Научная статья на тему 'Уборка территорий мегаполиса в районах старой жилой застройки на основе применения новой отечественной техники'

Уборка территорий мегаполиса в районах старой жилой застройки на основе применения новой отечественной техники Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
225
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уборка территорий мегаполиса в районах старой жилой застройки на основе применения новой отечественной техники»

© И.М. Двоскин, В.В. Марьин,

В.В. Рисник, В.Н. Писаренко,

В.Б. Тимофеев, 2002

УДК

И.М. Двоскин, В.В. Марьин, В.В. Рисник,

В.Н. Писаренко, В.Б. Тимофеев

УБОРКА ТЕРРИТОРИЙ МЕГАПОЛИСА В РАЙОНАХ СТАРОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

О

дной из важнейших задач жизнеобеспечения мегаполиса является содержание в соответствии с санитарными нормами его территорий: улиц, площадей, тротуаров, дворов и др., включающее комплекс постоянных работ (процессов): - благоустройство и озеленение городских территорий; -очистка и уборка городских территорий от загрязнений (в том числе и от снега) и отходов; - удаление загрязнений и отходов.

Из указанного комплекса работы по очистке и уборке городских территорий имеют большое значение как для улучшения экологической обстановки летом, так и для нормальной работы городского транспорта и движения пешеходов зимой.

В летнее время на поверхности городских территорий образуются загрязнения, количество, состав и сани-тарно-гигиеничес-кая характеристика которых зависит в основном от состояния окружающей среды, прилегающих территорий и т.д. [1]. Различают загрязнения: выпадающие из атмосферы; приносимые ливневыми и талыми водами с прилегающих неблагоустроенных территорий и возникающие в результате движения автомобильного транспорта и пешеходов.

Эти загрязнения под действием ветра и движущегося транспорта поднимаются в воздух вместе с микроорганизмами, образуя систему бактериальных аэрозолей; загрязняют почву, смываются дождевыми водами в водоемы.

Загрязнения с поверхности городских территорий - смёт - убираются в основном подметанием (механизированное или вручную) или смываются водой в канализацию (мойка) с такой

периодичностью, чтобы их количество на территории не превышало допустимой нормы (до 50 г/м2 в зависимости от благоустройства жилых районов [5]).

В зимнее время уборка городских территорий заключается в своевременной очистке территорий от выпавшего снега до его уплотнения транспортом и пешеходами и появления снежно-ледяных образований. Для этого производят обработку проезжей части дорог противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза и удаление снега (вывоз). Тротуары, дворовые территории и проезды очищают от снега до асфальта; при возникновении наледи производится обработка мелким щебнем фракции [2,

4].

Для эффективного выполнения работ по очистке и уборке городских территорий необходимы такие средства механизации (машины и оборудование), которые наиболее полно были бы приспособлены к условиям конкретных городских территорий. К таковым относятся планировка дорожной сети и городской застройки, состояние дорожного покрытия и инженерной инфраструктуры дорог; параметры дорожного движения; климатические условия и т.п. [3].

Если новые районы Москвы спроектированы так, что там широко может применяться существующая (иностранная и отечественная) техника, то центральная часть города представляет собой старую, стесненную городскую застройку - большей частью узкие и высокие (более 200 мм) тротуары и ограниченные дворовые территории. Стесненность застройки усугубляется интенсивным с пиковыми моментами, движением пешеходов и

транспорта, стоянками транспорта на тротуарах, проезжей части и во дворах. При очистке и уборке таких территорий преобладает ручной труд, так как отсутствуют эффективные малогабаритные средства механизации, что неудовлетворительно сказывается на санитарном состоянии территорий центральной части города, особенно в зимний период. В то же время расположенные в центральной части Москвы общественные, правительственные и т.п. здания предопределяют высокие требования к санитарному состоянию территорий [5].

