Научная статья на тему 'УБЕЖДЕНИЕ - БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА "ВЕРА"'

УБЕЖДЕНИЕ - БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА "ВЕРА" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УБЕЖДЕНИЯ / ВЕРА / ВЕРОВАНИЯ / КОГНИТИВНЫЕ СХЕМЫ / КОНСТРУКТ / СМЫСЛЫ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давер Диана Игоревна, Пищик Влада Игоревна

В статье рассматривается проблема психологического содержания феномена «вера» и четыре уровня его формирования. На нейро-физиологическом уровне конструкта веры представлены первичные убеждения как ее когнитивный компонент. На психологическом уровне вера рассматривается как совокупность убеждений о себе, мире, людях и поведенческие стратегии, обусловленные теми или иными верованиями. На социальном уровне вера рассматривается как социальные аксиомы - сформированные убеждения с высокой степенью обобщения о себе, мире и отвечающие за способность сотрудничества, и выстраивание отношений. На самом верхнем духовном уровне вера рассмотрена через призму смыслообразования и смысложизненных ориентиров. Основной акцент в статье делается на убеждениях. У беждения представлены в виде базового компонента, определяющего субъективную картину мира, отношение индивида к себе и моделирование будущего. В статье освещаются основные подходы к рассмотрению убеждений: нейропсихологический, при котором убеждения представляются результатом работы мозга наравне с восприятием; продуктом мыслительной деятельности; результатом свободного выбора человека. В первом случае убеждения не осознаваемы, возникают непрерывно и возможность коррекции определена их «возрастом». Во втором случае убеждения являются результатом сознательного выбора, мыслительной деятельности и участвуют в формировании смысла. В статье освещен прикладной аспект работы с убеждениями и представлены данные о влиянии убеждений на картину мира и самооценку. Особое значение работа с убеждениями приобретает в случае психопатологии и аддиктивного поведения. В работе приведены примеры формирования компенсаторных стратегий, основанных на дисфункциональных убеждениях, их значение для жизни человека. В статье кратко рассмотрены проблемы, возникающие при работе с убеждениями, такие как сопротивление и дистресс. Нами была предпринята попытка объединить четыре уровня веры (базовый нейропсихологический, психологический, социальный и духовный) в один конструкт и рассмотреть базовый компонент веры-убеждения - на каждом уровне этого конструкта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELIEF IS A BASIC COMPONENT OF THE PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT "FAITH"

The article describes beliefs as a cognitive component of the complex psychological construct "faith". Faith has not previously been studied multilaterally as a multicomponent of a psychological construct since the concept of "faith" had been considered in philosophical or theological field. Previous attempts to study faith in psychological science have been partial and inconsistent. Beliefs are presented as a basic component that determines the subjective world view, the attitude of the individual towards themselves and the modeling of the future. The article presents a brief overview of the definitions of the "belief" concept by domestic and foreign authors, differentiates the definitions of beliefs from hope, memories, attitudes. The paper provides examples of classifications of beliefs by "age", functionality and method of formation. The article highlights two main approaches to considering beliefs: neuropsychological, in which beliefs are presented as the result of brain function along with perception, as well as a product of mental activity, which puts beliefs in line with values and meanings. In the first case, beliefs are not conscious, they come into existence continuously and the possibility of correction is determined by their "age". In the second case, beliefs are the result of a conscious choice, mental activity and participate in the formation of meaning. The article highlights the practical aspect of working with beliefs and presents data on the influence of beliefs on the world view and self-perception. The paper gives examples of the formation of compensatory strategies based on dysfunctional beliefs, their significance for individuals. Work with beliefs is of particular importance in the case of psychopathology and addictive behavior. The article briefly discusses the problems that arise when working with beliefs, such as resistance and distress. In the article we made an attempt to emphasize the importance of modification of beliefs to strengthen faith in the positive resourceful side of the personality to harmonize the personality and compensate for psychological problems.

