УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА ЖИЗНИ
КАК НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Захарцев С.И., Сальников В.П., Чумаков А.В.*
Аннотация. В статье с философских позиций анализируется современное бытие в контексте человеческой жизни. Авторы приходят к выводу, что человечество и каждый человек в отдельности стали «быстрее жить». Отсюда предлагается понятие «темп человеческой жизни» и дается его определение.
Ключевые слова: философия, бытие, человеческая жизнь, темп человеческой жизни.
Р01: 10.21681/1994-1404-2017-1-19-22
Водном из православных монастырей столетия существует традиция: раз в год в Рождество ставить свечу, которая горела ровно один календарный год: день в день. Такая удивительная традиция, относящаяся, несомненно, к Божьему чуду. Из года в год традиция соблюдалась, а свеча, изготовленная по неизменным веками способам, по-прежнему сгорала ровно за год.
Однако последнее пятнадцатилетие свеча стала сгорать быстрее календарного года. Монахи обосновали этот факт так: человеческая жизнь стала идти значительно быстрее!
Но что значит: человеческая жизнь стала идти быстрее? Ведь календарный год не меняется. В нем, как и раньше, 365 суток, а в сутках 24 часа. Время как физическая величина измеряется так же, как и прежде. Не изменился и процесс летоисчисления.
Монахи, как мы полагаем, имели в виду то, что значительно убыстрился темп жизни. Он стал не просто быстрее, а значительно быстрее того темпа, который установлен мирозданием для людей. Человечество стало быстрее жить.
Определение сущности темпа жизни относится к вопросам философии. Как понять: человек и человечество в целом стали жить быстрее? На этот вопрос напрашивается ответ: за жизнь каждого человека стало происходить больше событий, чем
было раньше, а также человек стал получать значительно больше информации и знаний, чем было раньше.
Отчего так произошло?
Наши измышления позволили выделить некоторые моменты, убыстряющие, на наш взгляд, жизненный процесс.
- доступность информации. Еще недавно надо было приложить усилия, чтобы, например, прочитать о стране, в которую вы хотите посетить. Или узнать о необходимом лекарстве, событии, человеке. Теперь у каждого человека в кармане есть несколько телефонов, компьютеров, других устройств, позволяющих получать информацию фактически в любой точке земного шара. Появились специальные поисковые системы, в которых имеются достаточно полные ответы, наверное, на все жизненноважные вопросы человека. Для получения ответа на практически любой вопрос уже не надо идти в библиотеку, иметь под рукой несколько словарей, карт или советчиков. Данный факт позволяет расширять сферу интересов человека, усиливает интерес к жизни, побуждает посмотреть (узнать, пощупать купить и т.д.) все больше предметов и вещей, побывать во многих государствах и местностях, составить свое впечатление и представление.
- распространение информации. Широта и почти вседозволенность распространения информации тесно переплетаются с ее доступно-
* Захарцев Сергей Иванович, доктор юридических наук, профессор, советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Сальников Виктор Петрович, главный редактор журнала «Юридическая наука: история и современность», доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: [email protected]
Чумаков Андрей Владиславович, кандидат юридических наук, доцент, доцент Московской государственной юридической академии им. О. Кутафина, Российская Федерация, г. Москва.
стью. Действительно, доступность к информации имеет большое значение. Не менее важно, чтобы информация быстро, молниеносно распространялась. Еще недавно о событиях в городе проживания его население могло не узнать или узнавало с большим опозданием. Появление ежедневных утренних газет значительно увеличило не только доступность, но и именно быстроту распространения информации. О новостях все желающие стали узнавать утром следующего дня. Появление утренних газет изменило темп жизни горожан. Изобретение и активное внедрение в нашу жизнь телевидения и радио быстроту распространения информации умножило в десятки раз. Появление Интернета еще более увеличило распространенность информации, которую в ряде случаев стало возможно получать в режиме реального времени.
- развитие средств связи. Помните, что совсем недавно люди писали друг другу письма. Чтобы написать и отправить в XIX веке письмо, нужен был определенный достаток (для покупки перьев, бумаги, чернил, конверта, почтовых принадлежностей и т. д.). Кроме того, требовалось образование и время. В ХХ веке человечество стало значительно грамотнее, написать и отправить письмо не составляло труда, но процесс написания все равно занимал много времени. Правда, время стала экономить телефонная связь. В настоящее время изобретено несколько способов связи, позволяющих в любой момент, без ощутимых затрат, независимо от образования, средств и других причин связываться с любым человеком в любой точке планеты. Средства связи опять же определяют как доступность, так и быстроту распространения информации.
- развитие средств перемещения. Указанный тезис также не нуждается в каких-либо доказательствах. Сейчас человек относительно легко может добраться практически до любой обитаемой точки земного шара. Разумеется, это не идет ни в какое сравнение с тем, что еще век назад к путешествию, например, в Крым или из Петербурга в Москву готовились год, а затем полмесяца ехали.
