Научная статья на тему 'Участие детей восточных славян в весенне-летних аграрных праздниках и обрядах'

Участие детей восточных славян в весенне-летних аграрных праздниках и обрядах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АГРАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радул О. С.

Народная педагогика восточных славян отличалась общественной направленностью. Воспитание детей происходило непосредственно в процессе жизнедеятельности, важнейшей сферой которой было земледелие. Участие детей в аграрных праздниках и обрядах было одним из способов приобщения к жизни общины. В статье на основе этнографических материалов (преимущественно ХIХ в.) русских, украинцев и белорусов рассмотрено участие детей в весенне-летних аграрных праздниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие детей восточных славян в весенне-летних аграрных праздниках и обрядах»

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.

4. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. - М.: Алекс,

2008. - 112 с.

5. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.А. Мартынова. -Челябинск, 2002. - 383 с.

6. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете / Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: Материалы XXVI международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. III / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. - Челябинск,

2009. - С. 253-257.

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ АГРАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ И ОБРЯДАХ

© Радул О.С.*

Кировоградский государственный педагогический университет им. Владимира Винниченка, Украина, г. Кировоград

Народная педагогика восточных славян отличалась общественной направленностью. Воспитание детей происходило непосредственно в процессе жизнедеятельности, важнейшей сферой которой было земледелие. Участие детей в аграрных праздниках и обрядах было одним из способов приобщения к жизни общины. В статье на основе этнографических материалов (преимущественно XIX в.) русских, украинцев и белорусов рассмотрено участие детей в весенне-летних аграрных праздниках.

Ключевые слова народная педагогика, восточные славяне, общественное воспитание, аграрные праздники.

Особенностью традиционной педагогики восточных славян была ее социальная направленность. С раннего возраста детей приобщали к жизни общины, включали в разносторонние социальные отношения. Дети не столько готовились к будущей взрослой жизни, сколько постепенно входили в нее через усложнение своей социальной роли. Одним из таких способов было

* Профессор кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, профессор.

участие детей в праздниках и обрядах аграрного календаря восточных славян, начало которым было положено в эпоху неолита с переходом к земледелию. Праздники аграрного календаря детально описаны в различных этнографических и фольклорных сборниках Х1Х-ХХ вв. Среди разнообразия записей этих праздников мы выбирали только те, в которых участвовали дети, а также те, которые имеют древнее происхождение и бытовали у всех восточных славян - русских, украинцев, белорусов.

Одним из больших весенних аграрных праздников было закликание весны. Согласно народных верований нужно было помочь приходу весны, «закликать» ее обрядами, хорошо встретить, чтобы заручиться ее поддержкой. Эти обряды имели свои различия в разных местах Восточной Европы, но много было и общего. Это праздники встречи жаворонков, выпечка ритуального печения для детей, закликание весны, пение веснянок.

Исследования этнографов Х1Х-ХХ вв. показывают, что закликали весну представители наименьшей возрастной группы сельской общины - дети, а также подростки, девушки и молодые женщины.

С наступлением весны дети ходили по дворах и славили приход весны, пели заклички-веснянки и носили с собой вырезанных из дерева ласточек или выпеченных жаворонков [10, 13 и др.]. В селах Смоленской губ. в XIX в. дети вместе с девушками и женщинами вылезали на крыши амбаров или выходили на горы и закликали весну: «Весна-красна, Что ты к нам принесла? Красное летечко...» В Калужской губ. весну закликали хороводными песнями с припевами «Ой, Дед, ой, Ладо» [10, с. 88]. Упоминание Лады свидетельствует о давности песни, ее бытования в языческие времена. Вопросно-ответный прием обращения является одним из характерных приемов обрядовой поэзии, которая основывалась на веру в магическую силу слова.

В начале весны еще в XIX в. происходили обрядовые обходы села: молодые девушки, собравшись в одном конце села, брались за руки, образовывали «живой» венок и с пением веснянок обходили поселение. Отметим, что обход поселения определенным коллективом людей был обязательным элементом всех больших праздников. Согласно языческим представлениям, опоясывание «магическим кругом» всего населения общины должно было обезопасить его от действий враждебных сил и способствовать благополучию.

С весной связаны древние обычаи катания детьми и молодежью яиц, битье и обмен ими. Известно, что космогоническая функция мирового яйца связана с его важной ролью в ритуалах плодородия у многих народов. По мнению древнего славянина яйцо в животном мире соответствовало зерну (семени), оно владело той же функцией, что и семя: оно сохраняло, содержало жизнь и воспроизводило его. Поэтому в весенней обрядности восточных славян яйцо занимало одно из центральных мест [4, 8]. В это время также происходили обрядовые обходы села, участниками которых были мальчики, даже четырехлетние, и молодые мужчины. Каждая группа отдельно («своею бесе-

дою») обходила избы и пела: «Въюн да въюниха! Давай яйца; а не дашь яйца придет ветреница!» После ритуального обхода поселения каждая группа жарила яичницу и пировала [2, с. 21].

