Научная статья на тему 'Участие горожанок Южного Урала в работе общественных организаций как новая составляющая женской повседневности в конце XIX - начале XX в'

Участие горожанок Южного Урала в работе общественных организаций как новая составляющая женской повседневности в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
723
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ЖЕНСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВА (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И ДР.) / ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CITY SOCIETIES (CHARITABLE / ETC.) / EVERYDAY LIFE / FEMALE DAILY ROUTINE / CULTURAL-EDUCATIVE / FEMALE PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подгайко Екатерина Геннадьевна

В конце XIX - начале XX в. новым явлением повседневной жизни российских женщин становится общественная деятельность. В статье рассматривается вопрос об участии горожанок Южного Урала в работе благотворительных, культурно-просветительских и других общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE SOUTH URALS FEMALE-CITIZENS IN THE WORK OF PUBLIIC ORGANIZATIONS AS A NEW COMPONENT OF FEMALE EVERYDAY LIFE AT THE END OF XIX-th - BEGINNING OF XX-th CENTURIES

At the end of XIX-th beginning of XX-th centuries public activities became a new phenomenon in Russian women everyday life. The article considers the problem of the South Urals female-citizens participation in the charitable, cultural-educative and other public organizations activities.

Текст научной работы на тему «Участие горожанок Южного Урала в работе общественных организаций как новая составляющая женской повседневности в конце XIX - начале XX в»

Е. Г. Подгайко

УЧАСТИЕ ГОРОЖАНОК ЮЖНОГО УРАЛА В РАБОТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЖЕНСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

В конце XIX - начале XX в. новым явлением повседневной жизни российских женщин становится общественная деятельность. В статье рассматривается вопрос об участии горожанок Южного Урала в работе благотворительных, культурно-просветительских и других общественных организаций.

Ключевые слова: повседневная жизнь, женская повседневность, городские общества (благотворительные, культурно-просветительские и др.), женские общественные организации.

At the end of XIXth - beginning of ' XXth centuries public activities became a new phenomenon in Russian women everyday life. The article considers the problem of the South Urals female-citizens participation in the charitable, cultural-educative and other public organizations activities.

Key words: everyday life, female daily routine, city societies (charitable, cultural-educative, etc.), female public organizations.

В настоящее время для большинства россиянок общественная деятельность является неотъемлемой частью повседневной жизни. Однако массовый выход российских женщин на общественную арену произошел относительно недавно - в конце XIX -начале XX в. - и был связан с модернизацией российского общества, суть которой заключается в переходе от традиционного (аграрного) общества к современному (индустриальному). В традиционном обществе представительницы слабого пола, за крайне редким исключением, обитали в сфере частного, посвящая себя семье и быту. Индустриальное общество предоставило женщинам возможность получить образование, профессию и реализовать себя в сфере публичного. Одним из важнейших способов общественной реализации женщин стало их участие в работе благотворительных, просветительских и других общественных организаций.

В 60-70-е гг. XIX в. император Александр II осуществил ряд преобразований, положивших начало модернизации российского общества. Реформы, носившие либеральный характер, способствовали заметному росту общественной активности. Основой этого процесса стало бурное и повсеместное возникновение общественных организаций, специфика и направленность деятельности которых была различной и представляла собой широкий спектр с точки зрения задач, целей, функций и мировоззренческих ориентиров. Только благотворительных обществ в начале XX в. в Российской империи насчитывалось более шести тысяч: к 1901 г. в городах и сельской местности их было зарегистрировано 6278 [2].

В конце XIX - начале XX в. на Южном Урале, так же как и во всей Российской империи, участие в работе общественных организаций стали принимать

женщины, прежде всего горожанки, поскольку именно в городах, раньше сельской местности включившихся в процесс модернизации, действовало подавляющее большинство создаваемых обществ. Так, в Оренбурге с 1906 по 1916 г. было зарегистрировано 28 общественных организаций, тогда как в Оренбургском уезде только 11, такое же соотношение было характерно для других городов Оренбургской губернии и их уездов [8].

Одной из старейших благотворительных организаций, где могли найти применение своим силам социально активные женщины, было Российское общество Красного Креста (РОКК). На Южном Урале действовали местные управление и дамские комитеты РОКК, главная задача которых заключалась в организации ухода за раненными во время войны солдатами и офицерами, а также в накоплении средств и организации подготовки среднего и младшего медперсонала в мирное время. В Оренбурге (по примеру других губернских городов) дамский комитет РОКК был открыт в августе 1900 г. на волне патриотического подъема, вызванного «тревожными событиями в Китае», о которых 8 июля 1900 г. сообщил «Вестник РОКК» [7, л. 38]. В 1900 г. в состав дамского комитета вошло 80 членов. [7, л. 1]. Всего за 18 дней оренбургские женщины сумели подготовить транспорт вещей, необходимых раненым в госпиталях. В транспорт согласно требованиям РОКК должно было входить 100 комплектов вещей и продукты для солдат и офицеров [7].