Власти Москвы проделали большую работу по организации санитарной уборки городских территорий и обеспечению коммунальных служб необходимой техникой и кадрами. В настоящее время в городе очисткой и уборкой территорий занимается ряд государственных организаций и коммерческих фирм, укомплектованных большей частью иностранной, ввиду отсутствия отечественной, уборочной техникой, в том числе и тротуароуборочными машинами (ТУМ) фирм «Böschung», «Bucher», «Multicar» и др.

Опыт эксплуатации последних показал, что машины при выполнении достаточно жестких правил эксплуатации очень надежны, качество уборки высокое. Однако и цена этих машин высокая (от 300 тыс. долл. и выше за экземпляр), также высоки затраты на их эксплуатацию, особенно на запасные части. Тротуароуборочные машины иностранных фирм не в полной мере отвечают московским условиям уборки: имеют маневренность и проходимость, недостаточные для тесных дворов и узких высоких тротуаров; невысокий уровень использования машин в течение года (для круглогодичной механизированной уборки) вследствие выполнения ими ограниченных функций. Себестоимость уборки иностранными тротуароуборочными машинами очень высокая, поэтому они применяются при уборке преимущественно внекатего-рийных объектов: территорий Московского Кремля, Красной площади с подходами и Александровского сада, парка Победы на Поклонной горе, территории МГУ на Воробьевых горах, территории зоопарка, улицы Старый Арбат, площадей перед железнодорожными вокзалами, Камергерского и Столешникова переулков.

Поэтому встала задача создания отечественной тротуароуборочной машины, максимально приспособленной к условиям старой застройки. В начале 90-х годов по инициативе Департамента инженерного обеспечения и АО «Московский комитет по науке и технологиям» несколько организаций разработали и изготовили по экспериментальному образцу тротуароуборочную машиуы своей конструкции. В конкурсе выиграла конструкция ОАО «Рекстром», которая была принята за базовую модель при выпуске опытнопромышленной партии машин ТУМ-1200 (ширина уборки 1200 мм) в количестве 50 единиц.

На основе анализа конструкций и опыта эксплуатации в Москве иностранных тротуароуборочных машин, испытаний экспериментального образца ТУМ-1200 и безэкспертной оценки их уровня качества по методике проф. Г.И. Солода [6] при выпуске опытно-промышленной партии в конструкцию ТУМ-1200 (а затем и для следующего типоразмера машины -ТУМ-1500) были заложены параметры, которые обеспечили ее высокий уровень качества (таблица).

Основные преимущества конструкции ТУМ-1200 заключаются в следующем.

1. Модульная конструкция: энергетический модуль, состоящий из кабины с силовой установкой и поста управления, на переднем и заднем торцах которого имеются унифицированные стыковочные устройства для навески технологического оборудования и для стыковки с грузовым модулем, и грузовой модуль для монтажа технологического оборудования, - позволяет быстро переналаживать машину, максимально приспосабливая ее для выполнения конкретных технологических операций при уборке и благоустройстве территорий;

• реверсивный пост управления обеспечивает возможность равноценного по удобству управления движения машины как вперед, так и назад;

• замена грузового модуля может позволить изменять даже колесную формулу (с зимним подметальноуборочным оборудованием - 4 х 4);

• переоснащение машины для работы с любым видом технологического оборудования занимает не более 1 ч, а для некоторых видов - не более 10 мин.

2. Большой угол складывания шарнира между энергетическим и грузовым модулем (±45°) обеспечивает сверхмалый радиус поворота - 2,9 м (с летним подметально-уборочным оборудованием - 2,5 м).

3. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает простое и бесступенчатое управление скоростью движения машины вне зависимости от скорости вращения щеток и других вращающихся рабочих органов технологического оборудования.

4. Гидроруль и сервосистема управления гидроприводом технологического оборудования обеспечивают водителю легкое и логичное управление рулем и рабочими органами.

5. Пост управления с регулированием угла наклона рулевой колонки и подрессоренное кресло водителя с регулировкой жесткости в зависимости от массы водителя создают последнему комфортные условия.

