Научная статья на тему 'Участие Новой Зеландии в урегулировании восточно-тиморского кризиса'

Участие Новой Зеландии в урегулировании восточно-тиморского кризиса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР / АТР / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВОСТОЧНО-ТИМОРСКИЙ КРИЗИС / ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО ТИМОРА / INTERNATIONAL SECURITY / NEW ZEALAND / EAST TIMOR / ASIA-PACIFIC REGION / PEACE KEEPING FORCES / EAST TIMOR CRISIS / HISTORY OF EAST TIMOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колмакова Анастасия

Ситуация с безопасностью в Восточном Тиморе ухудшилась после того, как спонсируемый ООН референдум показал подавляющее желание населения быть независимыми от Индонезии, которая вторглась в это государство в 1975 году. С публикацией результатов референдума начались интенсивные столкновения между сторонниками и противниками независимости. Беспорядки и массовые убийства в Восточном Тиморе вызвали большой взрыв общественного мнения в Австралии, Новой Зеландии, Португалии и других странах, что повлекло за собой ввод в государство миротворческого контингента. В данной операции участвовали и силы Новой Зеландии. Всего в составе Интернациональных сил находилось почти 4 000 новозеландцев гражданского персонала. Общая численность новозеландских военных насчитывала 1100 человек. Это составляло 10% от всего численного состава вооруженных сил страны. В результате усилий новозеландской стороны задача по восстановлению мира и безопасности в стране и по обеспечению гуманитарной помощи была выполнена на должном уровне, но говорить о полном устранении напряженности пока еще не приходится.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kolmakova studies participation of New Zealand in settlement of the East Timor crisis. She points out at deterioration of security situation in East Timor after the UN sponsored referendum results publication, showing the desire of the majority of the population to be independent from Indonesia. Indonesia invaded the country in 1975. This publication caused bloody clashes of supporters and opponents of independence which in turn evoked negative emotions in Australia, New Zealand, Portugal and other countries and deployment of international peace-keeping forces to East Timor. New Zealand sent there military force of 1100 men or 10% of its armed forces. They managed to provide peace and humanitarian assistance, but final elimination of tension is still to be addressed.

Текст научной работы на тему «Участие Новой Зеландии в урегулировании восточно-тиморского кризиса»

Колмакова А. В.

ИВ РАН

УЧАСТИЕ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ в УРЕГУЛИРОВАНИИ ВОСТОЧНО-ТИМОРСКОГО КРИЗИСА

На рубеже веков Новая Зеландия заметно активизировала свою внешнеполитическую активность относительно решения проблем стабильности и безопасности в АТР. Примером этого могут служить действия властей Новой Зеландии для урегулирования сложной ситуации в Восточном Тиморе в начале XXI века.

Восточный Тимор - небольшая страна с населением около 800 ООО чел., разнообразна по своим этническими и лингвистическими различиям. Восточный Тимор - также и одна из самых бедных стран в мире. ВВП на душу населения составляет менее US$500. Есть перспективы роста, но есть также и сложности. Несмотря на то, что % населения живет в сельской местности, Восточный Тимор, по мнению специалистов, никогда не будет в состоянии сам себя прокормить. Поэтому продовольственная безопасность здесь является критической проблемой 1 . В неурожайные годы Восточный Тимор может только положиться на внешнюю помощь, чтобы избежать серьезного голода. Однако будущее устойчивого экономического развития Восточного Тимора - морская нефть и газ. ООН предполагает, что от реализации этих ресурсов, Восточный Тимор мог бы получать значительные средства, но, несмотря на это, Восточный Тимор все еще будет одной из самых бедных стран в Азии.

Чтобы способствовать экономическому росту, правительство Восточного Тимора необходимо осуществлять принципы экономической политики, которые поощряют развитие частного предприятия, включая иностранные инвестиции, и стимулируют необходимую занятость. Однако такие установки были не приемлемы для основной части политической элиты Восточного Тимора.

Наконец, Восточный Тимор столкнулся и с существенными политическими трудностями. В стране нет традиций представительного правительства и верховенства закона. Феодаль-

ные и авторитарные понятия, унаследованные от колониальной эры, были укреплены десятилетиями индонезийского правления.

Индонезия вторглась в Восточный Тимор в 1975 г. и присоединила к себе эту бывшую португальскую колонию. После падения индонезийского президента Сухарто новый президент

- Б. Дж. Хэбиби, был готов предоставить специальную автономию для Восточного Тимора2.

В 1998 г. в стране была образована Миссия ООН (ТЖАМЕТ) с целью организации и проведения референдума по вопросу о независимости. Спонсируемый ООН референдум, проведенный 30 августа 1999 г., показал подавляющее желание населения быть независимыми от Индонезии. После того, как результаты референдума были опубликованы 4 сентября, начались интенсивные столкновения между сторонниками и противниками независимости (проиндонезийское ополчение), которые вызвали гуманитарный кризисЗ.