Текст научной работы на тему «УБЕЖДЕНИЕ - БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА "ВЕРА"»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/06PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Давер, Д. И. Убеждение — базовый компонент психологического конструкта «Вера» / Д. И. Давер, В. И. Пищик // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN622.pdf

For citation:

Diana D.I., Pishchik V.I. Belief is a basic component of the psychological construct "Faith". World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 06PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-00520 «Трансформация конспиративистской ментальности молодежи поколения Y и Z»

Давер Диана Игоревна1

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия Соискатель степени кандидата психологических наук кафедры «Общей психологии»

E-mail: dianadaver@gmail.com

Пищик Влада Игоревна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия Профессор кафедры «Психологии образования и организационной психологии»

Доктор психологических наук E-mail: vladaph@yandex.ru

Убеждение — базовый компонент психологического конструкта «Вера»

Аннотация. В статье рассматривается проблема психологического содержания феномена «вера» и четыре уровня его формирования. На нейро-физиологическом уровне конструкта веры представлены первичные убеждения как ее когнитивный компонент. На психологическом уровне вера рассматривается как совокупность убеждений о себе, мире, людях и поведенческие стратегии, обусловленные теми или иными верованиями. На социальном уровне вера рассматривается как социальные аксиомы — сформированные убеждения с высокой степенью обобщения о себе, мире и отвечающие за способность сотрудничества, и выстраивание отношений. На самом верхнем духовном уровне вера рассмотрена через призму смыслообразования и смысложизненных ориентиров. Основной акцент в статье делается на убеждениях. Убеждения представлены в виде базового компонента, определяющего субъективную картину мира, отношение индивида к себе и моделирование будущего. В статье освещаются основные подходы к рассмотрению убеждений: нейропсихологический, при котором убеждения представляются результатом работы мозга наравне с восприятием; продуктом мыслительной деятельности; результатом свободного выбора человека. В первом случае убеждения не осознаваемы, возникают непрерывно и возможность коррекции определена их «возрастом». Во втором случае убеждения являются результатом сознательного выбора, мыслительной деятельности и участвуют в формировании смысла. В статье освещен прикладной аспект работы с убеждениями и представлены данные о влиянии убеждений на картину мира и самооценку. Особое значение работа с убеждениями

1 http://dianadaver. com/.

приобретает в случае психопатологии и аддиктивного поведения. В работе приведены примеры формирования компенсаторных стратегий, основанных на дисфункциональных убеждениях, их значение для жизни человека. В статье кратко рассмотрены проблемы, возникающие при работе с убеждениями, такие как сопротивление и дистресс. Нами была предпринята попытка объединить четыре уровня веры (базовый нейропсихологический, психологический, социальный и духовный) в один конструкт и рассмотреть базовый компонент веры-убеждения — на каждом уровне этого конструкта.

Ключевые слова: убеждения; вера; верования; когнитивные схемы; конструкт; смыслы; когнитивно-поведенческая терапия

В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с переизбытком информации, стрессом, неопределённостью. Цифровизация общества в последние десятилетия привела к информационным перегрузкам, к повышению уровня стресса с одной стороны и к потере жизненных ориентиров с другой. Отсутствие общей идеи и разрозненность делает сложным формирование мотивов, постановку целей, лишает опоры. Немалое количество населения полагается на недоказуемые верования, как, например, последние события с вакцинацией населения в период пандемии2. Вера сложный объект для теоретического осмысления. В такой ситуации изучение веры как смыслообразующего конструкта представляется актуальной, а модификация убеждений как части веры становится практической задачей для консультативной и психотерапевтической деятельности.

Вера, как один из фундаментальных смыслообразующих психологических конструктов в недостаточной мере разработана в современной научной литературе [1-4] Сложность изучения веры обусловлена рядом проблем.

В вере можно различать рациональные и иррациональные составляющие (Э. Фромм, 20093; Пищик В.И., Лобачева А.О., 2022). Отсюда выявляется первая проблема в изучении феномена веры, которая заключается в том, что на протяжении многих лет вера рассматривалась исключительно в теологическом разрезе и противопоставлялась рациональному, следовательно, не подлежала научному изучению, в то время как отдельные составляющие конструкта — убеждения, смыслы, надежда, когнитивные схемы, глубинные установки, формирующие конструкт веры, активно исследовались с конца XX века. В современной психологической науке в последние десятилетия составляющие конструкта веры активно рассматриваются при изучении когнитивно-поведенческих аспектов личности [5-15]. Вторая проблема заключалась в полифоничности дефиниций веры, которые в основном представлены в рамках философских и религиозных взглядов либо определяют веру редуцированно, либо слишком расширенно. Вера рассматривается как универсалия культуры (культурный аспект), убеждение (когнитивный аспект), отношение (социальный аспект), оценка истинности/ложности, переживание (эмоционально-чувственный аспект), основа деятельности, мотивация (поведенческий аспект), ценность (аксиологический аспект) др.

2 Coelho, P., Foster, K., Nedri, M., Marques, M.D. Increased belief in vaccination conspiracy theories predicts increases in vaccination hesitancy and powerlessness: Results from a longitudinal study, Social Science & Medicine, Vol. 315, 2022, 115522, https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2022.115522.

