Научная статья на тему 'Участие органон местного самоуправления в реализации функции но охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности'

Участие органон местного самоуправления в реализации функции но охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деккерт Дмитрий Викторович

Рассматриваются вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с правоохранительными органами в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на примере деятельности администрации одного из муниципальных образований Челябинской области -Копейского городского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие органон местного самоуправления в реализации функции но охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности»

Д В. Деккерт

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с правоохранительными органами в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на примере деятельности администрации одного из муниципальных образований Челябинской области —Копейского городского округа.

За недолгий период проведения реформ в Российской Федерации был сделан значительный шаг к становлению правового государства. Весьма широкое распространение получили конституционные нормы, определяющие общие черты органов власти на местах. Так, ст. 132 Конституции РФ закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка на подведомственных им территориях. А функция охраны общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, в транспорте и иных общественных местах.

В условиях российского федерализма и построения новой структуры органов власти наиболее актуальным становится вопрос об участии органов местного самоуправления в процессе управления общественно значимыми делами.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются, безусловно, наиболее значимыми задачами государства. В такой ситуации особая роль отводится органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектам, в одном ряду с которыми, стоят и органы местного самоуправления. В то же время только органы исполнительной власти опираются на достаточную нормативную базу, располагают соответствующим аппаратом принуждения, необходимым для проведения в жизнь государственной воли. Федеральный закон «О милиции»1 к одной из задач милиции относит охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»2 к вопросам местного значения относит организацию охраны общественного порядка на территории городского округа.

Из всего вышеизложенного следует, что милиция и муниципальные органы должны постоянно искать новые формы взаимодействия, связанные с вопросами местного значения. Именно в таких формах находят свое воплощение действия субъектов безопасности. Многообразные задачи и направления деятельности в сфере безопасности обусловливают существование различных форм осуществления этой деятельности, выбор которых производится субъектом с учетом конкретной жизненной ситуации, складывающейся в сфере безопасности, требований их эффективности и целесообразности.

В этой связи весьма показателен опыт взаимодействия администрации Копейского городского округа с милицией в обеспечении охраны общественного поряд-

ка и общественной безопасности. Деятельность данного муниципального органа власти хотелось бы рассмотреть в нескольких аспектах: взаимодействие с милицией общественной безопасности, взаимодействие с криминальной милицией, координирующая роль администрации городского округа.

Взаимодействие администрации данного городского округа с милицией общественной безопасности осуществляется путем создания муниципального отряда охраны общественного порядка, перед которым поставлены следующие задачи: охрана государственной, муниципальной и частной собственности, законных прав и интересов граждан;

содействие право охранительным органам в укреплении правопорядка; участие в выработке решений органов местного самоуправления по вопросам укрепления правопорядка.

Деятельность отряда направлена на оказание содействия правоохранительным органам в борьбе, с преступностью и охране общественного порядка под руководством сотрудников милиции. Являясь муниципальной организацией, отряд имеет свою дежурную часть, средства связи, автомобили, а также муниципальную штрафную стоянку. Отряд оказывает большую помощь Управлению внутренних дел городского округа в борьбе с преступностью за счет увеличения числа нарядов, осуществляющих охрану общественного порядка на улицах и в общественных местах города. Как доказывает практика, количество преступлений в Копейском городском округе неуклонно снижается. Взаимодействие отряда с милицией общественной безопасности — яркий пример организации новой системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что дает возможность органам местного самоуправления самостоятельно реализовать данное конституционное право.

В1999 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 11153 в ряде муниципальных образований нашей страны проводился эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления. Такой крупномасштабный проект явился первым практическим шагом по созданию правовых, организационных и материальных условий для реализации органами местного самоуправления права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка. Этот эксперимент можно было бы считать началом первого этапа формирования муниципальных органов охраны общественного порядка, но он не получил своего продолжения и был «свернут».

В последнее время очень много говорится о создании муниципальной милиции. Но ее социальный статус и структура в настоящее время не определены. В этой связи еще большую ценность приобретает опыт работы муниципального отряда охраны общественного порядка Копейского городского округа.

Примером взаимодействия администрации Копейского городского округа с криминальной милицией явилось размещение в мае 2005 г. на центральной улице города баннера, на котором указывался телефон горячей линии оперативно-розыскной части Главного управления внутренних дел Челябинской области для сообщений жителями Копейска о фактах незаконного сбыта наркотических средств на территории городского округа. В результате этой работы с июня по ноябрь 2006 г.

поступило 25 анонимных сообщений о лицах, причастных к распространению наркотиков, что в 5 раз больше чем за весь 2005 год. Пример такого взаимодействия весьма показателен. Ведь в данном случае совместную работу проводят органы местного самоуправления и правоохранительные структуры области, что может свидетельствовать о высоком уровне их заинтересованности в результатах работы. Кроме этого, приведенные показатели свидетельствуют о повышении доверия населения города к органам правопорядка.

Особую роль в организации охраны общественного порядка играет координирующая деятельность муниципальной власти. Так, в 2002 г. в г, Копейске был создан межведомственный оперативный штаб по координации мер противодействия терроризму, руководство которым осуществляет глава администрации городского округа. Кроме того, в его состав входят: начальник УВД города, начальник ФСБ, начальник ГО ЧС, военный комиссар города, прокурор, главный санитарный врач, начальник воинской части, а также на правах секретаря комиссии — советник главы города по безопасности. В процессе работы оперативного штаба создаются рабочие группы, куда входят директора многих предприятий, начальники управлений образования, культуры, здравоохранения.

На повестку заседаний штаба выносятся вопросы, касающиеся профилактики террористических актов во время массовых мероприятий, на предприятиях с особыми условиями работы, в учреждениях образования, местах отдыха. Решения, которые выносит оперативный штаб, не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный'характер.

Ни для кого не секрет, что ситуацию, сложившуюся в России в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью, можно оценить как критическую, В связи с этим возникает острая необходимость совершенствования системы правоохранительных органов, а также форм их взаимодействия с органами местного самоуправления. Весьма показателен в связи с этим приведенный нами пример такого взаимодействия администрации Копейского городского округа с правоохранительными органами области. Но важно помнить, что все вышеперечисленные формы взаимодействия имеют в основном практическую направленность. Поэтому в ближайшее время на федеральном и местных уровнях необходимо принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы участия органов местного самоуправления в реализации ими функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Примечания

1 См,: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991, № 16. Ст. 503.

2 См.: Российская газета. 2003,8 окт.

3См.: Собрание законодательства РФ. 1998. №38. От. 4783.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.