Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕШЕНИИ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА В 50-60-Е ГГ. ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)'

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕШЕНИИ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА В 50-60-Е ГГ. ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УДАРНЫЕ СТРОЙКИ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ / ПЕРВОЦЕЛИННИКИ / ORENBURG REGION / SOVIET YOUTH / PERCUSSION BUILDING SITES / VOLUNTEERS / VIRGIN LANDS DEVELOPMENT / PRIMARY LANDMARKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонтьева Евгения Анатольевна

В 1950-1960 гг. наиболее ярко проявилась возможность участия молодежи в решении народно-хозяйственных задач страны. Для этих целей были задействованы колоссальные материальные и трудовые ресурсы. Строительство новых промышленных объектов, освоение целинных и залежных земель можно рассматривать как глобальные общенациональные проекты. В данной статье на примере советской молодежи исследуется опыт формирования, распределения и использования имеющихся в стране трудовых ресурсов, трудности и значение их деятельности для дальнейшего развития государства. Освоение целинных и залежных земель, строительство Гайского горно-обогатительного комбината, другие Всесоюзные ударные комсомольские стройки, движения были хорошей школой жизни и закалки для советской молодежи. Массовый героизм опровергал мысль о том, что молодежь, в частности городская, не желала работать в отдаленных районах государства с неустроенным бытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF YOUTH IN THE SOLUTION OF THE PEOPLE'S ECONOMIC TASKS OF THE REGION IN THE 50-60-IES. OF XX CENTURY. (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG REGION)

In 1950-1960-ies the most vividly manifested was the possibility of the participation of youth in solving the national economic problems of the country. For these purposes were involved colossal material and labor resources. The building of new industrial facilities, the development of virgin and fallow lands can be considered as national projects. This paper shows the experience of the formation, distribution and use of available labor resources in the country, represented by Soviet youth, the difficulties and the significance of their activity for the further development of the state. The development of virgin and fallow lands, the construction of the Gai mining-processing plant, other All-Union percussion Komsomol building sites, movements were a good school of life and hardening for Soviet youth. Mass heroism refuted the idea that young people, in particular urban, did not want to work in remote areas of the state with an unsettled lifestyle.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕШЕНИИ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА В 50-60-Е ГГ. ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Подводя итоги, необходимо признать, что первые годы существования Нового Китая стали временем масштабных преобразований в сфере театра, существенно изменивших его облик, придавших новый импульс его развитию. Отмечая определенные элементы политизированности, связанные со сменой базовых идеологических установок, нельзя не видеть, что инновации этого времени не только не привели к отрицанию богатого наследия китайского театра, но напротив содействовали развитию его новых форм (особенно местных).

Литература и источники

1. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI-XVI вв.). - М.: Наука, 1990.

2. Юй Со-я. Кукольный театр в Китае// Народный Китай. - 1955. - №13. - 1 июля.

3. Юй Бао-цзюй. Реформы в классическом китайском театре // Народный Китай. - Пекин. - 1951. - Т. III. - №1-2. - январь.

4. Мэй Лань-фан. О пекинской опере// Народный Китай. - 1955. - №12. - 16 июня.

5. Чжоу Ян. Принципы Мао Цзэ-дуна - основа развития современной литературы и искусства в Китае // Народный Китай. -Пекин. - 1951. - Т. IV. - №11-12. - декабрь.

6. ШэньЯнь-бин. Расцвет культуры и искусства в новом Китае// Народный Китай. - 1952. - №23. - 10 декабря.

7. Дай Бу-фань. Шаосинская опера // Народный Китай. - 1955. - №8. - 16 апреля.

8. Юй Чи-тун. Культура и просвещение в Народном Китае // Народный Китай. - 1952. - №18. - 25 сентября.

9. Юй Цзунь-минь. Счастье артистки // Народный Китай. - 1952. - №5-б. - март.

10. Фестиваль музыкальной драмы и оперы в Пекине// Народный Китай. - 1955. - №7. - 1 апреля.

