Научная статья на тему 'Учащиеся Усть-Медведицкого округа области войска Донского в общественном движении второй половины XIX-начала XX века'

Учащиеся Усть-Медведицкого округа области войска Донского в общественном движении второй половины XIX-начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ ОКРУГ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ / EDUCATION / SECONDARY SCHOOLS / DON COSSACKS / UST-MEDVEDITSA DISTRICT / SOCIAL MOVEMENT / REVOLUTIONARY IDEAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гречко С.Ю.

Статья посвящена формам участия школьников в общественной жизни Усть-Медведицкого округа Области войска Донского во второй половине XIX-начале XX века. На основе архивных документов и периодической печати рассматривается положение в средних учебных заведениях округа, особенности распространения революционных идей среди учащихся. Сделан вывод об изменении отношения казачьего общества к системе образования в начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учащиеся Усть-Медведицкого округа области войска Донского в общественном движении второй половины XIX-начала XX века»

Гречко С.Ю.

аспирант кафедры истории России Волгоградского государственного университета, учитель истории МОУ гимназии №9 г. Волгограда

Учащиеся Усть-Медведицкого округа Области войска Донского в общественном движении второй половины XIX-начала XX века

Вторая половина XIX века стала временем подъема общественного движения в России, что отразилось на учащихся средних учебных заведений, легко поддающихся воздействию агитации и пропаганды. В 1862 г. в Усть-Медведицком округе по инициативе донского дворянства была открыта вторая в Области войска Донского мужская гимназия, в которую поступали дети из станиц и хуторов Усть-Медведицкого, Хоперского и Второго Донского округов.1 В 1865 г. в ней обучалось 207 учеников, около половины дети дворян и чиновников (49 %).2 В это время на Дону начинает распространяться народническая пропаганда, под воздействием которой в 1870 г. студент Петербургской военно-медицинской академии, казак Цимлянской станицы А.И. Селиванов открыл подписную нелегальную библиотеку для учащихся Усть-Медведицкой гимназии. Он организовал пересылку из столицы произведений П.Л. Лаврова, В.В. Берви-Флеровского, Д.И. Писарева, H.A. Добролюбова, H.A. Серно-Соловьевича, А. Д. Михайлова, Ф. Лассаля и др. Ему помогали около 20 человек гимназистов 5-7 классов.3 Узнавшие об этом родители начали следствие, которое привело к ликвидации библиотеки, организаторы попали под негласный надзор полиции.

Официальным выразителем мнения общества становится периодическая печать, на страницах местных газет стали появляться заметки учеников, содержащие критику школьных порядков и преподавателей. В 1878-79 гг. московская цензура запретила серию статей о народном образовании в

1 Дело об учреждении гимназии в станице Усть-Медведицкой Области Войска Донского, 1862-1871 гг. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Он. 162. Д. 30. Л. 2-2об.

2 Отчет по управлению Усть-Медведицкой дирекцией училищ за 1865 г. с приложениями, 1865 г. // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 99. Оп. 1. Д. 36. Л. 24.

3 Крылов Н.Б., Прошечкин С.Е. Нелегальная библиотека в станице Усть-Медведицкой в 1870 году // Вопросы краеведения. Вып. 8. Волгоград, 2005. С. 87-89.

¡_Ь I___

Усть-Медведицком округе, готовившихся к публикации в «Донской газете». Под запрет попала «Хроника Усть-Мед-ведицкой жизни», в которой сообщалось, что начальство гимназии «пирует» вместе с воспитанниками. Другая статья обличала бытовые условия гимназии: «нечистота всюду и везде, сырость, удушливый запах»4. Проведение занятий, по мнению учащихся, демонстрировало неподготовленность и отсутствие специальных знаний у некоторых преподавателей. Московский цензурный комитет принял решение не публиковать подобные статьи, направленные против гимназического начальства и отражающие проблемы народного образования в целом.

В это время в Усть-Медведицкой гимназии учился будущий писатель и публицист A.C. Серафимович (Попов).5 В воспоминаниях он подтвердил обстановку в среднем учебном заведении, считал, что грубые и невежественные учителя стремились «задушить живую мысль» и прогрессивные стремления учеников. По мнению писателя, порядки в Усть-Медведицкой гимназии создавали почву для развития революционных настроений. В литературных кружках гимназисты вели беседы о справедливости, о правах человека. Студенты, приезжающие в станицу на каникулы, привозили вести из городов, а также нередко распространяли нелегальную литературу.6

Восшествие на престол Александра III и начало контрреформ в сфере образования отразилось на состоянии Усть-Медведицкой гимназии. По докладам Донского жандармского управления она стала рассадником вредных идей и центром кружков революционной направленности.7 В 1888 г. император подписал распоряжение о постепенной ликвидации Усть-Медведицкой гимназии. Вместо неё в станице

4 Ахмадулин Е.В. Региональная печать Дона и Северного Кавказа XIX- начала XX века. Ростов-на-Дону, 2014. С. 84.

5 Котовчихина Н.В. A.C. Серафимович. Страницы жизни и творчества // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. №4. 2009. С. 7.

