Гребенникова Т.Г., Пьянзина Е.О. Участие Барнаульского музея...
УДК 069.02:908(571.150)+572
Т.Г. Гребенникова, Е.О. Пьянзина
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
УЧАСТИЕ БАРНАУЛЬСКОГО МУЗЕЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ
Рассматривается и оценивается значение всероссийских выставок второй половины XIX столетия в развитии археологии и этнографии как специальных исторических дисциплин. Наиболее подробно рассматривается Антропологическая выставка, которая была организована Обществом любителей естествознания, антропологии и этнологии. Отмечается значительный опыт экспозиционной практики в деятельности данного общества, способствовавший организации Антропологической выставки. Особое внимание уделяется участию археологических и этнографических коллекций Барнаульского музея в этом мероприятии. Указывается состав этой части собрания музея к моменту проведения выставки и перечень направленных на выставку экспонатов. Обозначен факт получения Барнаульским музеем серебряной медали за изучение и сохранение уникальных археологических и этнографических коллекций по древней истории Сибири. Статья подготовлена к 140-летию участия Барнаульского музея в Антропологической выставке.
Ключевые слова: Антропологическая выставка, всероссийская выставка, Барнаульский музей, археологические коллекции, этнографические коллекции, экспонаты.
При поддержке Общества любителей естествознания, антропологии и этнологии в период с 3 апреля по 2 сентября 1879 г. в Москве была организована первая Антропологическая выставка в стране. В этом году исполняется 140 лет со дня ее проведения. Общество любителей естествознания, антропологии и этнологии, сложившееся на базе Московского общества испытателей природы по инициативе студентов и молодых ученых Московского университета, к тому времени уже не первый год занималось формированием музейных коллекций этого университета, организовывало научные экспедиции, в его составе развивались отделы по антропологии, этнографии [Сысоева, 2001, с. 45]. Само общество стремилось к доступности научной информации, с этим была связана его активная публикационная и выставочная деятельность, что, в свою очередь, способствовало развитию российских музеев в XIX в. Общество публиковало результаты работ на страницах своих изданий, таких как «Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» (издавались с 1866 г.), «Этнографическое обозрение» (выпускалось с 1889 г.), «Русский антропологический журнал» (выходил с 1900 г.) и некоторые другие. Музейно-выставочная деятельность общества была связана и с педагогической работой, что привело к открытию первой в России кафедры антропологии [Бодрова, 2013, с. 189-190].
Одним из главных идеологов Антропологической выставки стал активный участник Общества любителей естествознания, антропологии и этнологии, профессор Московского университета и один из осно-
воположников российской антропологии Анатолий Петрович Богданов. Часть ее экспонатов впоследствии послужила основой для организации Антропологического музея Московского университета. Главная идея выставки состояла в том, чтобы ознакомить общество с возможностями изучения человека в различных аспектах (биологическом, культурном, социальном), т.е. с предметом антропологии как науки.
Из краткого обзора Антропологической выставки 1879 г., возможно, выделились следующие цели и задачи ее проведения. Во-первых, она должна была содействовать развитию антропологии как науки о человеке в России. Во-вторых, экспонаты выставки должны были послужить основой для создания Антропологического музея при кафедре антропологии в Московском университете. В-третьих, немаловажной задачей была популяризация научных знаний в области антропологии, археологии и этнографии, публичное ознакомление общества с наукой о человеке [Антропологическая выставка..., 1879-1880, с. 19].
Важно отметить, что у Общества любителей естествознания, антропологии и этнологии к моменту подготовки Антропологической выставки уже имелся опыт организации подобных экспозиционных площадок (Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. и Политехническая выставка 1872 г.). Этнографическая выставка позволила сформировать репрезентативный экспозиционный материал, включающий около 300 манекенов в различных национальных костюмах, порядка 450 комплектов и деталей одежды, более 1000 единиц предметов быта, а также более 1500 фотографических экспонатов, рисунки и пр. Обширные и систематизированные материалы составили основу Дашковско-го этнографического музея в составе Румянцевского музея [Сергеева, 2001, с. 363; Бодрова, Сулейманова, 2017, с. 78]. На Политехнической выставке была отработана практика анонсирования мероприятия, систематизации и показа большого объема экспонатов, в том числе был получен опыт создания ансамблевых этнографических экспозиций (павильон Туркестана, павильон Кавказа и др.) [Беляновский, 2013, с. 32].
