Научная статья
УДК 94(47):791.43-2"1954/1954" https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.13
У войны - женское лицо. Образ женщины в советском военно-патриотическом кино периода Оттепели (1954-1964)
Александра Геннадьевна Колесникова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4563-3752
Аннотация. Цель статьи - выявить основные черты, из которых складывается образ женщины в военно-патриотическом кино о Великой Отечественной войне на больших экранах СССР в 1954-1964 гг. В последние годы чрезвычайно вырос интерес ученых (социологов, историков, искусствоведов и культурологов) к исследованию проблем отражения исторического прошлого в киноискусстве. В исследовании проводится краткий анализ художественных фильмов, снятых советскими режиссерами в период Оттепели. Опираясь на методы визуальной антропологии и имагологический инструментарий, определяется образ советской женщины на войне, а также особенности его репрезентации, отвечающие историческим реалиям эпохи либерализации общественных отношений.
Именно в эпоху Оттепели в советском киноискусстве был изменен подход к военному жанру: теперь на переднем плане оказываются не монументальные идейные ценности, не рельефный героизм военных фильмов 1941-1945 гг., а жертвы и тяготы войны, испытания и лишения, разрушенные судьбы миллионов советских людей.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, образ женщины, советский художественный кинематограф, женщина на войне, Оттепель, советское общество, холодная война, десталинизация в СССР Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Колесникова А.Г. У войны - женское лицо. Образ женщины в советском военно-патриотическом кино периода Оттепели (1954-1964) // Общество: философия, история, культура. 2024. № 1. С. 84-90. https://doi. org/10.24158/fik.2024.1.13.
Original article
War has a Woman's Face. The Image of a Woman in the Soviet Military-Patriotic Cinema of the Thaw Period (1954-1964)
Alexandra G. Kolesnikova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4563-3752
Abstract. The aim of the article is to identify the main features that make up the image of women in the military-patriotic cinema about the Great Patriotic War on the big screens of the USSR in 1954-1964. In recent years, the interest of scientists (sociologists, historians, art historians and culturologists) in the study of the problems of the reflection of the historical past in cinema art has grown tremendously. The study briefly analyzes feature films made by Soviet directors during the Thaw. Based on the methods of visual anthropology and imagological tools, the image of a Soviet woman in the war is defined, as well as the features of its representation that correspond to the historical realities of the era of liberalization of public relations. It was during the
Thaw in Soviet cinema that the approach to the military genre was changed: now in the foreground are not monumental ideological values, not the relief heroism of war films of 1941-1945, but the victims and hardships of war, trials and hardships, the destroyed destinies of millions of Soviet people.
Keywords: The Great Patriotic War, the image of a woman, Soviet art cinema, a woman at war, Thaw, Soviet society, Cold War, de-Stalinization in the USSR Funding: Independent work.
For citation: Kolesnikova, A.G. (2024) War has a Woman's Face. The Image of a Woman in the Soviet Military-Patriotic Cinema of the Thaw Period (1954-1964). Society: Philosophy, History, Culture. (1), 84-90. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.1.13 (In Russian).
© Колесникова А.Г., 2024
В фильмографии исследования - 13 кинокартин, в каждой из которых присутствуют женские персонажи1. Совокупно они моделируют образ женщины на войне в оттепельном кино. В качестве аудиовизуальных источников в статье использованы такие игровые фильмы, как «Летят журавли» (1957), «Дом, в котором я живу» (1957), «Память сердца» (1958), «Солнце светит всем» (1959), «Аннушка» (1959), «Баллада о солдате» (1959), «Часы остановились в полночь» (1959), «Спасенное поколение» (1959), «Судьба человека» (1959), «Чистое небо» (1961), «Балтийское небо» (1960), «Живые и мертвые» (1963), «Дневные звезды» (1966). Все эти картины объединены темой Великой Отечественной войны, жанрово фильмы представлены военно-патриотическим направлением и так называемым городским фильмом.
