• Центр развития демократии и прав человека (Москва)
• Московская школа прав человека
• Солдатские Матери
• Союз комитетов солдатских матерей России
• Российский Союз ветеранов Афганистана
• Общество защиты прав военнослужащих
• За демократическую альтернативную гражданскую службу
• Центр миротворческих и правозащитных действий
• Межрегиональный общественный фонд «Право Матери»
• Международный Женский Союз
• Равноправие сегодня
• Молодёжное правозащитное движение
• Молодёжный информационный центр «Окно в мир».
К профильным гражданско-правовым институтам, отстаивающим главным образом социальные права граждан, относятся уже упоминавшиеся выше российские профсоюзы. Все они действуют на основе закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1. Появление такого закона явилось не только свидетельством продвижения страны к правовой государственности, но и заметным шагом на пути превращения профсоюзов в ответственный политический институт становящейся системы социального государства. В главе 2 закона «Основные права профсоюзов» специально освещены их полномочия по защите социально-трудовых прав и интересов работников, по содействию занятости, по ведению коллективных переговоров, заключению соглашений и коллективных договоров, контролю за их выполнением в процессе урегулирования коллективных трудовых конфликтов и споров. Наконец, записанное в статье 15. п.2. положение о том, что «профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления» рассеивают все сомнения об их статусе как гражданско-правовом институте общества и, фактически, являются конкретным толкованием статьи 30 Конституции страны о праве граждан на создание профессиональных союзов. Речь идет не только о «Федерации независимых профсоюзов России», которая в январе 2011 г. провела свой 7-й съезд, но и других профсоюзных организациях, существующих независимо от ФНПР. К таким организациям относятся и «Конфедерация труда России» (КТР), и «Союз профсоюзов России» (СПР), и шахтерские профсоюзы, и др.
Среди других гражданско-правовых институтов России отдельно стоят организации, защищающие право человека на достойную жизнь (жизнь в человеческих условиях). К ним относятся:
• Центр Экономических и социальных прав
• Общество защиты прав потребителей
• Союз потребителей России
• Свобода от рабства
• Международная коалиция по среде обитания
• Общественное движение «За социальную справедливость».
Подводя итог краткого рассмотрения роли гражданско-правовых институтов, можно заключить, что в условиях системной модернизации общества заметно активизировались гражданско-правовые организации, включенные в формирование современной модели социального государства в России. Речь идет не столько о международных, сколько о собственно российских гражданско-правовых институтах. По данным социологических исследований, самые большие ожидания общественное мнение связывает с активизацией деятельности таких из них, как профсоюзы и общества защиты социальных прав граждан. Вместе с тем напрашивается вывод о том, что сложившаяся модель социального государства при сохранении в России «вертикали исполнительной власти» имеет все ещё автократический характер, вследствие чего роль и влияние гражданско-правовых институтов на социализацию власти пока ещё невелико и вряд ли повысится.
Мищенко А. С.
к.э.н., в.н.с. Института педагогического образования, Санкт-Петербург [email protected]
УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ДИНАМИКА ЗА 1994-2010 ГГ.
В данной статье мы представили важнейшие тенденции социокультурного и профессионального становления молодежи, обучающейся в профессиональных лицеях и колледжах Санкт-Петербурга. Их анализ основывается на социально-педагогическом мониторинге учащихся - выпускников профессиональных лицеев и колледжей. В ходе социально-педагогического мониторинга (1994-2010 гг.) нами было опрошено свыше 900 учащихся выпускных курсов лицеев и колледжей Санкт-Петербурга, отобранных по принципам квотной районированной выборки.
1 См.: Российская газета. - М., 1996. - 20 января.
2 См, например: Шереги Ф.Э. Правозащитные организации России // www.fom.ru
В представленной статье мы рассмотрим следующие блоки проблем: 1) социально-экономическое позиционирование учащихся: отношение к частной собственности в качестве базового экономического института современной России; 2) профессиональное становление учащихся: выбор профессии и отношение к её смене; 3) производительный труд учащихся: основные сферы приложения; 4) системы инструментальных ценностей учащихся; 5) свободное время и установки учащихся на непрерывное профессиональное образование. В заключение мы подведём некоторые итоги нашего многолетнего исследования.