ТУМ-1200 может быть оснащена следующими видами навесного оборудования:

• плугом снежным (ширина полосы уборки - 1,2 м);

• щеткой зимней (макси-мальная высота убираемого слоя снега - 50 мм);

• щеткой летней с бункером, с лотковой щеткой и системой увлажнения (масса загружаемого смета - до 200 кг, высота разгрузки - 1,4 м, вместимость бункера мусоросборника -0,4 м3, емкость водяного бака - 200 л);

• поливомоечным оборудованием (ширина поливаемой полосы - не менее 1,5 м, давление воды при мойке

- до 50 атм., емкость бака для полива

- 1000 л, по отдельному заказу расширение зоны мойки до 2,5 м и ручная мойка из пистолета);

• фронтальным погрузчиком

(масса загружаемого грунта - 150 кг,

высота разгрузки - 2,3 м);

• фронтальным погрузчиком с челюстным ковшом;

• фронтальным погрузчиком с гидромолотом (для разрушения асфальтобетонных покрытий, фундаментов и стен);

• думпером (емкость бункера -1450 л, оснащен устройством самозагрузки);

• бульдозерным оборудованием (для сдвигания уплотненного снега и работ при благоустройстве);

• грейдерным оборудованием (для сдвигания уплотненного снега и работ при благоустройстве);

• вакуумным уборочным оборудованием (ширина полосы уборки -1,5 м, емкость бункера мусоросборника - 1,1 м3, высота разгрузки - 1,4 м);

• другим оборудованием для выполнения работ по ремонту, озеленению и благоустройству городских территорий.

Таким образом, на базе одного и того же шасси можно получить несколько (до 15-20) коммунальных машин различного функционального назначения: зимнюю подметально-

уборочную машину, летнюю подметально-уборочную машину, поливомоечную машину, фронтальный погрузчик, самосвал с бульдозером, грейдер, вакуумную уборочную машину, сне-гометатель, снегопогрузчик и др.

Уборка дворовых территорий и тротуаров не может осуществляться в отрыве от уборки других смежных с ними городских территорий, т.е. уборка, санитарная очистка и благоустройство внутриквартальных и внут-ридворовых территорий должна быть организована комплексно. В связи с этим потребовалось разработать технологию применения новой тротуароуборочной техники в комплекте с другой, «тяжелой» техникой для уборки конкретной городской территории, т.е. реализовать принцип «генерального подрядчика» по механизированной уборке, санитарной очистке и благоустройству конкретной территории.

Для проведения подобной работы ОАО «Рекстром» учредил дочернюю фирму «Мунитек» («Муниципальные технологии»), которая стала осуществлять комплексное санитарное содержание территорий, выделенных в Южном и Центральном административных округах Москвы. Опыт оказался удачным, был одобрен и поддержан правительством Москвы (Распоряжение премьера правительства Москвы Ю.М. Лужкова № 175-РП от 27.02.96 «О совершенствовании работ по организации уборки территорий города на основе применения новой техники»).

В соответствии с этим распоряжением фирма «Мунитек» в 1996 г. при

содействии и под руководством Департамента инженерного обеспечения начала общегородской эксперимент по внедрению комплексной технологии уборки, повышающей качество санитарного содержания городских территорий, на основе применения новой тротуароуборочной техники.

Эксперимент проводился на общей уборочной площади в 600 тыс. м2 (в ТУ «Якиманка» и МО «Даниловский») и показал, что:

• степень механизации уборки внутридворовых территорий в МО «Даниловский», на которых до эксперимента не применялась механизированная уборка ввиду отсутствия необходимой техники, составила более 85 %;

• комплекс работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству выделенных территорий выполнялся качественно (при существующих расценках на ручную уборку!), о чем свидетельствует положительная оценка заказчиков и административнотехнической инспекции;

• уборка и очистка территории, прилегающей к государственной Третьяковской галерее, производилась практически без применения соли, что позволило перейти к технологии бессолевой уборки.

