Научная статья на тему '"у войны не детское лицо" (на основе устных воспоминаний детей войны Молотовской области)'

"у войны не детское лицо" (на основе устных воспоминаний детей войны Молотовской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДЕТИ ВОЙНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"у войны не детское лицо" (на основе устных воспоминаний детей войны Молотовской области)»

установлена в последний раз. После этого началось угасание производства и поселка в целом.

Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, а также ряд других проблем привели к тому, что в марте 2006 г. Керчевский рейд был признан банкротом. Более 400 человек остались без работы и средств к существованию. Некогда крупнейшее предприятие мира, специализировавшееся на лесозаготовках, прекратило свое существование.

Как объяснить тот факт, что в советские годы при отсутствии необходимых материалов и техники, вручную был построен завод гигант, а при современных технологиях лесозаготовок лесной комплекс в верховьях Камы находится в стадии стагнации? Почему запретили молевой сплав на Каме, не найдя при этом достойной альтернативы? Какие направления лесопереработки являются приоритетными для России исходя из национальных интересов? В ближайшее время государство должно четко сформулировать свою позицию по поводу того, в интересах ли России вести промышленную эксплуатацию ее лесных ресурсов. Только после этого можно будет говорить о создании базы для долговременного развития лесопромышленного комплекса.

Список источников

Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.849. Оп 1. Протокол №1 бюро Керчевской рейдовой ячейки от 5.8.32 г.

Нестеров Н.С. История Керчевского рейда // Личный архив Нестерова

Н.С.

Список литературы

Бессонов С., Каменев И. Урал. - Свердловск, 1926.

Ложкина В.М., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Г.Д. Селянинова

«У войны не детское лицо» (на основе устных воспоминаний детей войны Молотовской области)

Сегодня тех, кто прошел Великую Отечественную войну, осталось немного. По данным социологов, в 2005 г. оставалось 6-7 % россиян, переживших ее. Сегодня их гораздо меньше. В основном, это дети войны. Дети, оставленные без отцов и матерей, вечно голодные и не согретые. Дети, которым война оставила глубокую рану в сердце.

Сейчас у них уже есть внуки, дом и все, чего так не хватало в годы войны. Но у них есть и воспоминания о жестоком времени, которое не щадило людей. В это время прошло их детство. Дети войны не любят вспоминать об этом периоде своей жизни. Слишком больно, слишком много жертв и потерь. Но и молчать об этом невозможно...

Своими воспоминаниями поделилась Г.П. Закарая: «Когда мы узнали о начале войны, наша жизнь изменилась, мы начали помогать фронту».

Пожалуй, одна фраза может охарактеризовать то время, дети лишили себя детства на годы войны. Дополнительно со школьным обучением, они заняли места у станков. Ведь уже с начала войны стало очевидным, что мужчин, которым предстоит уйти на фронт, придется заменять. Уже на второй день войны - 23 июня 1941 г. - принимается постановление ЦК ВЛКСМ, в котором о намерении молодых работниц овладеть специальностями слесарей, токарей, фрезеровщиков и т.д. говорится как о замечательном патриотическом почине советской молодежи, направленном на укрепление военной мощи нашей Родины. Однако ограничиваться только участием молодых женщин и девушек в производственной деятельности было недостаточно, и вскоре заводские ворота раскрываются для несовершеннолетних 13-15-летних девчонок, а также ребят, которым еще рано было идти на фронт.

На Всесоюзном совещании комсомо л ьско-мол одежных бригад промышленного вооружения были представлены данные.

На совещание прибыло 75 бригадиров фронтовых бригад.

Из них мужчин - 42, женщин - 33.

По образованию:

4 класса средней школы - 5 человек;

5-6 классов средней школы - 29;

7 классов средней школы - 29.

Производственный стаж:

до одного года - 8 человек;

от 1 до 3 лет - 42;

свыше 3-25.

Квалификация:

Рабочие 3-го разряда - 5 человек;

4-го-21;

5-го-23;

6-го-15;

7-8-го-11.

Выработка:

100-150 % нормы - 11 человек;

150-200%-24;

200-300%-23;

свыше 300 % - 17.

В приведенных данных хотелось бы обратить внимание на раздел «образование». Большинство прибывших на всесоюзное совещание закончило 7 классов средней школы, им было тогда 14 лет, остальным бригадирам в начале их работы было и того меньше (Комсомольская правда, 1944, 15 января).