References and Sources

1. Serova S.A. Kitajskij teatr i tradicionnoe kitajskoe obshchestvo (XVI-XVI vv.). - M.: Nauka, 199G.

2. Yuj So-ya. Kukol'nyj teatr v Kitae// Narodnyj Kitaj. - 1955. - №13. - 1 iyulya.

3. Yuj Bao-czyuj. Reformy v klassicheskom kitajskom teatre // Narodnyj Kitaj. - Pekin. - 1951. - T. III. - №1-2. - yanvar'.

4. Mej Lan'-fan. O pekinskoj opere// Narodnyj Kitaj. - 1955. - №12. - 1б iyunya.

5. Chzhou Yan. Principy Mao Cze-duna - osnova razvitiya sovremennoj literatury i iskusstva v Kitae // Narodnyj Kitaj. - Pekin. - 1951. - T. IV. - №1112. - dekabr'.

6. Shen' Yan'-bin. Rascvet kul'tury i iskusstva v novom Kitae// Narodnyj Kitaj. - 1952. - №23. - 1G dekabrya.

7. Daj Bu-fan'. SHaosinskaya opera // Narodnyj Kitaj. - 1955. - №8. - 1б aprelya.

8. Yuj Chi-tun. Kul'tura i prosveshchenie v Narodnom Kitae // Narodnyj Kitaj. - 1952. - №18. - 25 sentyabrya.

9. yuj Czun'-min'. Schast'e artistki // Narodnyj Kitaj. - 1952. - №5-б. - mart.

1G. Festival' muzykal'noj dramy i opery v Pekine// Narodnyj Kitaj. - 1955. - №7. - 1 aprelya.

САВЕЛЬЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - заместитель директора по учебной работе и развитию Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Дальрыбвтуз), аспирант Государственного университета управления ([email protected]).

SAVELYEVA, OKSANA V. - Deputy Director of the International Institute for Educational Work and Development of the Far Eastern State Technical Fisheries University (Dalrybvtuz), graduate student of the State University of Management ([email protected])

УДК 94(47).084.9« 195/196»:329(С 17)

ЛЕОНТЬЕВА Е.А.

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕШЕНИИ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА В 50-60-е гг. ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: Оренбургская область, советская молодежь, ударные стройки, добровольцы, освоение целины, первоцелинники.

В 1950-1960 гг. наиболее ярко проявилась возможность участия молодежи в решении народно-хозяйственных задач страны. Для этих целей были задействованы колоссальные материальные и трудовые ресурсы. Строительство новых промышленных объектов, освоение целинных и залежных земель можно рассматривать как глобальные общенациональные проекты. В данной статье на примере советской молодежи исследуется опыт формирования, распределения и использования имеющихся в стране трудовых ресурсов, трудности и значение их деятельности для дальнейшего развития государства. Освоение целинных и залежных земель, строительство Гайского горно-обогатительного комбината, другие Всесоюзные ударные комсомольские стройки, движения были хорошей школой жизни и закалки для советской молодежи. Массовый героизм опровергал мысль о том, что молодежь, в частности городская, не желала работать в отдаленных районах государства с неустроенным бытом.

LEONTEVA, E.A.

PARTICIPATION OF YOUTH IN THE SOLUTION OF THE PEOPLE'S ECONOMIC TASKS OF THE REGION IN THE 50-60-IES. OF XX CENTURY. (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG REGION)

Keywords: Orenburg region, Soviet youth, percussion building sites, volunteers, virgin lands development, primary landmarks.

In 1950-1960-ies the most vividly manifested was the possibility of the participation of youth in solving the national economic problems of the country. For these purposes were involved colossal material and labor resources. The building

127

of new industrial facilities, the development of virgin and fallow lands can be considered as national projects. This paper shows the experience of the formation, distribution and use of available labor resources in the country, represented by Soviet youth, the difficulties and the significance of their activity for the further development of the state. The development of virgin and fallow lands, the construction of the Gai mining-processing plant, other All-Union percussion Komsomol building sites, movements were a good school of life and hardening for Soviet youth. Mass heroism refuted the idea that young people, in particular urban, did not want to work in remote areas of the state with an unsettled lifestyle.