Однако результаты эксперимента могли быть более успешными, если бы отдельные работы, которые в соответствии с утвержденной технологией уборки должны выполняться «тяжелой» техникой, не обеспечивались бы машинами ТУМ-1200. По этой причине снижалась производительность уборки, т.к. тротуароуборочные машины вынужденно применялись в условиях, для которых они не предназначены, что приводило к частым их отказам; а качество уборки из-за разрыва технологических операций обеспечивалось дополнительным объемом ручных работ.

Проведенный эксперимент позволил разработать и обосновать:

• проект нормативов на выполнение работ по комплексной уборке и благоустройству городских территорий механизированным способом;

• методические материалы расчета оптимальных вариантов производства работ по комплексной уборке и благоустройству территорий механизированным способом с применением ТУМ-1200;

• технологию практически бессолевой уборки городских территорий с достижением экономической эффективности по комплексному показателю затрат (на уборку, благоустройство, озеленение, неразрывность убираемых территорий и др.);

• технологии по внесезонному использованию ТУМ-1200 за счет оснащения их 15 видами навесного оборудования, в том числе для выполнения работ по благоустройству, озеленению, ремонту дорожных покрытий и др.

Таким образом, в результате эксперимента машины ТУМ-1200 были доведены конструктивно, функционально и технически до требуемого уровня надежности работы; а также был разработан и успешно испытан комплекс нормативных, методических и технологических документов по их применению.

Использование нового поколения отечественной тротуароуборочной техники обеспечивает значительное повышение качества содержания территорий. При замене регламентного режима уборки на маршрутную технологию можно достичь более высокого качества уборки территорий, но это требует почти двукратного повышения действующих расценок на их выполнение. Так, бессолевая технология уборки внутриквартальных и внутридворовых территорий от снега

- «маршрутная» технология уборки -заключается в изменении регламента уборки. Сметание и сгребание снега во время его выпадения производится тротуароуборочными машинами ТУМ-1200 до того, как выпавший снег уплотнится с тем, чтобы его не посыпать солью (норма до 50 г/м2) для размягчения и удаления. В этом случае появляется возможность размещать убранный с тротуаров и внут-ридворовых территорий снег на газонах и не вывозить его, а также устраняется крайне негативное воздействие соли на зеленые насаждения и почвенный покров газонов, на обувь пешеходов, на долговечность транспортных средств и т.д. Предлагаемая технология применялась более 3 лет в районе Третьяковской галереи, где категорически по известным причинам запрещено применение соли при уборке. Наличие музеев и картинных галерей, природных заповедных лесопарков во многих городах предпола-

гает применение механизированной бессолевой уборки близлежащих к ним территорий.

Опыт применения подобных машин первой опытно-промыш-ленной партии был использован в 1998 г. при выпуске второй опытно-

промышленной партии. Конструкторская документация на ТУМ-1200 была существенно переработана. Цель переработки - устранение недостатков, выявленных по результатам эксплуатации машин первой опытнопромышленной партии, и снижение эксплуатационных затрат и стоимости машин при их изготовлении за счет замены покупных изделий, приобретаемых ранее по импорту, на отечественную комплектацию. В результате были заменены импортные комплектующие 66 наименований.

ОАО «Рекстром» обеспечил достаточно эффективный авторский надзор за эксплуатацией машин второй опытно-промыш-ленной партии на базе отечественных комплектующих и гарантийное их обслуживание.

Отзывы городских организаций по результатам эксплуатации ТУМ-1200 этой партии, а также результаты анализа отказов машин в работе и их устранения, позволили сделать следующие выводы:

• машины ТУМ-1200 своему функциональному назначению соответствуют, качество выполнения ими работ удовлетворительное, машины отличаются высокой маневренностью в работе;

• отказы машин в период эксплуатации вызваны в основном низким качеством отдельных отечественных комплектующих.