6 Ситько P.M. Не чуждаются донцы образования...История становления и развития образования в Области Войска Донского (досоветский период). Ростов-на-Дону, 2009. С. 43.

7 Выписка из политического обзора Донского жандармского управления за 1888 г. о революционном настроении учащейся молодежи в области // Наш край: Документы по истории Донской области XVIII - начало XX века. Ростов-на-Дону, 1963. URL: http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st025.shtml (Дата обращения 24.05.2016)

открыли начальное училище «как более соответствующее потребностям в образовании местного населения».8 По мнению казаков, после этого станичная жизнь стала размеренной и скучной, что нашло отражение на страницах газеты «Донская речь»: «В прежнее время наше общество жило как-то разнообразнее, а теперь погрузилось в апатию, в забытьё...».9

Вновь среднее образование в Усть-Медведицком округе возрождается в 1890-е гг., когда увлеченное модой технического образования, донское дворянство способствовало открытию шестиклассного реального училища.10 Однако Донским областным жандармским управлением продолжался надзор и слежка за бывшими выпускниками Усть-Медведицкой гимназии, замеченными в распространении революционных идей в округе. Внимание полиции привлек сын учителя немецкого языка, студент Московского университета В. Геринг, который часто посещал станицу «ведя близкое знакомство с лицами, состоящими под негласным надзором».11 В ходе следствия его политическая неблагонадежность не подтвердилась. В 1895 г. в поле зрения жандармов попал сын Усть-Медведицкого чиновника, находившийся на зимних каникулах в станице, студент Московского университета В.И. Сигаев. На катке в нетрезвом виде во время общения с учениками Усть-Медведицкого окружного училища, он употреблял дерзкие слова по отношению к действующему императору, за что подвергся наказанию в виде двух недель ареста.12

Новая волна общественного брожения среди учащихся в станице Усть-Медведицкой была связана с событиями первой российской революции 1905-1907 гг. Весной 1905 г. в Усть-Медведицкой распространяются прокламации, издан-

8 О закрытии гимназии в Усть-Медведицкой станице и прогимназий в Каменской и Нижне-Чирской станицах, 5 августа 1888 г. // Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. 25. СПб., 1890. С. 195-196.

9 Усть-Медведицкие вести // Донская речь. Новочеркасск. 1 марта 1888. №27. С. 1-2.

10 Об учреждении в Усть-Медведицкой станице реального училища, 16 января 1895 г. // Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. 31. СПб., 1896. С. 514.

11 По отношению начальника Донского областного жандармского управления о студенте Московского университета сыне учителя Усть-Медведицкой классической гимназии Владимире Геринге // ГАРФ. Ф. 63. Оп. 10. Д. 890. Л. 1-1об.

12 Дело по обвинению в оскорблении царской фамилии студента Московского университета сына чиновника Усть-Медведицкой станицы, 1895 г. // ГАРФ. Ф. 124. Оп. 16. Д. 284. Л.12.

ные Киевским комитетом РСДРП: «К обществу», «К царскому юбилею 1894-1904», «Пора», «Он прощает», «Русские рабочие и Зимний дворец», которые попадали к ученикам.13 К делу пытались привлечь гостившего у брата-аптекаря в станице Усть-Медведицкой В.И. Депнера, юношу готовящегося на звание аптекарского ученика. По воспоминаниям очевидцев, он часто рассказывал о беспорядках в Ставрополье, привез «целый транспорт» прокламаций и заявил: «Мы устроим не то, что было в Ставрополье».14

В 1907 г. запрещенные издания в станице Усть-Медведиц-кой распространял бывший воспитанник реального училища, 19 летний мещанин из Таврической губернии Д.Г. Каракаш. У него изъяли 11 экземпляров «Программы Донского казачьего союза», с призывами к отделению региона на правах самоуправляющейся и автономной части русского государства. В объяснительной записке к программе провозглашалась цель союза - возрождение и обновление казачества для борьбы с отжившим самодержавием.15 Среди вещей был изъят изготовленный вручную мимеограф, записные книжки и переписка. Юношу заключили в Усть-Медведицкую окружную тюрьму до предоставления поручительства в 500 руб.16

Чтобы оградить учащихся от революционных идей, школьное начальство шло на крайние меры. В 1906 г. журнал «Вестник донских учителей» опубликовал статью о «печальных делах» в Усть-Медведицком городском училище. Инспектор К. А. Ишков и его помощники, проникнувшись «духом и видами» циркулярных предписаний, приступили к искоренению «крамолы» среди учеников. Из употребления были изъяты произведения A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. После «чистки» в ученической библиотеке остались только сказки и религиозные книги. Чтобы отвлечь учащихся от крамольных мыслей, учитель гимнастики заставлял их маршировать по улицам. Недовольные ученики обратились к местному дворянству с ходатайством, в котором требовали разрешить читать русских классиков и запретить

13 О появлении преступных воззваний в станице Усть-Медведицкой в марте 1905 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 202. Д. 1708. Л. 3,5.

14 Там же. Л. 5 об.