Социально-экономическое позиционирование учащихся: отношение к существованию в России частной собственности. Социологические данные о социально-экономическом позиционировании учащихся лицеев и колледжей позволяют отследить динамику оценок подростками хода реформ в современной России. Эти данные отражают процесс формирования в среде учащихся профессиональных лицеев и колледжей экономической культуры современного гражданского общества. Полученные результаты социологического мониторинга позволяют говорить о том, что современным подросткам не свойственен скороспелый «нигилизм» по отношению к тем экономическим ценностям, которые постепенно шаг за шагом завоевывают свое право на жизнь в современной России. Более того, мы можем сказать, что происходящая в настоящее время трансформация экономико-политической сферы нашего общества заметно преобразовала сознание молодежи (в том числе и учащихся средней профессиональной школы), стала его неотъемлемым элементом. Об этом, в частности, говорят следующие факты. В современной России социально-экономическое положение молодежи кардинально, зачастую с негативным оттенком, изменилось. Однако, несмотря на это, в начале реформ она в целом положительно относилась к частной собственности как важнейшему институту современного гражданского общества (в 1994 г. положительно относились к частной собственности 70,0% респондентов, в 2001 г. - 76,0% учащихся). В последнее время учащиеся лицеев и колледжей более настороженно относятся к институту частной собственности: в 2010 г. таковых оказалось 63,9% респондентов. На наш взгляд, несмотря на такую тенденцию, мы можем все же говорить об успешной адаптации учащихся средней профессиональной школы к складывающимся фундаментальным условиям функционирования рыночного производства, системы профессионально-деловых ценностей новой России и соответствующему социально-экономическому качеству жизни. Хотя, конечно, это свидетельствует скорее о вербальной, а не реальной социокультурной адаптации учащейся молодежи к современному рыночному типу хозяйства.
В ходе многолетних исследований мы установили, что у подростков их социализация, профессионализация и отношение к социально-экономическим, политическим реформам связаны, в главном и основном, со становлением их профессионально-трудовой мотивации, условиями обучения в, лицее и колледже, с вовлеченностью последних (через труд) в деятельность торгово-коммерческого и промышленного капитала, с их участием в индивидуальном предпринимательстве и малом бизнесе.
Профессиональное становление учащихся: выбор профессии и отношение к её смене. В частности, мы установили, что в области профессионально-трудовой мотивации подростки все чаще выбирают профессии по социально-экономическим причинам. Они указывают, что выбранная ими профессия «поможет найти работу» (44,5% — в 2010 г.), «может помочь организовать собственное дело» (32,8% — в 2010 г.) «позволит заработать большие деньги» (22,7% — в 2010 г.), За период проведения нами социологического мониторинга на 16 процентных пунктов увеличилась доля учащихся-выпускников, у которых отношение к избранной ими профессии изменилось в лучшую сторону или изначально было положительным (с 64% в 1994 г. до 80,0% в 2010 г.). Это, на наш взгляд, весьма положительная тенденция.
По нашему мнению ее можно объяснить, как минимум, двумя причинами. Во-первых, более осознанным выбором подростками своей будущей профессии (случайность такого выбора упала с 44,0% в 1994г. до 25,2% в 2010г., т.е. более чем на 74,0%). Во-вторых, значительным увеличением за эти годы эффективности профессионального образования и воспитания в обследованных нами училищах и лицеях Санкт-Петербурга. Об этом говорят следующие факты: если в 1994 г. только 39% выпускников считали, что за время обучения им удалось получить хорошие теоретические знания по профессии, то в 2001 г. — таковых оказалось 49,0%, а в 2010 г. — 51,3% респондентов. Соответственно, в области практических профессиональных знаний, умений и навыков мы имеем следующие цифры: 67% — в 1994 г., 73,0% — в 2001 г. и 71,4% — 2010 г. Этот результат связан с собственными осознанными усилиями учащихся и их успешным профессиональным становлением.
С приведенными социологическими данными тесно коррелируют оценки учащихся, которые они дали времени обучения в профессиональном лицее и колледже. Это время (по данным за 2010 г.) они оценили: в 46 процентах случаев — как полезное для профессионального образования; в 40 процентах случаев — как период развития всех способностей; в 33 процентах случаев — как время становления самостоятельности; в 32 процентах случаев — как необходимый этап общеобразовательной подготовки; и только в 11 процентах случаев — как напрасно потраченное время жизни.