У всех восточных славян существовало мнение об отмыкании весны ключом. Согласно народных поверий, ключи от неба находятся у той или другой птицы, которая, отлетая на зиму, забирает их с собой, а весной опять прилетает отмыкать небесные источники. Мотив весеннего отмыкания земли ключами, приносящими птицами, широко представлен в девичьих веснянках. О древности этих мотивов свидетельствуют, в частности, украинские и белорусские веснянки. Например, в одном из вариантов, записанных на Волыни, ключи птице дает Дажбог, у белорусов упоминается другой славянский бог Ярило [4, с. 118, 133].

Летний бог Солнца Ярило со временем был заменен на христианского св. Юрия. По мнению этнографов, на весеннего Юрия в дохристианские времена происходили сакральные обходы поля всей общиной, в том числе и детьми. Дети вместе со взрослыми молились о богатом урожае, заклинали поля от огня, града, бури, ветров, а также просили дождя. Обходы завершались общинной трапезой [5, 13].

В весенних обрядах, приуроченных к празднику Юрия, вобравшего в себя часть функций языческого бога Велеса, определяющим был звериный комплекс. В это время отмечался праздник пастухов, в котором участвовали дети (мальчики). Это прежде всего были праздники первого выгона скота на пастбища. По информации Т. Бернштам [1], мальчики помогали выгонять мелкий скот на первый выпас. Животных украшали венками из цветов и трав. Молодые пастушки исполняли специальные пастушьи песни, например, на Бойкивщине в XIX в. сохранились детские пастушьи ладканки. Дети и подростки оббегали со звоночками избы (т.е. также присутствует ритуальный обход), чтобы скотина с пастбища возвращалась домой. Праздник завершался приготовлением ритуальной еды - каши, в общей трапезе со взрослыми участвовали и дети-пастушки [5, 12].

На весеннего Юрия для детей из хлебного теста пекли ритуальное печенье - изображения коровок, коней и других домашних животных. В этом печенье в материализованной форме отражались древние религиозно-магические представления славян.

С весной связаны и обряды засевания и боронования. Началу основных сельскохозяйственных работ уделялось большое внимание. Правильное поведение в начале должно было обеспечить успех в дальнейшем, предотвратить возможные неприятности и стихийные беды. Большинство факторов, от которых зависел успех сельскохозяйственной деятельности, касался не отдельного хозяина, а всего поселения, общинных земель. Отсюда возникало желание огородиться от стихийных бед и других невзгод всем миром вместе. Поэтому и дети были непосредственными участниками начала земледельческих работ.

Этнографические материалы [1, 3] показывают, что в некоторых районах Восточной Европы в этих обрядах присутствует очень архаичная функция мальчиков-подростков. Так, у белорусов существовало поверье о том, что успешное засевание зависит от невинности засевальщика. Поэтому в Моги-левской губ. кое-где поручали сеянье мальчику 10-14 лет, который должен был начинать работу голодным в праздничной одежде. Условие ничего не есть до работы было обязательным для каждого сеятеля.

У русских в обряде выбора семейного засевальщика могли участвовать все члены семьи мужского пола, но все же преимущество давалось мальчику либо старому человеку. Архаичность этой функции подтверждается обычаем святочного «засевания», распространенного у всех восточных славян, что сопровождается одинаковой для всех этих народов приговоркой «Сею, вею, по-севаю...», перекликающееся с весенними закличками детей и подростков [1].

Также и в Украине мак сеяли только девочки и девушки с соответствующими приговорами: «Край долини мак, мак; Край широкий мак, мак. Буде мак тут! Буде мак тут!» [6, с. 29-30].

В некоторых районах России считалось, что и боронить землю должны только неженатые - мальчики-подростки или юноши.

С окончанием весеннего сева во многих местностях Восточной Европы заканчивался период закликания и встречи весны. Границу между календарными циклами весны и лета определить сложно, поскольку песни весеннего и летнего цикла переплетаются и сливаются между собой. На меже весны и лета отмечались праздники Ярила и русальные праздники, известные у всех восточных славян. У белорусов праздник на честь Ярила происходил в конце апреля во время первого ярого сеянья [12]. У русских Ярило связывали с жарой, поэтому Ярилины игрища и гулянья происходили в конце весны -начале лета.

Обряды русальной (зеленой) недели сопровождали праздники в честь весенней и летней растительности, а также соединялись с культом предком. Везде у восточных славян главное место в этих обрядах занимают представления и действия, связанные с земледельческим календарным циклом, с идеями плодородия и плодовитости. Это время цветения и вызревания хлебов и другой растительности.