Беспорядки и массовые убийства в Восточном Тиморе вызвали большой взрыв общественного мнения в Австралии, Новой Зеландии, Португалии и других странах. Так, представитель оппозиционной партии Австралии, Лори Бреретон, красноречиво доказывал участие индонезийских вооруженных сил в конфликте. Католическая церковь Австралии призвала австралийское правительство отправить вооруженные миротворческие силы в Восточный Тимор, чтобы положить конец наси-лию4.

Интернациональные силы Восточного Тимора под командованием австралийского генерал-майора Питера Косгроува начали развертываться в Восточном Тиморе 20 сентября 1999 г. в соответствии с резолюцией ООН. Для них была определена задача восстановление мира и безопасности в стране и обеспечение гуманитарной помощи5.

В связи с Восточно-Тиморским кризисом американская администрация, заинтересованная в поисках союзников для проведения своих многочисленных миротворческих операций желала улучшения отношений с Новой Зеландией. Президент США Б. Клинтон, в частности, предложил Новой Зеландии

участвовать в операции многонациональных сил в Восточном Тиморе.

30 сентября 1999 года премьер-министр Новой Зеландии Дженни Шипли заявил о согласии увеличить размер миротворческих сил в Восточном Тиморе от роты до батальона, т.е. более чем на 800 солдат. По его мнению «... важно, чтобы Новая Зеландия справедливо разделила бремя этого регионального конфликта. Мы гордо поддержим австралийцев и других региональных союзников, чтобы увидеть, как мир и стабильность возвращается в Восточный Тимор. Силы численностью в батальон будут включать более 800 военнослужащих армии в ВВС, вместе с шестью вертолетами, 25 бронетранспортерами, другими транспортными средствами поддержки, а также полевой хирургический госпиталь и транспортную команду»6.

Кроме того, было решено отправить дополнительно 400 солдат в Австралию для обучения и акклиматизации в середине октября 1999 г., которые предполагалось развернуть в Восточном Тиморе к концу октября.

Всего в составе Интернациональных сил находилось почти 4 000 новозеландцев гражданского персонала. Общая численность новозеландских военных насчитывала 1100 человек. Это составляло 10% от всего численного состава вооруженных сил страны. Стоимость восточно-тиморской операции составляла 75 млн. новозеландских долларов. Хочется отметить, что это было самое большое зарубежное военное участие Новой Зеландии, начиная с Корейской войны.

Прибытие международных войск в Восточный Тимор заставило несогласных с результатами референдума бежать через границу в Индонезию. Периодически мятежники вторгались на территорию страны, особенно часто это происходило на охраняемой новозеландской армией южной границе с Индонезией.

28 февраля 2000 г. Интернациональные силы Восточного Тимора передали руководство военными действиями ПЫТАЕТ (Правительству переходного периода при Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе).

В начале марта 2000 г. начались открытые столкновения между силами новозеландской армии и ополчением на южной границе с Индонезией. 24 июля в бою с ополчением был убит

солдат, рядовой Леонард Мэннинг, ставший первым новозеландским военнослужащим, убитым в бою, начиная с войны во Вьетнаме7.

Деятельность ополчения в августе 2000 г. и в течение следующих нескольких месяцев сосредоточилась именно на новозеландской зоне ответственности, где ополченцами были предприняты попытки нескольких вторжений. Между 18 сентября и 2 ноября новозеландцы несколько раз участвовали в перестрелках с группами ополчения, так, 26 сентября был убит один ополченец, другой был убит 6 октября и еще один 24 октября, а позже во время очередного столкновения новозеландцы успешно противостояли группе ополчения, превышающую их силы в 15 раз. Такие активные действия новозеландских сил привели к сокращению деятельности ополчения в новозеландской зоне ответственности8.

Новая Зеландия официально завершила свое военное участие в Восточном Тиморе в декабре 2002 г, передав ответственность южной части границы батальону, состоящему из двух тайских рот и одной роты из Сингапура.

Проблема безопасности в Восточном Тиморе вновь встала во внешнеполитическую повестку дня правительства Новой Зеландии через 4 года, когда в этом государстве под воздействием радикальных сил произошла смена правительства.

Последние части новозеландской армии вернулись 26 декабря 2002 года в Новую Зеландию. Всего более 6000 военнослужащих Новой Зеландии служили в Восточном Тиморе в период с июня 1999 года по декабрь 2002 года.

Во время операции по обеспечению стабильности в Восточном Тиморе силы по поддержанию мира несли сравнительно немного боевых потерь.

Поводом для политического кризиса 2006 г., который и привёл к отставке правительства Мари Алкатири, стали противоречия внутри армии, более или менее отражающие разногласия внутри тиморского общества в целом. Вооруженные силы ДРТЛ (Р-БОТЬ) в своё время были сформированы на базе почти пятитысячных партизанских отрядов Фалинтил, состоявших преимущественно из выходцев из восточных областей, наиболее отдалённых от индонезийской границы, в то время

как полицейские силы остались в наследство со времен оккупации и комплектуются по большей части из выходцев с запада страны и даже бывших индонезийских военных. В феврале 2006 г. 593 военнослужащих (а это более чем треть из общего состава в 1433 человек), преимущественно из западных районов, дезертировали из своих казарм, требуя смягчения правил армейского устава и регионально-этнического перераспределения контроля над вооруженными силами.