Однако не все так благополучно. По мнению опрошенных нами педагогических работников Санкт-Петербурга и Великого Новгорода (2010 г.), за последние 10—15 лет в среде учащихся ослабли следующие позиции: интерес к художественной литературе — это отметили 80,0% педагогов; трудолюбие — 71,3% ответов; познавательные интересы — 65,2% ответов; стремление развивать свои духовные качества — 58,3% ответов; интерес к отечественной истории — 45,2% ответов. При этом, в качестве определенного противовеса выросли следующие позиции поведения учащихся: стремление к высокой заработной плате — данный пункт отметили 92,2% опрошенных педагогов; прагматизм, стремление учащихся делать только то, что полезно и выгодно лично им — 87,8% ответов; агрессивность и грубость учащихся по отношению к другим людям — 74,0% ответов; оценка учащимися своих товарищей сугубо по их социально-экономическому статусу — данную позицию подчеркнули 71,3% опрошенных нами педагогов. Указанные тенденции определенным образом усугубляются тем, что за тот же временной период (10—15 лет) педагогическое сообщество ослабило свое внимание к следующим позициям образовательного и воспитательного процесса: к нравственному вос-
питанию учащихся - эту позицию отметили 80,0% опрошенных педагогов; к трудовому воспитанию учащихся -71,3% ответов; к воспитанию гражданственности и эстетическому развитию учащихся - отметили соответственно 54,8 и 53,0% опрошенных нами педагогов.
По нашим данным администрация обследованных профессиональных лицеев и колледжей Санкт-Петербурга, по-видимому, объективно, не всегда способна учесть и обеспечить получение подростками дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков. Современные учащиеся все чаще в выборе своей жизненной стратегии опираются на информацию о социально-экономической обстановке в сфере реального производства и на рынке труда. Они хорошо понимают, что наличие дополнительных знаний, умений и навыков дает им возможность успешно приспособиться к сложным и жестким рыночным отношениям в России.
Производительный труд учащихся: основные сферы приложения. Обращаясь к проблемам развития учащихся средней профессиональной школы (лицеев и колледжей), мы не случайно отвели в ней центральное место производительному труду молодежи. Современное профессиональное развитие и воспитание молодежи, как никогда, сопряжено с исследованием системы социально-экономических и духовных условий ее жизнедеятельности в обществе. Оно связано с изучением сущности педагогических закономерностей формирования профессионализма учащихся: превращение учащихся в субъекта реального производительного труда - это системное ядро их профессиональной подготовки как интегрального явления. Данное положение позволяет раскрыть личностный потенциал современной молодежи, учесть не только функциональное, компетентностное содержание профессиональной подготовки молодежи, но и общественные механизмы ее интеграции в гражданское общество, становление молодых людей в качестве реальных субъектов современной профессиональной культуры и системы профессиональных ценностей.
В ходе анализа мы выявили динамику производительного труда учащейся молодежи и ряд устойчивых тенденций её профессиональной интеграции в современное производство (смотри табл. 1). Они позволяют утверждать, что участие молодежи в реальном производительном труде, приобрело в условиях кризисного развития нашего общества новое практическое значение для формирования педагогами лицеев и колледжей профессионализма учащихся как интегрального явления.
Таблица 1
Динамика производительного труда выпускников профессиональных лицеев и колледжей Санкт-Петербурга (в % к итогу = 100)
Характеристики производительного труда Годы социального мониторинга А %% пункты
1994 г. | 1998 г. | 2001 г. | 2006 г. | 2010 г.
1. Участие в п роизводительном труде
1.1. Работали 43,0 52,0 58,0 71,0 68,9 160,2
1.2. Не работали 57,0 48,0 42,0 29,0 31,1 54,6
2. Сферы производительного труда
2.1. В лицее, колледже 76,0 7,0 14,0 12,0 2,5 3,3
2.2. Вне лицея, колледжа 24,0 93,0 86,0 88,0 97,5 406,3
3. Мотивация учащихся в производительном труде*
3.1. Помощь семье 8,0 10,0 11,0 16,0 10,9 136,3
3.2. На личные нужды 49,0 58,0 79,0 55,0 40,3 82,2
3.3. Интерес к профессии 33,0 32,0 42,0 26,0 15,1 45,7
3.4. Прочие мотивы 10,0 - - 26,0 33,7 337,0
* Итоги превышают 100%, так как респонденты могли отмечать несколько пунктов.