Благодаря совокупности указанных причин произошла значительная экономия времени. Это время люди стали тратить на себя (свою работу, заботы, удовлетворение интересов или развлечения). То есть люди стали реально больше успевать, получать с меньшими затратами больше информации, значительно расширили географию своих перемещений. Отсюда можно сделать вывод, что сокращение временных затрат в сочетании с увеличением информированности являются одними
из главных показателей увеличения темпа жизни. Эти показатели позволяют человеку в течение жизни гораздо больше успевать: увидеть, услышать познать, оценить и т.д.
Еще одним показателем, разумеется, является значительное увеличение образованности человека. Объем знаний любого (как высокообразованного, так и необразованного) человека стал заметно больше, чем у предыдущих поколений. Образование и образованность заметно влияют на кругозор современного человека и широту его интересов.
Образование и образованность определяют психическое отношение человека к происходящему, формируют его стремление к прогрессу и развитию. В философии прогресс в самом общем смысле обычно понимается как развитие от низшего к высшему (от латинского ргодгеББиБ -движение вперед, успех). Такое понимание прогресса достаточно давно получило распространение и в толковых словарях. Например, В.И. Даль, прогресс определял как умственное и нравственное движение вперед [1, стр. 478]. В современных словарях под прогрессом понимается переход на более высокую ступень в развитии, движение вперед, изменение к лучшему, улучшение [8, стр. 281].
То, на что обратили внимание мы, нередко связывают с техническим прогрессом, объективно наблюдавшимся в ХХ и XXI веках. Такие рассуждения не лишены смысла, но на наш взгляд несколько поверхностны. Появившиеся технические возможности быстрого получения и передачи информации в основном служат для удовлетворения человеком жизненных потребностей, относящихся к его внутреннему миру. Посмотрите, сколько людей с помощью Интернета слушают музыку, читают книги, смотрят фильмы, объясняются в любви, получают именно духовные, а вовсе не технические знания. Иной вопрос, конечно, в качественной составляющей музыки, фильмов, книг и даже чувств. Но все равно, давайте признаем, что еще каких-нибудь сорок лет назад молодой человек не смог бы физически просмотреть столько фильмов и прослушать столько музыки, сколько сможет и реально слушает с помощью, например, Интернета. Количество, разумеется, перерастет в качество, вкусы изменятся, а возможность получать дополнительные крупицы культуры и искусства останутся.
Таким образом, в общем виде темп жизни определяется изменением временных затрат человека в жизненных процессах в сочетании с изменением информированности человека, его образованности и психическим отношением к происходящему.
Убыстрение темпа жизни как новая философская проблема
Темп жизни относится, конечно же, к философским понятиям. Ни одна наука не сможет более точно и полно охарактеризовать его, максимально наполнить названное понятие содержанием.
Разумеется, темп жизни неразрывно связан с таким понятием как время. Наверное, с нами согласятся и в том, что время является не только физической величиной, но и философским понятием. Причем как философская и физическая величина время недостаточно изучено. Оно гораздо глубже известных физических формул по определению времени через скорость, расстояние и т.п. Можно ли говорить о времени как о некоторой константе? Может ли оно начать двигаться медленнее или быстрее, причем не только по нашим возрастным ощущениям? Или когда мы говорим, что время стало идти быстрее, «начало лететь» и т.д. - мы имеем в виду только изменившийся темп нашей жизни?
Человек, как известно, не может управлять временем. Но может ли он управлять своим темпом жизни? Думается, очень частично. Человек, как социальное существо непроизвольно воспринимает окружающие его события и факторы, изменяющие темп жизни. Он не может быть вне них. Если, банально, оплату необходимых в жизни услуг и бытовых вопросов принимают через Интернет, то человек рано или поздно научится с ним работать. И поймет, что с помощью Интернета удобнее, быстрее, менее затратно по времени, а высвободившееся таким образом время можно потратить на другие дела. И другие дела опять же «подскажет» Интернет, а человек непроизвольно воспримет находящуюся там информацию, будет находиться в информационном круговороте и станет получать всевозможные сведения о событиях в мире и обществе.
Событий из различных сфер бытия, с которыми через Интернет и средства массовой непроизвольно будет ознакомлен человек, станет много. И многие из них (будь то войны, катастрофы, заболевания или, напротив, открытия, новые музыкальные произведения, книги, фильмы и т.д.) обязательно и ежедневно будут оцениваться человеком.
Мобильные средства связи и Интернет сейчас активно используют даже люди, стремящиеся к уединению, в том числе монахи. Они по электронным средствам связи общаются между собой, делятся наблюдениями и также невольно вовлечены в калейдоскоп событий.