В 1904 г. в Оренбурге была открыта первая на Южном Урале самостоятельная благотворительная женская организация [9, с. 3]. После этого самодеятельные женские общества стали возникать повсеместно. Одно за другим появились Уфимское му-

124

Е. Г. Подгайко

Участие горожанок Южного Урала в работе общественных организаций...

сульманское дамское общество (январь 1908 г.), Ор-ский дамский кружок вспомоществования нуждающимся ученикам орских городских школ (сентябрь 1908 г.), Уфимский дамский педагогический кружок (1914 г.) и т. д.

Большая часть женских обществ, кружков и союзов создавалась с благотворительными и культурно-просветительскими целями. Такие общества субсидировали и поддерживали широкий ряд благотворительных учреждений, таких как приюты и богадельни. Существовали общества поддержки студентов, а также учащихся различных школ и гимназий. Все они должны были содействовать как социальной реабилитации обедневших слоев, так и изменению самой концепции социальной помощи, в основу которой теперь был положен принцип децентрализации усилий и привлечения добровольных помощников [4, с. 79].

Ядром благотворительных и культурно-просветительских общественных организаций были знатные, влиятельные и зажиточные дамы, зачастую принадлежавшие к дворянскому сословию. В памятной книге «Благотворительные учреждения России» за 1912 г. содержится материал об Оренбургском детском приюте св. Ольги, открытом в 1872 г. «на средства местных благотворителей супругою бывшего генерал-губернатора О. К. Крыжановского» [3, с. 118]. Традиция попечительства над этим приютом была поддержана в начале XX в. женой губернатора А. Ф. Ожаровской [3, с. 114]. Она же стала попечительницей акушерской школы, созданной при приюте для грудных детей и покидышей, помогая руководству школы решать многие проблемы. Так, по ходатайству заведующего врача А. Ф. Ожаровская разрешила установить казенный обед для дежурных учениц. В 1906 г. попечительницей был два раза устроен спектакль в пользу бедных учениц и из вырученных за него денег многим ученицам выдана субсидия на взнос платы [3, с. 115]. В 1905 г. в Уфе супруга губернатора С. И. Соколовская являлась попечительницей Александринской общины сестер милосердия [1, с. 55].

Достаточно точно определили причины общественной активности знатных и богатых дам современные исследователи А. М. Добрынина, Т. Б. Кот-лова и С. И. Кубицкий. Они считают, что, во-первых, для данной категории женщин участие в благотворительных мероприятиях имело глубокие исторические корни и являлось правилом хорошего тона; во-вторых, наверняка играла свою роль женская эмоциональность, склонность слабого пола к сопережи-

ванию и сочувствию; в-третьих, женщины из семей предпринимателей, чиновников, зажиточных дворян имели немало свободного времени, которое охотно заполняли благотворительной деятельностью [11, с. 107]. И, наконец, нельзя не согласиться с тем, что в течение долгого времени «практически для всех женщин это был единственный способ проявить себя в общественной жизни» [10, с. 324].

По мере развития женского образования стремление к социальной активности пробуждалось в женщинах из других сословий. Получив образование в гимназиях, а иногда и на высших женских курсах, представительницы мещанства, купечества, крестьянства, с одной стороны, стремились подражать образу жизни городской элиты [12, с. 55], с другой -искренне желали быть полезными обществу. Примеров их активного участия в городской общественной жизни немало: Дамский совет приюта для детей-сирот при Троицком мусульманском благотворительном обществе состоял из 15 женщин, каждая из которых принадлежала к богатому мусульманскому купеческому роду Яушевых, Валеевых, Габбасовых и др. [5, л. 17. об.], в Оренбурге в 1904 г. «купчихи» создали собственное Общество дам Оренбургского купеческого сословия в пользу раненых русских воинов на Дальнем Востоке [4, с. 13].

Несмотря на занятость весьма заметную роль в общественной деятельности играли женщины-педагоги (начальницы Первой оренбургской женской гимназии де Жанколя и баронесса фон Гершау, начальница Верхнеуральской женской гимназии Бай-ковская и др.). С нашей точки зрения, это можно объяснить как повышенной ответственностью людей, занятых в сфере образования, так и наличием у педагогов ярко выраженной гражданской позиции. Кроме того, учителя были профессионально заинтересованы в работе многих организаций, таких как общества вспоможения недостаточным учащимся, Семейно-педагогическое общество (г. Уфа), общество содействия физическому развитию детей (г. Оренбург, г. Уфа), общество для устройства и содержания начальных и средних школ (г. Верхне-уральск) и т. д.

