Научная статья на тему 'Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции'

Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
778
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковчук Светлана Александровна

В статье рассматриваются проблемы эффективности взаимодействия институтов гражданского общества и государства в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Яковчук Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции Яковчук С. А.

Яковчук Светлана Александровна / Yakovchuk Svetlana Aleksandrovna - студент, юридический факультет,

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы эффективности взаимодействия институтов гражданского общества и государства в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, гражданское общество, противодействие коррупции, общественный контроль, правовое регулирование.

В политической теории ключевым является вопрос взаимодействия между собой различных «групп интересов» в политическом процессе. Широкое распространение сегодня получила точка зрения, согласно которой в отношении некоммерческих организаций вполне оправданно применяется понятие «заинтересованные группы». Так, согласно Г. Голосову, «группами лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным отдельным вопросам, но не пытающихся установить полный политический контроль над государством», являются общественные организации [1].

Действительно, некоммерческие организации влияют на государственные институты путем формирования общественного мнения или влияния на него преимущественно через СМИ, решая тем самым свои конкретные проблемы. Следовательно, характер деятельности НКО напрямую зависит от существующего политического режима, предоставляющего или ограничивающего возможности для артикуляции и агрегации интересов. Для определения факторов, оказывающих влияние на эффективность представительства интересов (в т. ч. и в противодействии коррупции) и уровня развития отношений «власть-общество» нужно рассмотреть два принципиально важных подхода: плюралистический [2] и корпоративистский [3].

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась достаточно развитая система законодательства о противодействии коррупции, регулирующего отношения власти и общества в их диалоге по вопросу противодействия коррупции, в основе которой заложены нормы международного права.

С 2006 года Россия является участником Конвенции ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), которая провозглашает принцип участия всего общества в деятельности по противодействию коррупции наряду с публичной властью. В статье 13 данной Конвенции сказано, что государства-члены должны «принимать надлежащие меры для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз» [4].

Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами в вопросах противодействия коррупции возникает из совместной деятельности этих субъектов антикоррупционной политики на взаимовыгодных условиях посредством:

39

- участия представителей институтов гражданского общества в работе специализированных совещательных или экспертных антикоррупционных органах;

- антикоррупционной экспертизы, мониторинга нормативно-правовых актов и их проектов, антикоррупционного образования, пропаганды и т. д.;

- совместного участия в контроле за ходом и результатами реализации антикоррупционной политики разных уровней (здесь показателем антикоррупционного взаимодействия может служить степень вовлеченности представителей институтов гражданского общества в механизм контроля);

- обмена информацией о состоянии коррупции и о результативности мер противодействия ей;

- грантовой поддержки наиболее значимых антикоррупционных проектов, проводимых институтами гражданского общества. Здесь критерием эффективности является не столько объем финансирования, сколько результативность проведенных антикоррупционных мероприятий [5].

Контроль, как известно, выступает в качестве одной из основных функций государственного управления: он позволяет не только выявить недостатки, но и предотвратить появление новых, найти альтернативные пути развития.

Очевидно, что характер или методы противодействии коррупции будут зависеть от типа управления, существующего в стране. Некоторые исследователи [6], а также все эксперты сошлись во мнении, что сегодняшний авторитарный стиль правления предполагает использование жестких способов устранения коррупционеров (и/или неугодных акторов) и таких же правил игры для остальных субъектов антикоррупционной деятельности.

Одним из подтверждений этого тезиса является тот факт, что российские НКО находятся в весьма неопределенном положении: с одной стороны, борьба с коррупцией и формирование в обществе негативного отношения к ней являются основанием для классификации деятельности НКО как социально ориентированной, а это означает, что они могут претендовать на грантовую поддержку со стороны Минэкономразвития. С другой стороны, после принятия закона «Об иностранных агентах» антикоррупционная деятельность приравнивается к политической, а если организация вдобавок получает «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан» [7], то это дает все основания рассматривать ее в качестве иностранного агента, что в перспективе чревато отказом многих российских НКО от финансовой поддержки иностранных доноров со всеми вытекающими последствиями. Формально закон призван урегулировать деятельность таких организаций, но на практике, как объясняют эксперты, это выливается в бесконечные массовые прокурорские проверки, которые по некоторым данным затронули более 146 организаций в 34 регионах России [8].

Таким образом, в условиях отсутствия политической воли у правящей элиты, институциональной слабости гражданского общества, правового нигилизма «молчащего большинства», несовершенного и неполного законодательства российская антикоррупционная политика по большей части носит декларативный характер. Авторитарный стиль правления, предполагающий жесткие правила игры, дискредитация института выборов, популистские антикоррупционные лозунги и мероприятия превращают сферу противодействия коррупции в монополию политической элиты в целях ее легитимации.

40

Литература

1. Голосов Г. Сравнительная политология: Учебник. СПб. 2001. С. 132.

2. Трумэн Д. Б. Процесс государственного управления: политические интересы и общественное мнение. / Д. Трумэн // Теория и практика демократии: избр. тексты / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2006. - С. 309-316.

3. Шмиттер Ф. Увязка интересов и управляемость политических режимов в современной Западной Европе и Северной Америке / Ф. Шмиттер // Теория и практика демократии: избр. тексты / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2006. - С. 341-348.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. Бикеев И. И., Бикмухаметов А. Э., Газимзянов Р. Р., Галеева Г. Р., Кабанов П. А., Хайрутдинова Л. Р. Вовлеченность институтов гражданского общества в антикоррупционную деятельность органов публичной власти Республики Татарстан: аналитический доклад / Рук-ль авт. коллектива д-р юрид. наук, проф. П. А. Кабанов; под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. П. А. Кабанова и д-ра юрид. наук, проф. И. И. Бикеева. - Казань: Познание, 2011. - 27 с.

5. Крючков А. В. Антикоррупционная политика в России. Российский Академический Журнал. 2010. № 4. Т. 14.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». // Российская Газета. - 23 июля 2013 г. - № 5839.

7. Обращение общественных, благотворительных и правозащитных организаций в связи с массовыми прокурорскими проверками. [Электронный ресурс]: Лига Избирательниц. Официальный сайт. URL: http://www.liga-rf.ru/ (дата обращения: 24.05.2013).

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.