УДК 33
УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ АССОЦИАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© Олег Иванович Кузнецов
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом,
e-mail: troveo@mail.ru © Кирилл Сергеевич Терентьев Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, e-mail: troveo@mail.ru
© Андрей Николаевич Ершов Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, студент кафедры экономики труда и управления персоналом, e-mail: troveo@mail.ru
Обеспечение непрерывного образования медицинских работников позволяет достичь высокого уровня медицинского обслуживания. Рассмотрена деятельность национальных ассоциаций, особенно такая функция, как регулирование деятельности медицинских организаций, а также правовое обеспечение медицинских организаций всех развитых стран.
Ключевые слова: медицинские ассоциации; повышение квалификации.
Обеспечение непрерывного образования медицинских работников позволяет достичь высокого уровня медицинского обслуживания. Отдельно следует рассматривать деятельность национальных ассоциаций, особенно такую функцию, как регулирование деятельности медицинских организаций, а также правовое обеспечение медицинских организаций всех развитых стран.
Во всех развитых странах на сегодняшний день за сотрудниками лечебно-профилактических учреждений законодательно закреплено право на самоуправление и саморегулирование своей медицинской деятельности. Деятельность каждой ассоциации регламентирована на законодательном уровне и в каждой стране может осуществляться по-разному. Но основная идея медицинских ассоциаций заключается в участии их в следующих направлениях деятельности:
- защита прав врачей и медицинского персонала;
- работа с органами госуправления;
- участие в разработке законодательных актов, прямо или косвенно касающихся деятельности медицинских работников и медицинских организаций;
- организация и участие в региональных и транснациональных собраниях, конференциях.
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие в:
- разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
- разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий.
Это стало возможным благодаря осознанию важности самоуправления как эффективного метода регулирования деятельности медицинских организаций и активной гражданской поддержке, закрепив тем самым законодательно некоторые регулирующие функции, такие как установление стандартов медицинского обслуживания, аккредитация и лицензирование медицинской деятельности.
В России, как и в других современных развитых странах, права работников медицинских учреждений также закреплены законодательно. В настоящее время права и социальные гарантии медицинских и фармацевтических работников закреплены в разделе 10 «Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников» ФЗ № 5487-1 от 22 июля 1993 г. «Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Согласно приведенному выше федеральному закону, медицинские и фармацевтические работники имеют право на переподготовку если:
- состояние здоровья не позволяет выполнять обязанности медицинского или фармацевтического работника;
- происходит сокращение численности штата медработников;
- ликвидация медицинских организаций.
А также при совершенствовании своих
профессиональных знаний и навыков.
Согласно приведенному выше федеральному закону, медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, получившие диплом об окончании высшего или среднего специального учебного заведения, а также сертификат и лицензию на занятие медицинской деятельностью. Сертификат необходимо подтверждать каждые 5 лет. Лица, не имеющие сертификата, или с просроченным сертификатом не имеют права заниматься медицинской деятельностью, т. к. медицинские услуги являются особым видом услуг, к качеству которых предъявляются самые жесткие требования. Также выпускники учебных заведений, которые получили сертификат на право занятия медицинской деятельность и не работали по профессии более 5 лет, допускаются к врачебной деятельности только после переподготовки или после прохождения экзаменов комиссии профессиональных медицинских ассоциаций.
Срок подготовки специалиста в области медицинского обеспечения длится от 4 до 9 лет, в зависимости от вида образования. В этот период обычно входит:
- 3-4 года - очная форма обучения, средне-специальное медицинское образование;
- 6 лет - очная форма обучения, высшее медицинское образование;
- 3 года - очная форма обучения, аспирантура;
- 2 года - очная форма обучения, ординатура.
Медицинскую деятельность, согласно ст. 56 «Право на занятие частной медицинской практикой» ФЗ № 5487-1 от 22 июля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», имеют возможность осуществлять ме-
дицинские работники и вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Для этого, помимо диплома о высшем или среднем медицинском образовании и сертификата специалиста, необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, которая выдается в соответствии с постановлением Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 «О лицензировании медицинской деятельности». Лицензия выдается по согласованию с профессиональными медицинскими организациями.