Актуальность поднятой в статье проблемы определяется тем, что непосредственно исторических исследований, посвященных кинообразу женщины на войне, довольно мало, они прямо не затрагивают период Оттепели или рассматривают иные вопросы. Тема Великой Отечественной войны, красной нитью проходящая через советское киноискусство, должна быть исследована с разных ракурсов и в этой связи ее отражение в кинематографе является важным элементом культурной памяти. Женщина на войне - один из ключевых элементов в советском военно-патриотическом кино, поэтому раскрытие основных механизмов его репрезентации дает возможность для более глубокого понимания исторически сложившихся художественных концепций представления о самой войне, а также о роли женщины в ней.
Что касается методологии исследования, то в данной статье использован структурно-семиотический подход к работе с игровым фильмом и контент-анализ (Кожокару, 2021: 119). Кроме того, применены методы визуальной антропологии и методы искусствоведения (иконографический анализ визуального произведения).
Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что явление Оттепели в историческом развитии советского государства и общества затронуло все сферы жизни и не могло не повлиять на кинематографию. В отечественном игровом кино был изменен подход к военному жанру: на переднем плане оказываются жертвы и тяготы войны, испытания и лишения, а также разрушенные судьбы миллионов советских людей.
Такие знаковые изменения неслучайны и вполне коррелируют с событиями внутри Советского государства и с геополитической ситуацией вокруг него. В стране начинается период либерализации общественных отношений, развенчание культа личности И. Сталина, процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Это отражается на советском киноискусстве: в сюжетных линиях кинофильмов, в раскрытии характеров главных героев и героинь.
Постепенно «запускается» в сюжеты кинофильмов и иная, ранее не одобренная партийным руководством, тема - возвращение советских людей из числа угнанных на работы в Германию, попавших в плен к врагу, прошедших через немецкие концлагеря, а также несправедливо
1 Аннушка: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Б. Барнет, М.: Мосфильм, 1959 // Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»: интернет-портал. URL: https://cinema.mosfilm.ru/films/34340/?ysclid=lpjknwk74c53252117 (дата обращения: 23.11.2023) ; Баллада о солдате: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Г. Чухрай, М.: Мосфильм, 1959 // Там же. URL: https://cinema.mosfilm.ru/films/34374/?ysclid=lpjkvtjmcu975690813 (дата обращения: 23.11.2023) ; Балтийское небо: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Вл. Венгеров, Ленинград: Ленфильм, 1960 // Кино о войне. Военные фильмы 1941-1945: интернет-портал. URL: https://clck.ru/37Jfdm (дата обращения: 23.11.2023) ; Дневные звезды: худож. фильм: [видеозапись] / реж. И. Таланкин, М.: Мосфильм, 19б6 // Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»: интернет-портал. URL: https://cinema.mosfilm.ru/films/34660/?ysclid=lpjlik0obo74910052 (дата обращения: 23.11.2023) ; Дом, в котором я живу: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель, М.: Киностудия им. М. Горького, 1957 // Кино о войне. Военные фильмы 1941-1945: интернет-портал. URL: https://clck.ru/37JfmZ (дата обращения: 27.11.2023) ; Живые и мертвые: худож. фильм в 2-х сериях: [видеозапись] / реж. А. Столпер и В. Басов, М.: Мосфильм, 1964 // Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»: интернет-портал. URL: https://cinema.mosfilm.ru/films/35335/?ysclid=lpjmbrwwcv476377648 (дата обращения: 27.11.2023) ; Летят журавли: худож. фильм: [видеозапись] / реж. М. Калатозов, М.: Мосфильм, 1957 // Там же. URL: https://cinema.mosfilm.ru/films/34251/?ysclid=lpjmh3kfxh441085509 (дата обращения: 27.11.2023) ; Память сердца: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Т. Лиознова, М.: Киностудия им. М. Горького, 1958 // Кино о войне. Военные фильмы 1941-1945: интернет-портал. URL: https://clck.ru/37jfqV (дата обращения: 27.11.2023) ; Солнце светит всем: худож. фильм: [видеозапись] / реж. К. Воинов, М.: Мосфильм, 1959 // Там же. URL: https://kino-o-voine.pro/solnce-svetit-vsem-film-1959/?ysclid=lpjn4j3qp9139863426 (дата обращения: 27.11.2023) ; Спасенное поколение: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Ю. Победоносцев, М.: Киностудия им. М. Горького, 1959 // Там же. URL: https://clck.ru/37Jg29 (дата обращения: 05.12.2023) ; Судьба человека: худож. фильм: [видеозапись] / реж. С. Бондарчук, М.: Мосфильм, 1959 // Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»: интернет-портал. URL: https://clck.ru/37Jfvy (дата обращения: 05.12.2023) ; Часы остановились в полночь: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Н. Фигуровский, Минск: Беларусьфильм, 1958 // Кино о войне. Военные фильмы 1941-1945: интернет-портал. URL: https://kino-o-voine.pro/chasy-ostanovilis-v-polnoch-1958/?ysclid=lpjnn4i73r126008859 (дата обращения: 05.12.2023) ; Чистое небо: худож. фильм: [видеозапись] / реж. Г. Чухрай, М.: Мосфильм, 1961 // Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»: интернет-портал. URL: https://clck.ru/37Jfu8 (дата обращения: 05.12.2023).