Отличительной чертой эпохи 50 - 60- х гг. ХХ в. был массовый энтузиазм советских людей, в особенности молодежи. Энтузиазм существовал не только в лозунгах, призывах, маршах, но и в общественном сознании. В стране к этому времени сложились такие социально-психологические условия, когда массовый энтузиазм, подкрепленный заинтересованностью в скорейшем решении социальных проблем, а также более весомыми материальными стимулами, смог дать долговременный экономический и политический эффект. В связи с этим, руководство страны особое внимание уделяло тому, чтобы мобилизовать молодое поколение, превратить социальную активность молодежи в активную производственную силу. Всплеск энтузиазма молодежи оно, по существу, воспринимало как постоянно управляемую силу, которая не требовала больших вложений.

Следует также учитывать, что эпоха середины 50 - 60-х годов ХХ в. Характеризовалась активным внедрением достижений научно-технической революции в разные сферы жизни общества. На долю этого времени выпало немало открытий и свершений. Настоящей «визитной» карточкой советской эпохи стало, в частности, участие комсомольцев, молодых работников предприятий, учащихся средне-специальных и высших учебных заведений в строительстве городов и заводов, дорог и нефтепроводов, освоении целины и т.д.

Как известно, в 1954 г. вышло постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель», определившее дальнейшие пути развития аграрного сектора. Ставилась задача - освоить 13 млн. гектаров земли на Урале, в Сибири, Казахстане, Поволжье [1]. С большим энтузиазмом откликнувшись на эту масштабную инициативу руководства страны, комсомольские организации приняли решение направить на целину 100 тысяч своих воспитанников. В числе первых организаций, которые отозвались на этот призыв, был московский комсомол. Практически на всех предприятиях, в райкомах ВЛКСМ создавались специальные комиссии для отбора добровольцев. Каждый отъезжающий должен был получить комсомольскую путевку [2]. На освоение новых земель первоначально выехали 60 тыс. юношей и девушек. Но заявления с просьбой направить на работу писались во всех союзных республиках. И уже в мае 1954 г. на целинные работы приехало 140 тыс. человек, а к концу 1956 г. - более 350 тыс. юношей и девушек. В числе новоселов было около 40 тыс. молодых жителей столицы. Бывшие «москвичи» участвовали в создании новых зерносовхозов. На новых землях трудились представители разных национальностей. Плечом к плечу работали русские и белорусы, казахи и татары, таджики, эстонцу, украинцы, грузины - представители более ста национальностей страны [3].

С большим энтузиазмом работали комсомольцы нашей области. Молодежь из городов ехала строить новые совхозы и не уступала в работоспособности представителям села. Так, бригада молодого механизатора Адамовского совхоза Г. Кикотя соревновалась со знатными мастерами уборки урожая Героями Социалистического Труда А. Веретиным и П. Нектовым, одновременно учась у старших товарищей передовым методам работы. Ход соревнования всесторонне освещался в молодежной газете «Комсомольское племя». Подобные проявления социалистического соревнования на целине носили массовый характер [4].

Первоначально в состав первоцелинников входили студенты - энтузиасты, которые не совсем были готовы к трудностям. В данной связи, уже в апреле 1954 г. ЦК ВЛКСМ, занимавшийся подбором кандидатов, выпустил специальное постановление «О плане отбора специалистов из числа молодежи и комсомольцев, изъявивших желание ехать на работу в районы освоения новых земель». При рассмотрении заявлений внимание рекомендовалось уделять

личным качествам добровольцев состоянию здоровья, физической подготовке. После решения комиссии, отобранным для направления на целину добровольцам вручались комсомольские путевки. Также они в обязательном порядке должны были иметь при себе направления в совхозы, справку с последнего места работы с указанием месячного заработка, паспорт и воинский билет с отметками о выписке и снятии с учета, трудовую книжку с отметкой об увольнении в связи с выездом в районы освоения целины [5].

К месту основных работ комсомольцы добирались железнодорожным транспортом. Пассажирских вагонов не всегда хватало, поэтому нередко использовались товарные вагоны. Отправку в районы освоения целины производили группами не менее чем в 100 человек. В данной связи, в первую очередь, следовало решить все вопросы, связанные с организацией питания в пути, а также вопросы, связанные с экипировкой отъезжавших.