3 Фромм Э. Человек для самого себя. М., 2009. Страница 2 из 12

Актуальность проблемы

Степень разработанности проблемы

06PSMN622

Полагается, что вера представляет собой достоверную, недоказуемую убежденность, как инструмент постижения души [6]. Понятие вера прошло длинный путь эволюции: появившись в колыбели религии, вера противопоставлялась всему научному и разумному, трансформировавшись в широкое философское понятие, вера предстала перед нами как проводник в трансцендентное бытие [5], как смысл жизни [17]. В психологической науке вера рассматривалась то совсем узко, как способность верить в непроявленное, то широко как верхний уровень системы смыслов [2].

Следующая проблема — это сложность изучения веры эмпирически. Многие психологи считают, что она поддается только осмыслению и то не до конца, или измеряется опосредованно [18; 19]. Однако мы знаем методики изучения смыслов, ценностей, убеждений, и оценивая каждый аспект веры, можно найти связь между разными компонентами этого конструкта, и таким образом измерить данный феномен в целом. Обращаясь к респонденту, не всегда можно определить, что мы изучаем, верования или убеждения. Между ними тонкая грань. Мы можем изучать их исключительно опосредованно.

Мы предполагаем, что рассматривать веру следует как сложный многокомпонентный психологический конструкт, учитывая все аспекты (нейро-физиологический, психологический, социальный, духовный), именно такой подход представляет для нас наибольшую научную ценность и позволяет изучить все аспекты веры в парадигме современного психологического знания.

Как же формируется вера? Почему один человек верит в доброе и светлое, а другой в то, что мир опасен? Один человек открыт новому и верит в свои силы, а другой — нет? Мы предлагаем рассмотреть веру на четырёх уровнях: нейро-физиологическом, психологическом, социальном и духовном. Говоря о нейро-физиологическом уровне, мы имеем ввиду нейронные процессы, в результате которых, наравне с восприятием, ежесекундно оценивается действительность и формируется отношение к окружающим объектам в виде убеждений [20] или предположений [21], мы для удобства будем использовать термин «первичные убеждения». Постоянное формирование первичных убеждений является результатом переработки информации мозгом. Такие первичные убеждения не осознаются, находятся на бессознательном уровне [22]. В дальнейшем, после верификации, убеждения занимают определённое место в нашем сознании, трансформируются из первичных убеждений в собственно убеждения и ложатся в основу верований. Нейропсихологического подхода в понимании природы убеждений придерживаются Сакс и Хирш, говоря о восприятие случайности как реальности. Сакс и Хирш делают вывод, что люди в большинстве своем склонны воспринимать любую информацию как истинную, формируя к ней положительное отношение, при этом могут находить опровержение исходной информации [23]. Убеждения как результат когнитивной функции рассматривают и другие психологи [3]. Э.К. Грэйлинг утверждает, что убеждения продолжают формироваться на протяжение всей жизни, их формирование происходит непрерывно, здесь несомненно имеются предположения или первичные убеждения. Сформировав первичное убеждение, человек ищет ему подтверждение или опровержение. Наш мозг, как поисковая машина, ищет информацию для подкрепления своих убеждений.

Первичные убеждения подвергаются проверке на истинность, и, если соответствие действительности подтверждается, получают силу ориентиров, собственно убеждений или по мнению Коннорс и Халиган становятся линзой, через которую человек видит мир.

Формирование веры

Когнитивные и нейро-психологи также признают убеждения не только продуктом работы мозга (имеются ввиду первичные убеждения), но и самостоятельным когнитивным процессом наряду с мышлением, очевидно, что здесь речь идет о собственно убеждениях [24]. Для того, чтобы осмыслить, сравнить, сверить с реальностью сформировавшееся убеждение, необходимы анализ и синтез — мышление. Однако убеждения в отличие от других когнитивных функций включают в себя много информации из других источников [25], ведь собственно убеждения формируются с учетом уже имеющихся знаний и картины мира, таким образом, формирование убеждения процесс индивидуальный, и убеждение, возникшее у одного человека в отношение конкретного предмета, может быть оформлено иначе у другого. При формировании убеждения, точнее, при переходе первичного убеждения в собственно убеждение, большое значение имеют такие категории как «правда», «здравый смысл» и «знание» в сознании человека [25], так как они играют непосредственную роль в формировании новых убеждений. Это психологический уровень веры. Именно на этом уровне человек начинает верить в ту или иную истину, и эта вера определяет его отношение к себе, к миру. Психологический уровень веры представлен доверием/недоверием к миру, уверенностью/неуверенностью в себе, и обуславливает поведение индивида. На психологическом уровне мы можем назвать убеждения верованиями. Джудит С. Бек указывает на влияние индивидуальных особенностей личности при формировании компенсаторных стратегий, возникающих у личности при наличии того или иного.