репрессированных военных и гражданских кадров. Так, например, вышеперечисленные вопросы, а также тема несправедливого государственного террора были затронуты в военно-патриотических картинах «Чистое небо» (СССР, 1961), «Живые и мертвые» (СССР, 1964), «Судьба человека» (СССР, 1959). После начала процесса десталинизации в Советском Союзе, подобные сюжеты игровых кинокартин стали определенным мейнстримом: для массового зрителя такое кино было понятно и способствовало началу общественной рефлексии над событиями недавней сталинской эпохи (Косинова, 2015). Таким образом, именно в игровом кино можно наблюдать явные маркеры процесса либерализации общественных отношений в СССР.
Что касается внешних факторов, влияющих на содержание советского игрового кино, то за послевоенные годы очевидной стала стремительная поляризация мирового сообщества и начало холодной войны. Это нашло свое отражение в советском игровом кино эпохи «малокартинья»: все чаще на широких экранах появляются негативные персонажи, представляющие коллективный Запад (бывших союзников по Антигитлеровской коалиции), сюжетные локации отдельных сцен включают в себя Западную Германию. Главными антагонистами военно-патриотических картин становятся, по большей части, враги в набирающей обороты Холодной войне (Колесникова, 2023: 119).
Все эти тенденции проявляются в оттепельном киноискусстве, способствуют изменениям в структуре многих устойчивых образов игрового кино, в том числе и образа женщины на войне.
Что касается отечественной историографии рассматриваемой проблемы, то она представляет собой комплекс исследований междисциплинарного характера. Это, главным образом, работы по киноведению, истории отечественного кино, а также культурологические рефлексии в рамках проектов по истории памяти и истории советской повседневности.
В трудах М.И. Косиновой и А.М. Аракелян рассматриваются причины успеха советского оттепельного кино. Именно в этот исторический промежуток происходит восстановление киноотрасли в СССР, растет посещаемость кинозалов, комплексно ширятся самые разнообразные формы зрительских реакций (от писем с мнениями советских зрителей в редакции газет и журналов до публичных обсуждений тех или иных кинокартин на заседаниях киноклубов, которые именно в 1960-е гг. начинают функционировать при различных предприятиях, домах культуры, НИИ, КБ, вузах). Авторы делают вывод о том, что репертуарная политика в Советском Союзе была ориентирована на зрителя, а кино (при сохранении и развитии его развлекательной составляющей) последовательно выполняло просветительские и воспитательные функции, способствовало поддержанию патриотических чувств у массового зрителя. В этой связи отмечается важность военно-патриотического направления в киноискусстве эпохи Оттепели (Косинова, Аракелян, 2015: 17-25). Б.В. Рейфман анализирует формы реалистического обобщения в советском игровом кино 1950-х-1960-х гг., выделяя особенности визуализации современных актуальных сюжетов и военной темы. Исследователь фиксирует как бы «воссоединение времен» в оттепельном киноискусстве: Оттепель воссоединяется с подвигом народа в Великой Отечественной войне, и государственная политика меморизации войны входит в систему качественно новых гуманистических установок советского кино данного периода. Именно в военно-патриотическом кино данного периода создаются «места кинематографической памяти», позволяющие «типизировать коммуникативные ситуации военных будней» (Рейфман, 2020: 50). И в этом военное кино сравнивается с фильмами о повседневности.