По изначальному замыслу А.П. Богданова, этнографическим экспонатам на Антропологической выставке отводилась подчиненная роль. Но процесс сбора материалов скорректировал этот подход. Этнографических источников с разных уголков страны оказалось очень много, они были крайне разнообразны и достойны экспонирования. Их систематизировали по категориям (предметы, связанные с питанием различных народов, утварь и домашние принадлежности, костюм, планы и фасады жилищ и других построек, принадлежности культа, предметы искусства и пр.). Археологические материалы также были представлены на выставке в «Отделе доисторических древностей», в том числе демонстрировались и модели целых памятников (например, модель датского дольмена, модель хижины древнего швейцарского поселения на сваях и др.) [Антропологическая выставка., 1879-1880; Балахонова, 2011, с. 7-8].
Гребенникова Т.Г., Пьянзина Е.О. Участие Барнаульского музея.
Коллекции древностей из Сибири принимали участие и в Антропологической выставке. Транспортировкой коллекций и оформлением экспонатов на выставке занималось Императорское Русское географическое общество. Они были представлены в этнографическом отделе, наряду с такими крупными музеями, как музей Императорского Русского археологического общества, музей Императорского Русского географического общества, и др.
Представилась возможность для участия в Антропологической выставке и для Барнаульского музея (ныне - Алтайский государственный краеведческий музей), созданного в 1823 г. Основу музея составила минералогическая коллекция, которая к 1891 г. насчитывала порядка 6855 минералов и пород, приобретенных не только на территории края и страны, но и за рубежом [Фролов, 2003, с. 44-45], а также собрание моделей. Археологические материалы к 1836 г. включали старинные шпаги разных видов, конец медного копья, две чугунные посуды, две глиняные посуды, изображения трех человеческих фигур на камнях, изображение каменного барана на камне. К 1893 г. археологические предметы были представлены двумя медными котлами, двумя глиняными кувшинами, деревянным молотом, каменным пестом, медным наконечником копья, девятью железными мечами, тремя каменными топорами, двумя серебряными сосудами, двумя каменными стелами, каменным изваянием барана. Очень представительной к моменту проведения выставки была этнографическая коллекция музея по Сибири. Например, имелись материалы по культуре эвенков (облачения шаманов, оружие и прочие предметы), алеутов (головные уборы и одежда, модели байдарок), тлин-китов. Также имелись предметы ламаистского культа из Прибайкалья и Забайкалья, отдельные экспонаты отражали культуру и быт барабин-ских татар, алтайцев, шорцев, кетов, хантов, манси, казахов, монголов, китайцев и других народов [Фролов, 2003, с. 45].
На выставку была отправлена практически вся этнографическая коллекция Барнаульского музеума. Археологическая коллекция экспонировалась на выставке не в полном составе. Для показа были выбраны девять железных сабель и мечей, кольчуга железная, наконечник копья из бронзы, два бронзовых котла с ручками, керамические сосуды, два металлических средневековых сосуда и некоторые другие предметы. Особым интересом обладали кирпичи с росписью из Албайкита и деревянное орудие из древнего рудника. Археологическое собрание было небольшим по количеству изделий, но достаточно представительным в отношении демонстрируемых эпох. С атрибуцией этих вещей имелись некоторые трудности, поскольку в большинстве случаев отсутствовала информация о том, где и когда обнаружены артефакты. Но, несмотря на этот факт, они были направлены для подготовки Антропологической выставки.
Барнаульский музей был удостоен серебряной медали, что стало достойной наградой за исследование и сохранение уникальных архео-
логических и этнографических коллекций по древней истории Сибири. Отдельным экспонатам был уделен повышенный интерес. Представленные на Московской антропологической выставке два серебряных сосуда из Гурьевска и ряд других археологических и этнографических артефактов привлекли внимание руководства Императорского Русского географического общества и с разрешения Кабинета Его Императорского Величества в 1880 г. они были оставлены в Москве для создававшегося этнографического музея. Кабинет предложил Алтайскому горному правлению исключить эти предметы из числа имущества Барнаульского музеума [Гусельникова, 2007].