Профессиональные медицинские ассоциации России сильно отстают от своих коллег в Европе и Америке. Отставание заключается в первую очередь в том, что в отличие от зарубежных медицинских ассоциаций отечественные очень замкнуты и консервативны. Членами российских медицинских организаций могут являться только высококвалифицированные врачи и специалисты. В то время как членами европейских медицинских ассоциаций являются не только врачи и специалисты, но и студенты, разработчики медицинского оборудования и другие специалисты, участвующие в оказании медицинских услуг.
Другим немаловажным отличием является то, что медицинские ассоциации Европы и Америки участвуют в поиске источников финансирования научных как практических, так и фундаментальных исследований. Это могут быть как государственные, так и негосударственные источники финансирования.
Но медицинское обеспечение, качество медицинских услуг, повышение профессионального уровня медицинского персонала в России свидетельствуют о стремительном развитии отечественной медицины. Система послевузовского профессионального образования предназначена для скорейшей адаптации медицинских сотрудников к быстро изменяющимся условиям и требованиям к медицинскому обслуживанию.
Но в настоящее время система послевузовского образования в России сильно устарела и не отвечает современным стандартам и требованиям, предъявляемым на сегодняшний день, и это не удивительно, система послевузовского образования, которая используется сейчас, досталась нам от СССР, и с тех времен мало что изменилось. Как пока-
зывает мировая практика, обучение медицинского специалиста, равно как и повышение его квалификации, должно носить непрерывный характер.
Нами выявлены следующие недостатки в существующей системе медицинского образования:
- подготовка специалистов в вузах в течение 5 лет проходит в разрез с существующими потребностями в медперсонале, на основе устаревших технологий и методов лечения. Что совершенно неприемлемо для быстроразвивающегося рынка медицинских услуг;
- прохождение курсов повышения квалификации является вынужденной мерой, и инициатива порождения таких курсов обычно исходит от руководства, а не от самого врача. Низкая заинтересованность повышения квалификации обусловлена тем, что это финансово не выгодно для врача;
- отсутствие индивидуального подхода при прохождении курсов повышения квалификации не позволяет эффективно решать проблемы, возникшие у медицинского сотрудника.
Реальным выходом из сложившейся ситуации нами видится только разделение полномочий медицинских ассоциациц для обеспечения:
- индивидуального подхода к обучению сотрудника;
- участия в разработке стандартов обеспечения медицинской деятельности;
- повышения мотивации медработников к увеличению профессиональных знаний путём прохождения курсов повышения квалификации;
- участия в лицензировании медицинской деятельности.
Во всех развитых странах уже давно осознали перспективность и оценили положительный результат от введения самоуправления и передачи некоторых функций медицинским ассоциациям. Объединение функций вузов и медицинских ассоциаций приводит к качественным изменениям не только в организации послевузовского профессионального образования, но и в организации довузовского подготовительного образования.
Но, к большому сожалению, в связи с неразвитостью медицинских ассоциаций в России сложно говорить о серьезной роли медицинских ассоциаций в организации деятельности вузов и других учебных заведений, занимающихся подготовкой и обучением медработников.
Поэтому использование положительного опыта зарубежных стран в организации деятельности медицинских ассоциаций во многом позволит решить сложившиеся проблемы в области информационного и правого обеспечения медработников, которые на данный момент являются малозащищенными со стороны законодательства.
Поступила в редакцию 4.02.2011 г.
UDC 33
PARTICIPATION OF MEDICAL ASSOCIATIONS IN STAFF DEVELOPMENT OF HEALTH CARE INSTITUTIONS
Oleg Ivanovich Kuznetsov, Saratov State Socio-Economical University, Saratov, Russia, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics of Labor and Personnel Management Department, e-mail: troveo@mail.ru
Kirill Sergyevich Terentyev, Saratov State Socio-Economical University, Saratov, Russia, Post-graduate Student of Economics of Labor and Personnel Management Department, e-mail: troveo@mail.ru
Andrey Nikolaevich Ershov, Saratov State Socio-Economical University, Saratov, Russia, Student of Economics of Labor and Personnel Management Department, e-mail: troveo@mail.ru
Providing of continuing education of health workers allows achieving a high level of medical care. The activities of national associations, in particular the function such as regulation of medical organizations, as well as legal support for health care organizations in all developed countries are examined.
Key words: medical associations; professional development.