Что касается культурологических концепций, то сконструированный в советском оттепельном киноискусстве образ женщины тесно коррелирует с образом России. Об этом ранее уже писалось автором данной статьи. Этот момент зафиксирован исследованием Т.И. Ерохиной и В.А. Ти-раховой. Образ родины, по мнению этих авторов, включает такие компоненты, как образы женщины, героя и власти. Причем, образ женщины включает и феминные, и маскулинные начала, что доказывается на примере главной героини картины «Чистое небо» Саши Львовой (Ерохина, Тира-хова, 2016: 320-324).
Непосредственно исторических исследований затронутой в статье проблематики крайне мало. Например, М.Р. Торбург и С.В. Добронравов анализируют образ женщины-руководительницы в советском кино, выделяя важный аспект: в оттепельный период женские персонажи руководящего звена советского общества не уступают мужчинам, добиваются всего самостоятельно, представляют собой зрелых индивидов, растут через преодоление жизненных трудностей в опоре, само собой, на Партию (Торбург, Добронравов, 2021: 127-134). Особо выделяется трагическая роль Великой Отечественной войны в этом процессе (женщины становятся руководительницами, участвуют в политической жизни страны, понимая проблемы и чаяния простых людей, потому что сами прошли через испытания и горести военного времени, потеряли близких людей, помогали фронту либо воевали) (Торбург, Добронравов, 2021: 133). Т.А. Мищенко также использует художественный фильм в качестве исторического источника и это позволяет ей проследить предлагаемые в фильмографии
журнала «Советский экран» женские образы периода Оттепели. В это время поиски «героини своего времени» приводят к становлению образа женщины как самостоятельной, думающей, сомневающейся, деятельной личности. Автор фиксирует постепенный отход от образа эпической героини и появление на экранах «обычных девчонок», что никоим образом не отрицает у них наличие глубокого внутреннего мира и склонности к рефлексии (Мищенко, 2012: 135).
В современной зарубежной историографии образ женщины применительно к истории советского кино исследуют М. Роявин и Т. Харт: в совместной монографии ученые анализируют женские кинообразы в советском игровом кино Оттепели и постоттепельного периода, не делая акцент на особенностях киноизображения женщины в военном кино (Rojavin, Harte, 2017).
Таким образом, современная историография исследуемой проблематики прямо не касается схем репрезентации и особенностей эволюции образа женщины в военно-патриотическом кино о Великой Отечественной войне эпохи Оттепели.
Кого же видит зритель, просматривая военное кино Оттепели? Образ женщины в нем необыкновенно многогранен: с одной стороны, прослеживаются эпичные и тяжелые схемы визуализации, сложившиеся в кинематографе прошлых лет (участие в войне, трагические события, потеря близких людей); с другой - «женщина на войне» окончательно «вписывается» в мирное время, растет как личность; раскрываются богатый внутренний мир и индивидуальные черты характера героинь (Кнэхт, 2020).
Для контент-анализа аудиовизуального материала фильмографии статьи автор выделил несколько основных критериев: происхождение, возраст, профессия, участие в войне. Совокупность этих критериев помогает сконструировать кинематографический образ женщины в военном кино периода Оттепели.
Что касается происхождения, то, чаще всего, зритель видит на экране простую советскую женщину из рабоче-крестьянского большинства, порой она - сирота и воспитана в детском доме (Ирина Соколова в фильме «Судьба человека» (СССР, 1959), Анна Денисова из кинокартины «Аннушка» (СССР, 1959)). В оттепельном кино, в то же время, становится больше женских персонажей из так называемой интеллигентской среды: в сюжете имеется указание на то, в каких семьях воспитываются героини (профессорская семья Сони Быстровой из «Балтийского неба» (СССР, 1960), ленинградские интеллигенты из фильма «Дневные звезды» (СССР, 1966), городская семья Вероники-Белки из «Летят журавли» (СССР, 1957)). Итак, показан больше актуальный образ советской женщины с нередким указанием на сиротство; чаще всего на экране возникает именно городская семья (в 9 из 13 картин фильмографии), что является определенной приметой времени и кинематографическим маркером урбанизации в СССР, началом массового гражданского строительства и процессом переселения сельских жителей в города (Пушкарева, Битокова, 2021). Таким образом, актуальная «повестка дня» оттепельной эпохи отражена в кино о Великой Отечественной войне.