Один человек, не имея веры в свои способности, выбирает путь избегания, а второй стратегию сверхкомпенсации и принимает на себя больше ответственности, чем другие. Компенсаторные стратегии избегания и сверхкомпенсации изображены в таблице 1.

Таблица 1

Сочетания убеждений и стратегий их принятия

Компенсаторная стратегия сверкомпенсации Пример глубинного убеждения Компенсаторная стратегия избегания

Демонстрация ярких эмоций (для привлечения внимания) Я не интересен другим людям Отказ от негативных эмоций

Стремление к совершенству Я беспомощен Намеренное представление себя некомпетентным или беспомощным

Принятие на себя чрезмерной ответственности Я никому не нужен Отказ от ответственности (безответственность)

Уход от близких отношений Я недостоин любви Стремление к неподходящим близким отношениям, постоянное нахождение в отношениях, даже разрушительных

Поиск признания Я не нравлюсь людям Избегание внимания посторонних

Провоцирование других людей Я слаб Уход от конфронтации

Желание полностью контролировать ситуацию Я бессилен Противодействие контролю со стороны окружающих

Инфантильное поведение Я беспомощный Авторитарное поведение

Желание угодить другим людям Я плохой Дистанцирование от окружающих или желание угодить лишь самому себе

Перфекционизм Я ни на что не способен Бездействие или низкие стандарты

Составлено автором

Иными словами, на нейро-физиологическом уровне в результате мозговой деятельности возникают предположения или первичные убеждения, которые люди склонны воспринимать как истинные, пока не опровергнут их. После того, как предположение оправдано реальностью (убеждение верифицировано), оно занимает место в сознании индивида с учётом его ранее сформированных верований, уже существующей картины мира, его психологических особенностей.

Здесь, на психологическом уровне убеждение трансформируется в верование (подкрепленное убеждение), приобретает тот или иной вес, значение и место в картине мира человека, начинает определять его поведение, начинают вырабатываться компенсаторные поведенческие стратегии [26]. Швицгебель определяет убеждение как принятие рассудком или убежденность в правдивости или реальности идеи [27]. Психологический уровень рассмотрения веры связан с оценкой и эмоциональными переживаниями человека. Отношение к миру и другим во многом определяются скрытыми верованиями, обусловленными вытесненными желаниями в бессознательную область. На сознательном уровне человек может верить, например, в справедливость. Но на бессознательном уровне скрывать тотальное неверие в справедливость, связанное с детской психологической травмой. Это противоречие может приводить к тому, что человек будет поступать избирательно, а именно требовать справедливого отношения к себе, но относиться несправедливо к окружающим. Такая ситуация, скорее всего, приведет к построению картины мира для такого человека, как «несправедливой». Картина мира, в свою очередь, будет способствовать формированию гнетущего, подавленного настроения, эмоционального фона. Определенная саморефлексия, осознание или консультативная работа с человеком может помочь ему увидеть противоречие, лежащее в основе его отношения к другим.

Третий уровень веры — социальный. Сюда мы включаем веру через призму взаимодействия с социумом. Человек встроен в определенные социальные отношения, имеет социальный статус, играет социальные роли. Порой социальные отношения определяют нашу веру, под влиянием социального давления в группе. Если на психологическом уровне веру определяют внутриличностные конфликты, то на социальном уровне они конструируются через идентификацию с другими, через формы социальной солидарности. Вера в успех, доверие миру, выстраивание отношений с другими, способность доверять другим связаны с социальным научением в группе. На социальном уровне сильная вера характеризуется такими поведенческими паттернами, как сотрудничество, открытость новому, установление и поддержание долгосрочных отношений.

На социальном уровне вера представлена устойчивыми обобщенными убеждениями, интегрированными в картину мира. М. Бонд и К. Леунг называют такие убеждения социальными аксиомами, обобщенными верованиями о себе, о мире, заключенные в форму утверждений [14]. На социальном уровне вера представлена не только убеждениями, но и аттитьюдами [25], надеждой (С.Р. Снайдер). Двойнин А. (2005) полагал, что веру нельзя отождествлять с убеждениями. Хотя именно устоявшиеся убеждения порой стимулируют ту или иную степень веры. Отношение к себе и другим или аттитьюды сложно разграничить с убеждениями, хотя именно убеждения ложатся в основу аттитюдов [21; 25]. С.Р. Снайдер в своем исследовании мышления, ориентированного на надежду (hope thinking), заключает, что ориентация на надежду включает как отношение к ситуации, так и черты характера, но надежда в его понимании — это больше, чем черты характера, это еще и определенное отношение к своим способностям, оценка себя, как человека способного к достижениям [26]. Иными словами, на этом уровне убеждения определяют не только то, как человек относится к происходящему, но и его веру в будущее.