Дети помладше тоже помогали всеми силами. Своими воспоминаниями поделилась Незенчанова Эльза Вениаминовна: «Мы организовывали тимуровские отряды, ходили по домам, на которых была изображена звездочка, это означало, что мужчины этого дома ушли на фронт. Мы сидели

с детьми, пока их матери работали, покупали им хлеб, выстаивая огромные очереди, кололи дрова. Собирали грибы и ягоды для фронта, вязали носки и варежки, вышивали кисеты на подарок для солдат» (интервью с Незенчановой Э.В.). Тимуровские организации присутствовали в каждой школе, они объединяли детей, дисциплинировали их и приносили немалую пользу.

Для осознания себя и в качестве защитной функции от окружающего мира, страхов в центр повседневного мира человек ставит себя самого. «Узловым пунктом живых знаний» является его тело, связывающее его с другими людьми, с вещами, носителями смысла. Человек связан со своим окружением как целостное, «синэстетическое» существо (Касавин, Щавелин, 2004, с. 199). Иными словами, дети объединялись в группы для удовлетворения своей потребности в защищенности. В коллективе они оказывались словно под куполом своего мира, ограниченного от того, в котором они находились наедине со своими трудностями.

Особое место в сознании детей занимало понятие героизма и патриотизма. Дети были окружены лозунгами о помощи фронту, как, например, в «Обращении Ленинградского областного и городского комитетов ВЛКСМ к ленинградской молодежи» от 17 сентября 1941 г. о том, что «озверевшая банда германских фашистов стремится захватить наш Ленинград, овладеть фабриками, заводами, осквернить нашу культуру, залить кровью улицы и проспекты города. Гитлеровские выродки хотят отнять у советской молодежи честь, свободу и жизнь. Молодые питерские рабочие и работницы! Доблестные защитники нашего города ждут от вас новых танков, пушек, снарядов, гранат, пулеметов» (Чернецов, Комсомольская правда, 1944, 15 января). Подобные обращения очень сильно воздействовали и на детей, которые всеми силами пытались помочь фронту.

Активно проходила работа со школьниками о приметах шпионов для их распознания. Н.И. Незенчанов рассказал о том, что «постоянно и везде говорили, чтоб мы были аккуратней и присматривались к окружающим нас людям. Говорили об их приметах, говорили, чтоб мы обращали внимание на их поведение. И вот однажды мальчик из моей школы ехал в автобусе, а рядом стоял служащий, что-то вроде милиционера, и он заплатил за проезд, дак вот мальчик этот вышел на остановке и побежал на пост, сказал, что в автобусе едет шпион. И шпиона задержали! А узнал он это, обратив внимание на то, что тот за проезд заплатил, у мальчика папа таким же служащим был, а он ездил по специальному проездному!» (интервью с Незенчановым Н.И.)

Незенчанова Эльза Вениаминовна рассказала о геройском поступке своей одноклассницы, которая была руководителем тимуровского отряда: «Сильвия увидела, куда приземлился шпион, проследила за ним и доложила на пост, ее даже наградили».

Обыденность, плотно включенная в повседневность, рано или поздно нарушается обстоятельствами явного и даже зловеще экстраординарного. События данного ряда явно прерывают ее мирное течение на какое-то время,

а иногда и кладут ему конец навсегда. Но эту повседневность можно отнести ко второму плану, паранормальному: ей соответствует, так или иначе, изменение сознания (Касавин, Щавелин, 2004, с. 298).

Но даже у казавшегося изменения сознания, быстрого взросления, есть обратная сторона. Дети оставались детьми. Они продолжали рисовать, но рисовали теперь карты продвижения войск (интервью с Арамилевым А.И.), отмечали уже на готовых картах взятые и освобожденные города (интервью с Незенчановой Э.В.). Они также любили играть, только игры теперь были пропитаны духом войны. Все чаще дети играли в войну, брали в плен Гитлера (интервью с Горбач Л.Ф., Обориной Т.А.). Они любили отмечать праздники, делали друг другу маленькие подарочки, обычно сладкие (интервью с Незенчановой Э.В., Диркс З.Г.), мастерили на Новый год игрушки своими руками, вырезали снежинки, делали гирлянды, куколок из скорлупы яиц, отмечали дни рождения с праздничным столом, вот только этот праздничный стол, по нашим представлениям, трудно назвать праздничным. К праздничным блюдам дети относили вареную картошку, лепешки из крапивы, конфетки из свеклы, пирожки с капустой и очистками кожуры картофеля, молоко (из воспоминаний Т.А. Обориной, З.А. Москотиной, Н.М. Ложкиной, Н.И. Незенчанова). Любили дети читать книги о войне в библиотеках, которые были переполнены желающими (из воспоминаний Н.И. Незенчанова), ходили в кино (из воспоминаний Т.А. Обориной), учились в подвалах, т. к. школы были отданы под госпитали (из воспоминаний Н.И. Незенчанова), помогали по дому.