Выяснилось, что в постперестроечный период среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей непрерывно росла доля тех, кто совмещал свою учебу с работой в свободное от учебы время (с 43,0 до 68,9%). Под влиянием рыночного хозяйственного уклада качественно изменилась структура сферы самостоятельной работы учащейся молодежи: если в 1994 г. здесь доминировали виды производительного труда, выполняющегося учащимися непосредственно в стенах лицея или колледжа - 76,0% респондентов, то в 2010 г. таковым стал труд подростков вне учебного заведения - в современных рыночных структурах - 97,5% опрошенных нами учащихся. При этом заметно изменилась структура трудовой мотивации молодежи, обучающейся в лицеях и колледжах: если раньше (1994 г.) 90,0% её приходилось на помощь семье, личные нужды и интересы к профессии, то в последние годы удельный вес такого рода мотивации снизился на 23,7% и составил в 2010 г. только 66,3%. (смотри табл. 1).
Мы можем констатировать, что производительный труд учащихся лицеев и колледжей превратился в фундаментальный общественно-экономический фактор формирования их профессионализма и социокультурного потенциала, который необходим им как будущим субъектам общественного производства. Объективно это соответствует механизму возникшей рыночной экономики. В настоящее время, как показывают данные нашего социально-педагогического мониторинга, профессиональное становление и развитие молодежи больше протекает через их производительный труд в рыночных структурах. Поэтому необходимо радикально изменить механизмы функционирования всего педагогического комплекса профессиональных лицеев и колледжей, чтобы он оказался глубинно (результативно и эффективно) связанным с качественными социально-экономическими метаморфозами всего жизнеустройства нашего общества.
Системы инструментальных ценностей учащихся. В ходе мониторингового исследования инструментальных ценностей учащихся профессиональных лицеев и колледжей мы выявили положительную их динамику (смотри табл. 2). Она в целом отвечает тенденциям становления в нашей стране «экономики знаний». В этом контексте нами
обоснованы три возможные модели взаимодействия инструментальных ценностей и конкурентоспособности учащихся — выпускников профессиональных лицеев и колледжей, которые могут помочь им вписаться в кризисный рынок труда. Это: (1) модель влияния социально-профессиональной среды на формирование ценностной значимости у молодежи реальной конкурентоспособности; (2) модель процесса формирования системы профессиональных ценностей учащихся лицеев и колледжей; (3) модель социально-педагогического комплексного формирования конкурентоспособности и профессиональных ценностей учащихся-выпускников.
Таблица 2
Динамика структуры ценностно значимых средств достижения жизненного успеха, выбранных учащимися профессиональных лицеев и колледжей Санкт-Петербурга (в %)
Ценностно-значимые средства достижения успеха в жизни Годы социального мониторинга А %% пункты
1994 г. 1998 г. 2001 г. 2006 г. 2010 г.
1. Возможности семьи и «административный ресурс» 34,6 32,1 33,5 31,9 29,3 84,7
2. «Природный ум» и снижение нравственных барьеров 27,6 30,0 27,9 29,2 27,3 98,9
3. Повышение общего и профессионального образования 37,8 37,9 38,6 38,9 43,4 114,8
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 —
Данные модели показали, что система профессиональных инструментальных ценностей существенно детерминирует не только уровень, но и тип конкурентоспособности учащихся. Их взаимодействие можно представить как многомерную матрицу. Каждое измерение данной матрицы отражает особый тип конкурентоспособности учащихся: в первом типе конкурентоспособности учащихся доминирует их нацеленность на действия в сфере рынка труда; во втором, — их действия на самом производстве; в третьем — их системные представления о своих действиях, как на рынке труда, так и на самом производстве. Данные наших исследований показывают, что в области формирования профессиональных инструментальных ценностей не существует линейной, монофакторной связи между характером профессии, культурой личности и профессиональным ценностно-инструментальным самоопределением учащихся средней профессиональной школы.
