Научная статья на тему 'Участие органов местного самоуправления в реализации функции по обеспечению общественной безопасности'

Участие органов местного самоуправления в реализации функции по обеспечению общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деккерт Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие органов местного самоуправления в реализации функции по обеспечению общественной безопасности»

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Д. В. Деккерт, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин

Челябинского юридического института МВД России

За недолгий период проведения реформ в Российской Федерации был сделан значительный шаг к становлению правового государства. Весьма широкое распространение получили конституционные нормы, определяющие общие черты власти на местах. Так, ст. 132 Конституции РФ закрепляет право местных органов власти самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка на подведомственных им территориях. А функция охраны общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте, в иных общественных местах.

В условиях российского федерализма и построения новой структуры властных отношений наиболее актуальным становится вопрос об участии органов местного самоуправления в процессе управления общественно значимыми делами.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются, безусловно, наиболее значимыми задачами государства. В такой ситуации особая роль отводится органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектам. В одном ряду с этими органами власти стоит и местная власть. Органы местного самоуправления в отличие от органов исполнительной власти наиболее приближены к проблемам населения. В то же время только органы исполнительной власти опираются на достаточную нормативную базу, располагают соответствующим аппаратом принуждения, необходимым для проведения в жизнь государственной воли.

Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. к одной из задач милиции относит охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»

от 6 октября 2003 г. к вопросам местного значения относит организацию охраны общественного порядка на территории городского округа.

Из всего вышеизложенного вытекает необходимость взаимодействия между милицией и муниципальными органами, что подразумевает под собой поиск определенных форм взаимодействия. Именно в них находят свое воплощение действия субъектов безопасности. Многообразные задачи и направления деятельности в сфере безопасности обусловливают существование различных форм осуществления этой деятельности. Выбор соответствующих форм производится субъектом с учетом конкретной жизненной ситуации, складывающейся в сфере безопасности, требований эффективности и целесообразности.

В этой связи весьма показателен опыт взаимодействия администрации Копейского городского округа с милицией в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности. Деятельность данного муниципального органа власти хотелось бы рассмотреть в нескольких аспектах: взаимодействие с милицией общественной безопасности, с криминальной милицией, а также координирующую роль администрации городского округа.

Взаимодействие с милицией общественной безопасности осуществляется через муниципальный отряд охраны общественного порядка. Перед отрядом Администрацией городского округа поставлены следующие задачи:

- охрана государственной, муниципальной и частной собственности, законных прав и интересов граждан;

- содействие правоохранительным органам в укреплении правопорядка;

- участие в выработке решений органов местного самоуправления по вопросам укрепления правопорядка.

Деккерт Д.В.

Участие органов местного самоуправления в реализации функции по обеспечению...

Деятельность отряда целиком связана с правоохранительными органами. Сотрудники отряда оказывают содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и охране общественного порядка под руководством сотрудников милиции. Являясь муниципальной организацией, отряд имеет свою дежурную часть, средства связи, автомобили, а также муниципальную штрафную стоянку. Своим участием в охране общественного порядка отряд оказывает большую помощь управлению внутренних дел городского округа, увеличивая своими нарядами плотность перекрытия улиц и общественных мест. Как показывает практика, количество преступлений неуклонно снижается. Это в свою очередь является наглядным показателем профилактики правонарушений. Взаимодействие отряда с милицией общественной безопасности -яркий пример новой системы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которая дает возможность органам местного самоуправления реализовать свое конституционное право самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка.

В 1999 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1115 в ряде муниципальных образований нашей страны проводился эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления. Данный крупномасштабный социальный эксперимент явился первым на федеральном уровне практическим шагом по созданию правовых, организационных и материальных условий для реализации органами местного самоуправления права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка. Этот эксперимент можно было бы считать началом первого этапа формирования муниципальных органов охраны общественного порядка, но он не получил продолжения и был «свернут».

В последнее время очень много говорится о создании муниципальной милиции. Одновременно встает вопрос определения ее социального статуса. Что это будет за организация, какой будет ее структура - пока неизвестно. Вообще, возможно ли создание такой структуры на местах на сегодняшний день? Проведенный эксперимент доказал, что нет. В этой связи еще большую ценность приобретает опыт работы муниципального отряда охраны общественного порядка Копейского городского округа.

Взаимодействие с криминальной милицией также выражено в определенной форме. Так, в мае 2005 г. по инициативе оперативнорозыскной части по борьбе с незаконным оборотом наркотиков главного управления внутренних дел Челябинской области и администрации Копейского городского округа на центральной улице города был установлен баннер. На нем указывался телефон горячей линии оперативно-розыскной части главного управления внутренних дел Челябинской области для сообщений жителей г. Копейска о фактах незаконного сбыта наркотических средств на территории городского округа. В результате этой работы с июня по ноябрь 2006 г. поступило 25 анонимных сообщений о лицах, причастных к распространению наркотиков, что в пять раз больше, чем за весь 2005 г. Этот пример взаимодействия весьма показателен. Ведь в данном случае совместную работу проводят местные органы власти и правоохранительные структуры области, что может свидетельствовать о высоком уровне заинтересованности тех и других в результатах работы. Кроме этого, приведенные показатели свидетельствуют о повышении доверия населения города к органам правопорядка. Мы считаем, что опыт взаимодействия администрации Копейского городского округа с главным управлением внутренних дел Челябинской области может быть использован другими муниципальными образованиями и может способствовать поиску новых форм взаимодействия.

Особое место занимает координирующая роль муниципальной власти. Так, в 2002 г. в г. Копейске Челябинской области был создан межведомственный оперативный штаб по координации мер противодействия терроризму. Возглавляет данный штаб глава администрации городского округа. Кроме того, в его состав входят начальник УВД города, начальник ФСБ, начальник ГОЧС, военный комиссар города, прокурор, главный санитарный врач, начальник воинской части, а также на правах секретаря комиссии - советник главы города по безопасности. В процессе работы оперативного штаба создаются рабочие группы, куда входят директора многих предприятий, начальники управлений образования, культуры, здравоохранения и др.

На повестку заседаний выносятся вопросы, касающиеся профилактики террористических актов во время массовых мероприятий, на предприятиях с особыми условиями рабо-

Серия «Право», выпуск 12

91

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

ты, в учреждениях образования, местах отдыха. Решения, которые выносит оперативный штаб, не имеют обязательной юридической силы, а носят лишь рекомендательный характер. Таким образом, мы видим, что на примере муниципального образования Копейский городской округ проблема противодействия терроризму решается, а роль органа местного самоуправления - более чем значительная.

Ни для кого не секрет, что в России состояние охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также состояние борьбы с преступностью оценивается как критическое. В этой связи возникает острая необходимость совершенствования системы правоохранительных органов, а также их взаимодействия с местными властями. Изучение этих форм взаимодейст-

вия, а также поиск новых - одна из приоритетных задач органов местного самоуправления. Опыт деятельности администрации Ко-пейского городского округа весьма показателен, ведь ведется совместная работа с милицией, другими правоохранительными структурами, с населением. Но важно помнить, что все вышеперечисленные формы взаимодействия носят в большинстве своем практическую составляющую, а идеальный вариант - это монолит правовой и практической форм. В результате перед законодателем, по нашему мнению, должна быть поставлена задача по восполнению этих пробелов и принятию на федеральном и местном уровнях законов и программ по взаимодействию различных структур в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.