Все пять лет войны дети играли двойную роль: роль взрослого, который всеми силами пытался помочь фронту, и ребенка, которым он и являлся. Он о чем-то мечтал, чего-то боялся. Он очень любил свою семью, которую мог в любой момент потерять на фронте. Это был ребенок, у которого было «не детское лицо во время войны».

Список источников

Интервью с Арамилевой А.И. Записано Ложкиной В.М. Май 2008 // Личный архив автора (ЛАА).

Интервью с Диркс З.Г. Записано Ложкиной В.М. Сентябрь 2007 // ЛАА. Интервью с Горбач Л.Ф. Записано Ложкиной В.М. Июнь 2008 // ЛАА. Интервью с Ложкиной Н.М. Записано Ложкиной В.М. Сентябрь 2009 //

ЛАА.

Интервью с Москотиной З.А. Записано Ложкиной В.М. Май 2008 //

ЛАА.

Интервью с Обориной Т.А. Записано Ложкиной В.М. Ноябрь 2009 //

ЛАА.

Интервью с Незенчановым Н.И. Записано Ложкиной В.М. Март 2010 //

ЛАА.

Интервью с Незенчановой Э.В. Записано Ложкиной В.М. Март 2010 //

ЛАА.

Из воспоминаний бывшего секретаря Ленинградского горкома ВЛКСМ тов. Чернецова // Комсомольская правда, 1944, 15 января.

Об опыте работы комсомольско-молодежных бригад промышленности вооружения // Комсомольская правда, 1944, 15 января.

Список литературы

Касавин, И.Т. Щавелин С.П. Анализ повседневности. - М., 2004.

Яковкин Е.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент A.B. Вертинский

Русские эмигранты в Китае с июня 1941 г. по май 1945 г.

После революционных событий 1917 г. российское общество раскололось. На одном полюсе были большевики, т. е. красные с их утопическими идеями общества всеобщего равенства под руководством пролетариата, на другом - те, кто не принимал их идеи и был сторонником эволюционного развития России, в том числе и белые.

Революции 1917 г. и Гражданская война вызвали исход части населения России в Зарубежье, в том числе и в Китай. Целью данной статьи является показать характерные особенности, которые происходили в среде русской эмиграции в 1941-1945 гг.

По самым минимальным подсчётам в Китае проживало свыше 30000 русских. Основным местом их проживания была Маньчжурия. Бурный расцвет русской эмиграции пришёлся на 1920-е - начало 1930-х гг., когда широко распространились различные общественные организации. Бывшие чины белых армий организовали свои общественные и политические организации, служили в китайской и маньчжурских армиях (после оккупации Маньчжурии японцами в 1931-32 гг.), так же были на службе в полицейских частях.

К 1941 г. существовали следующие общественно-политические организации белоэмиграции: Бюро по делам русской эмиграции в Маньчжоу-Ди-Го (БРЭМ), являвшееся главной организацией русской эмиграции в Маньчжурии, тесно взаимодействовал с японскими военными; «Общество мирного сотрудничества народов Маньчжурской империи», действовавшее под контролем японцев и маньчжур; Союз казаков на Дальнем Востоке, руководил им генерал А.П. Бакшеев - сторонник атамана Г.М. Семенова; ВФП (Всероссийская Фашистская партия) во главе с К.В. Родзаевским и НТСНП (Национально - Трудовой Союз Нового Поколения) (Александров, 2009, с. 76.) и др.

К 1941 г. русские эмигранты служили в воинских и полицейских частях: Китайская армия генералиссимуса Чан Кайши; ШРП - Шанхайский Русский полк (до декабря 1941 г. под британским руководством, затем японским, а с 1944 г. под китайским (правительство Ван Цзинвея)); в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.