Анализируя женские персонажи военного кино в соответствии с возрастным критерием, можно увидеть «омолаживание» образа женщины на войне; большинство героинь оттепельных фильмов находится в возрасте окончания средней школы и, чаще всего, можно увидеть на экране вчерашних школьниц, студенток, девушек, только начинающих свою трудовую деятельность и карьеру (Соня Быстрова из «Балтийского неба» (СССР, 1960), Таня Овсянникова из кинокартины «Живые и мертвые» (СССР, 1963), Светлана из фильма «Солнце светит всем» (СССР, 1959), Саша Львова из «Чистого неба» (СССР, 1961), Галя Волынская из картины «Дом, в котором я живу» (СССР, 1957) и др.).
Контент-анализ кинокартин позволяет сделать вывод о том, что большинство героинь - это совсем юные или молодые женщины, женщины средних лет. Персонажи пожилых женщин в кинофильмах присутствуют, однако их процент гораздо ниже по сравнению с кино военных лет и периодом «малокартинья» в СССР. Они чаще всего отождествляются с недавним героическим советским прошлым, призваны своей мудростью и жизненным опытом помочь молодым, пожурить, пожалеть, наставить (например, Екатерина Митрофановна, свекровь главной героини Антонины, директора ленинградской школы из фильма «Спасенное поколение» (СССР, 1959), Валентина Егоровна, жена комбрига Серпилина из картины «Живые и мертвые» (СССР, 1963), квартирная хозяйка Андрея Соколова из фильма «Судьба человека» (СССР, 1959)).
Женские персонажи представлены и в детском варианте: маленькие девочки стойко переносят испытания войной, голодом, блокадой, переживают смерти близких людей. В фильме «Балтийское небо» (СССР, 1960) девочки играют в «хлебную очередь», копируя в игровых моментах окружающую блокадников трагическую действительность. В то же время девочки постарше активно участвуют в помощи фронту, берут на себя «взрослые» дела, укрывают советских бойцов на оккупированных территориях («Живые и мертвые», «Часы остановились в полночь», «Аннушка»). Таким образом, детское вписано в образ женщины в оттепельном кино также, как и в предыдущие периоды.
Что касается профессий главных героинь, из которых и сплетается образ женщины на войне, то, часто это врач или медсестра (военврач Овсянникова из «Живые и мертвые», медсестра Светлана из «Солнце светит всем», Вероника-Белка и ее работа санитаркой в фильме «Летят журавли»).
Много указаний сюжетов кинолент на профессию учителя или даже директора школы. В фильме «Спасенное поколение» Антонина Васильевна - учитель и директор школы - вывозит в эвакуацию за Урал и тем самым спасает от смерти несколько учебных классов маленьких ленинградцев. Война отбирает у нее самое дорогое - любимого мужа, но она стойко переживает трагедию, заботясь об эвакуированных учениках. Главная героиня кинокартины «Память сердца» (СССР, 1958) - Екатерина Ивановна Федотова - тоже учительница. Несмотря на оккупацию, разруху и обстрелы, она остается в деревне, жители которой ушли в леса к партизанам. Екатерина Ивановна спасает английского летчика Ральфа Чадвика, сбитого немцами над советской территорией, выхаживает его и пытается говорить с ним на английском языке, продолжает заботиться о своих бывших учениках, навещающих ее в деревне. Руководительница минского подполья Ганна Черная из фильма «Часы остановились в полночь» (СССР, 1959) - тоже по сюжету была учительницей до войны. Наконец в кинофильме «Балтийское небо» есть женский персонаж с непростой судьбой - учительница Мария Сергеевна, одинокая женщина с двумя детьми, возлюбленная летчика Серова. Мария Сергеевна - собирательный образ матерей блокадного Ленинграда, работающих, воспитывающих детей, обучающих их не только на уроках, но и личным примером.
Есть представительницы рабочих профессий (это мастер-штукатур Анна Денисова из кинодрамы «Аннушка», колхозница Ирина Соколова из «Судьба человека», работающая на заводе Галя Волынская из «Дом, в котором я живу»), есть актрисы (Ксения Николаевна, соседка Гали Волынской, из кинофильма «Дом, в котором я живу») и даже поэтессы (кинематографический образ ленинградской писательницы Ольги Берггольц в фильме «Дневные звезды»).