Но это касается человека как индивидуума. А ведь у него есть семья, друзья, потребность в образовании и работе и пр. Достаточно сказать, что
во многих учреждениях и организациях мира в том числе России уже введен только электронный документооборот, без бумажных документов. И потребность в легком получении широкого круга информации соответствует пожеланиям человека.
Надо признать, что человек - информационное существо и стремление к новой информации, новым знаниям есть свойства его психической деятельности. Данный тезис мы неоднократно обосновывали в наших работах [2; 3; 4; 5; 6; 7].
И весь указанный поток информации обязательно влияет как на сознание человека, так и на темп его жизнедеятельности. Поэтому человек, являясь социальным существом, членом общества и гражданином государства, конечно, не в полной мере может управлять темпом своей жизни. При этом обществом создано немало профессий, при которых темп жизни от человека вообще мало зависит. К таким профессиям, например, относятся военнослужащие, врачи, журналисты-информа-ционщики.
В этой связи интересен вопрос: а как влияет и влияет ли на темп человеческой жизни право? Приведенные выше примеры убедительно показывают, что правовые нормы могут оказывать значительное влияние на темп жизни. Так, правовой статус военнослужащего во многом определяет темп его жизни. Или врачи дают клятву Гиппократа об обязательном оказании помощи больным, а нарушение этой клятвы влечет уголовную ответственность. Рабочий день работника уголовного розыска ненормирован потому, что он зависит от внезапности и частоты совершения преступлений - а выезжать на место совершения преступления он обязан.
Право может регулировать темп жизни и в совершенно безобидных случаях. Так, в России и ряде других стран допускается получения среднего и высшего образования экстерном, то есть быстрее, чем бы это произошло в обычном процессе получения образования. Иногда в профессиях допускается в виде исключения сокращенные курсы. И здесь можно усмотреть зависимость темпа жизни от права.
Вместе с тем, данные примеры могут свидетельствовать и об обратном. Именно высокий (убыстренный) темп человеческой жизни заставляет принимать правовые нормы по его дальнейшему ускорению, в частности по более быстрому получению образования,специальности.
Поэтому темп человеческой жизни и право можно признать в определенной степени взаимозависимыми.
Здесь важно отметить, что к XXI веку темп жизни изменился, разумеется, не только у законопослушных людей, но и у преступников. Средства связи стали позволять быстрее планировать преступления, расширить границы преступной деятельности, рынки сбыта нажитого преступным путем имущества и т. д. Это опять же побуждает издание правовых, в том числе международно-правовых актов в сфере борьбы с преступностью, защиты от терроризма и др.
Эти размышления заставляют задуматься над тем, что наблюдаемое убыстрение темпа человеческой жизни в определенной степени убыстряет и развитие государств. Государство вынуждено реагировать на такие убыстрения не только правовыми нормами, что уже было сказано. Убыстрение темпа заставляет государство увеличить затраты на образование, медицину, транспортные услуги,
средства связи и пр. То есть, темп жизни в определенной степени определяет темп развития государства. В свою очередь, и темп развития государства также в достаточной степени определяет быстроту темпа жизни его граждан. Иными словами, опять взаимоувязанность и взаимозависимость.
И здесь мы подходим к важному философскому вопросу: что дает человеку убыстрение темпа жизни? Каковы плюсы и минусы этого процесса? Наконец, полезно или вредно увеличение темпа жизни для здоровья, в том числе для психического?
Указанные вопросы требуют глубокой философской и всесторонней научной проработки. Предложенной статьей мы приглашаем специалистов к дискуссии по поднятым проблемам, и нам думается, что такая дискуссия будет очень любопытной и познавательной для философии и других наук.
Рецензент: Рыбаков Олег Юрьевич, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, г. Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. М., 2007.
2. Захарцев С.И. Некоторые проблемы теории и философии права / Под редакцией В.П. Сальникова. М., 2014.
3. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия. Философия права. Юридическая наука. М., 2015.
4. Захарцев С.И. Глобальные проблемы человечества и гипотеза катаклизмов и круговорота жизни на Земле // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 4-5. С. 9-23.
5. Захарцев С.И. Право и истина // Мир политики и социологии. 2012. № 9. С. 146-152.
6. Захарцев С.И., Сальников В.П. О гипотезе катаклизмов и круговорота жизни на Земле в контексте глобальных угроз человечеству // Мир политики и социологии. 2016. № 5. С. 174-183.
7. Захарцев С. И., Сальников В. П. Информационное пространство как новая глобальная угроза человечеству и его правам: философский и правовой подходы // Правовое поле современной экономики. 2015. № 8. С. 11-19.
8. Толковый словарь русского языка / А.Е. Баханьков, И.М. Гайдукевич, П.П. Шуба. Мн. 2000.