Особый интерес представляет процесс вербализации учащимися образа свой профессиональной конкурентоспособности на рынке труда и в сфере производства. Данный срез нашего исследования позволил выявить характер профессионального сознания учащихся лицеев и училищ. Обобщение собранных нами данных показало, что у респондентов при формулировке вербального образа сущности профессиональной конкурентоспособности доминировали термины, которые выражали не столько результативные, сколько затратные характеристики их профессиональной конкурентоспособности: «дисциплинированность» (52,6% всех высказываний); «коммуникабельность» (13,4%); «позитивные психологические черты личности» (10,9%). При более глубоком анализе высказываний респондентов мы установили, что сущностные аспекты вербального представления учащимися своей профессиональной конкурентоспособности значимо коррелируют: 1) с «богатством языка» личности; 2) с системным восприятием своей профессиональной конкурентоспособности; 3) со степенью активности — пассивности таких словесных образов; 4) с ценностно-смысловыми характеристиками профессиональной конкурентоспособности, определявшимися нами через особую дихотомию их оценок «Иметь» — «Быть» (все вербальные характеристики, употреблявшиеся учащимися при словесном описании своей профессиональной конкурентоспособности, относились нами либо в группу их установок на «Иметь», либо в группу установок респондентов на «Быть»).
В процессе исследования мы построили социально-педагогическую модель системы факторов социальной и образовательной среды, которые, как мы предположили, могут определять словесный образ профессиональной конкурентоспособности учащейся молодежи. Например, анализ данных 2001 г. показал, что личностные характеристики респондентов на 62,8% определяют словесный образ их профессиональной конкурентоспособности, факторы образовательной среды лицеев и колледжей — соответственно на 26,1%, совокупность социально-экономических факторов — только на 11,1%. Аналогичные соотношения мы получили в ходе социологического опроса 2006 г. Личностные характеристики учащихся на 56,0% определяли ключевые, социально-экономические аспекты словесного образа профессиональной конкурентоспособности учащихся. Факторы образовательной среды лицеев и колледжей — соответственно на 27,6%. Факторы социально-экономического характера — только на 16,4%.
На наш взгляд, это можно объяснить тем, что учащиеся профессиональных лицеев и колледжей нашего города достаточно часто вовлекаются в рыночные и производственные структуры, которые имеют низкий уровень развития корпоративной культуры и искаженный образ профессиональной конкурентоспособности личности в системе общественного производства. Об этом говорят, в частности, результаты нашей экспериментальной работы, полученные в самое последнее время. Мы установили, что образовательная среда лицеев и колледжей в среднем на 17,4% сильнее влияет на формирование творческих характеристик и на 14,3% — нормативно-трудовых качеств учащихся по сравнению с факторами реального производства, в которое вовлекается современная учащаяся молодежь. Это, как мы полагаем, сказывается на смысловом и эмоциональном характере вербального образа профессиональной конкурентоспособности, который формируется в среде учащихся лицеев и колледжей.
Характер свободного времени и досуга учащихся профессиональных лицеев и колледжей. В процессе исследования социокультурного и профессионального становления учащихся лицеев и колледжей мы исходили из того, что их свободное время является важнейшим фактором их развития. Это — пространство развития их личности, в этой сфере действует следующая закономерность: чем более социализированной оказывается личность, тем рациональнее и насыщеннее в смысловом, ценностном, культурном плане ее досуг и свободное время. В результате многолетнего
социально-педагогического мониторинга жизнедеятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей мы выделили следующие три группы респондентов. В первую группу вошли подростки, у которых свободное время и досуг определяются их творчески-инновационной деятельностной доминантой. Во вторую группу - подростки, у которых социокультурный потенциал их досуга детерминирован культуроориентированными видами деятельности, имеющими в сравнении с первой группой респондентов более пассивный характер. В третью группу - входят учащиеся, чей досуг определяется, главным образом, развлекательно-гедонистическими видами деятельности, иногда и с де-виантным оттенком. Наши исследования показали, что за последние годы в соотношении этих трех групп учащихся произошли качественные и количественные изменения (смотри табл. 3).