Ситуация осложнялась тем, что миротворческие силы ООН покинули Тимор ещё в мае 2005 г., оставив лишь ограниченный полицейский контингент. Руководство в Дили выступило с официальным запросом на отправку специального посланника ООН по правам человека, после чего обратилось за непосредственной военной помощью к правительствам Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Португалии. Иностранные силы, для защиты официальных учреждений, оснащённые бронетранспортерами-амфибиями и вертолётами для защиты официальных учреждений, стали поступать уже на следующий день, 25 мая 2006 г., но беспорядки, которые стоили жизни, по меньшей мере, 23 человек, не стихали ещё месяц, пока не произошла смена правительства.

26 мая 2006 г. по требованию правительства Восточного Тимора началась миротворческая операция на основе соглашений, достигнутым между Австралией, Восточным Тимором и Организацией Объединенных Наций. Другие страны, развернувшие свои экспедиционные части в Восточном Тиморе включали Малайзию и Новую Зеландию.

Основными задачами операции стали:

- эвакуация иностранцев;

- восстановление стабильности и ограничение территории конфликта;

- определение местонахождения и изъятие оружия;

- создание безопасной среды для последующего мирного диалога.

Еще вечером 24 мая 2006 г. премьер-министр Австралии, Питер Костелло, объявил на пресс-конференции о просьбе Восточного Тимора "послать вооруженные силы в Восточный Тимор, с целью поддержания и восстановления общественного

порядка"9. В результате, Австралия решила отправить передовую группу, под руководством замминистра обороны, для достижения договоренностей об условиях развертывания следующим утром.

Новая Зеландия же не спешила направлять вооруженные силы. Премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк запросила дополнительную информацию относительно необходимости участия вооруженных сил в Восточном Тиморе. По мнению Кларк, предпочтительнее было бы направить помощь через новозеландский Красный Крест и постараться удовлетворить основные потребности населения в пище, воде и медицинском обслуживании. Кларк также заявила, что, сотрудники новозеландского посольства в Дили могут использовать средства (4 млн. долл. США) на уже имеющуюся ежегодную программу помощи пострадавшим от конфликта в Восточном Тиморе. Более того, Кларк сообщила, что в ближайшие дни будет происходить усиленное наращивание новозеландских войск в Восточном Тиморе под командованием австралийских военныхЮ.

Тем же вечером, премьер-министр Австралии Джон Говард объявил на пресс-конференции, что развертывание военных сил будет продолжаться и, что 1300 солдат прибудут в Восточный Тимор, несмотря на отказ восточнотиморского правительства договориться об условиях размещения военных подразделений. Премьер-министр в ответ на мнение Веллингтона, заявил, что ожидание решения других стран только приведет к дальнейшему кровопролитию. В то же время Королевские австралийские Воздушные силы начали переброску войск в Дили и эвакуацию гражданских лиц. Новая Зеландия также ввела свои силы.

27 мая 2006 г. Королевские Новозеландские Воздушные силы произвели подготовку к переброске солдат из Таунсвилла, и 29 мая взвод из 42 новозеландских солдат прибыл в Дили, чтобы обеспечить безопасность новозеландского посольства. А уже 31 мая 2006 г. рота солдат Королевского Новозеландского пехотного полка в составе 123 солдат прибывает в Дили. Затем 1 июля прибыло еще 50 солдат11.

В сентябре 2006 г. новозеландские и австралийские силы в Восточном Тиморе были сведены в Боевую группу ANZAC,

которая на данный момент включает в себя несколько австралийский стрелковых рот и роту от новозеландской армии. Благодаря действиям этой группы ситуация в регионе пришла к некоторой стабильности, но говорить о полном устранении напряженности не приходится.

В этой связи перед Новой Зеландией встал вопрос определения своей дальнейшей политики в отношении Восточного Тимора с учетом внешних факторов. Присутствие Новой Зеландии в регионе в целом становится все более весомым.

1 http://www.gov.east-timor.org/

2 abc.net.au

3 BBC News, 4-Sep-1999

4 http ://www. encyclopedia, com/doc/1 P1 -23049715 .html

5 http ://www. awm. gov. au/atwar/peacekeeping. asp

6 http://www.scoop.co.nz/stories/PA9909/S00650.htm

7 http://www.webcitation.org/index.htm&date=2009-l0-22+21:33:18

8 Crawford, J. and Harper, G. Operation East Timor: The New Zealand Defence Force In East Timor 1999-2001, Reed: Auckland, P. 138-139

9 East Timor - Press Conference, Parliament House, The Commonwealth Treasurer, 24 May 2006

10 http://tvnz.co.nz/view/page/411365/726939

11 More New Zealand Troops for Timor' New Zealand Defence Force press release. 29 June 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.