Весной 1954 г., по мере поступления все новых контингентов переселенцев, стали очевидными определенные сбои в выполнении распоряжений правительства относительно своевременного размещения целинников, а также обеспечения им необходимых бытовых условий. Уже марте 1954 г. в целом ряде совхозов Оренбуржья, например, им. Р. Люксембург и им. Кирова были подготовлены места для новоселов (оборудованы общежития, спальные места, продовольствие, предметы первой необходимости и т.д.) [6]. Однако нередки были случаи, когда первоцелинники жили в палатках.

Стоит отметить, что первоцелинники сталкивались со значительным количеством трудностей: в организации питания, развитии торговой сети и т.д. Далеко не всегда они имели возможность купить предметы первой необходимости, одежды, мебели др. В большинстве имевшихся магазинов торговля многими промышленными товарами и продуктами питания производилась в недостаточном количестве. В степных районах Южного Урала особенно остро стояла проблема отопления жилых домов новоселов, снабжение их водой. Однако органы государственной власти делали все возможное для устранения данных проблем.

Нужно также отметить, что, вопреки существующим стереотипам, заработная плата первоцелинников была далеко не заоблачной. Оплата прицепщиков, как правило, не превышала 300 руб. в месяц, трактористов достигала 700-900 руб. [7].

Помимо высоких показателей, которых добивалась молодежь в труде, на должном уровне была налажена досуговая деятельность, работали кружки художественной самодеятельности. Самоотверженным трудом молодое поколение смогло добиться хороших производственных показателей и заложить основу для дальнейшего развития региона.

Наряду с развитием аграрного сектора экономики Оренбуржья, все большее значение для региона приобретала также реализация крупных промышленных проектов.

На ХХ1 съезде КПСС в январе 1959 г. рассматривался семилетний план развития народного хозяйства на 1959 - 1965 годы. На нем, в частности, был поставлен вопрос о необходимости строительства Гайского горно-обогатительного комбината, который должен был стать основным поставщиком руды для уральских медеплавильных заводов. В конечном счете, 3 марта 1959 г. было подписано постановление Совета Министров о строительстве Гайского горно-обогатительного комбината. Вскоре Оренбургский Совнархоз издал распоряжение, в котором четко были отражены грандиозность, темпы и задачи строительства нового комбината. Предполагалось выполнить огромные вскрышные работы (объемом в 1959 г. - 2 млн. м3, в 1960 г. - 10 млн. м3, в 1961 - 1965 гг. - по 16 млн. м3 в год); построить подземный рудник и разведочно-эксплуатационные шахты для отбора технологических проб и попутной добычи медной руды; провести водопровод и линию электропередач; жилые дома площадью 32,5 тыс. м2, в том числе сборные деревянные дома площадью 15 тыс. м2 - в 1959 г. [8, с. 19].

Для таких грандиозных масштабов строительных работ необходимы были значительные людские ресурсы. Большое мобилизирующее значение для быстрого освоения нового месторождения имело вышедшее Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах помощи строительству комбината». Вслед за ним Центральный комитет ВЛКСМ объявил строительство Гайского горно-обогатительного комбината Всесоюзной ударной

129

комсомольской стройкой [9]. Также была развернута широкая пропаганда в газете «Комсомольская правда» о большом народнохозяйственном значении строительства комбината. На призыв ЦК ВЛКСМ широко откликнулась молодежь не только городов и районов Оренбуржья, но и многих других областей и республик страны. Со всех концов Советского Союза в Гай по комсомольским путевкам только в 1959 году прибыло около пяти тысяч молодых людей. Первые отряды добровольцев прибыли в Гай 9 мая 1959 г. Приехавшие по комсомольским путевкам молодые ребята разбили палаточный городок, состоялся митинг, посвященный 14-летней годовщине со дня Победы. И в этот же день был вынут первый ковш вскрыши. Так начиналась история Гайского горно-обогатительного комбината, в которую большой трудовой вклад внесла молодежь.