Таблица 3
Динамика социокультурных доминант свободного времени и досуга учащихся профессиональных
лицеев и колледжей Санкт-Петербурга (в %)
Социокультурные доминанты свободного времени и досуга Годы социального мониторинга: А %%
1994 г. 1998 г. 2001 г. 2006 г. 2010 г. пункты
А 1 2 3 4 5 6
1.Творчески - креативная доминанта свободного времени 17,0 27,0 19,0 15,5 19,3 113,5
2. Культуроориентированная доминанта свободного времени 44,0 24,0 20,0 37,5 40,4 91,8
3. Развлекательно - гедонистическая доминанта досуга 39,0 49,0 61,0 47,0 40,3 103,3
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 -
Социологические данные, приведенные в табл. 3, позволяют выделить в современной досуговой деятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей следующие тенденции. Во-первых, за исследуемый период все ключевые доминанты свободного времени (досуга) учащихся изменялись волнообразно, с достаточно четкой привязкой к общественно-экономической динамике нашего социума. Во-вторых, из года в год в их среде нарастал удельный вес респондентов (противоположных по своему социальному качеству) первой и третьей группы. В-третьих, за эти годы наметилась отрицательная тенденция, непосредственно связанная с общим снижением ценностной значимости ряда культуроориентированных видов деятельности: чтения, посещения художественных выставок, театров и т.п. (уменьшение за период наших наблюдений составило 8,2%).
Полученные в ходе социально-педагогического мониторинга данные позволяют нам дополнительно говорить и о том, что при исследовании социокультурных доминант свободного времени (досуга) учащейся молодежи необходимо учитывать следующие три тенденции формирования их девиантных компонентов. Во-первых, девиантное поведение учащихся профессиональных лицеев и колледжей даже в культурной столице России в исследуемый период расширялось и интенсифицировалось. Во-вторых, в среде учащихся профессиональных лицеев и колледжей сформировались устойчивые по своему составу группы подростков, у которых девиантное поведение становится ведущим и структурно определяющим компонентом их отношения к учебному процессу, а также к жизни за пределами профессионального лицея или колледжа. В-третьих, низкий уровень организации свободного времени и досуга учащихся профессиональных лицеев и колледжей неизбежно деструктурирует их общий социокультурный потенциал. Это (если сохранятся данные негативные тенденции) неизбежно приведёт к снижению целостности и эффективности социокультурного развития российской учащейся молодежи, столь необходимого для инновационной модернизации посткризисной экономики нашей страны.
Установки учащихся на непрерывное профессиональное образование. Непрерывное профессиональное образование учащихся лицеев и колледжей, как показали наши исследования, органично связано с характером проведения молодежью свободного времени и глубинно детерминировано её основными экзистенциальными установками на «Быть» или «Иметь». Здесь нами выявлено несколько значимых взаимодействий.
Во-первых, мы установили, что наибольшее влияние на жизненные позиции учащихся во всех срезах (личностном, профессиональном, гражданском) имеет фактор включенности респондентов в систему производительного труда. Данный фактор на 35,0% определяет жизненные позиции респондентов на шкале их базовых экзистенций («Иметь -Быть»). Второй по своей значимости фактор - это гражданская позиция учащихся (32,5%). Третий по своей значимости фактор - это личностные черты респондентов (21,5%). Следует отметить, что проанализированные нами характеристики на 93,0% охватывали всю детерминацию жизненных позиций опрошенных нами учащихся - выпускников профессиональных лицеев (7,0% приходятся на не учтенные в модели факторы).
Во-вторых, в самой нацеленности учащихся на непрерывное образование доминируют ценностные установки на жизненный принцип «Быть». Так, из проанализированных нами 36 базовых взаимодействий основных характеристик личности с ее стремлением к непрерывному образованию, взаимосвязи, имеющие в своей основе ценностную установку учащихся на принцип «Иметь», составляли 34,3%, а на принцип «Быть» - соответственно 65,7%
В-третьих, как показывают данные нашего исследования, в основе инструментального подхода учащихся к своему непрерывному образованию обычно находится их жизненная установка на принцип «Иметь». В основе же установки учащихся на непрерывное образование как самоценное явление - находится жизненный принцип личности «Быть». Причем, когда мы рассматриваем взаимосвязь личностных, профессиональных и гражданских характеристик учащихся с их стремлением к непрерывному образованию в качестве механизма реализации их особой потребности профессионального развития, принцип «Быть» доминирует над принципом «Иметь» по всем обобщающим показателям развития их личности.
Заключение. Опираясь на вышесказанное, мы можем сформулировать ряд положений, раскрывающих содержание устойчивых тенденций социокультурного и профессионального формирования учащейся молодежи, её интеграции в современное гражданское общество.
Во-первых, тенденции, которые выражают кардинальное изменение социально-экономического положения (статуса) молодежи в современном российском обществе. Они связаны с безработицей молодежи, с повышением частоты её экономических контактов и социальных взаимодействий с новыми субъектами общественного производства: представителями теневых структур наемного труда, частными владельцами средств и условий производства и т.п.