В оттепельном военно-патриотическом кино советский зритель видит не только женщину-героиню, защитницу Отечества (как, например, в большинстве кинокартин военных и первых послевоенных лет), но и женщину-специалиста, женщину-хозяйку, женщину с индивидуальным, неповторимым характером (Мищенко, 2012). Как правило, молодую женщину.
Оттепель - это время идеализации профессии учителя, множество оттепельных кинолент содержит персонажи учительниц, преподавателей, наставников, воспитателей - всех тех, кто несет знание в массы. Отдельным сюжетным ответвлением советского киноискусства можно считать и показ непростых судеб медико-санитарных работников, врачей, оперирующей профессуры (Колесникова, 2023: 117).
Что касается такого критерия, как участие в войне, то большая часть женских персонажей с этим трагическим событием сталкивается, но прямого участия в боях не принимает. Или же в сюжетах кинолент есть только вербальное упоминание об участии в войне, оно как бы остается за кадром.
Непосредственное участие в войне принимают женщины-военмедики, полевые медсестры и санитарки (Таня Овсянникова в фильме «Живые и мертвые», медсестра из партизанского отряда в «Память сердца» медсестра Светлана из «Солнце светит всем»), женщины-партизанки (Марина Казанич и Ганна Черная из картины «Часы остановились в полночь») и связистки (Маша Синцова, заброшенная с диверсионной группой в немецкий тыл из «Живые и мертвые»).
В остальных кинокартинах можно увидеть трагедию женщины в военное время: смена профессии, голод, оккупация, блокада, смерти близких и родных людей, напряженные будни в тылу (с этим сталкиваются персонажи женского образа в фильмах «Аннушка», «Балтийское небо», «Чистое небо», «Дом, в котором я живу», «Летят журавли», «Судьба человека» и др.).
Итак, кинематографический образ женщины в военно-патриотическом кино Оттепели весьма многогранен: с одной стороны, в характеристику женских персонажей последовательно включены уже отработанные в военное и послевоенное время схемы визуализации, с другой стороны, налицо эволюция образа.
Авторы и создатели военных картин отходят от патетики, сакральности и крайнего трагизма; женские персонажи все более вписываются в мирное время, наделяются индивидуальностью, многогранностью человеческих качеств (от лучших, способных стать примером для подражания поколениям женщин, до неприятных, неприемлемых или общественно порицаемых). Если в военном и послевоенном кино женские персонажи с негативными качествами были напрямую сюжетно связаны с образом антагониста (немецко-фашистские захватчик, нацист, оккупант, полицай), то в оттепельных игровых фильмах акцент делается на индивидуальность каждого проявления и связь эта фактически не проявляется.
Таким образом, для создателей фильмов даже в негативных женских персонажах, в первую очередь, важен личный набор качеств; происходит углубление в человеческое, которое часто ми-
нует устоявшиеся пропагандистские схемы. Момент перехода к личности закреплен и многообразием профессий главных героинь фильмов, широкого градиента характеров и спектра эмоциональных реакций. Все это характерно для образа женщины в мирное время: именно в период Оттепели киноискусство окончательно «переходит» к актуальным своему времени представлениям о советской женщине. И этот новый образ буквально вписывается в военно-патриотическое кино о Великой Отечественной войне, уже представляющем это событие в исторической ретроспективе.
Кинообраз женщины изменяется, эволюционирует в непосредственной корреляции с исто-рико-политической конъюнктурой, в зависимости от изменений, происходящих в советском обществе и вызванных процессом либерализации общественных отношений, смягчением режима и началом художественной рефлексии над военными событиями, судьбами людей и ролью женщины в войне.
Список источников:
Ерохина Т.И., Тирахова В.А. Архетипические основания репрезентации образа России: «Чистое небо» Г. Чухрая // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 320-324.
Кнэхт Н.П. Эволюция образа советский женщины в российском кинематографе: история и современность // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (26). С. 153-159. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2020-2-153-159.
Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4 (44). С. 118-148. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2021 -4-118-148.
