l/IT-обучение в здравоохранении
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru S007, № 4
■■■■
кчвв
В.Г.КУДРИНА,
Российская медицинская академия последипломного образования (ГОУ ДПО РМАПО Росздрава), г. Москва
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Профессиональное обучение медицинских работников предусматривает их сертификацию и является одним из лицензионных требований к ЛПУ. Включение медицинской статистики в лицензируемую деятельность повысило мотивацию информационных работников к профессиональному обучению и усилило роль медицинского персонала в информационном обеспечении отрасли ____________________Vb
4F
Логика реформ в здравоохранении привела к необходимости решения проблем, накопившихся в системе профессионального обучения кадров отрасли. По характеру образовательных программ целесообразно разграничить цели и направления обучения руководящих работников и специалистов практического здравоохранения. Для руководителей образовательный акцент следует делать на экономике, финансах, праве, управлении персоналом как интегральном направлении приложения их усилий. Для специалистов требуется углубление знаний по специальностям, приобретение адекватных практическим задачам умений и навыков работы. В первом случае преобладает «инновационное» обучение, ориентированное на перспективу и развитие отрасли, для второго по каждому периоду времени оптимально «сохраняющее» обучение в целях профессионального совершенствования и более эффективной реализации кадрового потенциала. Совмещение этих направлений в учебных программах одной врачебной специальности — организация здравоохранения и общественное здоровье — достигается за счет модульности образовательных программ и позволяет гибко реагировать на специфику контингента.
В особую группу среди работников отрасли выделяется персонал, обеспечивающий работу с информацией. По одному из направлений работы с информацией поддерживается отраслевая функция — ведение медицинской статистики, которую обеспечивают врачи и средние работники. Врачи-статистики по всей должностной иерархии вполне обоснованно овладевают соответствующими знаниями, умениями и навыками в области медицинской статистики в рамках врачебной специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», так как ведомственная статистика отражает ее характеристики. Для среднего персонала, работающего в должностях медицинских
© В.Г.Кудрина, 2007 г.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ .119".. !!!!!!!!!!!!!! ! ! !
РЧН
~~ТИ и информационные
технологии
ИТ-обучение в здравоохранении
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
Ж
> статистиков, именно она является сутью формирования понятия специалист, от которого требуется «обладание специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли в рамках специальности по образованию или в результате практической деятельности» [1]. Так как по образованию стать медицинским статистиком не представляется возможным, овладеть этой специальностью можно только «в практической деятельности», что для медицинской статистики, на наш взгляд, оптимально.
Медицинские статистики (врачи и средний медперсонал) — наиболее многочисленное сообщество в организации здравоохранения. И те, и другие обеспечивают информационные процессы в здравоохранении, при этом акцент у среднего медперсонала делается на сбор и обработку информации, у врачей — на её анализ и оценку. И те, и другие находятся во взаимосвязи с технико-информационным компонентом отрасли.
Признавая и подчеркивая это, кафедры и курсы системы дополнительного профессионального образования так и называются — кафедры и курсы медицинской статистики и информатики. В этом единстве и следует стремиться актуализировать учебный материал, который не только содержательно, но и технологически должен соответствовать современным IT-требованиям и принятым в отрасли подходам в работе с информацией. К примеру, на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО тщательно формируется и постоянно обновляется учебный материал и парк прикладных программ, на легитимной основе инсталлируются и используются в процессе обучения типовые информационные системы для персонифицированной оценки здоровья, анализа деятельности ЛПУ, работы с МКБ-10 и др. Демонстрационные версии представляют коллеги из практического здравоохранения.
Очевидно, что отраслевая статистика постепенно перейдет в медицинские «руки». В
настоящее время статистикой в здравоохранении на законных основаниях занимаются работники широкого, в том числе немедицинского профиля специальностей [2]. Вместе с тем, ответственность за работу с медицинской информацией с принятием ФЗ «О персональных данных» возлагается исключительно на медицинский персонал [3]. На возникшее противоречие отреагировали лицензирующие органы, в своих решениях указывающие на имеющие место несоответствия. В их решениях свою роль сыграла и требуемая сертификация специалистов. К настоящему времени в развитии законодательных актов [4] сертификация нашла свое место в качестве административно-процессуального производства, предшествующего лицензированию медицинской деятельности. Таким образом медицинским статистиком с сертификатом специалиста становится исключительно медицинский работник. И его деятельность лицензируется по утвержденному перечню работ и услуг [5].
Не секрет, что специалисты организационного профиля традиционно были менее активны в росте своего профессионального мастерства, чем клиницисты. В настоящее время ситуация меняется. И в основе этого не административные, а мотивационные факторы, включаемые не в последнюю очередь механизмом дополнительной оплаты труда в ЛПУ [6]. Эта оплата поставлена в том числе в зависимость от результатов лицензирования.
Примечательна взаимосвязь между медицинской статистикой и информационной составляющей профессионального обучения. В системе дополнительного медицинского образования лица, прошедшие специализацию по медицинской статистике, должны повышать свою квалификацию с периодичностью раз в пять лет на циклах тематического усовершенствования «Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации» [7]. Такой акцент дает стимул и
■ ■■ 12ав ! ! ! ! ! ! ! ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
l/IT-обучение в здравоохранении
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru S007, № 4
■■■■
рчва
новые мотивации не только средним медработникам, которые проходят специализацию и повышение квалификации по медицинской статистике, но и врачам в аналогичных должностях (равно, как и другим категориям организаторов здравоохранения — практи-
кам). При профессиональной переподготовке и повышении квалификации врачи расширяют свои информационные знания и приобретают необходимые им новые умения и навыки работы в продвинутой информационной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь экономических терминов. - http//glossary.bank24/glossary.
2. Приказ Минздрава СССР от 13 июля 1989 г. №418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью».
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
4. «Основы законодательства об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
5. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 января 2007 г. №31 «О порядке и условиях дополнительной оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования».
7. Приказ Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (в ред. Приказов Минздрава РФ от 04.04.2003 № 143, от 26.05.2003 №222, от 05.08.2003 № 332).
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 121 ■ !!!!!!!!!!!!! 1111