Духовный уровень веры представляет наибольшую сложность для исследований. Это уровень, который сегодня мы можем оценивать через ценностно-смысловые основания, на котором предполагается рассматривать мотивацию, ценности, смыслы, взаимопроникающие и определяющие веру одновременно. Высший уровень смысловой вертикали по мнению Н.С. Братуся «все лучшее в человеке» по мнению С.И. Соловейчика. Такие понятия как вера в победу, верность своему призванию, верность долгу, Родине — все это примеры верхнего уровня проявления веры. Об этом уровне веры рассуждают Франкл и Ясперс. Деятельность человека, сложно организованная, включает веру [2] без веры в результат деятельность

невозможна. Другие психологи, не используя слово «вера» рассматривают отдельные компоненты этого конструкта. Значения, смыслы и убеждения формируют отношение человека к миру и к себе [16]. Человек становится личностью, только в процессе и результате формирования убеждений к миру в целом. Формирование у личности мотивов высшего порядка обуславливает личностную гармонию. Однако формирование веры — это не пассивный процесс. Как подчеркивает Н.С. Братусь выработка ориентиров требует усилия воли, активной мыслительной деятельности. Из этого мы можем заключить, что этот уровень формирования веры- уровень обдумывания и принятие решение- является сознательным.

Таким образом можно представить конструкт «вера» на четырех уровнях (рис. 1).

Рисунок 1. Сочетания убеждений и стратегий их принятия (составлено автором)

Представленный конструкт веры может являться основой в практической работе изменения базовых убеждений.

Практический аспект проблемы

Часто для изменения качества жизни клиента достаточно изменить то, во что он верит. Поскольку вера базируется на убеждениях, можно работать с последними с ними в психологических практиках. Работа с убеждениями ведется в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии.

После того как в начале 60-х годов А. Бек, опираясь на основы когнитивной психологии, разработал когнитивную терапию (на данный момент это синоним когнитивно-поведенческой терапии) для лечения депрессии, было проведено более 500 исследований, подтверждающих эффективность данной терапии для лечения психических расстройств (депрессия, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства личности и др. ) для

решения психологических проблем (проблемы в паре, стресс ухаживающего лица, гнев и враждебность и др.) и даже соматических заболеваний (мигрени, синдром раздраженного кишечника, гипертония, бессонница), она была модифицирована, дополнена, улучшена. Е.А. Соборникова, А.Н. Булатников, Л.М. Саченко, Е.С. Соболев, Е.М. Новиков в пособии по формированию саморегуляции у лиц с аддиктивными расстройствами указывают на то, что дефицитарность пациента с аддикциями проявляется на четырех уровнях — на биологическом, психологическом, социальном и духовном. Это сочетается с представленной нами поуровневой моделью веры. Дефицитарность на психологическом уровне связана с дисфункциональными убеждениями, которые поддаются изменениям в рамках когнитивно-поведенческой парадигмы.

Основа когнитивно-поведенческой терапии — это выявление и изменение глубинных убеждений [7], работа с системами убеждений [24], работа с иерархически и категориально организованными когнитивными структурами [28], когнитивными схемами [29], схемами [30], фактически и с верованиями. Модель ABC Альберта Элиса объясняет, как А — активирующее событие вызывает B — мысль (убеждение) и ведет к C — эмоциональному ответу на ситуацию. Иррациональные убеждения соответственно приводят к искажению действительности, дистрессу и психопатологии.

Глубинное убеждение — это сформированное в детстве, подкрепляемое на протяжение всей жизни отношение, определяющее всю картину мира человека. Иными словами, это первичное убеждение, которое было верифицировано, переведено в статус собственно убеждения (верования) и подкреплялось на протяжении жизни.

Джудит С. Бек [26] выделяет две основных категории дисфункциональных убеждений о себе и о мире, они присутствуют наравне с функциональными убеждениями и определяют отношение человека к себе, к миру, к другим людям.