В начале XX в. на Южном Урале появились первые профессиональные организации женщин, главная цель деятельности которых заключалась в «выяснении экономических интересов, улучшении условий труда своих членов, содействии их умственному и нравственному развитию» [6, л. 1]. Примером может служить Общество трудящихся женщин г. Оренбурга, занимавшееся улаживанием конфликтов

125

Е. Г. Подгайко

Участие горожанок Южного Урала в работе общественных организаций.

между предпринимателями и членами общества, выдачей денежных пособий во время безработицы, болезни и др. случаев, оказанием помощи в поиске работы и приобретении различных предметов потребления и домашнего обихода по удешевленной стоимости, организацией медицинской помощи, устройством лекций, библиотек, вечеров, а также открытием профессиональных школ, мастерских женского труда и т. п. Членами указанного общества могли быть лица женского пола без различия религиозных убеждений и национального происхождения, но «с общими интересами труда, т. е. портнихи, швеи, вязальщицы, чулочницы и вообще работающие лично и служащие по найму» [6, л. 1]. В отличие от благотворительных и культурно-просветительских объединений актив профессиональных обществ состоял из трудящихся женщин незнатного происхождения и небогатых, социальная активность которых была вызвана необходимостью решать насущные жизненные проблемы, т. е. напрямую связана с добыванием средств к существованию.

Конечно, нельзя преувеличивать масштабы участия женщин в деятельности общественных организаций. Количество женщин, являвшихся активными членами обществ, было во много раз меньше, чем мужчин: в Троицком обществе любителей садоводства в 1897 г. среди 98 членов их насчитывалось 11, тогда как в других добровольных объединениях Троицка (Общество правильной охоты или Общество охотников конского бега) представительниц слабого пола не было совсем. Замужние женщины зачастую вступали в те общества, членами которых были их мужья, либо в организованные при этих об-

ществах Дамские комитеты. Самостоятельных женских организаций (по сравнению с мужскими и смешанными обществами, где также численно преобладали мужчины) было очень немного. Так, в 1905 г. среди 27 уфимских городских организаций только две были собственно женскими [3, с. 52-58].

Даже образованные и состоятельные дамы не всегда связывали свою повседневность с активным участием в общественной жизни. Косвенное подтверждение этому можно найти в воспоминаниях челябинского акцизного чиновника К. Н. Теплоухо-ва, написанных им в начале XX в. Сам Константин Николаевич принимал горячее участие в городской жизни, являлся членом Общества взаимного кредита, входил в Попечительский совет женской гимназии. Однако он ни разу не упомянул о том, чтобы его жена или женщины из ее окружения, например супруга городского головы г. Челябинска А. В. Бейвель, были членами какого-либо общества [13]. По нашему мнению, это объясняется, во-первых, тем, что не все женщины стремились реализовать себя на общественном поприще, а во-вторых, наличием многочисленного семейства (например, у А. И. Теплоуховой было шестеро детей), заботы о котором поглощали все свободное время.

Тем не менее в конце XIX - начале XX в. общественная деятельность становится неотъемлемой частью повседневной жизни южноуральских горожанок, постепенно внося коррективы в их режим дня, досуг, занятия, распределение ролей в семье и обществе и определяя то положение, которое женщина занимает в обществе сегодня.

1. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1905 г. - Уфа: Тип. Губерн. правления, 1906.

2. Благотворительность в России: в 2 т. - СПб., 1907. - Т.1.

3. Благотворительные учреждения России. - СПб.: Тип. императ. училища глухонемых, 1912.

4. Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России / Дж. Бредли // Обществ. науки и современность. - 1994. - № 5.

5. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 10. Оп. 2. Д. 202.

6. ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 435.

7. ГАОО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1.

8. ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/8.

9. Женское движение в Башкортостане. 1900-1941: сб. док. и материалов / Р. Н. Сулейманова (отв. ред.), Ш. Н. Исян-гулов, Г. Ю. Султангужина. - Уфа: Гилем, 2008.

10. Котлова, Т. Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX - XX вв. 1890-1914: дис. на соиск. ученой степ. д-ра ист. наук / Т. Б. Котлова. - Иваново, 2003.

11. Кубицкий, С. И. Благотворительность в социальной жизни Урала (XIX - XXI вв.): монография / С. И. Кубицкий, Л. Ф. Бабкина, А. В. Власова; Урал. соц.-эконом. ин-т Акад. труда и соц. отношений. - Челябинск, 2006.

12. Очерки русской культуры XIX века. - Т.1. Общественно-культурная среда. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

13. Теплоухов, К. Н. Челябинские хроники: 1899-1924 / К. Н. Теплоухов. - Челябинск, 2001.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.