Первые комсомольцы, приехавшие в степной край, сталкивались с рядом проблем. В первую очередь не было жилья. Рабочие и инженерно-технические работники вынуждены были снимать комнаты у жителей сел Камейкино и Калиновка или жили во времянках -землянках, а простые рабочие в первый год вынуждены были жить в палатках. Возникали трудности из-за снабжения трудящихся топливом, водой и даже продовольствие. Особенно это проявилось в зимние месяцы, в связи с отсутствием дорог и снежных заносов.

Благоустройство территории было поручено тресту «Южуралтяжстрой», который с лета 1959 г. начал строить жилые дома, в основном сборные деревянные (школу № 1, жилые двухэтажные дома по Школьному переулку, подстанцию № 1, котельные и другие объекты первой очереди). Городскому населению, приехавшему на стройку, поначалу явно не хватало электричества. Поэтому основные силы были направлены на строительство линии электропередач напряжением 110 к/вт, введенной через месяц после приезда первых комсомольцев. В первый год работ комбинат выполнил план по строительству жилья. Было введено в эксплуатацию 11,6 тыс. м2 жилья. Однако уже в первой половине 1960 г. директор комбината Филярчук докладывал на партийном собрании горно-обогатительного комбината, что строительство жилья ведется недоброкачественно и то жилье, которому еще нет и года уже требует ремонта, а план строительства в 30 тыс. м2 недостаточен для нужд трудящихся. Поэтому был поставлен вопрос об увеличении ввода жилой площади до 40 тыс. м2 [10].

В начальный период стройки рабочие, приезжавшие по комсомольским путевкам, вынуждены были добираться до Гая только на перекладных, так как поезда ходили только до г. Орска. Эта проблема была решена досрочной сдачей в августе 25-километровой железнодорожной ветки Круторожино - Гай, 24 августа 1959 г. в Гай пришел первый железнодорожный состав с новыми отрядами молодежи.

Еще одним вопросом, который необходимо было решить в кратчайшие сроки, было строительство водопровода. Без воды не мог существовать ни один населенный пункт, не говоря уже о промышленности. Круглые сутки техническую и питьевую воду возили желтые автоцисцерны с надписью «Молоко». Но в связи с увеличивающимся количеством жителей, ее требовалось все больше и больше. Только водопровод, проведенный с Урала, мог решить данную проблему. В сентябре досрочно был пущен в эксплуатацию 22- километровый водопровод Урал-Гай.

В целом, бытовые трудности были в рассматриваемый период обычным явлением. Хотя линия электропередач и была построена, в 1960 г. в 23 квартиры нового дома, куда уже были заселены рабочие, не дали свет. Не была подведена сюда вода, даже в траншеях не проложены трубы, случались порывы теплотрассы и такое явление было не единичным [11, л.16]. Из 16 колонок, установленных осенью 1959 г. к весне следующего года - 6 были выведены из строя тракторами [11, л.л.30-31]. О еще недостаточном состоянии бытового обслуживания трудящихся говорил и тот факт, что в построенных общежитиях из-за высокой плотности заселения, не обеспечивались элементарные нормы санитарии и гигиены. Не в полной мере обеспечены были общежития необходимой мебелью: вешалками, табуретками, шкафами. Столовая, которая имелась на комбинате, не удовлетворяла элементарным требованиям. По оценкам рабочих обеды в ней были низкого качества, повсюду царили грязь и антисанитария. На это постоянно жаловались жильцы на партийных собраниях. Например, бригадир шахты

130

170 горизонта Микрюков заявил, что ОРС совершенно не заботился о рабочих, питание как началось с 1 января, так и до июля не менялось. Работу столовой рабочие просили продлить утром до 10 часов и вечером до 22 часов [12].

Бытовые условия первостроителей были просты. Первоначально на территории палаточного городка располагалось 3 ларька с продовольственными и промышленными товарами. Интересно, что один из этих ларьков работал без продавца. Люди, работавшие посменно, могли в любое удобное время взять нужный товар, оставив деньги в кассе. В этом ларьке, как вспоминает ветеран комбината Н.Ф. Лунева, никогда не было недостачи. И дисциплина была жесткая. Если появлялся нарушитель порядка, человек нечистый на руку, его изгоняли со стройки за 24 часа. За всем этим строго следил комсомольский штаб стройки [8, с. 164].