К. Двэк, рассматривая 2 вида ментальности, утверждает, что люди с «фиксированной ментальностью» живут с убеждениями, которые сформировали однажды, не подвергают их пересмотру, и это определяет всю их жизнь. В то время как люди с установкой на личностный рост (growth mindset) способны к пересмотру убеждений о себе и своих способностях, и это дает им возможность для развития [31]. Действительно изменение того, во что мы верим, время от времени необходимо, мир меняется стремительно, требования, предъявляемые к нам, меняются, соответственно в вопросах веры нам тоже следует быть гибкими.

Существуют другие классификации убеждений (верований), по содержанию: фактические, семантические, автобиографические, политические, религиозные [32].

Рюдигер и Энджел предлагают классификацию из трех видов убеждений: эмпирические (возникающие в момент первого взаимодействия с предметом), концептуальные (сформированные в детстве и являющиеся основой картины мира) и убеждения отношений (к предметам, к себе) [12]. При этом эмпирические убеждений формируются и подтверждаются в течение жизни, легко поддаются изменениям, а концептуальные, сформированные в детстве под воздействием сказок, фольклора, родительских установок [33] сложнее поддаются коррекции. Концептуальные убеждения, как и глубинные убеждения в понимании Джудит С. Бек определяют, что мы думаем об окружающем мире и себе, но при этом не осознаются.

Для осознования убеждений Д.С. Бек и А. Бек предлагают методы работы с пациентом, основанные на постепенном переводе убеждений в область осознаваемого (методика «падающей стрелы», сократовский диалог, направляемое открытие). Изменение убеждений представляется сложным процессом не только ввиду неосознаваемости убеждений, но и их фундаментальности, смыслообразующей функции. Бек и Фримен, основываясь на клиническом

материале, демонстрируют, что изменение глубинных убеждений способно привести к повышению уровня тревожности и отказа от терапии.

И несмотря на утверждение о пластичности нейронных путей и способности к изменениям через новую информацию [31] процесс модификации глубинных убеждений представляет сложность для пациента и терапевта и может занять годы (Е.А. Соборникова4, и др.), это объясняется тем, что теряя основу своей картины мира — веру в ту или иную истину, — пациент испытывает сильный стресс и склонен отказаться о терапии, но сохранить веру в то, в то, что было для него реальным длительное время [34]. Фримэн и Бек приводят примеры из практики пациентов с расстройствами личности. Для параноидного расстройства личности важно, что они видят других виновными в неудачах в своей жизни, они верят в заговоры, злой умысел, их убеждения не позволяют им поверить, что их собственное поведение и мышление является причиной неприятных событий.

Поскольку когнитивные функции находятся во взаимодействии друг с другом, работа, направленная на одну из них, влияет на другую. Критическое мышление, как было доказано эмпирическим путем, влияет на когнитивную активизацию. Когнитивная активизация определяется как дополнение и расширение основных возможностей разума через улучшение или оспаривание, внутренней или внешней систем обработки информации, что способствует трансформации убеждений и облегчает их оспаривание.

Выводы

Мы показали в своем обобщении, что вера представляет собой сложное образование, включающее в себя как рациональные, так и иррациональные составляющие. Вера связана с глубинными основаниями смыслов, значений и ценностей человека. Вера сложный конструкт. Вера связана с убеждениями, которые выступают ее компонентом. Связь основывается на том, что наш мозг постоянно сравнивает прошлую информацию с вновь поступившей и преобразует ее- та, информация, которая получила подтверждение, становится базовым компонентом веры.

Убеждения являются одновременно когнитивным процессом, которые можно моделировать на нейро-физиологическом уровне, наравне с восприятием и результатом когнитивного процесса, когда, будучи консолидированными под влиянием индивидуальных особенностей восприятия и мышления, приобретают устойчивые характеристики и начинают выполнять роль предикатов поведения. Убеждения обеспечивают устойчивость субъективной картины мира на психологическом уровне, формирование которой связано с внутриличностными конфликтами. Социальный уровень веры определен социальными отношениями человека, обусловленной, степенью солидарности с группой. Группа влияет на выбор объекта веры, основные догматы. Социальное окружение определяет конструирование веры. Духовный уровень веры мы связываем с ценностями, смыслами, которые определяют жизнь человека.

Подверженность изменениям и респонсивность интервенциям определяется «возрастом» убеждений и индивидуальными особенностями личности. Одним из способов гармонизации личности является планомерная модификации убеждений в ходе когнитивно-поведенческой терапии. Интервенции по модификации убеждений у пациентов с психическими заболеваниями и психопатологией тяжело переносятся пациентами, могут приводить к отказу от лечения и дистрессу. Не всем клиентам показана когнитивно-поведенческой терапия.