Колесникова А.Г. У войны - женское лицо. Образ женщины в советском военном кино периода «малокартинья» // Новый исторический вестник. 2023. № 1 (75). С. 114-123. https://doi.org/10.54770/20729286_2023_1_114.
Косинова М. И., Аракелян А. М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «Оттепели». Возрождение киноотрасли // Экономика и сервис. 2015. Т. 9, № 4. С. 17-25. https://doi.org/10.12737/ 14569.
Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «Оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 293-303. https://doi.org/10.17805/zpu.2015A28.
Мищенко Т.А. Женщины из советских фильмов (по материалам журнала «Советский экран» 1960-1968 гг.) // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2 (2). С. 132-136.
Пушкарева Н.Л., Битокова Т.В. Женская городская повседневность второй половины 1950-х - начале 1960-х гг. в советской и постсоветской историографии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021. Т. 20, № 2. С. 305-320. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-2-305-320.
Рейфман Б.В. Формы реалистического обобщения в советском кино времен «Оттепели»: фильмы о войне и фильмы о «современности» // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 4 (41). С. 40-51. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2020_4_40.
Торбург М.Р., Добронравов С.В. Эволюция образа женщины-руководительницы в советском кино // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 127-134. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.10.
Rojavin M., Harte T. Women in Soviet Film: The Thaw and Post-thaw Periods. Routledge, 2017. 216 p.
References:
Erokhina, T.I. & Tirakhova, V.A. (2016) Arkhetipicheskie osnovaniya reprezentatsii obraza Rossii: "Chistoe nebo" G. Chu-khraya [Archetypal foundations of the representation of the image of Russia: "Clear sky" by G. Chukhrai]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. (3), 320-324. (In Russian).
Knecht, N.P. (2020) Evolution of the image of the Soviet woman in Russian cinema: history and modernity. Economic and Social Research. (2 (26)), 153-159. Available from: doi:10.24151/2409-1073-2020-2-153-159. (In Russian).
Kolesnikova, A.G. (2023) War Has a Woman's Face:The Image of Women in Soviet Military Cinema during the "Movie Shortage" Period. The New Historical Bulletin. (1 (75)), 114-123. Available from: doi:10.54770/20729286_2023_1_114. (In Russian).
Kosinova, M.I. (2015) Cinema repertoire and audience preferences during the thaw in Russia. Knowledge. Understanding. Skill. (4), 293-303. Available from: doi:10.17805/zpu.2015.4.28. (In Russian).
Kosinova, M.I., Arakelyan, A.M. (2015) Soviet film distribution and demonstration in the era of "thaw". The revival of the fi lm industry. Ekonomika i servis. 9 (4), 17-25. Available from: doi:10.12737/ 14569. (In Russian).
Kozhokaru, T.I. (2021) On the methodology of film analysis. Articult. (4 (44)), 118-148. Available from: doi: 10.28995/22276165-2021-4-118-148. (In Russian).
Mishhenko, T.A. (2012) Women from Soviet films (by the magazine "Soviet Screen" 1960-1968 years). Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. (2 (2)), 132-136. (In Russian).
Pushkareva, N.L. & Bitokova, T.V. (2021) The daily lives of urban women during the Khrushchev Thaw in Soviet and Post-Soviet scholarship. RUDN Journal of Russian History. 20 (2), 305-320. Available from: doi:10.22363/2312-8674-2021 -20-2-305-320. (In Russian).
Reyfman, B.V. (2020) Forms of Realistic Generalization in the Soviet Cinema during the Khrushchev "Thaw": War Films and Films about the "Present". International Journal of Cultural Research. (4 (41)), 40-51. Available from: doi:10.52173/2079-1100_2020_4_40. (In Russian).
Rojavin, M. & Harte, T. (2017) Women in Soviet Film: The Thaw and Post-thaw Periods. Routledge. 216 p.
Torburg, M.R. & Dobronravov, S.V. (2021) The evolution of the woman-leader image in Soviet cinema. Women in Russian Society. (3), 127-134. Available from: doi:10.21064/WinRS.2021.3.10. (In Russian).
Информация об авторе
А.Г. Колесникова - кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1128720
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.G. Kolesnikova - PhD in History, Associate Professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1128720
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.