Выставка повысила интерес к археологическим и этнографическим коллекциям региональных музеев. Научно-просветительские выставки того периода, в целом, играли очень важную роль в становлении российского музейного дела. Они служили фактором для возникновения музеев в центре страны и на местах или же были импульсом в развитии уже существующих учреждений, в частности Барнаульского музея. Выставочная деятельность способствовала дифференциации и развитию специальных исторических дисциплин (этнография, археология), а также позволяла популяризировать полученные знания для широкой публики.
Библиографический список
Антропологическая выставка 1879 г / под ред. А.П. Богданова. Т. 3, ч. 2: Описание предметов выставки. М., 1879-1880. С. 19.
Балахонова Е.И. Концепция Всероссийской антропологической выставки и место этнографии в ней // Вестник Московского университета. Сер. XXIII: Антропология. 2011. №1. С. 4-15.
Беляновский А. Гигантский праздник науки, искусств, промышленности и торговли... К 150-летию Политехнической выставки 1872 г. в Москве // Экспо ведомости. 2013. №2/3. С. 30-35.
Бодрова О.А. Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии в деле изучения саамской этнографии (к 150-летию со дня основания ИОЛЕАЭ) // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. №6 (19). С. 189-194.
Бодрова О.А., Сулейманова О.А. Этнографический манекен как средство репрезентации этнического: к столетию этнографической выставки 1867 г. // Труды Кольского научного центра РАН. 2017. Т. 8, №9-12. С. 76-85.
Гусельникова М.В., Попова И.В. Музейный хронограф Алтайского государственного краеведческого музея. 1946-1990 гг. // Краеведческие записки. Барнаул, 2007. Вып. 7. С. 122-154.
Сергеева Г.И. Этнографическая выставка 1867 г. // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 362-363.
Сысоева Е.К. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 45.
Фролов Я.В. 125 лет со времени участия Барнаульского музея в Антропологической выставке в Москве // Барнаульский хронограф, 2004: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул, 2003. С. 44-47.
Дашковский П.К., Ожиганов А.Н. Предварительные результаты...
T. Grebennikova, E. Pyanzina
Altai State University, Barnaul, Russia
PARTICIPATION OF THE BARNAUL MUSEUM IN THE NATIONAL ANTHROPOLOGICAL EXHIBITION
The article examines and assesses the importance of the All-Russian exhibitions of the second half of the 19th century in the development of Archaeology and Ethnography as special historical disciplines. The Anthropological Exhibition organized by the Society of Lovers of Natural Science, Anthropology and Ethnology is considered in most detail. This society which contributed to the organization of the Anthropological Exhibition has a significant experience of the exhibition practice. The paper pays particular attention to the participation of archaeological and ethnographic collections of the Barnaul Museum in this event; indicates the composition of this part of the museum collection at the time of the exhibition and a list of exhibits. The authors note that the Barnaul Museum was awarded the medal for the study and preservation of unique archaeological and ethnographic collections on the ancient history of Siberia. The article was prepared for the 140th anniversary of the participation of the Barnaul Museum in the Anthropological Exhibition.
Key words: anthropological exhibition, All-Russian exhibition, Barnaul Museum, archaeological collections, ethnographic collections, exhibits.
УДК 903.5(571.150)
П.К. Дашковский, А.Н. Ожиганов
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КУРГАНОВ №28 И 33 НА МОГИЛЬНИКЕ ЧИНЕТА-П В КРАСНОЩЕКОВСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ по теме «Памятники Чинетинского археологического микрорайона на Алтае: культурно-историческая интерпретация артефактов и возможности использования полученных результатов в туристическом кластере региона» (проект №19-49-220002 р_а)
Представлены результаты археологического изучения курганов №28 и 33 на могильнике Чинета-П, расположенном в Северо-Западном Алтае. Установлено, что курган №28 существенно отличается от курганов скифской эпохи, исследованных как на могильнике Чинета-П, так и на некрополях Ханкаринский дол и Инской дол, которые также входят в состав Чинетинского археологического микрорайона. При исследовании кургана №28 под его насыпью выявлены две параллельные могилы. Такая особенность имеет аналогии для классических памятников каменской культуры Алтая, а также на могильнике Локоть-4, при изучении которого фиксируются синкретичные элементы погребальной обрядности каменской, пазырыкской культур Алтая, а также сакских племен Казахстана. Анализ немногочисленного сопроводительного инвентаря позволяет курган №28 предварительно датировать 2-й половиной IV - III в. до н.э. При