4 Е.А. Соборникова, А.Н. Булатников, Л.М. Саченко, Е.С. Соболев, Е.М. Новиков. Формирование личностной саморегуляции у лиц с аддиктивными расстройствами Учебное пособие. Москва 2014 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чеснова Е.Н. Современное состояние исследований феномена веры: степень научной разработанности проблемы и особенности типологизаций и классификаций веры / Е.Н. Чеснова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2012. — № 4. — URL: https: // cyberl eninka.ru/articl e/ n/ sovremen noe-sostovanie-issledovaniv-fenomena-very-stepen-nauchnov-razrabotannosti-problemy-i-osobennosti-tipologizatsiy-i (дата обращения: 08.10.2022).

2. Братусь Б.С. Вера как общепсихологический феномен сознания человека / Б.С. Братусь, Н.В. Инина // Вестник Московского университета. — 2011. — № 1. C. 25-38.

3. Augenblick, N., Cunha, J.M., Dal Bo, E., Rao, J.M. The economics of faith: using an apocalyptic prophecy to elicit religious beliefs in the field, Journal of Public Economics, 2016, p. 38-49, https://doi.org/10.1016/jjpubeco.2016.07.004 (дата обращения: 01.08.2022).

4. Андреенкова А.В. Вера в справедливый мир в европейской культуре / А.В. Андреенкова // Социологические исследования. — 2022. — № 6. С. 23-35. https://www.isras.ru/index.php7page id=2624&in=socis&in=socis&iid=9162&ysclid =la0zsf909k726795403 (дата обращения: 01.10.2022).

5. Перцев А.В. Философская вера: К. Ясперс / А.В. Перцев, Е.В. Мельникова И.Д. Пивоваров // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2016. — № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-vera-k-yaspers-i-d-pivovarov (дата обращения: 01.09.2022).

6. Груданов И. прот. Роль убеждения и веры в познавательной деятельности/ И. Груданов прот. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. — 2016. — № 4(8). URL: https:// cyberleninka.ru/arti cl e/n/ rol -ubezhdeniya-i-very-v-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.10.2022).

7. Beck, A.T. Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. New York, NY: International Universities Press, 1976.

8. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. / У. Найссер — Москва, 1981.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже [пер. с фр.]. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.

10. Blass, R. Response to Michel Sanchez-Cardenas' letter. / The International Journal of Psychoanalysis, 2021. DOI: 102.1014-1015.1080/00207578.2021.1962115 (дата обращения: 07.09.2022).

11. Schnell, T. The Sources of Meaning and Meaning in Life Questionnaire (SoMe): Relations to demographics and well-being. The Journal of Positive Psychology, Vol. 4, no. 6, 2009, p. 483-499.

12. Seitz, R.J. Beliefs: A challenge in neuropsychological disorders / R.J. Seitz // Journal of Neuropsychology. — 2021. — DOI 10.1111/jnp.12249. — EDN TYECYZ. (дата обращения: 06.09.2022).

13. Hans-Ferdinand, A., Lluis O., Raymond, P., Anne, R. & Rüdiger, S. Processes of Believing: The Acquisition, Maintenance, and Change in Creditions. Springer International Publishing AG, 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-50924-2.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28.

Leung, K., Bond, M.H., de Carrasquel, S.R., Muñoz, C., Hernández, M., Murakami, F., Yamaguchi, S., Bierbrauer, G., Singelis, T.M. Social axioms: The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2002. № 33. p. 286-302. DOI: 10.1177/0022022102033003005.

Пищик В.И. Особенности религиозности и веры представителей «Информационного» и «Нового» поколений / В.И. Пищик, А.О. Лобачева // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13. № 1. С. 70-86. https://doi.org/10.17759/sps.2022130105 (дата обращения: 03.10.2022).

Леонтьева А.Н. Воля. / А.Н. Леонтьева // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14: Психология. — 1993. — № 2, 3-14 c.

Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер. с англ, и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. —М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Fei, D., Zhiwen, D. Cognitive Dissonance Model of Conditional Reasoning based on Truth-making. Qeios. CC BY. 2, 2022. DOI: https://doi.org/10.32388/0C37WZ (дата обращения: 03.09.2022).

Ужан С.М. Вера в необъяснимое среди студентов московской области/ С.М. Ужан, Е.А. Ярощук // Лучшая научно-исследовательская работа 2022 сборник статей XXXIV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022 Издательство: Наука и Просвещение. — С. 93-95.