В начальный период строительства горно-обогатительного комбината баня для рабочих находилась в отдельной палатке. К середине 1961 г. в Гае при 18 тыс. жителей, баня была на 16 мест. Поэтому, вопрос о строительстве бани отдельно для работников постоянно поднимался [13].

За свой самоотверженный труд комсомольцы получали вознаграждение. Так, трудящиеся промышленно-производственного персонала в месяц получали 134 рубля; трудящиеся на промышленно-монтажных работах - от 154 до 193 рублей [14].

Таким образом, советская молодежь - первооткрыватели и первоцелинники, не боясь трудностей, осваивала новые места, отстраивала и восстанавливала государство. Не только освоение целинных и залежных земель, строительство Гайского горно-обогатительного комбината, но и другие Всесоюзные ударные комсомольские стройки, движения и состязания были хорошей школой жизни и закалки для советской молодежи. Массовый героизм опровергал мысль о том, что молодежь, в частности городская, не желала работать в отдаленных районах государства с неустроенным бытом. Молодые люди 50-60-х гг. ХХ в. стремились быть причастными к решению общенародных задач. Вовлеченная в преобразования молодежь стала символом подъема государства.

Литература и источники

1. ВанюковД.А. Хрущевская оттепель. - М.: Мир книги, 2007. - С. 26.

2. Федорова А.В., Красильникова Л.А. Обеспечение районов освоения целинных и залежных инфицированными кадрами // История Оренбургского края: события, судьбы, реальность. Сборник научных трудов. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во. 1994. -С. 70.

3. Славный путь ленинского комсомола. Т. 2. - М.: Молодая гвардия, 1974. - С. 308.

4. Из истории освоения целинных и залежных земель в Оренбургской области: сб. документов и материалов. - Оренбург, 1988. - С. 67.

5. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. р-1896. Оп. 4. Д. 17. Л. 16.

6. ОГАСПИ.Ф. 371. Оп. 17. Д. 2002. Л.17.

7. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 17. Д. 1316. Л. 18.

8. 50 лет. Гайский горно-обогатительный комбинат. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2009.

9. Балаков В.М. Гайские самоцветы. - Пермь, 1999. - С.67.

10. Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф. 7216. Оп. 1. Д. 3. Л.Л. 5, 32.

11. ОГАСПИ. Ф. 7216. Оп. 1. Д.1.

12. ОГАСПИ. Ф. 7216. Оп. 1. Д. 4. Л.12.

13. ОГАСПИ. Ф. 710. Оп. 5. Д. 3. Л. 43.

14. ОГАСПИ. Ф. 7216. Оп. 1. Д. 14. Л. 10.

References and Sources

1. Vanyukov D.A. Hrushchevskaya ottepel'. - M.: Mir knigi, 2007. - S. 26.

2. Fedorova A.V., Krasil'nikova L.A. Obespechenie rajonov osvoeniya celinnyh i zalezhnyh inficirovannymi kadrami // Istoriya Orenburgskogo kraya: sobytiya, sud'by, real'nost'. Sbornik nauchnyh trudov. - Orenburg: Orenb. kn. izd-vo. 1994. - S. 70.

3. Slavnyj put' leninskogo komsomola. T. 2. - M.: Molodaya gvardiya, 1974. - S. 308.

4. Iz istorii osvoeniya celinnyh i zalezhnyh zemel' v Orenburgskoj oblasti: sb. dokumentov i materialov. - Orenburg, 1988. - S. 67.

5. Gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti (GAOO). F. r-1896. Op. 4. D. 17. L. 16.

6. OGASPI.F. 371. Op. 17. D. 2002. L.17.

7. OGASPI. F. 371. Op. 17. D. 1316. L. 18.

8. 50 let. Gajskij gorno-obogatitel'nyj kombinat. - Orenburg: Orenb. kn. izd-vo, 2009.