15 О бывшем воспитаннике Усть-Медведицкого реального училища Дмитрии Каракаш обвиняемого по ст. 132,1907 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 102. Д. 3047. Л. 4.

16 О бывшем воспитаннике Усть-Медведицкого реального училища Дмитрии Каракаш обвиняемого по ст. 132,1907 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 102. Д. 3047. Л. 6 об.

маршировки в плохую погоду. Старшеклассники были объявлены забастовщиками, трое из них отчислены. Следствие установило, что учащиеся неоднократно участвовали в «сборищах» за станицей.17

В начале XX века меняется отношение казачьего общества к школе, она стала рассматриваться как орудие правительства для навязывания государственных идеалов. В газетах появляются заметки о нежелании родителей воспитывать детей в духе религии, их отказ содержать местные училища.18 В 1909 г. в ходе посещения торжественных мероприятий, посвященных открытию учебных заведений в хуторе Каледине Усть-Хопер-ской станицы, в станице Кременской, хуторах Верхне-Калмы-ковском и Нижне-Калмыковском, во время преобразования Раздорского одноклассного училища школьное начальство вело беседы о правильном отношении к семье, обществу, государству, школе и учителям.

Однако осуждение преподавателей и школы в хуторах и станицах Усть-Медведицкого округа сохранялось. Так, в 1911 г. опубликована заметка старожила хутора Фролова Кременской станицы, в которой он отметил, что учителя относятся к своим обязанностям как к неприятной повинности. Ученики начальных училищ ежедневно идут в школу поодиночке, обратно толпой под песню «Вставай, пробуждайся наш бедный народ». Давно не слышно, чтобы дети исполняли гимн «Боже, Царя храни» или родную казачью песню. Недовольство вызвало и поведение педагогов: «Я не видел, чтобы местные учителя или учительницы ходили в церковь в праздничные дни и приводили туда своих учеников»19. В начальных школах Закон Божий преподавали не священники, а практикующие учительницы, что снижало интерес детей к предмету.

Таким образом, заметки в периодической печати и архивные документы дают основания полагать, что гимназисты активно участвовали в общественной жизни региона, критиковали систему власти и школьные порядки. Несмотря на семейный консерватизм и патриархальность, из крупных городов в Усть-Медведицкий округ проникали народнические идеи, проводниками которых становились студенты,

17 Вестник донских учителей. 1906. №1. С. 77-79.

18 Донские областные ведомости. 10 января 1909. № 7.

19 Донские областные ведомости. 9 марта 1911. № 54.

приезжающие домой на каникулы. Ликвидация Усть-Медведицкой гимназии не позволила создать в округе сплоченную ученическую организацию. После открытия Усть-Медведиц-кого реального училища реалисты стали участниками революционных событий 1905-1907 г., проявляли протест в виде нарушений школьной дисциплины. В начале XX века недовольство взрослых и детей школой привело к изменению их отношения к системе образования в целом.

Список литературы:

1. Ахмадулин Е.В., Станько А.И. Региональная печать Дона и Северного Кавказа XIX- начала XX века / Е.В. Ахмадулин. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 372 с.

2. Вестник донских учителей. - 1906. - №1.

3. Донские областные ведомости. - 10 января 1909. - № 7.

4. Донские областные ведомости. - 9 марта 1911. - № 54.

5. Котовчихина Н.В. A.C. Серафимович. Страницы жизни и творчества / Н.В. Котов-чихина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2009. - №4. - С. 6-23.

6. Крылов Н.Б., Прошечкин С.Е. Нелегальная библиотека в станице Усть-Медведиц-кой в 1870 году / Н.Б. Крылов // Вопросы краеведения: материалы XV и XVI краеведческих чтений. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - Вып. 8. - С. 87-89.

7. Ситько P.M. Не чуждаются донцы образования...История становления и развития образования в Области Войска Донского (досоветский период) / P.M. Ситько. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. - 176 с.

8. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этно-социум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.

9. Ульянова Т.А. Формирование толерантности в студенческой среде // Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. № 1 (91). С. 22 - 25.

Bibliography

1. Akhmadulin E.V., Stanko A.I. Regional print of the Don Cossacks and the North Caucasus XIX- beginning of the XX century. Rostov-on-Don, 2014. 372 p.

2. Journal for Don teachers. 1906. №1.

3. Gazette of the Don Cossacks. January 10,1909. № 7.

4. Gazette of the Don Cossacks. March 9,1911. № 54.

5. Kotovchihina N.V. A.S. Serafimovich. Pages of life and works // Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Philological Sciences. 2009. № 4. P. 6-23.

6. Krylov N.B., Proshechkin S.E. Illegal library in the stanitsa of Ust-Medveditskaya in 1870 // Issues of local history. Vol. 8. Volgograd. 2005. P. 87-89.

7. Sitko R.M. History of establishment and development of education in the Don Cossacks (pre-Soviet period). Rostov-on-Don, 2009.176 p.

8. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 - 20.

9. Ulyanova T.A. Formation of Tolerance among Students // Etnosotsium and international culture. 2016. № 1 (91). P. 22 - 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.