Во-вторых, тенденции, в которых отражается становление объективных механизмов социального партнерства между работодателями, образовательными институтами общества и самими учащимися. Они связаны с усилением социальных, экономических и педагогических позиций учреждений среднего профессионального образования молодежи, с базовыми условиями повышения эффективности её социокультурной и профессиональной интеграции в современное гражданское общество.
В-третьих, тенденции, раскрывающие новые формы и сущность современной институализации производительного труда подростков, как элементов движения капитала и интегративного фактора их социокультурного и профессионального становления в качестве субъекта гражданского общества. Они реально связаны с повышением ценностной значимости для молодежи непрерывной профессиональной подготовки интегративного типа (по сравнению с дискретным по форме получением узкопрофессиональных знаний и компетенций), с обеспечением её более высокой конкурентоспособности на рынке труда, с «меркантилизацией» профессиональной и трудовой мотивации учащихся современной начальной и средней профессиональной школы на базе подчинения основных сфер жизни общества движению финансового, торгово-коммерческого и промышленного капитала.
В-четвертых, тенденции, выражающие рост самостоятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей при принятии ими жизненно важных решений и совершении социально значимых поступков. Данные тенденции объективно связаны с усилением ценностной значимости среди учащихся средней профессиональной школы знаний и навыков, обеспечивающих молодым людям не только горизонтальную профессионально-трудовую мобильность, но и достаточно высокий уровень их готовности к вертикальной социальной мобильности в современном обществе.
В-пятых, тенденции, сущностно раскрывающие процессы снижения социокультурного потенциала свободного времени учащихся в качестве пространства развития их личности. Данные тенденции выражаются в уменьшении значимости в молодежной среде ряда культуроориентированных видов деятельности (чтения, посещения театров и т.п.), в объективной зависимости социокультурного потенциала учащихся средней профессиональной школы, их девиантного поведения от слабой их интеграции в современное гражданское общество.
В процессе многолетнего социально-педагогического эксперимента нами также выявлена следующая иерархия важнейших качеств личности учащихся лицеев и колледжей с точки зрения формирования их личностного, профессионального и гражданского потенциала: 1) толерантность к более успешным социальным группам; 2) стремление учащихся к социально ориентированному обществу; 3) готовность личности к социальной мобильности; 4) стремление респондентов выразить себя в профессиональной сфере; 5) профессионализм как ценностно значимое явление для учащихся; 6) готовность личности к инновациям.
На этой основе мы разработали классификацию основных качеств современной личности учащихся профессиональных лицеев и колледжей, позволяющих им успешно строить свою профессиональную карьеру в условиях социальной, экономической и политической модернизации России. Это следующие показатели: 1) нацеленность личности на жизненный принцип «Быть»; 2) креативность личности — ее готовность придать новизну своей жизни; 3) стремление учащихся к социально ориентированному обществу; 4) позиционирование учащимися себя в качестве метапро-фессионала; 5) социальная и профессиональная мобильность учащихся; 6) толерантность учащихся к другим социальным группам общества; 7) способность учащихся к системной многовекторной конкуренции на рынке труда и в сфере производства; 8) способность учащихся к общей и профессиональной транскультурной динамике; 9) стремление молодежи к обучению в престижном лицее, колледже или Вузе.
Анализ полученных нами в ходе мониторинговых исследований противоречивых тенденций, а также факторов, определяющих непрерывность формирования учащимися лицеев и колледжей своего профессионализма показал, что базовые факторы их профессионализации и становления творческого потенциала находятся в сфере компетенции современных педагогических коллективов. Исходя из этого, мы считаем для совершенствования качества формирования профессионального потенциала учащейся молодежи в системе лицеев и колледжей необходимо более детально отработать объективные механизмы взаимодействия профессиональных лицеев и колледжей с процессами, происходящими в важнейших сферах современного российского общества (в экономике в первую очередь). Тогда эффективное использование имеющегося у профессиональных лицеев и колледжей педагогического потенциала будет зависеть, прежде всего, от их превращения в подлинных субъектов рыночной экономики, от их глубинной интеграции с современными промышленными предприятиями, от повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, от улучшения организации учебного процесса и производственной практики, от реального включения современных социальных, экономических и педагогических факторов в механизмы организации непрерывного формирования высокого инновационного, творческого потенциала современной российской молодежи.