Предложения городских организаций по повышению технического уровня машин ТУМ-1200, использующих их для санитарной уборки, сводятся к следующему: повысить мощность двигателя; предусмотреть размещение в кабине машины 2 человек; создать в кабине требуемые условия работы водителя при высокой температуре окружающей среды; расширить технологические возможности машины за счет реализации в ее конструкции дополнительных функций: пылесоса, мойки бордюрного камня и защитных ограждений, снегоочистителя роторного типа и др.

1. Никогосов Х.Н. Экологические аспекты летней уборки городских территорий. Чистый город, № 2, 1998. - С. 41- 46.

2. Санитарная очистка и уборка населенных мест: Справочник / Под ред. А.Н. Мирного. - М.: Академия коммунального хозяйства, 1997. - 314 с.

3. Содержание городских улиц и дорог: Справочник / З.И. Александровская, Б.М. Долганин, Е.Ф. Зайкина и Я.В. Медведев. - М.: Стройиздат, 1989. - 208 с.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Карабан Г.Л., Лифшиц Б.А., Ратинов В.Б. Комплексная технология снегоочистки городских дорог. - М.: Стройиздат, 1990. - 156 с.

5. Постановление правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018 «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве».

6. Солод Г.И. Основы квалиметрии. Учебное пособие для слушателей спецфака. - М.: Изд-во Моск. горн. ин-та,1991. - 84 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Двоскин И.М., Марьин В.В., Рисник В.В., Писаренко В.Н., Тимофеев В.Б. - НПП ОАО «Рекстром», г. Москва.

© В.В. Марьин, В.В. Рисник,

В.Н. Писаренко, В.Б. Тимофеев,

В.П. Шишов, 2002

УДК

В.В. Марьин, В.В. Рисник, В.Н. Писаренко,

В.Б. Тимофеев, В.П. Шишов

О ПРОБЛЕМЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МЕГАПОЛИСОВ И ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ

дним из основных факторов повышения уровня жизни населения является улучшение условий его обитания. Для этого, кроме комфортного жилья, требуется формировать и поддерживать окружающую среду на необходимом уровне, что наиболее актуально для городов, особенно крупных -мегаполисов.

Проблема формирования и поддержания окружающей среды на необходимом уровне решается службами санитарного содержания городских территорий (внут-риквартальных и дворовых территорий, тротуаров, проезжей части дорог, остановок общественного транспорта, мостов, туннелей и прочих инженерных сооружений, дорожек в парках и скверах и т.п.).

В общем случае, санитарное содержание городских территорий представляет собой комплекс работ,

включающий процессы: благоустройства территорий (озеленение, благоустройство дворовых территорий и ремонт дорожных покрытий); санитарной уборки территорий; санитарной очистки территорий от загрязнений и отходов (далее - отходов).

Эффективность санитарного содержания городских территорий и как следствие качество окружающей среды во многом определяются уровнем экономики (для обеспечения необходимого объема финансирования работ) и социальной организации общества (законодательно-правовой базы, общественного мнения, законопослушности и сознательности отдельных граждан).

Работы по благоустройству и санитарной уборке территорий достаточно успешно выполняются городскими коммунальными службами: разработана технология для

различных климатических условий, накоплен большой опыт, создана отечественная уборочная техника, в том числе универсальная тротуароуборочная машина ТУМ-1200 фирмы ОАО «Рекстром», закуплена недостающая иностранная техника и т.д. Проблему же санитарной очистки территорий от отходов еще предстоит решить.

Санитарная очистка территорий мегаполиса от отходов включает их сбор (накопление) при санитарной уборке и последующее удаление: транспортирование на захоронение, уничтожение или переработку.

Состояние вопроса санитарной очистки региона от бытовых и части промышленных отходов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский регион (Москва и область; площадь - 47 тыс. км2, население 15-17 млн чел.) характеризуется высоким уровнем потребления, в структуре которого значительная часть приходится на импортные товары, что предопределяет высокую норму накопления бытовых отходов. В среднем на одного жителя региона образуется около 300500 кг отходов в год, а общая масса годового потока отходов составляет 5 - 6 млн т.

Отходы, образующиеся на предприятиях и организациях внебюд-

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.