9. Balakov V.M. Gajskie samocvety. - Perm', 1999. - S.67.

10. Orenburgskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (OGASPI). F. 7216. Op. 1. D. 3. L.L. 5, 32.

11. OGASPI. F. 7216. Op. 1. D.1.

12. OGASPI. F. 7216. Op. 1. D. 4. L.12.

13. OGASPI. F. 710. Op. 5. D. 3. L. 43.

14. OGASPI. F. 7216. Op. 1. D. 14. L. 10.

ЛЕОНТЬЕВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета ([email protected]).

LEONTIEVA, EVGENIYA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University.

УДК 94(47).084.«193/196»: 937(092)

БЕСЧАСТНЫХ Е.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА: СЕРЕДИНА 30-Х -НАЧАЛО 60-Х ГГ. ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ АБАКАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ)

Ключевые слова: социальный портрет, железная дорога, Абаканское отделение Красноярской железной дороги, комплекс обобщенных характеристик социальной группы, факторы эволюции социального портрета железнодорожника.

В статье представлен анализ социального портрета железнодорожника, выполненный по материалам Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Выявлены основные изменения в характеристике данной социальной группы, произошедшие за период сер. 30-х - нач. 60-х гг. ХХ века, а также определены основные факторы, их вызвавшие. Исследование выполнено с применением как собственно исторических методов, так и с использованием количественных методов исследования. В момент образования Абаканского отделения Красноярской железной дороги (1936 г.) типичным железнодорожником был русский мужчина младше 30 лет, имевший образование на уровне 3-4 классов, холостой, выходец из крестьянской среды, вступивший в члены профессионального союза работников железнодорожного транспорта, но являющийся беспартийным. За четверть века социальный портрет работника железной дороги изменился существенно. В 1961 г. типичным работником Абаканского отделения была замужняя русская женщина 30-40 лет, крестьянского происхождения, имевшая 5-7 классов, не состоявшая в профессиональном союзе и в партии.

BESCHASTNYKH, E.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL PORTRAIT OF A RAILROADER: MID 30'S - EARLY 60-IES OF THE XX CENTURY (ON MATERIALS OF ABAKAN BRANCH OF THE KRASNOYARSK RAILWAY)

Keywords: social portrait, a railroad, an Abakan branch of the Krasnoyarsk railway, complex generalized characteristics of social groups, factors of the evolution of social portrait of railwayman.

In the article presents an analysis of the social portrait of a railwayman, executed on materials Abakan branch of the Krasnoyarsk railway. It identified the key changes in the characteristic of the social group that had taken place during the period since mid 30's - early 60-ies of the XX century, and identifies the main factors that caused it. Research performed using both historical methods, and using quantitative research methods. At the time of the formation of the Abakan branch of the Krasnoyarsk Railway (1936), a typical railroad worker was a Russian man under the age of 30 who had been educated at grade level 3-4, single, came from a peasant environment, joined the trade union of railway workers, but was non-party. For a quarter of a century, the social portrait of a railroad worker has changed significantly. In 1961, a typical Russian worker of the Abakan branch was a married Russian woman of 30-40 years old, of peasant origin, who had 5-7 classes and was not in a trade union and party.

На протяжении всего ХХ века железнодорожному транспорту принадлежала значительная роль в социально-экономическом развитии Хакасии. Формирование и развитие сети железных дорог являлось необходимым условием развития региона, эффективного использования его природных, трудовых и производственных ресурсов. Железные дороги стали тем центральным звеном, без которого было немыслимо слаженное функционирование всех компонентов хозяйственной деятельности на территории Хакасии.

Первой железной дорогой, появившейся на территории современной Республики Хакасия, стала Ачинско-Минусинская железная дорога, которая строилась с перерывами, начиная с 1913 г. и вплоть до конца 1925 года. Ее протяженность составила 459 километров. Окончательно дорога была сдана в эксплуатацию в 1926 г., и она была единственной функционирующей железной дорогой в регионе в довоенный период. Лишь после окончания Великой Отечественной войны и восстановления экономики региона в 1949 г. было начато строительство линии Южно-Сибирской магистрали Сталинск (Новокузнецк) - Абакан, а в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.