупреждения межнациональных конфликтов, а также в процессе их регулирования и разрешения органы внутренних дел решают целый круг задач общесоциального плана. Эти задачи в первую очередь связаны с восстановлением функционирования органов власти и управления, объектов жизнеобеспечения населения, народно-хозяйственной, культурной сфер. При этом сложным и одновременно особо значимым становится развитие отношений с населением на неконфронтационной основе, исходя из интересов правоохранительной деятельности. Для стабилизации ситуации необходимо достижение формальных договоренностей между субъектами конфликта.

Как показывает практика, представителям правоохранительных органов очень часто приходится выполнять функции дипломатического характера: участвовать в налаживании

диалога между сторонами противостояния и в переговорах, оказывать юридическое консультирование при оформлении требований сторон и условий итоговых соглашений и т.п. Возможно, существует потребность, как максимум, в создании специальных организационных структур в органах внутренних дел и, как минимум, специальной подготовки сотрудников для решения подобных задач [1].

Сегодня помимо традиционных, связанных с правоохраной, правоприменением, правоисполнением, перед органами внутренних дел возникает комплекс новых задач:

- предупреждение и пресечение криминальных проявлений национал-экстремизма и терроризма как его крайней формы;

- сдерживание противоборствующих сил;

- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований;

- выполнение миротворческих функций.

86

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

2015'2

Целесообразно подчеркнуть, что разрешение межнациональных конфликтов является главным образом прерогативой законодательной ветви власти, однако регулирование таких конфликтов непосредственно затрагивает сферу деятельности правоохранительных органов. В этом процессе главной целью органов внутренних дел является обеспечение законности и правопорядка. Успех деятельности органов внутренних дел в рассматриваемых условиях зависит от выполнения требований, являющихся одновременно критериями эффективности функционирования системы и решающими моментами ослабления остроты накала конфликта.

Следует учесть, что управление конфликтом предполагает три основных элемента управленческого воздействия. Они распределены по пространству динамики социального конфликта. Во-первых, это предупреждение, профилактика, предотвращение, регулирование конфликта на предконфликтной стадии. Во-вторых, это регулирование динамики конфликта на этапе открытого противоборства. В-третьих, это воздействие на завершение конфликта, в том числе на постконфликтное время [2].

Регулирование межнационального конфликта - сложный многофакторный процесс, требующий усилий всех государственных структур. При определении конкретных форм воздействия федерального центра на ситуацию в регионе приоритет должен принадлежать созданию правовой, политической, экономической, культурной и другой «инфраструктуры» консенсуса, а также всемерной поддержке конституционных сил в регионе. Вместе с тем, федеральной власти необходимо быть готовыми и к оперативному реагированию на возможные этнические столкновения. Следует выработать механизмы перевода конфликтов в мирное русло, используя региональные миротворческие и посреднические организации. В случае если политические меры не дают результатов и под угрозой находится мирное население, государство вправе использовать всю свою мощь для защиты жизни, имущества и достоинства своих граждан.

Как показывает отечественный опыт регулирования межнациональных конфликтов, органы внутренних дел к настоящему моменту не располагают соответствующими возможностями для эффективного выполнения возложенных на них функций. Более того, силы правопорядка своими

несвоевременными, неправомерными или неадекватными ситуации действиями могут провоцировать дальнейшую эскалацию межнационального конфликта.

Выявившаяся крайне низкая степень эффективности деятельности органов внутренних дел по регулированию конфликтов на межнациональной почве, имевших место в последнее десятилетие на территории России, обусловлена комплексом причин, наиболее существенной из которых следует рассматривать правовую неурегулированность основополагающих вопросов их деятельности. Определяющее влияние на результативность деятельности при этом оказывает не столько состояние ведомственного нормотворчества, сколько законодательство, обеспечивающее работу всей системы государственного реагирования на указанные ситуации и являющееся основой для принятия управленческих и организационно-тактических решений о действиях сил правопорядка в обстановке межнациональных конфликтов.

При всей сложности политической и экономической ситуации в современной России сегодня нет оснований утверждать, что переход социальной напряженности в стадию открытого насилия является неизбежным. Во многих случаях такой переход явился следствием пренебрежения ряда властных структур, включая и правоохранительные органы, прежде всего на «местах», превентивными мерами, которые могли бы быть предприняты в период сползания ситуации к насилию.

Как отмечает Т.Н. Фролова, требуются и иные специфические шаги, позволяющие блокировать насилие, обеспечить законность и общественный порядок. Речь идет, прежде всего, о превентивных мерах, осуществляемых правоохранительными органами. К их числу следует отнести получение своевременной информации о назревающих (готовящихся) массовых беспорядках и погромах и незамедлительное информирование об этом органов государственной власти. Такими мерами могут быть предупреждение руководителей и участников готовящихся актов гражданского протеста о возможных последствиях действий агрессивного характера и их персональной ответственности, а также принятие мер по нейтрализации крайне экстремистского и другого потенциала. Кроме того, в число таких мер следует отнести активное проведение комплекса

87

2015'2 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕОИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

мероприятий по дезинформации экстремистов и их лидеров, а в условиях уже начавшихся массовых беспорядков - и агрессивного поведения толпы с целью снижения ее взрывоопасного потенциала.

Таким образом, межнациональные конфликты, как разновидность социальных,

в настоящее время являются одним из основных факторов дестабилизации обстановки в России и в ряде государств СНГ. Они оказывают негативное воздействие на все стороны жизни общества и способствуют углублению социальной нестабильности.

Литература

1. Фролова Т.Н. Деятельность органов внутренних дел в процессе разрешения межнационального конфликта: социологический аспект: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. - М., 2003.

2. Кильмашкина Т.Н. Основы предупреждения и предотвращения социальных конфликтов: лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2002.

3. Працко Г.С., Шпак В.Ю. Политические конфликты и протесты // Юристъ - Правоведъ. 2013. № 5 (60). С. 23-26.

References

1. Frolova T.N. District departments of internal affairs activity in the process of solving crossnational conflicts: Sociological aspect: Dis.... cand. of social sciencies: 22.00.08. - M., 2003.

2. Kilmashkina T.N. Basics of socicial conflicts prevention and resolution: Lection. - M.: Academy of administration in the Ministry of internal affairs of Russian Federation, 2002.

3. Pracko G.S., Shpak V.Y. Political conflicts and protests // The Lawyer. 2013. № 5 (60). P. 23-26.

(статья сдана в редакцию 10.09.2015)

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.