Важной составляющей целого ряда зеленых праздников был обычай обхода полей. Все население поселка процессией шло за село, осматривало урожай. В массовых хождениях на нивы участвовали и дети. Одними из главных мотивов этого похода были встреча и почитание польных духов -опекунов урожая; изгнание с полей всякой нечисти; проводы русалок и их умилостивление; зачаровывание урожая; накликание хорошей погоды; моление о вызревании хлебов. Мальчики и девочки в венках из живых цветов и колосков ржи на голове возглавляли всю процессию, все время били в ка-

латала. Вступая «на нивы», дети и взрослые для изгнания злых сил поднимали неимоверный шум. Все это продолжалось до первых лучей солнца. После обхода поля происходил общий пир, общинная трапеза, при этом первыми ели дети [5]. Угощали также добрых духов полей, русалок.

С идеей плодородия связан еще один обряд зеленой недели, в котором участвовали дети, существовавший в конце XIX в. во Владимирской губ., известный под названием «Колосок». Девушки и женщины, взявшись за руки крест-накрест, становились парами перед полем колосившейся озимой ржи. По их рукам, как по тропинке, должна была пройти в направлении поля одна из самых красивых девочек деревни, одетая в красивый яркий сарафан. Возле самого поля ее опускали на землю и она, подбежав ко ржи, срывала несколько колосков, после чего бросала их. Весь обряд сопровождался песней:

«Пошел колос на ниву, На белую пшеницу. Уродися на лето Рожь с овсом, со дикушей, Со пшеницею» [9, с. 66; 11].

Отметим, что в общеславянский период все хлебные злаки имели одно название - «жито». У каждого славянского народа слово «жито» означало тот вид хлеба, который был основным продуктом питания. В письменных источниках Древней Руси под «житом» имелись ввиду разные виды зернового хлеба, основным видом была рожь, в украинском языке сохранилось древнее название «жито».

Летние аграрные обряды были немногочисленными, поскольку уборка урожая была тяжелым временем и не допускала длительных перерывов в работе. В это время дома оставались старики и дети до 10 лет. Дети 8-10 лет становились хозяевами и исполняли поручения родителей.

Известно, что с древних времен славяне на поле после уборки урожая оставляли богам «бороду» (несжатую полосу). Украинцы в XIX в. заставляли мальчиков проползать под стеблом бороды [13]. Вероятно, по представлениям древних славян, хлеба должны были подняться так высоко, чтобы человек мог в них спрятаться [Зеленин]. В Нерехотском уезде (Костромская губ.) в первой половине XIX в. после уборки урожая дети - мальчики и девочки, упав на землю, качались по несжатой полосе, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку» [2]. С поля до поселения все шли вместе. Впереди шел мальчик с последним сжатым снопом в руках [7].

В эти дни все праздновали, устраивались общинные трапезы, участниками которых были и дети. Дети, играясь, время от времени пели песню, в которой отражены события уборки хлебов, общего празднования, благодарения богам и надежды на будущий урожай:

«Дожали, дожили, Оспожинки встретили, Каравая почали, Толокна процведали, Гостей угостили, Богу помолили! Хлебушко, рости! Времечко, лети, лети -До новой весны, До нового лета, До нового хлеба!.. [7, с. 305].

Участие детей в весенне-летних календарных праздниках и обрядах, в основе своей связанных с практической трудовой деятельностью народа, имели большое значение в воспитании у них заинтересованности делами своих родителей, всей общины, понимания значимости земледельческого труда, зависимости от ее результатов всей жизни человека. Дети приобщались к жизни общины, осознавали себя ее активными членами.

Список литературы:

1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры / Т.А. Бернштам. - Л.: Наука, 1988. - 278 с.

2. Диев М. Некоторые черты нравов и обычаев жителей Нерехотского уезда / М. Диев // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - 1846. - № 2. - С. 19-26.

3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин. - М.: Наука, 1991. - 511 с.

4. Золотослов. Поетичний космос Давньо! Руа / Упор., передмова та переклади М. Москаленка. - К., 1988. - 294 с.

5. Килимник С. Укранський рш у народних звичаях в вторичному освггленш: у 3 кн., 6 т. / С. Килимник. - Факсим. вид. - К.: АТ «Обереги», 1994. - Кн. II. - 489 с.

6. Максимович М.О. Дт та мюящ укранського селянина: пер. з рос. / М.О. Максимович. - К.: Обереги, 2002. - 189 с.

7. Народная Русь. - М.: Белый город, 2007. - 592 с. (Аполлон Коринфский. Народная Русь: Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. - М., 1901).

8. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этногра-фического исследования) / В.Я. Пропп. - Л.: ЛГУ, 1963. - 143 с.

9. Русское народное поэтическое творчество: учеб. пособие / Под ред. А.М. Новиковой. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1978. - 440 с.

10. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: в 2 ч. / И. М. Снегирев. - Ч. 1. - М.: Советская Россия, 1990. - 160 с.

11. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. / В.К. Соколова. - М.: Наука, 1979.

12. Фаминцын А.С. Божества древних славян / А. С. Фаминцын. - СПб.: «Алетейя», 1995. - 365 с.

13. Чубинський П.П. Мудрють вшв: (укранське народознавство у твор-чш спадщиш Павла Чубинського): у 2 кн. - К.: Мистецтво, 1995. - Кн. 2. -224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.