Двойнин А. Психологическое исследование феномена веры // Развитие личности. 2005. № 2. С. 96-111. http://rl-online.ru/articles/2-05/328.html (дата обращения: 12.10.2022).

Leicester, J. The Nature and Purpose of Belief. Journal of Mind and Behavior, 2008, vol. 29. pp. 217-237. https://www.j stor.org/ stable/43854216 (дата обращения: 08.10.2022).

Bar, M., Neta, M., & Linz, H. Very first impressions. Emotion, 6(2), pp. 269-278. https://doi.org/10.1037/1528-3542.6.2.269.

Sacks, O, Hirsch, J. A neurology of belief. Ann Neurol., 2008 Feb; 63(2): 129-130. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ana.21378 (дата обращения: 20.09.2022).

Connors, M.H., Halligan, P.W. A cognitive account of belief: A tentative roadmap. Frontiers of Psychology, vol. 5, article 1588, 2015. https://www.frontiersin.org/article s/10.3389/fpsyg.2014.01588/full (дата обращения: 26.09.2022).

Fodor, J.A. The Modularity of Mind: An Essay on Faculty Psychology. Cambridge, MA: The MIT Press, 1983.

Бек, Джудит. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям: Джудит Бек; [перевела с английского А. Соломина]; Ассоциация когнитивно-поведенческой терапии. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2019. — 416 с.: табл.; 24 см. — ISBN 978-5-4461-0552-6.

Schwitzgebel, E. Belief. Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2006. https://plato.stanford.edu/entries/belief/ (дата обращения: 08.11.2022).

Beck, A.T., & Freeman, A.M. (1990). Cognitive therapy of personality disorders. Guilford Press.

06PSMN622

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Seitz, R.J., Angel, H.F. Belief formation — A driving force for brain evolution. Brain Cogn., 2020.

Dweck, C.S. Mindset: The new psychology of success. Random House, 2006.

Howlett JR, Paulus MP (2015) The Neural Basis of Testable and Non-Testable Beliefs. PLoS ONE 10(5): e0124596. doi: 10.1371/journal.pone.0124596.

Перегудина, В.А. Исследование особенностей родительских установок отцов и матерей, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.А. Перегудина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — No 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN422.pdf.

Ellis, A. Rational psychotherapy and individual psychology. Journal of Individual Psychology, 13, 1957, pp. 38-44.

Gurpreet Kaur, Soumi Awasthy, and Usama Ghayas Syed, Defence Life Science Journal, vol. 4, no. 2, April 2019, pp. 117-121, DOI: 10.14429/dlsj .4.13201.

Seitz, R.J., Angel, H.-F. (2012). Processes of believing — a review and conceptual account. Reviews of Neuroscience, 23, 303-309.

Diana Daver Igorevna

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: dianadaver@gmail.com

Pishchik Vlada Igorevna

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: vladaph@yandex.ru

Belief is a basic component of the psychological construct "Faith

»»

Abstract. The article describes beliefs as a cognitive component of the complex psychological construct "faith". Faith has not previously been studied multilaterally as a multicomponent of a psychological construct since the concept of "faith" had been considered in philosophical or theological field. Previous attempts to study faith in psychological science have been partial and inconsistent. Beliefs are presented as a basic component that determines the subjective world view, the attitude of the individual towards themselves and the modeling of the future. The article presents a brief overview of the definitions of the "belief" concept by domestic and foreign authors, differentiates the definitions of beliefs from hope, memories, attitudes. The paper provides examples of classifications of beliefs by "age", functionality and method of formation. The article highlights two main approaches to considering beliefs: neuropsychological, in which beliefs are presented as the result of brain function along with perception, as well as a product of mental activity, which puts beliefs in line with values and meanings. In the first case, beliefs are not conscious, they come into existence continuously and the possibility of correction is determined by their "age". In the second case, beliefs are the result of a conscious choice, mental activity and participate in the formation of meaning. The article highlights the practical aspect of working with beliefs and presents data on the influence of beliefs on the world view and self-perception. The paper gives examples of the formation of compensatory strategies based on dysfunctional beliefs, their significance for individuals. Work with beliefs is of particular importance in the case of psychopathology and addictive behavior. The article briefly discusses the problems that arise when working with beliefs, such as resistance and distress. In the article we made an attempt to emphasize the importance of modification of beliefs to strengthen faith in the positive resourceful side of the personality to harmonize the personality and compensate for psychological problems.

Keywords: beliefs; attitudes; faith; cognitive schemes; construct; disposition; character; values

06PSMN622

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.